logo
psicho T1

Современном образовании

Елагина М. Ю., Фоменко В. Т. (г. Ростов-на-Дону)

Современная социокультурная «ситуация изменений» нашего общества, ее динамизм, неопределенность, непредсказуемость, нестабильность делают неизбежным обновление его социальной сферы, в том числе- образования, особенно в части его опере­жающего развития.

Необходимость инновационного образования вызвана тем, что в нем по целому ряду направлений образовался существенный разрыв: - между глобальными потребностями общества и результатами

- между объективными требованиями времени и общим недо­статочным уровнем образованности;

всю систему непрерывного образования и педагогическую науку как составную часть системы образования и ведущий источник ее обновления.

Основной предпосылкой инновационных процессов в об­разовании является детерминанта трансформации самой образо­вательной системы в новое качественное состояние под влиянием инновационных процессов, происходящих в обществе.

Растущая роль организационных, деятельностных и информа­ционных технологий требуют разработки и внедрения технологии управления инновациями в образовании.

Технология управления инновационными процессами пред­ставляет собой совокупность средств организации и упорядочения управленческой деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой преобразования и трансформации различных направле­ний деятельности образовательного учреждения, на основе учета установленных втеории закономерностей и принципов управления инновациями (И. Игропуло).

Функции руководителя, управляющего развитием образования в современных условиях модернизации образования, значительно отличаются от ранее существовавших как по направленности, так и по содержанию. Поиск путей оптимизации образования и освоения новых структур, форм, принципов его организации предполагают различные виды деятельности инновационного характера: управ­ленческую, исследовательскую, дидактическую, методическую, организаторскую, прогностическую, проектировочную и рефлексив­ную, отвечающие современному уровню организации образования, требованиям личности и общества и повышающие качество об­разования. Такая полифункциональная деятельность предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности, уровню развития профессионально значимых качеств руководителя.

Профессиональные умения и навыки руководителя ОУ, как объективно необходимые качества для его успешной деятельности, включаютобширный арсенал его действий и техник по выполнению практических задач, функций и обязанностей.

В условиях инновационной деятельности возрастает наукоем-кость и трудоемкость профессиональной деятельности руководи­теля, что актуализирует проблему становления профессионализма управленческих педагогических кадров, обеспечивающих эффек­тивное управление развитием образования.

В связи с этим, принципиальным образом должна измениться система подготовки и переподготовки управленческих кадров, суб­станциальность и потенциальная ориентация которой должны быть направлены на формирование личностного, психологического, про­фессионального профиля руководителя, готового к инновационной деятельности в условиях обновляющейся стратегии управления образованием. Как следствие этого - подготовка и повышение квали­фикации руководителя должны стать более гибкими, учитывающими

338

А-Ж

реальные потребности руководителей ОУ (вплоть до персонифици­рованных, включающих рубежную корректировку), с одной стороны, при условии унификации базовой подготовки, с другой. Системный мониторинг свидетельствует о том, что руководитель различного уровня управления образованием практически не подготовлен к командной и групповой работе, к позиционированию себя в поли­функциональных организационных структурах, самоорганизующихся профессиональных сообществах. Руководящие кадры в основной своей массе ограниченно владеют новыми средствами обучения, интерактивными, информационными и телекоммуникационными технологиями;)/ них не сформированы знания, умения и психологиче­ские установки необходимые для результативной работы. Проводимые обсуждения результатов инновационной работы не всегда приводят к конструктивному самоа нал изу, принятию адекватных управленческих решений, готовности к поиску продуктивного выхода из ситуаций про­фессионального кризиса, (включая добровольный отход от руководства организацией), что в ряде случаев может являться показателем недо­статочного уровня компетентности в области психологии управления, психологии профессионализма, в сфере стратегического управления. Факторный анализ вышеперечисленных тенденций позволит качественно обновить дидактические, содержательные и другие аспекты уровневой подготовки руководящих кадров системы об­разования, актуализируя при этом приоритетность психологической науки и практики.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4