logo
psicho T1

Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)

Бусарова О.Р., Строганова Е.В. (г. Москва)

В отличие от командных видов спорта, где различные модели групповой структуры неоднократно изучались, в спортивных едино­борствах эта тема систематически не исследовалась. Необходимость ее разработки продиктована тем, что особенности межличностных отношений, структура власти и влияния, а также коммуникативная структура сборной команды во многом определяют психологиче­ский климат в этой специфической группе, что влияет на спортивные результаты и профессиональное развитие спортсменов.

Нами исследовались социометрическая и коммуникативная структуры женской сборной команды России по фехтованию (шпага). Сборные команды по фехтованию имеют некоторые социально-психологические особенности. В команды по каждому виду оружия входят не более 4-5 человек, что определяет тесные межличностные отношения членов команд. При этом все они яв­ляются соперниками вличном первенстве, а поскольку фехтование относится к единоборствам, иногда встречаются в очных поединках. Для шпажисток личное первенство сейчас стало приоритетным, т.к. после 2004г. командные соревнования в этом виде были исключены из олимпийской программы.

Были опрошены 10 участниц учебно-тренировочных сборов (УТС), кандидатов в сборную команду России в 2007 г. Среди них три заслуженных мастера спорта, мастер спорта международного класса и шесть мастеров спорта. Возраст респондентов составляет от 18 до 34 лет, стаж участия в УТС (с перерывами) - от 1 года до 12 лет. Состав участников сборов достаточно стабилен, ежегодно меняются не более двух-трех человек. Использовались следующие методы: анкета для изучения профессиональных и личных коммуникатив­ных связей в группе, социометрия, аутосоциометрия, интервью со старшим тренером, а также включенное наблюдение.

164

А-Ж

Выяснилось, что профессиональные коммуникативные связи могут быть описаны с помощью модели «сложного круга»: они достаточно интенсивны и децентрализованы. Каналов личных коммуникаций значительно меньше - в 1,7 раза. Степень вклю­ченности в личные и профессиональные коммуникативные сети не связана с формальным статусом спортсменок - квалификацией и стажем пребывания на УТС. Социометрическая структура команды характеризуется наличием одной микрогруппы, которую образуют высокостатусные члены группы, это лидеры взрослой сборной и молодые спортсменки, не участвующие в крупных международных соревнованиях. Такая композиция микрогруппы объясняется, вероятно, отсутствием конкуренции между ее членами. В целом группа обнаружила невысокую сплоченность. Полученные резуль­таты можно объяснить типом изучаемой группы (формальная, профессиональная) и задачами, стоящими перед ее членами: индивидуальными (конкуренция за место в сборной, борьба за лич­ное первенство) и корпоративными (передача профессионального опыта молодежи, сохранение и развитие традиций отечественной школы фехтования).

Кризисы и развитие волевой регуляции личности

Быков А.В. (г. Москва)

В своем исследовании мы сопоставили описание психоло­гического анализа кризисов возрастного развития с данными, полученными в наших исследованиях. Нами выявлена общая картина становления волевой регуляции и ее компонентов в разные возрастные периоды. В дошкольном возрасте динамика показате­лей волевой регуляции, характеризуется их постепенными изме­нениями без «потрясений» и ярко выраженных противоречий. Это говорит о том, что в дошкольном возрасте волевая регуляция еще не отличается четко выраженной дифференциацией компонентов, они функционируют как бы слитно, а поэтому гармонично.

В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошколь­ным, отмечается более выраженное развитие мотивационно-потребностной сферы волевой регуляции, то есть именно в этом возрасте формируется мотивационная готовность ребенка к во­левой регуляции. Становление показателей компонентов волевой регуляции характеризуется противоречивыми тенденциями: либо резко выраженными взлетами и падениями, либо волнообразной динамикой. В младшем школьном возрасте выявлено отсутствие единообразия в становлении показателей волевой регуляции. Каждый из них имеет свою динамику, за которой лежит выраженная дифференциация оценок детьми этих показателей. Установленный факт позволяет говорить о том, что в младшем школьном возрасте еще не сформировано устойчивое отношение к волевой регуляции -к ее целям, способам и результатам. Она функционирует как «пла­вающая», иногда резко, контрастно. Известно, что оценочное отно-

шение (в том числе познавательное) к фактам окружающей жизни в младшем школьном возрасте еще не сформировано и определяется как разнообразными внешними воздействиями (требованиями референтных групп, мнением учителей, родителей, сверстников), так и возрастными особенностями детей - неустойчивостью их на­строения, ситуативностью поведения (В.Э. Чудновский, А.К. Маркова и др.), что, как мы полагаем, и обусловливает разнонаправленную динамику функционирования волевой регуляции и доказывает некоторую разрозненность ее проявлений, говорящую о кризисных явлениях в развитии ребенка и его трудновоспитуемое™.

Интенсивное овладение способами волевой регуляции происходит в подростковом возрасте, когда и заданные извне, и выработанные самой личностью способы самоуправления и мобилизации своих возможностей начинают активно реализовы-ваться в разных видах деятельности. Благодаря такому развитию оценочное отношение подростков к различным ситуациям и компонентам волевой регуляции становится менее разбросан­ным и противоречивым, то есть несколько унифицируется и стабилизируется. По сравнению с младшим школьным возрас­том, наблюдается большее единство в выборе целей и способов волевой регуляции. Подростки стремятся к воспитанию у себя вполне определенных качеств личности (прежде всего, волевых), в их среде активно обсуждаются условия и способы воспитания в себе этих качеств, что в конечном итоге ведет к преодолению раз­нонаправленных тенденций в динамике показателей компонентов волевой регуляции.

Овладение способами волевой регуляции делает подростков более самостоятельными, менее зависимыми от взрослых, отделяет их от мира взрослых. Это вызывает конфликты в общении с взрос­лыми, приводит к трудновоспитуемое™, разрушает сложившиеся взаимоотношения между взрослыми и детьми, что свидетельствует о возрастном кризисе.

В старшем школьном возрасте картина становления компо­нентов волевой регуляции выглядит еще более скоординированной. Большинство линий, отражающих те или иные тенденции станов­ления в этом возрасте компонентов волевой регуляции, выглядят плавными, практически не подверженными флюктуациям. Такая картина развития компонентов волевой регуляции свидетельству­ет: оценочный подход учащихся к ситуациям ее реализации еще более унифицируется - становится единообразным, что является следствием происходящих у старшеклассников интеграционных процессов в оценочных звеньях волевой регуляции. Социальная ситуация развития старших школьников, наоборот, требует от них разнообразных подходов, как к ее оценке, так и к проявлениям волевой регуляции. Таким образом, разрушение единообразия про­явления компонентов волевой регуляции характеризует кризисные явления в развитии личности старшеклассников.

В студенческом возрасте интеграционные моменты в функ­ционировании волевой регуляции еще более усиливаются, что находит отражение в прямолинейной динамике становления ее компонентов. Разный уровень развития волевой регуляции у студентов может или способствовать овладению профессиональной деятельностью, или наоборот, усиливать неспособность изменяться и менять свое поведение, что приводит к кризисным явлениям в развитии личности.

165

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4