К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
ГабдулинаЛ.И. (г. Ростов-на-Дону)
Изучение удовлетворённости личности собственной жизнью и её детерминант - сколь актуальная, столь и сложная задача для психологии. Как известно, за рубежом уже накоплен определённый опыт её решения в масштабных эмпирических (психологических и социологических) исследованиях. В отечественной психологии к настоящему моменту опыт изучения данной проблемы исчисляется небольшим количеством работ. При всех очевидных различиях в количестве проведённых исследований и полученных в них эмпирических данных общим их итогом можно считать обнаруживающуюся картину сложного, неоднозначного характера детерминации удовлетворённости конкретного человека собственной жизнью. Неопределённой остаётся сущность удовлетворённости жизнью, её связь и соотношение с родственными явлениями и обозначающими их понятиями счастья и субъективного благополучия (Айзенк, Рифф, Брэдбери, Куликов и др.). В самом общем виде систему обусловливающих жизненную удовлетворённость (счастье, благополучие) личности факторов можно представить как многофакторный конструкт, представляющий собой сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов.
Осознание сложного характера детерминации удовлетворённости личности собственной жизнью не исключает, однако, попыток выяснения детерминирующей роли отдельных факторов или их групп. Особое место в этом многообразии детерминант следует отнести, с нашей точки зрения, социально-психологическим детерминантам: качеству и характеру отношений с другими, социально-психологическим характеристикам личности. Онтологию индивидуальной жизни личности «пронизывают» отношения с другими, составляя основу, «реальную ткань» человеческой жизни. Зарубежные исследователи, изучавшие особенности удовлетворённого собственной жизнью человека и особенности его
отношений с другими, характеризуют, в целом, их следующим образом. Это человек, обладающий позитивным отношением к себе, принимающий себя, способный к построению тёплых, доверительных отношений с другими, заботящийся о благополучии других, человек с развитой эмпатией, способный к привязанности и близости в отношениях с другими, понимает и способен идти на уступки во взаимоотношениях. Вместе с тем, он способен противостоять социальному давлению, мыслить и вести себя независимо, оценивать себя, исходя из личных стандартов. Таким образом, создаётся более или менее однозначная и непротиворечивая картина социально-психологического содержания жизни личности, удовлетворённой собственной жизнью.
Результаты наших собственных эмпирических исследований позволяют усомниться в этой однозначности.
Как выяснилось, для наших соотечественников, удовлетворённых собственной жизнью, межличностные отношения выступают одной из значимых ценностей-целей и ценностей-средств (по терминологии М. Рокича), более или менее полноценно реализуемых. Это подтверждает вышеприведённые рассуждения о значимости отношений с другими в индивидуальной жизни человека. Выяснилось также, что с удовлетворённостью жизнью связаны отношения со значимыми другими (матерью и сверстниками), основанные на сотрудничестве; с ней несовместимы манипулятивная и авторитарная личностная направленность в общении, фрустрированность, конфликтность, невротичность. Выявлена также тесная связь между жизненной удовлетворённостью и аффилиативной тенденцией личности, проявляющейся, как известно, в стремлении человека налаживать эмоционально комфортные отношения с окружающими. При этом чувствительность к отвержению как одна из сторон аффилиативной тенденции отрицательно связана с удовлетворённостью социальными достижениями и опосредованно- с общей удовлетворённостью жизнью.
Все вышеприведённые социально-психологические особенности личности и её отношений с окружающими, связанные с её удовлетворённостью собственной жизнью, вполне согласуются с уже выявленными ранее в зарубежных исследованиях факта ми. Однако, наряду с ними обнаружились и факты, противоречащие им.
220
А-Ж
Так, например, в нашем исследовании была обнаружена отрицательная связь между удовлетворённостью социальными достижениями и уровнем развития эмпатии, а также между общей удовлетворённостью жизнью и сензитивностью и способностью к раскрытию в общении.
Абсолютное большинство зарубежных и отечественных исследователей приходят к выводу, что эмпатия, сензитивность и способность к искреннему общению способствуют установлению полноценных отношений с окружающими; вышеперечисленные свойства личности рассматриваются как безусловно положительные характеристики её как субъекта общения, способствующие её удовлетворённости жизнью. Возможные негативные переживания, связанные с ними и могущие иметь место в общении личности с окружающими, редко принимаются в расчёт.
Вполне возможно, что основная причина выявленного факта кроется в специфике общественной, политической, экономической ситуации в нашей стране. Нашему эмпатийному, сензитивному, раскрывающемуся в общении соотечественнику, скорее, придётся столкнуться с большим количеством отрицательных переживаний его партнеров по общению, чем положительных.
Принципиальные различия между нашей страной и другими государствами в актуальном уровне общественно-экономического развития, качестве жизни населения, в характере общественных проблем в известной степени могут детерминировать обнаруживающиеся отрицательные связи между удовлетворённостью жизнью, с одной стороны, и, с другой стороны, уровнем эмпатии, сензитивности, открытости личности в общении.
Осмысленность и субъективная картина жизни личности
ГабдулинаЛ.И. (г. Ростов-на-Дону)
Особое место в единстве внешнего и внутреннего аспектов бытия личности следует отвести процессу осмысливания и процессу восприятия, переживания ею собственной жизни. У конкретной личности эти процессы, несомненно, связаны между собой; эта связь опосредуется её реальной жизненной практикой. Осмысливающий свою жизнь человек стремится определить её основное направление, подчинённое единому замыслу (смыслу), организовать свой жизненный путь как единое целое. Неразрывно связанный с реальной жизненной практикой, этот процесс находит своё отражение в субъективной картине жизни. Последняя, с нашей точки зрения, может быть определена в самом широком смысле как восприятие (представление) и переживание (оценка, отношение) человеком собственной жизни.
Осознание конкретным человеком того, как он осмысливает и отражает (в субъективной картине жизни) свою жизнь, весьма важно в контексте изменения его отношения к собственной жизни.
Особенности субъективной картины жизни конкретного человека могут выступать индикаторами его осмысленности жизни. Осознание субъективной картины жизни может послужить толчком для внешней и внутренней активности личности, направленной
на осмысление ею собственной жизни. Приоритетное значение во взаимосвязи субъективной картины жизни личности и её осмысленности необходимо, с нашей точки зрения, придать осмыслению жизни. Осознание и переживание человеком смысла своего индивидуального существования - важнейшее (хотя и не единственное) условие принятия им авторства в отношении собственной жизни. Последнее же будет отражаться на том, как воспринимает и переживает человек свою жизнь, т. е. на его субъективной картине жизни. Для подтверждения и иллюстрации вышесказанного приведём результаты эмпирических исследований, участниками которых были мужчины и женщины среднего и пожилого возраста.
Существует тесная связь между степенью осмысленности жизни и степенью выраженности субъектной жизненной позиции, индикаторами которой в нашем исследовании являлись убеждённость респондентов в том, что человеческая жизнь подвластна контролю, и уверенность их в своей способности контролировать свою жизнь. Мужчины и женщины, уверенные в своей способности контролировать события собственной жизни, убеждены втом, что в жизни человека больше смысла, и он почти всегда положительно сказывается на судьбе человека. Мужчины и женщины, не верящие в свои силы и способность управлять собственной жизнью, придерживаются той точки зрения, что жизнь бессмысленна, и наличие смысла в ней не всегда положительно сказывается на судьбе. Наиболее значимыми для этих респондентов оказались индивидуальные смыслы. У людей, занимающих субъектную жизненную позицию, индивидуальные смыслы сочетаются с достаточной степенью выраженности социальных смыслов. Уверенность в своей способности контролировать собственную жизнь у пожилых людей положительно коррелирует с показателем «расширения» смысла жизни и, соответственно, отрицательно - с показателем «сужения» смысла жизни. Иными словами, пожилые люди, которые воспринимают себя «жертвами жизненных обстоятельств», отмечают «сужение» смысла жизни или полную его потерю.
Субъективная картина жизни у лиц среднего возраста и у пожилых людей с высоким показателем осмысленности жизни и занимающих субъектную позицию по отношению к ней, имеет следующие особенности. Чем больше выражена субъектная позиция по отношению к собственной жизни, чем большую осмысленность и направленность она имеет, тем более она воспринимается как интересная и событийно насыщенная, тем меньше она стереоти-пизирована и больше приносит удовлетворение от социальных достижений.
Мужчины и женщины, контролирующие события собственной жизни, более удовлетворены собственными достижениями и оценивают своюжизнькаксложившуюся удачно. Они придают большое значение организации и планированию времени своей жизни. Препятствия и ресурсы, необходимые для перехода на более высокий уровень жизни, они видят, в большей степени, в самих себе. Мужчины и женщины, которые не верят в свои силы и возможность контролировать события собственной жизни, оценивают все сферы своей жизни ниже, чем мужчины и женщины сравниваемой группы, что доставляет им страдание и чувство дискомфорта. Препятствия и ресурсы они ищут вовне, т. е. зависимы от внешних обстоятельств. Наибольшие различия в субъективной картине жизни мужчин и женщин среднего возраста обнаружились в связи со степенью выраженности их субъектной жизненной позиции; менее заметны половые различия.
221
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Пожилые люди, занимающие по отношению к собственной жизни субъектную позицию, по сравнению с пожилыми людьми, ощущающими себя «жертвами жизненных обстоятельств», оценивают своё прошлое, настоящее и прогнозируют будущее как более позитивное и событийно насыщенное.
Позитивность восприятия пожилыми людьми всех периодов их жизни тесно связана с разными аспектами осмысления ими собственной жизни: чем более осмыслено ими их прошлое, настоящее и будущее, и вся жизнь в целом, тем более позитивно они воспринимают эти периоды жизни. Чем больше осмысливается ими будущее (т. е. больше в будущем целей, придающих ему смысл), тем больше надеются прожить пожилые люди и более перспективным представляется им их будущее, с которым они связывают больше значимых жизненных ожиданий.
Таким образом, особенности осмысления личностью собственной жизни в значительной мере обусловливают её субъективную картину жизни, что не может не отражаться на её реальной жизненной практике в конечном итоге. В практике психологической помощи, связанной с обсуждаемой проблематикой, в первую очередь должен быть сделан акцент на осмыслении и осмысленности жизни, что, несомненно, повлечёт за собой изменения и в её восприятии и переживании.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза