Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
Из опыта работы ГОУ Центр Образования №1883 «Бутово»
Блинова А. В., Самойлова С. В. (г. Москва)
В наибольшей степени влияние научно -практической психологии заметно в развитии современной системы образования. Психологическое просвещение участников образовательного процесса осуществляет решение двух основных задач политики современного образования: гуманизация образования и сохранение психологического здоровья.
В Центре Образования №1883 «Бутово» осуществляется попытка решения этих двух задач в рамках развития психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Центр Образования - это многоступенчатое образовательное учреждение, включающее в себя дошкольное отделение, начальную школу, полную среднюю школу, экстернат, а так же широкую сеть дополнительного образования.
В ЦО №1883 «Бутово» осуществляется преподавание психологии на всех ступенях обучения, кроме дошкольного отделения. В начальной школе и средней преподавание ведется по программе и учебникам под редакцией профессора, доктора наук, академика РАО Дубровиной И. В. «Психология» (городская экспериментальная площадка: «Преподавание психологии как учебного предмета»). В старших классах (10-11 кл.) преподавание ведется по авторской программе Блиновой А.В. «Социально- психологические основы трудовой деятельности».
С 2003 года в ЦО №1883 организованы профильные психолого-педагогические классы (старшее звено), участвующие в город-
101
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
ской экспериментальной площадке с 2006 г. «Разработка модели профильного обучения в гуманитарных классах с психологическим уклоном». Учащиеся этих классов осуществляют проектно-исследовательскую деятельность по направлениям психологии и педагогики, участвуют в психологических акциях, проводимых на базе ЦО (акции: «Психологический климат в школе», «Психология делового общения»). ПроектнО-исследовательская деятельность учащихся в области психологии расширяется и до среднего звена ЦО. Итогом проектно-исследовательской деятельности становится участие учащихся в различных конкурсах: окружной и городской туры конкурса «Юные таланты Московии» (получение грамоты «За неординарный подход к проблеме становления личности и выявление роли литературы в этом процессе в исследовательской работе»), муниципальный и окружной туры «Ярмарки идей на Юго-Западе» (диплом 3-ей степени), городской конкурс творческих работ учащихся профильных классов, представляемых к изданию в газете «Мы и мир» (победитель конкурса), национальная открытая гуманитарная конференция школьных исследовательских работ «Вышгород- 2007» (личная номинация), V научно-практическая конференция «Психология глазами юных» при МГППУ (диплом второй и третьей степени).
Учащиеся психолого-педагогических классов обучаются по программе «Психологический класс» в рамках сотрудничества ЦО №1883 с Московским Городским Психолого-Педагогическим Университетом (МГППУ) с 2003 г. За этот период 16 выпускников ЦО поступили в психолого-педагогические вузы, в том числе МГППУ, и успешно обучаются различным психологическим специальностям (психология образования, юридическая, специальная, социальная, дошкольная психология, психология консультирования). В рамках того же сотрудничества, студенты различных факультетов МГППУ проходят ознакомительную и педагогическую практику в ЦО под руководством специалистов центра; а так же, после окончания вуза, молодые специалисты проходят стажировку на базе ЦО № 1883 под руководством и наставничеством специалистов центра.
Учителя Ц0№1883 посещают специально организованные семинары-практикумы, основная цель которых - психологическая культура и психологический климат в педагогическом коллективе. В организации данных мероприятий участвует не только психологическая служба ЦО и ПМСЦ, а так же приглашаются представители научного сообщества. Работа осуществляется по двум направлениям: психологическое просвещение в виде лекториев и отработка практических навыков эффективного взаимодействия на тематических тренингах.
Для родителей организованы «родительские лектории», задачей которых является психологическое просвещение, развитие психологической культуры родителей учащихся. Основная тематика таких занятий детско-родительские отношения (конфликты и пути решения), помощь семьи в организации учебной деятельности детей вне школы, осуществление взаимодействия педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе.
В перспективе планируется расширить психологическое просвещение в Центре Образования за счет создания и развития инновационных программ и проектов: создание силами учащихся школьного научно-практического журнала, введение факультативных курсов («Развитиетворческих способностей», «Психологический театр») для учащихся предпрофильных и профильных классов при участии преподавателей МГППУ; предполагается участие в конкурсе театрально-психологических этюдов в МГППУ.
Таким образом, в Центре Образования осуществляется преемственность психологического просвещения и культуры. Она ведется по двум направлениям. Вертикально от начального звена образования до поствузовской подготовки молодых специалистов педагогов-психологов. Горизонтальное направление затрагивает всех основных участников образовательного процесса. Это дети, родители, педагоги.
Остается проблема восполнения психологического просвещения и уровня развития психологической культуры в среде между образовательным учреждением и семьей.
К вопросу о профессиональной адаптации сотрудников силовых органов
Блохина И. В. (г. Краснодар)
Оптимально организованный процесс профессиональной адаптации специалистов из числа сотрудников силовых органов позволит существенно снизить нетолько расходы на комплектование вакантных должностей, но и минимизировать негативное влияние поведения сотрудников, не адаптировавшихся кусловиямдеятель-ности, на морально-психологический климат организации.
Профессиональная адаптация таких специалистов может быть рассмотрена как процесс выполнения нормативно заданной деятельности в соответствии с устоявшимися в профессиональном сообществе организации способами и предписаниями, в ходе которого происходит приспособление индивидуальных особенностей специалиста к условиям такой деятельности.
К составным частям модели процесса профессиональной адаптации таких специалистов можно отнести следующие взаимосвязанные компоненты: личность специалиста с присущими ей возрастными и тендерными особенностями, определёнными индивидуально-психологическими характеристиками, знаниями, навыками и умениями; механизм саморегуляции личности специалиста; профессионально-деятельностную, нормативную, социальную и социально-психологическую предметные области взаимодействия с личностью специалиста.
Механизм саморегуляции специалиста разрешает возникающие противоречия между личностью специалиста и средой деятельности. Если специалист овладел знаниями, навыками и умениями (составляющими основу профессиональной деятельности по занимаемой должности), при этом у личности сформировано позитивное отношение к исполняемым обязанностям и требованиям профессионального сообщества (выражающимся в предлагаемой ему ролевой функции, в групповых нормах и в нормах организационного поведения), то адаптационный процесс завершается успешное противоречия между личностью и средой деятельности снижаются (либо снимаются). В противном случае адаптационный процесс оказывается неуспешным, конфликтная ситуация нарастает, приводя либо к смене профессии (специальности), либо к досрочному расторжению контракта.
В процессе профессиональной адаптации индивидуально-психоло-гические характеристики специалиста опосредуются потребностью в достижении более высоких результатов. Это, в свою
102
А-Ж
очередь, заставляет специалиста более осознанно регулировать свою деятельности, что приводит к образованию в личности таких характеристик, как «оценка результатов деятельности», «моделирование деятельности», появляется «гибкость» в поведении.
На основании предпринятого исследования мы пришли к выводу, что психологической особенностью процесса профессиональной адаптации специалистов из числа сотрудников силовых органов является формирование у них в начале службы по контракту новообразований индивидуально-психологических характеристик личности, количество и характер взаимосвязей которых индивидуальны, определяются развитостью системы саморегуляции личности, внешними и внутренними условиями деятельности. Факторами, влияющими на успешность процесса профессиональной адаптации специалистов, являются возраст, уровень образования и стаж профессиональной деятельности, а также время, прошедшее между моментом принятия решения о поступлении на службу по контракту и заключением контракта; информированность перед поступлением на службу о порядке её прохождения; адекватное осо-знание субъективных трудностей в процессе освоения профессии и промежуток времени, по истечении которого к специалисту пришло ощущение, что он полностью справляется с профессиональными обязанностями, а также тендерные особенности.
В современной психологии адаптации личности профессиональная адаптация рассматривается как феномен формирования в личности совокупности новообразований психических качеств. Такой подход позволяет не только объединить процессуальный и результативный аспекты адаптации, но и учесть изменения, происходящие в личности, от которых зависит позитивный или негативный результат адаптации.
Так, приспособление индивидуально-психологических характеристик личности специалиста из числа сотрудников силовых органов к условиям деятельности приводит к образованию в его личности разных по количеству и разветвлённое™, но устойчивых новообразований индивидуально-психоло-гических характеристик, адекватных особым условиям деятельности. Новообразования в сочетании с внешними факторами (характеристики служебной ситуации, поставленные задачи, условия их выполнения, профессиональные и социальные характеристики организации) обеспечиваютуспешность процесса профессиональной адаптации. При этом у успешно адаптировавшихся специалистов в структуре личности нами выявлено наличие устойчивой, индивидуальной по составу и характеру внутренних взаимосвязей комбинации индивидуально-психологических характеристик личности. У неуспешно адаптирующихся специалистов такие устойчивые комбинации индивидуально-психологических характеристик личности не выявлены.
Также нами выявлено, что процесс профессиональной адаптации специалистов из числа сотрудников силовых органов можно оптимизировать, наряду с введением процедуры испытания, введением в штаты силовых органов должностей практических психологов; а также оптимальным планированием и осуществлением психологического сопровождения процесса профессиональной адаптации таких специалистов и обеспечением скоординированное™ действий руководства, кадровых органов, воспитательных структур и практических психологов по сбору сведений, характеризующих успешность профессиональной адаптации специалистов из числа сотрудников силовых органов в начале их службы.
Фрактальная геометрия и теория функциональных систем
Богатых Б. А. (г. Обнинск)
К настоящему времени теория функциональных систем (ТФС) П.К. Анохина заменив собой механистическую (декартовскую) реактивность организма на активное, целенаправленное его поведение, требует, на наш взгляд, более глубокого осмысления, которое можно осуществить в рамках методологии фрактала, фрактальной концепции, его основных принципов и подходов. Процессы, отражающие собой фрактальное самоподобие, основаны, прежде всего, на принципе обратной связи, когда результат одной итерации является начальным значением следующей итерации. Наряду с этим фрактальная геометрия позволяет устанавливать взаимозависимость между геометриями в различных масштабах, а именно, как микроскопическое поведение тех или иных систем связано стем, что можно наблюдать в макроскопическом масштабе. Многообразие фракталов при этом, содержащих множество виртуальных наборов всех возможностей, отраженное через принцип самоподобия, описывается довольно простой математической формулой вида: Zn+1= Z2n+ С.
В рамках фрактальной геометрии большое внимание уделяется приложению золотой пропорции в исследовании синергетических процессов математики, физики, биологии, т. к. на поверку золотая пропорция выступает основой существования любых самоорганизующихся систем. Золотая пропорция, которая в конечном своем выражении выступает прообразом рядов (чисел) Фибоначчи, представляет собой соотношение только трех величин, проявляющих определенную закономерность и представляющая собой целостную динамическую систему. Причем как ряды (числа) Фибоначчи, так и их прообраз - золотое сечение, наряду с разного вида геометрических и алгебраических прогрессий, заключают в себе процесс повторения процедуры неопределенное число раз (процесс итерации) отраженный в формуле вида Zn+1= Z2n + С. В наилучшем виде, на наш взгляд, соотношение золотой пропорции у П.К. Анохина выражено в следующем виде: «Когда наш мозг осуществляет самое начало действия, он уже заряжен и на ожидание результата Чем не существование определенного соотношения между какими-нибудь двумя элементами, которое с необходимостью определяет величину третьего: то есть мозг уже знает, что есть и ждет то, что надо. А есть соотношение, выраженное либо в вещи, либо как-нибудь абстрактно. -.. .Еще не реализованное действие уже захватывает мозг, настраивает его на ожидание предстоящих результатов и на последующую оценку этих результатов, .. .как совершенно четко очерченную функцию этой системы». Иными словами, данный нервный аппарат, находя в поиске единственно нужную реакцию, в конечном итоге осуществляет завершение и процесса и соотношения. Более того, именно золотая пропорция (сечение), как и числа Фибоначчи, в своем математическом выражении обеспечивают работающей функциональной системе осуществление широчайшего спектра функций организма, отражая, при этом, количественное проявление процесса развертывания целостности, при выявлении колоссального разнообразия тех или иных композиций. Здесь в более полной мере осуществляется принцип фрактальной
103
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
развертки, играя при этом в целостном континууме конкретную роль, а именно, роль меры.
В заключение, рассматривая формирование идеи общей ТФС, можно отметить, что в ее основе лежали, прежде всего, идея развития и идея системности. Их воплощение осуществилось в концепции системогенеза, которая в отличие от концепции органогенеза, предполагает поэтапное развитие морфологических органов, настаивая на совершенно ином их формировании. В частности, с позиции системогенеза формирование «общеорганизменных» целостных функциональных систем осуществляется целостно и сразу уже на самых ранних этапах эмбрионального развития организма, т. е. до того как все ее компоненты получат структурное окончательное оформление, с последующим их усложнением и модификацией. Данной особенности будет соответствовать природа фрактала, которую можно схематически описать в следующем виде. Представим себе некий остров, на котором находится озеро с пресной водой, а сам остров, естественно, окружен морем с соленой водой. Проведем теперь каналы с пресной водой, т. е. из озера, и с морской водой (с моря) так, чтобы каналы сблизились друг с другом при этом, не пересекаясь между собой, скажем, например, до метра в каждой точке суши, затем в один сантиметр, в один миллиметр и т. д. до бесконечности. В конечном итоге, данная конструкция будет представлять в каждой точке три не-смешивающиеся стихии - канал с пресной водой, перегородка из суши и канал с морской водой. Именно данная, весьма сложная, конструкция как раз и будет представлять собой фрактал. Данные фрактальные образования (фрактальность каналов), в которых может находиться и более трех стихий, представляют, в частности, переплетение легочной, нервной, кровеносной, лимфатической и т. д. систем у многих как наземных, так и водных животных. Причем они не перемешиваются, а функционируют как бы независимо друг от друга. И лишь на самом последнем этапе- в нашем случае в альвеолах легких, - где происходит газовый обмен, они начинают взаимодействовать, где происходит обмен теми или иными продуктами обмена веществ, энергией или информацией. В конечном итоге, здесь просматривается иная природа, иная топология. Таким образом, представленная фрактальность каналов позволяет наиболее адекватно объяснить, во-первых, иерархию системных уровней организации живого, во-вторых, отразить размерность подобия тех или иных систем живого, и, в-третьих, - коэволюционную, сопряженную эволюцию развивающихся систем и структур объектов. Следовательно, можно сказать, что как закладка, так и особенно развитие «общеорганизменных» целостных функциональных систем в живом организме осуществляется фрактально и, прежде всего на наш взгляд, по принципу фрактальности каналов рассмотренному выше.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза