logo
psicho T1

Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления

Белоусова А.К., Пищик В.И.,

Молохина Г.А., ФисанА.Н.

(г. Ростов-на-Дону)

Исследование выполнено при финансовой поддержке

РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта

РГНФ («Стиль мышления субъектов российской

ментальности в меняющемся мире»),

проект № 05-06-06420а

Деятельность менеджера включает в себя решение разнообраз­ного круга задач, и её эффективность может быть связана со стилем мышления, который определяет направленность и своеобразие выбираемых менеджерами стратегий профессиональной деятель­ности. В настоящее время сложились специализации в деятельности менеджеров, обусловленные спецификой профессиональных задач. От того, как развито мышление менеджера, обусловленное сфор­мированными у него мотивационными особенностями, во многом зависит его личная профессиональная успешность, а вместе с ней и эффективность деятельности организации.

Мы предположили, что группа менеджеров по продажам и менеджеров по рекламе имеют различия во взаимосвязи стиля мыш­ления с мотивационными качествами и уровнем выраженности по­требности вдостижении. Исследование стиля мышления проводилось нами с использованием методики диагностики стилей мышления по А.К. Белоусовой, мотивационные качества определялись по методике Ю. Куля «Шкала контроля за действием» и с помощью опросника Ю.М. Орлова «Потребность в достижении». Экспериментальной ба­зой выступили организации, занимающиеся продажей технической группы товаров («А» — группа) и рекламных услуг («Б»- группа) в г. Ростове-на-Дону. Респондентами в исследовании выступили менед­жеры среднего звена в количестве 61 человека в возрасте от 25 до 30 лет, из них 41 человек - мужчины и 20 человек - женщины.

В группе «А» в ситуации контроля за действием, при неудаче ведущим является критический стиль. В ситуации контроля за действием, при планировании ведущим является управленческий стиль, позволяющий организовать совместную деятельность, на­правленную не решение профессиональной задачи. Ситуация кон­троля за действием при реализации способствует доминированию практического стиля мышления. Таким образом, в ситуации анализа результатов действия доминирующей является функция селекции, позволяющая вычленить необходимые для корректировки элемен­ты. При планировании деятельности преобладает функция смыс-лопередачи, обеспечивая наилучшую подготовку к деятельности.

94

А-Ж

Выполняя действие, менеджер акцентирует внимание на деталях процесса выполнения, что находит отражение в доминирующем стиле мышления (практический стиль). Анализ особенностей взаимосвязи стиля мышления, уровня выраженности потребности в достижении и контроля за действием в группе «А», проведённый с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, показал наличие статистически значимых связей. Так, критический стиль мышления имеет значимую связь с уровнем выраженности потребности в достижении (г = 0,468, гкр = 0,47, р = 0,01). Следовательно, при увеличении потребности вдостижении у респондентов этой группы возрастает степень доминирования критического стиля мышления. Практический стиль мышления статистически значимо взаимосвя­зан с контролем за действием в ситуации неудачи (г=0,417, гкр = 0,36, р = 0,05). Можно предположить, что, повышая внимание к результатам проделанной работы, респонденты более успешно, без ошибок и недочетов реализуют новые идеи в дальнейшем. Следует отметить, что контроль за действием при реализации отрицательно связан со всеми стилями мышления респондентов данной группы, но эта связь не является статистически значимой. Это можно объяснить излишней шаблонностью действий менеджеров, не способствующей развитию мышления. Таким образом, в группе менеджеров по продажам с увеличением контроля за действием при неудаче большее значение приобретает функция реализации. Значимость селективной функции возрастаетсувеличениемуровня потребности вдостижении.

В группе «Б» в ситуации контроля за действием, при неудаче ведущим является управленческий стиль. В ситуации контроля за действием, при планировании ведущим является критиче­ский стиль. Ситуация контроля за действием при реализации способствует доминированию практического стиля мышления. Таким образом, для менеджеров группы «Б» в ситуации анализа результатов действия доминирующей является функция смысло-передачи; при планировании деятельности - функция селекции; при контроле за деятельностью при реализации - функция реализации Анализ данных показывает наличие статистически значимых связей. Так, инициативный стиль мышления имеет зна­чимую связь с уровнем выраженности потребности вдостижении (г = 0,384, гкр = 0,36, р = 0,05). Следовательно, при увеличении потребности в достижении у респондентов этой группы будет возрастать степень доминирования функции генерации идей. Уровень выраженности потребности в достижении значимо связан с управленческим и практическим стилем мышления (г = 0,402, гкр = 0,36, р = 0,05 и г = 0,581, гкр = 0,46, р = 0,01, соответственно). Иначе говоря, с возрастанием потребности вдо­стижении увеличивается стремления реализовать идею и сделать это коллективно. Практический стиль мышления статистически значимо взаимосвязан с контролем за действием в ситуации неудачи (г = - 0,412, гкр = 0,36, р = 0,05). Можно предположить, что, повышенное внимание к результатам проделанной работы, не способствует реализации конкретных задач независимо от оценок окружающих. Следует отметить, что контроль за действи­ем при реализации связан с управленческим стилем мышления (г= - 0,438, гкр = 0,36, р = 0,05). Полученные результаты могут быть объяснены спецификой профессиональной деятельности менеджеров в сфере рекламы, которая требует нестандартных решений и действий.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4