К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
Горбунов Ю.В. (г. Иркутск)
Хотелось бы уделить внимание факторам, влияющим на экономическую социализацию детей и подростков, которые выделяются различными исследователями. Помимо общих социально-демографических условий, огромную роль в формировании играют следующие особенности: семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий», общая социально-экономическая ситуация.
На приобщение к деньгам наибольшее влияние оказывают рассказы родителей о том, как они получают доход, создают накопления и какое их отношение к собственности и деньгам. Отметим, что главный инструмент социализации современного общества - школа - слабо включен в переходные процессы социализации, поэтому необходимы исследовательские работы по этой проблематике для более успешной экономической социализации современных подростков. По нашему мнению для повышения роли школы в экономической социализации необходимо вводить дополнительные факультативные дисциплины, которые помогут адаптироваться подросткам в новых экономических условиях. Особенность нынешнего процесса экономической социализации в России состоит в том, что в обществе до сих пор не сложилось сколько-нибудь единого мнения о ее необходимости. У нас практически отсутствует опыт формального экономического образования, которое в большинстве стран входит в число обязательных школьных предметов, однако в порядке эксперимента преподается детям разного возраста, вплоть до дошкольного. Продолжается влияние родителей, которые жили в других условиях на экономическое поведение и сознание подростков.
Важными направлениями в деятельности школ считаем формирование отношения к деньгам, обучение навыкам налого-послушного поведения, правильного распоряжения и владения собственностью, формирование эффективных качеств предпринимателя и т.д.
Акмеологическая коррекция аутодеструктивного поведения
Горобец Т.Н. (г. Москва)
Последнее десятилетие показало, что проблема распространения различных форм аутодеструктивного поведения становится наиболее актуальной в периоды кризисов и социальных перемен, когда оно приобретает характер массовидного явления.
Влияние коренных перемен в социальном устройстве на развитие личности - центральная проблема многих отраслей знания и одновременно это одна из ключевых задач развития гражданского общества вообще. В настоящее время становится актуальной проблема возникновения феноменологических патологических состояний, вызванных отрицательным влиянием социальных факторов.
Всовременной России происходит трансформация общественно-экономических и социально-психологических условий жизнедеятельности человека. Это привело к социальной дезориентации и какслед-ствие-возникновению массовидныхдезадаптационных процессов. В результате наблюдается подвижки в массовидных психических процессах и рост аутодеструктивных форм поведения.
В связи с этим все более актуализируется изучение этих процессов и понимание психологических особенностей людей с аутоде-структивными паттернами поведения. Поэтому перед наукой стоят задачи, направленные на воспитание и формирование человека, способного адаптироваться к новым изменяющимся социальным условиям с сохранением способности к саморазвитию и самореализации. Преодоление сложившейся социальной ситуации, негативно воспринимаемой и отражающейся на социальном здоровье большинства населения, возможно через создание системы профилактики и коррекции поведения аутодеструктивной направленности, все более воспринимаемого в массовом сознании как норма.
Акмеология как наука о непреходящей ценности жизни человека, о способности его к самосовершенствованию и саморазвитию во всех важных сферах деятельности может внести в решение этих задач свой вклад.
273
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Сегодня уже очевидно, что духовное развитие нашей страны в ситуации контрастной дифференциации населения по доходам и возможности самореализации сказалось на национальном духе россиян, привело к изменению их психологического состояния. Появились явные и латентные тенденции к дезадаптации и формированию аутодеструкции.
В связи с этим выявление факторов и условий формирования аутодеструктивного поведения, закономерностей и перспектив развития этого явления является не только задачей научного теоретического анализа, но и практического сохранения социального здоровья нации.
В решении этой задачи значимую роль должна сыграть ак-меология, так как акмеологическая профилактика и коррекция аутодеструкции должна быть направлена на разработку моделей самосозидания и саморазвития.
Нравственно-психологические принципы работы с образной сферой личности
Гостев АЛ. (г. Москва)
Образный опыт достаточно капризен, и потому для конструктивного функционирования образной сферы человека «дисциплинирующих» психотехник недостаточно. Чтобы образ стал советником-подсказчиком, необходимо, чтобы человек - субъект образного опыта - был подчинен не только психологическим, но и нравственным принципам. При постулировании таких принципов возникают теоретико-методологические проблемы, которые вы-нуждаютобратиться к междисциплинарным и культурологическим знаниям. В этой связи в качестве одного из ракурсов рассмотрения имагопрактики (практической работы с образной сферой личности) была взята православно-христианская традиция, которая помогает прочувствовать сложность работы с образной сферой личности именно с духовно-нравственной точки зрения. В частности, она подсказывает, что акцент современных школ личностного роста на раскрепощение искаженного состояния нецелостной (искаженной страстями) человеческой природы (считающейся, однако, «естественным») таит в себе опасность незаметного для людей ухода от нравственных законов человеческого бытия
Признание«Высшего начала» и принцип любви. Вера в высшую реальность связывает человека с тем, что может быть названо «Вселенским Нравственным Законом». Человек чувствует в душе этот закон через совесть и предполагает существование того же закона в других людях. Эту непреложность законов духовного мира - «высших и абсолютных установлений», «богоустановленных устоев бытия» - человечество пытается понять уже много тысяч лет, хотя они известны давно. Человек в глубине сердца соприкасается с абсолютной божественной реальностью, которая в своем действии на жизнь людей предстает как нравственное начало. Компонентом принципа «признания высшего начала» является проблема добра и зла, нравственно-психологически неотделимая от проблемы совести. Принцип любви предполагает, в частности, правильное отношение к себе - принятие себя, при ориентации на самосовер-
шенствование, на самоочищение души, чувствование тонкой грани между тем, что может быть названо духовной силой и личной силой эго. В работе по изменению негативного мироощущения следует отметить одну тонкую нравственно-психологическую грань, пролегающую между позитивностью этого момента и замаскированных под этим флагом, во-первых, вседозволенностью, как минимум, внутреннего действия на уровне образов, и, во-вторых, иллюзорностью, «накачки нереалистично оптимистичного», а потому деструктивного, восприятия мира. Негативное мироощущение у человека преодолевается усилением открытости его картины мира к изменению. Однако открытость миру должна обогащать человека истинно духовными смыслами. Говоря о работе с целеполаганием, подчеркнем, что работу с образами нельзя использовать для достижения эгоистических целей, нельзя мысленно манипулировать людьми с целью получения желаемого, нельзя ничего отнимать и т.п. (даже в воспоминаниях не следует воссоздавать подобные сюжеты). На уровне образной сферы человек не должен причинять никому никакого вреда. Принцип соответствия самоотдачи и получения зависит от обретения человеком способности «не залипать» на материальных ценностях. Фантазия должна обслуживать не потребительские, а альтруистические установки. Применение закона момента предполагает поиск голоса совести, истинного Я (образа Божьего в человеке) а также участие каждого мгновения в подготовке вечной участи души.
Мотивационные характеристики в представлении о человеке-работнике
Грачев АЛ. (г. Санкт-Петербург)
Перспективы психологии труда связаны с развитием возможностей, предоставляемых трудом для удовлетворения базовыхпотребностей, самореализации и развития человека-работника. Притаком подходе психология труда представляется наукой, изучающейпсихологические аспекты трудовой деятельности с целью проектирования условий жизнедеятельности человека в процессе труда покритериям его жизненных интересов. Для реализации этой цели враспоряжении психолога должна быть модель человека-работника,ядром которой выступают его мотивационные характеристики.
Модель работника может быть использована не только вреальной практике управления, но и в драматическом подходе впсихологии труда, в котором работник формирует представление оработе как о некоторой совокупности сцен, в которых участвует какон сам, так и другие. Такой подход предполагает не только представление о себе как о работнике, но и о типичном и идеальномработниках (представление о типичном работнике использовалосьв концепции Д.Макгрегора).
Мотивационные характеристики работника были определены аналитическим путем с использованием трехкомпонент-ной модели жизненных ориентации (ориентации: дефицитарная,на самореализацию, духовная). Оценочная шкала, состоящая из20-ти мотивационных характеристик работника, апробировалась на выборке из 393 чел. (рабочих и служащих) и показала
274
А-Ж
достаточную надежность для шкал такого рода (значения коэффициента альфа Кронбаха - 0,73-0,78).
4. Изучались представления работников организаций различного типа (рабочие-180 чел., служащие-193 чел., руководители-62 чел.) о мотивационныххарактеристиках работника - типичного,идеального и самого себя.
Выяснилось, что
а) представления о типичном и идеальном работнике в значительной степени связаны с представлением о себе как работнике (значимость коэффициентов корреляции выше 0,001);
б) представления рабочих, служащих и руководителей о мотива-ционных характеристиках работника в значительной степенисовпадают.
В представлениях о типичном работнике выражены такиехарактеристики, как ориентация на материальные потребности;желание выполнять простую, хорошо организованную, безопаснуюработу; стремление к благоприятному положению в коллективе;ориентация на оказание бескорыстной помощи товарищам поработе. При этом рабочие больше, чем служащие, приписываюттипичному работнику стремление к высокой оценке со сторонызначимых людей.
В представлениях об идеальном работнике выражены такиехарактеристики, как стремление выложиться полностью во времяработы; стремление к благоприятному положению в коллективе;захваченность работой; ориентация на оказание бескорыстнойпомощи товарищам по работе. При этом рабочие больше, чем служащие, приписывают идеальному работнику переживание чувствадолга и моральной ответственности по отношению к работе.
Видно, что типичный работник реализует в себе коммуникативные характеристики идеального, но ему не хватает, по мнению респондентов, непосредственной включенности в работу в форме производственной самореализации.
Обращает на себя внимание значимость в представлениио работнике не только характеристик включенности в работу, но икоммуникативных.
Представления о типичном и идеальном работнике непосредственно связаны с удовлетворенностью работника своейработой и общей удовлетворенностью жизнью (регрессионныйанализ). Так, у рабочих высокая удовлетворенность работой, преждевсего, связана с приписыванием идеальному работнику ориентациина самореализацию и духовной ориентации (глубокое общение ипомощь товарищам, саморазвитие и чувство долга). А вот удовлетворенность жизнью связана с приписыванием и типичному, иидеальному работнику всех трех ориентации.
У служащих же и удовлетворенность работой, и удовлетворенность жизнью практически не связаны с представлениями о работнике (они зависят от степени реализации жизненных ориентации служащих).
9. Полученные результаты могут быть использованы психологом в психологическом проектировании работы, построениитренинговых процедур (производственная драма), обучениируководителей.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза