Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
Дорогина М.Г. (г. Хабаровск)
Термин «успешность» является одним из наиболее распространённых в современном российском обществе, что отражено и на языковом уровне. В словаре Ожегова успешный означает сопровождающийся успехом, удачный. «Успешная личность», «жизненный успех», «успешность» используется как характеристика деятельности, однако, что стоит за этим понятием?
В феврале 2007 г. среди студентов был проведено исследование с использованием ассоциативного эксперимента, целью которого было изучение психосемантических представлений об успешности. В исследовании приняло участие 66 студентов 1,2 и 3 курса ДВГУПС (соответственно выделено три группы). Всего было получено более 2000 слов - ассоциаций, которые были подвергнуты анализу. Ассоциации с единичным индексом встречаемости квалифицировались как случайные и в дальнейшем анализе участия не принимали. Интерпретация полученных результатов была проведена с использованием критериев анализа смысловой сферы, предложенных В.П. Яссман. Данный подход позволяет исследовать образ мира как многомерное образование, включающее следующие уровни.
Поверхностный уровень (наивная картина мира), представленная на уровне образов представлений, включает: эмоционально-чувственные представления (веселый, жизнерадостный); предметно-формальные (работа, деньги, машина); культурно-стереотипные (богатый, семья, дружба, удача).
Понятийный (профессиональный) уровень, включает: предметно - формальные (карьера, работа, статус); иперативно-операциональные, стратегия и тактика поведения в профессиональной деятельности (целеустремленность, образованность, активность); эмоционально-оценочный,-требования к личности профессионала, личностные характеристики (коммуникабельность, умный, решительный, ответственный).
Глубинный (компетентность, универсальный, базисный уровень) включает: экзистенциональные - требования к личности и
326
А-Ж
ее развитию в деятельности (самосовершенствующийся, талант, творчество); духовные (доброта, благородство, сострадание).
К третьему уровню относятся те ассоциации, которые не только отражают самоактуализирующуюся личность по А.Маслоу, но и направленность на духовные ценности, что, казалось бы, противоречит понятию успешного человека в современных представлениях.
Также анализ осуществлялся с преобладанием ассоциаций каждого уровня по трем группам. Ассоциации распределялись по частоте встречаемости. В сумме по группам лидирует второй (профессиональный) уровень ассоциаций (1171 слов), на втором месте первый (обыденный) уровень (690 слов), а вот ассоциации высшего, глубинного уровня представлены в наименьшей степени (всего 240 слов).
Сравнительные результаты распределения ассоциаций по уровням отражения сущности понятия у студентов показали:
в первой группе на 1 курсе- поверхностный 50%, профессиональный 40%, глубинный 10%;
во второй группе на 2 курсе - поверхностный 24%, профессиональный 62%, глубинный 14%;
втретьей группе на 3 курсе- поверхностный 36%, профессиональный 57%, глубинный 7 %.
Анализ позволяет сделать следующие выводы.
Выявлены отличия в смысловом наполнении понятия «успешный человек» с первого к третьему курсу.
На первом курсе у студентов преобладает ориентация на внешние и социальные атрибуты и материальные блага, что отражается в изобилии таких ассоциаций, как деньги, работа, карьера, образование, машина, семья, модная одежда, костюм друзья удача, дом, коттедж, квартира и т.д.
На втором и третьем курсе уже ярко прослеживаются карьерные ориентации и профессиональная направленность (это ассоциации: карьера, хорошая работа, статус, профессионализм, увлеченность своим делом, компетентный, власть и т.д.). Также студенты 2-го и 3-го курсов хорошо представляют стратегию успешности, т.е. те качества, благодаря которым возможна успешная карьера (ассоциации: целеустремленный, умный, востребованный, уважаемый, свободный, коммуникабельный, любознательность, образованный, компетентный, рассудительный, ответственный, оптимист; трудолюбие, эрудированный, авторитетный, дипломатичный, воля и т.д.).
Интересно, что на третьем курсе на первое место респонденты поставили семью, что, по-нашему мнению, связано с тем, что на специальности «Психология» больше девушек. На втором курсе специальности СЖД, где преобладают парни, доминирующими ассоциациями были целеустремленность и друзья, на первом курсе деньги, образование. Таким образом, прослеживаются тендерные различия и тот факт, что студенты первого курса больше ориентированы на получениеобразованиякактакового,а старшие курсы на профессиональную компетентность и востребованность.
Проведенное пилотажное исследование позволяет предполагать, что карьерная и профессиональная направленность студентов проявляется уже на втором курсе обучения в университете.
Психофизиологические аспекты психологии труда педагога
Дорогина О.И. (г. Екатеринбург)
Дифференциально-психофизиологическиеаспекты успешности профессионалов в психологии труда обсуждались неоднократно и с разных позиций. В отношении необходимости профессионального отбора, точка зрения B.C. Мерлина и Е.А. Климова заключалась в следующем: рабочие с разными типологическими особенностями показывают за счёт выработки определённого стиля деятельности, одинаковую производительность труда и, следовательно, нет необходимости отбирать людей.
В противовес этой точке зрения К.М. Гуревич (1970) доказывал, что в профессиях, связанных с экстремальностью ситуаций и большим нервно-психическим напряжением, отбор необходим.
К.М. Гуревич считает, что различия по типологии не сказываются заметным образом на удовлетворённости, получаемой от труда. На наш взгляд, удовлетворённость деятельностью помимо многих социальных факторов может определяться и типологическими особенностями свойств нервной системы, поскольку склонность ктому или иному виду деятельности зависит от их сочетания.
В ряде исследованиях доказано, что лица, имеющие педагогическую направленность, чаще всего имеют слабую нервную систему. По данным Н.А. Аминова и И.В. Тихомировой, студенты педагогического института со слабой нервной системой имеют более выраженные педагогические способности. А.С. Молчанов и Н.А. Аминов (1988) выявили, что слабость и лабильность нервной системы являются благоприятным сочетанием и природной предпосылкой проявления учителями социально-перцептивных способностей, что находит отражение, а адекватном восприятии проблемных ситуаций в сфере субъектно-субъектных отношений.
Это связано и с тем, что лица со слабой и лабильной нервной системой лучше учитывают знак эмоций, т.е. принадлежность эмоций к положительным или отрицательным. Кроме того, слабость нервной системы связана с высокой тревожностью субъектов, а последняя выступает как причина, облегчающая вербализацию, в процессе которой происходит не только идентификация внешних и внутренних событий, их название, но и причинное истолкование (Н.А. Аминов, В.Н.Азаров, 1991).
В то же время успешность организаторской деятельности педагогов, по данным Т.Ф. Цыгульской (1983), связана с сильной нервной системой.
Вообще же деятельность учителей разнообразна и связана с проявлением самых разных способностей, которые зависят от различных типологических особенностей. Учёт последних важен при формировании стиля деятельности учителей.
327
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Дремотные состояния сознания и засыпание
Дорохов В.Б.
(г. Москва)
Работа поддержана грантом РГНФ № 05-06-06280а
Наиболее известным представлением о связи психики и состояний мозга в континууме сон/бодрствование является модель, развиваемая в работах Hobson J.A. (2000,2001) Он обосновывает наличие трех основных форм сознания: 1) бодрствующего сознания и сновидений в 2) медленноволновой и 3) парадоксальной стадий сна. Изменения состояний структур мозга, определяющих оси координат в этой модели, определяют изменения психических функций мозга. По мнению Hobson J.A. сложное, гетерохронное взаимодействие структур мозга является причиной возникновения различных форм измененных состояний сознания (ИСС) при переходе от бодрствования ко сну и самой распространенной формой ИСС является дремотное состояние сознания (ДСС).. Полагают, что динамика засыпания определяется взаимодействием двух, относительно независимых потребностей: 1) во сне и 2) в бодрствовании. В бодрствующем состоянии сознание обеспечивает контроль взаимодействия субъекта с внешним миром, а при переходе ко сну происходит снижение уровня активации мозга и возникновение ДСС. Для ДСС характерно переключение внимания с анализа внешней среды организма на переработку информации, извлекаемой из памяти, что субъективно воспринимается как«... погрузился в собственные мысли, задумался».
Мы развиваем гипотезу (Дорохов, 2001-2007), что неосо-знаваемость перехода к ДСС, является необходимым условием засыпания, так как служит своеобразным защитным механизмом, препятствующим возникновению психических отклонений при изменении взаимодействия структур мозга, вызываемых засыпанием. Однако, в условиях однообразной монотонной деятельности вызывающей снижение уровня бодрствования возникновения ДСС является причиной различных инцидентов на транспорте и производстве.
Таким образом, есть основания полагать, что своеобразие форм ИСС определяется характером взаимодействия различных систем регуляции уровня бодрствования и сна и, что прогресс в исследованиях ИСС будет определяться успехами нейробиологического анализа механизмов этого взаимодействия.
Монотония как экспериментальная модель засыпания
Дорохов В.Б., Лаврова Т.М.,
Украинцева Ю.В., ЗахарченкоД.В.,.
Пинтелина НА., Горбунов К.С.,
Дементиенко В.В., Герус СВ.,
Марков А.Г., Шахнарович В.М.
(г. Москва)
Работа поддержана грантом РГНФ № 05-06-06280а
Засыпание - сложный психофизиологический процесс, требующий согласования психических и физиологических перестроек, обеспечивающих переход от бодрствования ко сну. Полагают, что динамика засыпания определяется взаимодействием, по крайней мере, двух потребностей: 1) во сне и 2) в бодрствовании. Например, высокий уровень мотивации выполнения определенной задачи и сопутствующая ей активация могут маскировать высокий наличный уровень потребности во сне. И наоборот, отсутствие интереса к выполняемой работе приводит к значительному снижению уровня бодрствования даже при объективно низком уровне сонливости. Мы выдвинули гипотезу (Дорохов 2001-2007), что необходимым психологическим механизмом засыпания является возникновение дремотного состояния сознания (ДСС), для которого характерно неосознаваемое переключение внимания с анализа внешней среды на переработку информации, извлекаемой из памяти, что субъективно воспринимается как«... погрузился в собственные мысли, задумался».
Мы полагаем, что экспериментальной моделью для исследования участия ДСС в механизмах засыпания, может служить монотонная деятельность, выполняемая с закрытыми глазами, так как психические процессы, возникающие при развитии моно-тонии, имеют много общего с изменениями состояния психики при засыпании. Первичным в развитии состояния монотонии является субъективный фактор, связанный с однообразием и потерей значимости текущей ситуации, вызывающий возникновение эмоции скуки и снижение уровня бодрствования.
Для изучения психофизиологических механизмов засыпания монотонная деятельность должна, с одной стороны быстро вызывать снижение уровня бодрствования, а с другой стороны позволять с достаточной точностью определять момент засыпания по поведенческим показателям. Нами было разработано два, принципиально различных варианта психомоторного теста, выполняемых с закрытыми глазами и удовлетворяющие этим требованиям:
счет «про себя» без внешнего стимула, с попеременным нажатием кнопки двумя руками («self-paced»),
отсчет слуховых стимулов с одновременным нажатием кнопки(externally-paced tasks»).
Отсутствие дополнительной активации при выполнении первого варианта теста (без подачи внешнего стимула), облегчало снижение уровня бодрствования, и первые признаки засыпания появлялись уже через 2-3 мин. после начала эксперимента
328
А-Ж
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза