К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
Гаврилова Е. В.,Лузаков А. А. (г. Краснодар)
Известно, что ни один метод сам по себе, вне связи с профессионализмом использующего его исследователя, не может быть гарантией качества результатов. Особенно это касается методов реконструкции семантических пространств, которые, несмотря на использование математических алгоритмов, имеют сходство с проективными методами, а значит, сильно зависят от навыков интерпретации. В работах этого направления уже сложились определенные каноны, но имеется немало психологов, испытывающих недоверие к методам многомерной статистики, и в частности, к факторному анализу. Иногда приходится слышать следующее мнение: в результате факторизации матрицы семантических данных в любом случае получается «что-нибудь, пригодное для интерпретации», следовательно, итоги подобных исследований отражают не столько реальные закономерности изучаемых феноменов, сколько случайные артефакты математических преобразований, помноженные на субъективность их интерпретатора. Это относят, в частности, к таким важным для психосемантики показателям как количество обнаруженных познавательных факторов-категорий, их иерархия по субъективной значимости, их психологическое содержание.
Нами проведен сравнительный анализ субъективных семантических пространств межличностного восприятия, присущих страшим школьникам и студентам, основанный на факторном анализе семантических матриц типа «объекты оценивания дескрипторы». Он позволил определить, как возрастные особенности
(при одновременном влиянии такого социального фильтра, как поступление в вуз) проявляются в категориальной структуре межличностного восприятия и оценивания. Различия школьников и студентов оказались интерпретируемыми в соответствии с известными возрастной и социальной психологии тенденциями совершенствования социоперцептивной системы личности, и это будет весомым аргументом в пользу валидности данного метода психосемантических исследований.
Можно опереться на сложившиеся научные представления о том, чем вообще отличается более совершенная (развитая, эффективная) социоперцептивная система личности от менее совершенной, включая особенности познавательных конструктов и стиль оценивания. Мы вправе предполагать, что отличия студентов от школьников в любом случае будут отражать именно эту линию -от менее к более совершенному, а не наоборот. В литературе чаще других упоминаются следующие критерии развитости социопер-цептивного инструментария личности: более высокая когнитивная дифференцированность, меньшая категоричность в оценках, большее внимание к внутреннему миру других и своему, а не только к внешним поведенческим проявлениям, рост способности к эмпатии, более адекватная самооценка (как условие адекватного отношения к другим). Если отвлечься от проблемы индивидуальных различий, все названные критерии так или иначе используются в возрастной и педагогической психологии при описании «естественного» или желательного развития человека или учащегося.
Использовался авторский вариант психосемантической методики (Лузаков, 1999), построенной по типу «поведенческого дифференциала» (принцип построения таких методик предложен В.Ф. Петренко). В ней содержится набор из 43 семибальных униполярных шкал-дескрипторов, они предъявляются в форме утверждений, описывающих поведение, предпочтения или переживания. Например: не выполнить в срок порученную работу, вскрыть чужое письмо, бояться показаться слишком чувствительным и т. п. Отметка на шкале ставится в зависимости оттого, с какой вероятностью субъект приписывает тот или иной признак конкретному объекту-другому человеку. Субъекту предлагалось оценить 10«объектов»-людей из своего ближайшего окружения, некоторые образы-типажи (например, бизнесмен, художник), а также «Я» и «Я-идеальное».
Студенческая выборка - 52 студента 2-3 курсов университета разных специальностей, выборка школьников- 50 учащихся 11 класса школы, девушек и юношей поровну. Обе выборки сопоставимы по половому составу, поэтому влияние половых различий в данном случае не рассматривается.
По количеству полученных факторов оказалось, что студенты обладают большей когнитивной дифференцированностью, чем школьники. Школьники при восприятии и оценке людей оказались «практичней» студентов. То, что они, пусть неосознанно, оценивают в других людях в первую очередь - это социальная активность, практичность, деловитость, которая одновременно означает «моральность». В сознании студентов фактор «оценка» и «деловитость» существуют по отдельности.
Второй и третий факторы студентов в сознании школьников «поменялись местами», несколько изменив содержание. Второй по значимости фактор студентов «чувствительность - толстокожесть» у школьников на третьем месте. Здесь проявляется растущая у студентов ценность интимности, способности к тонкому сопереживанию в межличностных взаимоотношениях. А важный второй фактор школьников «импульсивность, спонтанность» представлен
222
А-Ж
у студентов на третьем месте, но зато с более выраженным оттенком практичной приземленное™, стремления к стабильности на негативном полюсе фактора. Эти факты свидетельствуют, что семантические пространства в двух группах являются сопоставимыми, а их деформации - не хаотическими, а закономерными и интерпретируемыми.
Обнаруженные различия семантических пространств старшеклассников и студентовхорошо интерпретируются с использованием известных из психологии развития и социальной психологии критериев развитости социоперцептивного инструментария личности и ее возрастных особенностей.
ности. В дальнейшем идеал выступает интегрирующей основой жизненных отношений личности, ее общим смыслообразующим устремлением. На данной стадии преобладают идеалы обобщенного и конкретизированного типа.
По мере развития самосознания молодого человека происходит развитие его идеала, т. е. наполнение идеала тем психологическим содержанием, которое наиболее актуально для данной стадии развития молодого человека.
Особенности развития идеалов молодых людей
Гаврилова И. Ю. (г. Астрахань)
В широком смысле и в частном употреблении понятие идеал может иметь два значения. С одной стороны, оно обозначает высшую степень ценного или наилучшего, завершенное состояние какого-либо явления. Это может быть только мыслимое, интеллектуально сконструированное явление, например «идеальный газ», либо реальное событие и явление, например «идеальное решение» или «идеально выполненное задание». С другой стороны, идеалом называют индивидуально принятый стандарт чего-либо, касающийся, как правило, личных качеств или способностей. Строго говоря, здесь речь идет о кумирах.
Интересно, философско-этическое понимание идеала иное. Здесь на первый план выдвигаются универсальные основания человеческих суждений, решений и поступков. С философских позиций идеал, гармонизируя чувственно явленную (воплощенную) и сверхчувственную (духовную) грани идеи, регулирует стремление преодолеть противоречие между всеобщим и индивидуальным.
В психологической науке идеал понимается, прежде всего, как общее смыслообразующее устремление личности, направленное на изменение себя при поиске места в жизни, показатель социальной и личностной зрелости человека. Такое понимание идеала нашло свое отражение в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна. Понимание идеала как внутреннего критерия самооценки, регулятора поведения личности представлено в работахЛ.И. Божович, В.Э. Чудновского, Л.Ю. Дукат, З.И. Гришановой. В зарубежной психологии рассмотрением данной проблемы в разные годы занимались 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Роджерс, Д. Соупер и другие.
Выделяются несколько этапов развития идеала как стадии его развития, рассматриваемые через изменение его структуры.
Первоначально идеал представлен в виде эмоционально окрашенного образа, примера для подражания, эталона, с помощью которого происходит оценка других и самого себя. На этой стадии идеал, как правило, носит конкретный характер. По мере развития идеал начинает исполнять роль регулятора поведения, выступать мерой значимости мотивов деятельности, включаясь в более или менее устойчивую систему ценностей, интересов, установок лич-
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза