logo
psicho T1

Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России

Алексанин С.С, Рыбников В.Ю. (г. Санкт-Петербург)

Деятельность спасателей МЧС России проходит в экстремаль­ных условиях и характеризуется выраженным нервно-психическим и физическим напряжением, воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов, решением сложных и ответствен­ных задач в различных регионах России, ненормированным режимом труда и отдыха. Такая деятельность относится к числу профессий «повышенного риска» и характеризуется одним из высоких уровней психоэмоционального стресса.

Это, во-первых, предъявляет повышенныетребования не толь­ко к уровню специальной подготовки, но и к состоянию здоровья и психологическим качествам личности спасателей МЧС России. Во-вторых, приводит к снижению профессиональной работоспособ­ности, возникновению психоэмоциональных нарушений и нервно-психических расстройств.

В связи с этим целесообразна разработка и практическая реализация системы мероприятий медико-психологического со­провождения спасателей МЧС России. Указанная система должна включать следующие основные мероприятия:

высокой работоспособности и профессионального долголетия, со­хранение здоровья спасателей МЧС России.

Ситуативно-смысловая детерминация психических состояний

Алексеева ЕМ. (г. Казань)

В работе представлены результаты исследовательской работы, проведенной в рамках изучения ситуативно-смысловой обуслов­ленности психических состояний в повседневной жизнедеятель­ности студентов.

Исследование проводилось в рамках концепции смысловой детерминации психических состояний А.О. Прохорова: смысловые характеристики сознания, включающие в себя личностные смыслы, смысловые конструкты, мотивы, смысловые установки, ценности, а также значения и переживания образуют ситуацию жизнедея­тельности в контексте бытия субъекта, означивая («значение для меня») те ее составляющие и объекты, которые приобретают смысл для субъекта. Вследствие такого означивания актуализируется психическое состояние.

Цель исследования заключалась в изучении общих психоло­гических закономерностей влияния смысловых структур инди­видуального сознания на возникновение психических состояний разного знака и уровня психической активности в повседневной жизнедеятельности студентов. В нем использовалась эксперимен­тальная методика Имплицитного Ассоциативного Теста (IAT), разра­ботанная A.G. Greenwald и позволяющая выявлять неосознаваемые субъективные установки и личностные смыслы.

Анализ полученных в ходе эмпирического исследования ре­зультатов позволил сформулировать следующие выводы:

  1. Были выявлены постоянные и устойчивые взаимоотношения всистеме «ситуация - смысл - психическое состояние», где рольопосредующего звена играютличностные смыслы и смысловыеустановки субъекта, определяющие особенности детерминациипсихических состояний в повседневной жизнедеятельностистудентов.

  2. Есть основания полагать, что каждая ситуация занимаетопределенное место в субъективной картине (образе) мира иассоциируется с определенными психическими состояниями.

  3. Полученные входе экспериментов результаты позволяют судитьо сознании как о важной составляющей психического состоянияи вскрывают механизмы функционирования личностныхсмыслов и смысловых установок в детерминации психическихсостояний. Та или иная ситуация актуализирует определенноеотношение к ней в зависимости от ее осмысления и оценки.Это находит свое выражение в возникновении определенногопсихического состояния.

  4. Выявлены различия в смысловой детерминации психическихсостояний разного знака и уровня психической активности.Наиболее выраженным является влияниеличностных смыслови смысловых установок на положительные и отрицательныепсихические состояния высокого и низкого уровня психическойактивности.

62

А-Ж

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4