Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
Алфеева Е. В. (г. Курган)
Конфликт является одним из средств разрешения семейных отношений. Не возможно найти семью, где бы никогда не было ни одного конфликта. Главное не только в том, каковы конфликты, но и в том, как они разрешаются, владеют ли супруги умениями конструктивного разрешения конфликтов. От этого зависит, будет ли их разрешение позитивной силой, укрепляющей семью. Особенно актуально это в ситуации повышенной сложности на работе у одного из супругов.
Целью нашей работы стало исследование влияния профессии на особенности понимания мужчинами конфликтных зон в супружеских отношениях.
Исследование проводилось в 2005-2007 гг.. В эмпирической части исследования принимали участие 93 мужчины в возрасте от 20 до 35 лет: 43 мужчины сотрудники спецподразделений милиции, 50 мужчин гражданских профессий. В исследовании мы хотели выяснить, различаются ли представления о супружеских конфликтах и поведение в конфликтной ситуации у мужчин, работающих в особых условиях. Мы провели констатирующий эксперимент, включающий методики «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», и методику «Неоконченные предложения». Количественный и качественный анализ полученных результатов показал, что особенность этих конфликтов втом, что по этой группе вопросов усотрудников спецподразделений часто присутствует отрицательная окрашенность ответов на вопросы, касающиеся вопросов сексуальной жизни и супружеской измены. Именно супружескую измену они не готовы простить своей жене (100 % ответов). При этом они неудовлетворенны своей сексуальной жизнью. У гражданских мужчин такая неудовлетворенность гораздо ниже. С нашей точки зрения это напрямую связано со служебными командировками, гдесотрудники спецподразделений ведут довольно закрытый образ жизни, в то время как гражданские мужчины(если сексуальные отношения в семье их не удовлетворяют) могут удовлетворить их в отношениях с другими женщинами. В семьях без особых условий семейной жизни есть другой очаг конфликтности. Тем фактом, что жена постоянно находится на виду у мужа, имеющего гражданскую профессию, объясняется то, что они в меньшей степени напряжены по поводу супружеской измены. Однако, при этом то, что жена все
34
А-Ж
время перед глазами и видны все ее недостатки, приводит к тому, что мужчинам с «мирными» профессиями в женах многое не нравится. То есть супружеские проблемы и вопросы пола связаны с большей напряженностью в интимных отношениях с супругами у сотрудников спецподразделений из-за ненормированного рабочего дня и частых командировок. Полученные различия достоверны на 0,5 % уровне по непараметрическому U-критерию Манна - Уитни.
Из качественного анализа полученных ответов, мы можем сделать вывод, что и милиционеры и гражданские мужчины одинаково определяюти понимают конфликтные зоны супружеских отношений, но причин для возникновения конфликтов у гражданских гораздо меньше чем у сотрудников спецподразделений и большая степень отрицательной окрашенности ответов связана с работой, и образом жизни сотрудников спецподразделений. У гражданских мужчин семейная жизнь протекает гораздо ровнее, чем у милиционеров, которые периодически выезжают в служебные командировки на территорию Северо-Кавказкого региона.
Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» выявляет преобладания конфликтных сфер в семье модальность и силу конфликтного поведения. В тесте определяются наиболее конфликтные сферы супружеской жизни.
По нашему исследованию наиболее конфликтные сферы из восьми имеющихся являются сферы «Рассогласование норм поведения», «Проявление доминирования одним из супругов», «Проявление ревности». Это связано с тем, что эти сферы выделили как гражданские мужчины, так и сотрудники спецподразделенийд е. эти сферы являются более конфликтными сточки зрения мужчин в целом. Но есть различия в поведении в этих конфликтах: милиционеры чаще используют активное позитивное (направленное на решение конфликта) поведение, а гражданские мужчины чаще используют активное негативное(направленное на выяснение отношений) поведение в данных конфликтных ситуациях.
Кроме того, актуальными для гражданских мужчин являются следующие сферы «Расхождение в отношениях», «Проявление стремления к автономии», «Вопросы, связанный с воспитанием детей», все эти сферы в жизни семьи связаны с повседневным, будничным общением. В отличие от них для сотрудников спецподразделений более ярко конфликты выражаются в сфере «Нарушение ролевых ожиданий» (полученные различия достоверны на 0,1 % уровне по непараметрическому U-критерию Манна - Уитни). Для этой сферы наиболее ярко проявляется (негативное направленное на выяснение отношений) активное и пассивное конфликтное поведение. То есть для них очень важно, чтобы каждый из супругов четко выполнял свои ролевые обязанности «муж- добытчик», «жена - хозяйка», это связано с тем, что данная категория мужчин хорошо справляется с обязанностью материально обеспечивать семью, и считает себя вправе требовать и от жены быть хорошей хозяйкой.
Полученные результаты могут быть использованы в психопрофилактической работе с семьями сотрудников спецподразделения и в семейном консультировании. Такая работа могла бы способствовать большей удовлетворенности супружескими отношениями в семьях сотрудников спецподразделений.
Особенности конструирования опыта взаимодействия с Другими
АльперовичВ.Д. (г. Ростов-на-Дону)
Опыт является одной из базовых в философии и глубоко исследованной в социологии категорией. Однако, в психологии фактически нет дефиниций понятия опыта. Данная проблематика здесь разрабатывается не самостоятельно, а в связи с решением иных проблем в рамках многих школ и направлений. Субъективный опыт в философских, социологических и психологических работах содержательно наполняется ситуациями, событиями, обыденными и трансцендентными переживаниями, интерпретируется посредством личностных конструктов и когнитивных схем, изучается через категории времени, бытийных пространств, жизненного пути и пр.
В этой связи нами впервые в исследовательское поле социальной психологии было введено понятие «субъективный опыт взаимодействия с Другими». Синтезируя положения психологии субъекта, психологии бытия и социального конструкционизма, мы понимаем опыт субъекта как подвижное образование. Его форма, непрерывность и конкретное содержание (выделение событий и си-туаций, построение целостной картины жизненного пути) создаются, переживаются и воспроизводятся субъектом в нарративах посредством языковых практик объективации и типизации, использующихся социумом, т. е. Другими как конституирующим фактором опыта. Учитывая воззрения событийно-биографического подхода, мы предлагаем следующую схему структуры субъективного опыта взаимодействия с Другими: а) значимые жизненные события этого взаимодействия; б) значимые жизненные ситуации, выделяемые в процессе его протекания; в) характеристики, которыми наделяются и через которые определяются субъектом друзья и враги; в) действия, совершаемые субъектом и его друзьями и врагами в процессе взаимодействия. Под событиями мы понимаем отдельные моменты конструируемого субъектом жизненного пути, определяемые им самим в качестве значимых и в той или иной мере влияющих на последний. Си-туации для нас есть эмоционально переживаемые субъектом, конструирующим свой жизненный путь, обстоятельства, целостные в его восприятии, наделяемые им формальными (пространственно-временныеособенности протекания, количество участников) и содержательными (роли, цели, ожидания, мотивации, результаты и пр.) характеристиками. Опыт взаимодействия с Другими субъектом конструируется как: 1) в целом позитивный/ негативный; 2) однообразный/раз-нообразный; 3) изменяющийся эволюционно/революционно; 4) «размеченный» социально, с помощью общепринятых категорий/относительно самобытный; 5) ориентированный во времени (на прошлое/настоящее/будущее); 6) с акцентированием размеров участия во взаимодействии преимущественно другой стороны /самого индивида; 7) с выделением преимущественно личностных свойств себя и другой стороны/характеристик взаимоотношений/конкретных действий, интеракций;8) партнеров определенного статуса/различных партнеров.
35
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Аффективная реакция матери на кардиологическую операцию ребенка
Амосова Е. А.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, номер проекта 06-06-00388а
Психосоматические заболевания (в частности, кардиологические) часто рассматриваются как результат личностной дезадаптации. Цель нашего исследования состоит в проверке гипотезы о роли аффекта матери на процесс реалибилитации ребенка после кардиологических операций.
Мы исходим из того, что любое вмешательство (операция) является психотравмирующей ситуацией. Гипотеза нашего исследования состоит в том, что дезаффективная мать, являющаяся составной частью диады «мать-дитя», является патогенным фактором реабилитации ребенка.
А. Грин ввел понятие «мертвая мать» и показал, что депрессивная мать наносит нарциссическую рану ребенку, рану, которая делает его неспособным «жить». При этом ребенок бессознательно идентифицируется с горюющей матерью и не позволяет себе испытывать какие-либо сильные аффекты.
К. Юнг, рассматривая архетип матери, выделил два полюса - мать лелеющая и убивающая. Неосознанность этих полюсов приводит к тому, что оберегающее поведение матери может, по сути, стать патогенным. Непереносимость травмы, вызванной предстоящей операцией ребенка, приводит к тому, что мать отщепляет часть своего Эго. Ребенок идентифицируется с этой дезаффективной частью и «должен заплатить высокую цену дезадаптации в реальном мире для того, чтобы внутренний мир мог прийти на выручку (Д. Калшед,2007, с. 88).
Первоочередная задача терапии вслучаетравмы состоитвтом, чтобы обнаружить аффект, признать его на телесном уровне и найти вербальное выражение (Д. Калшед, с. 78). Проблема травматизации, вызванная операцией ребенка осложняется тем, что указанные компоненты мать должна пережить как непосредственно (страх потери ребенка),так и опосредованно (сопереживая его боль и страх).
В пилотажном исследовании (проведенном в Детском научно-практическом центре нарушений сердечного ритма) нами было разработано полуструктурированное интервью, направленное на выделение собственных аффектов матери и аффектов, переживаемых ее ребенком. Результаты интервью сопоставлялись с данными кардиологов. Было выделено три группы матерей, которых можно ранжировать по их патогенному влиянию на процесс реабилитации:
матери, отщепляющие аффект (отрицающие страх, подавляющие тревогу);
матери, выражающие максимальную степень аффективнойвключенности и реализующие созависимое поведение;
матери, переживающие зрелое горевание и осознающие сложность ситуации.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что ментальная репрезентация тела также представлена континуумом, один полюс которого составляет фрагментированное тело, другой - целостный образ тела.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза