logo
psicho T1

Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков

Данилова М. В. (г. Санкт-Петербург)

Формирование жизненных ориентиров личности непосред­ственно связано с ее жизненным путем, с социальным окружением и процессом социализации.

Целью настоящего исследования явилось изучениежизненных ориентиров подростков с помощью биографической анкеты, в которую были включены вопросы, касающиеся таких ценностных категорий, как смысл жизни, дружба,любовь, культура и искусство, приключения, патриотизм, профессия, образование.

В исследовании принимали участие подростки 14-16 лет из семей (полных и неполных) и детского дома, учащиеся разных школ (специализированная, частная, обычная общеобразовательная и детский дом-школа), всего 307 человек.

Анализ возрастных особенностей жизненных ориентиров и ценностей показал, что на первый план, во всех возрастных группах выходит значимость выбора профессии, который является важнейшимжизненнымориентиром для 62% 14-летних, для 56% 15-летних и 54% 16-летних подростков. Для шестнадцатилетних подростков становятся более значимыми жизненные ориентиры, связанные со смыслом жизни и патриотизмом, которые относятся к мировоззренческим категориям.

По результатам анализа, проведенного в группах подростков, живущих в разных по составу семьях и детском доме, обучаю­щихся в разных образовательных средах (специализированная, частная, обычная школы и школа детского дома) выявлено, что они имеют особенности формирования жизненных ценностей и ориентиров.

Для подростков из полных семей в большей мере значимыми являются вопросы культуры и искусства. Тяга к приключениям, как характерная ценность в подростковом возрасте, воспитанникам детского дома свойственна в меньшей мере, чем подросткам из семей (р<0,05).

Результаты исследования жизненных ориентиров, связанных с планированием и реализацией профессионального самоопреде­ления в соответствии со спецификой образовательной среды, по­казали, что для подростков специализированной (61 %), обычной (60%) школ и воспитанников детского дома-школы (59%) выбор профессии оказался ведущим жизненным ориентиром. Для стар­шеклассников частной школы вопросы выбора профессии идут по значимости после дружбы, любви и взаимоотношений с другими людьми.

В сфере межличностных отношений вопросы дружбы наиболее важны для подростков частной школы, в остальных исследуемых группах различий не получено: для них значимость дружбы идет в иерархии ценностей после профессии, образования, приключений и смысла жизни. Воспитанники детского дома, не определяя сферу взаимоотношений с окружающими значимой, испытывают здесь наибольшие сложности (неумение устанавливать конструктивное взаимодействие, понимать окружающих и адекватно реагировать на ситуацию). Им свойственны конфликты со сверстниками и учителями. Сфера межличностного общения, коммуникативные навыки у подростков детского дома не получают того развития, которое характерно для их сверстников из семей.

Таким образом, анализ результатов исследования жиз­ненных ориентиров подростков в разных ситуациях семейно-образовательного развития свидетельствует, что семья и образо­вательная среда имеют существенное значениедля формирования жизненных ориентиров, ценностей и разрешения практических проблем проектирования жизненного пути подростков. Про­веденное исследование подтверждает важность практического внедрения грамотной психологической службы, ориентированной на оказание поддержки личностного развития и профессио­нального самоопределения для подростков и особенно для вос­питанников школ-интернатов, детских домов и подростков из неполных семей.

285

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4