logo
psicho T1

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития

Гармаева Т.В. (г. Москва)

В современной постмодернистской методологии актуальным и эмпирически обоснованным является сочетание естественнона­учной и гуманитарной парадигм в исследовании становления и развития психических процессов. Одним из наиболее интересных предметов для исследования в этом плане является изучение эмоций, в которых наиболее наглядно сочетаются как психофизи­ческая составляющая, так и гуманитарная, прежде всего, культурная обусловленность проявления, кодирования и декодирования эмоций. Исследование биологической обусловленности эмоций изучено достаточно хорошо как в плане моторной составляющей их проявлений, так и в плане физиологии и вегетатики. Изучениеже собственно психологических компонентов идеальной представлен­ное™ эмоций в когнитивном плане изучено менее полно, особенно с точки зрения их детерминированности культурой, социальными стереотипами и ценностями конкретной группы и общества в целом на определенном этапе исторического развития.

В связи с этим в экспериментальном изучении этнокультурной, возрастной и индивидуальной специфики развития эмоциональ­ной сферы, в частности ее экспрессивной составляющей, важно сочетание культурно-исторического подхода к исследованию эмоций (Выготский Л.С., Запорожец А.В.), психофизиологического (Ч. Дарвин, К. Ланге, У. Джемс) и когнитивного подходов (С. Шехтер, Е. Сингер и другие). Так в контексте первого учитываются постепенно формирующиеся психические новообразования, отражающиеся в эмоциональной составляющей социализации: эмоциональное пред восхищение, децентрация, произвольность, опосредованность эмоциональных процессов, приходящихся в основном на старший дошкольный возраст. Также важно учитывать факторы и параметры усложнения когнитивной составляющей эмоционального пережи­вания, при исследовании которой наиболее продуктивным пред­ставляется именно мультипарадигмальный подход. Такой подход, связанный с использованием комплекса разноплановых методик и системным анализом полученных результатов нашел свое от­ражение в нашем кросс-культурном исследовании произвольного кодирования эмоций российских и бурятских детей 6-7 лет.

Результаты исследования подтвердили наличие возрастной специфики эмоционального кодирования: сложность, диффе-ренцированность представлений об эмоциях, способность ярко выражать эмоции определенных модальностей с равной степенью активизации экспрессивных средств. Эта специфика связана с раз­витием нервной системы детей, становлением произвольности, формированием интеллекта, а также особенностями социокуль­турного и религиозного контекста. Полученные результаты наглядно доказывают продуктивность полипарадигмального подхода и постнеклассических традиций в исследования проблемы эмоцио­нального развития.

264

А-Ж

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4