Чеченской Республики и Забайкалья
Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. (г. Москва)
Изучение представлений о теракте является частью комплексного исследования переживания террористической угрозы, проведенного в 2006 г. сотрудниками лаборатории психологии посттравматического стресса ИП РАН под руководством Н. В. Тара-бриной. В данной работе представлены результаты первого этапа исследования, целью которого является анализ наиболее частых слов- ассоциаций, определяющих семантическое поле понятия «террористический акт» (ТА).
В исследовании приняло участие жители трех регионов РФ (п = 477): Москвы (п = 290), Чеченской Республики (ЧР) (п =79), Забайкалья (п =108).
Инструментом сбора данных стл письменный опрос. Участников исследования просили заполнить бланк опроса «Террористический акт- это...», в основу создания которого положен принцип свободных ассоциаций, являющийся одним из главных методов анализа социальных представлений.
Общие семантические категории представления о террористическом акте у испытуемых всей выборки.
На основе полученных данных был составлен перечень наиболее часто используемых слов для определения ТА: «СТРАХ»-264 чел., «СМЕРТЬ»- 224 чел., «ВЗРЫВ»- 129 чел., «БОЛЬ»- 123 чел., «УБИЙСТВО»- 119 чел., «БЕДА»- 113 чел., «КРОВЬ»- 107 чел., «СЛЕЗЫ»- 106 чел, «ЖЕРТВЫ»- 94 чел. Перед нами встал вопрос о том, насколько случайно было употребление этих слов в субъективных отчетах респондентов.
Анализ результатов показывает, что разница между количеством испытуемых, которые ассоциативно связывают «СТРАХ» с ТА (п = 264), и теми, у кого этой связи не отмечено (п = 213), достоверно статистически значима и по критериюх2 (х2 = 5.45; р = 0,02) и по биномиальному критерию m (р = 0.022).
Представления и ассоциации о ТА очень различны. По результатам нашего исследования не было выделено универсального слова, ассоциирующегося с ТА, которое указали бы все респонденты. Выделено превалирование слова «СТРАХ», а остальные слова различны и встречаются вопределениях респондентов нечасто. Ктакимсловам относятся: «взрыв», «боль», «убийство», «беда», «кровь», «слезы», «жертвы» (р < 0.000).
Семантические категории представления о ТА в группах Москвы, Чеченской Республики и Забайкалья.
1. Анализ данных, полученных на московской выборке (п = 290), показал, что в подавляющем большинстве респонденты ассоциируют теракт со «СТРАХОМ» (р = 0.000). Другие слова, ассоциированные с ТА, использовались менее половиной выборки московских респондентов: «ВЗРЫВ», «БЕДА», «БОЛЬ», «КРОВЬ», «СЛЕЗЫ», «ЖЕРТВЫ», «ПАНИКА», «УБИЙСТВО», «АГРЕССИЯ», «МУЧЕНИЯ», «РАЗРУШЕНИЯ» и «НАСИЛИЕ» (р = 0.000). Использование слова «СМЕРТЬ» в данной региональной группе является случайным (р = 0.38). Необходимо уточнить, что в данном случае и далее в подобных случаях, статистическая случайность не тождественна психологическому выбору. Полу-
124
А-Ж
ченные результаты статистического анализа не дают оснований утверждать, что у большей части испытуемых существует устойчивая ассоциативная связь этого слова с ТА - у некоторых она есть, а у некоторых нет.
Для испытуемых ЧР статистически значимыми словами,связанными с ТА, являются «УБИЙСТВО» (р = 0.001) и «СМЕРТЬ»(р = 0.001). Менее половины выборки респондентов для ассоциирования с ТА использовали слова: «СТРАХ», «ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ»,«ГОРЕ», «ЖЕРТВЫ», «НАСИЛИЕ», «ВЗРЫВ», «ВРЕД» (р = 0.000)
В группе респондентов Забайкалья не было выявлено ассоциативных слов, которые объедини ли бы всех людей. Полученныеассоциации очень разнообразны.
Таким образом, в группах Москвы и ЧР были обнаружены значимые ассоциации и они различались между собой. Было проведено сравнение представленное™ ассоциаций «СТРАХ», «УБИЙСТВО», «СМЕРТЬ» в этих группах. Забайкальская группа не сравнивалась с московской и группой ЧР, т. е. внутри неё не выделено значимых ассоциаций.
Исходя из полученных данных, нами была выдвинута гипотеза о том, что для жителей ЧР ТА - это определенная жизненная реальность, тогда как для москвичей ТА- это страх, тревога, тревожное ожидание, т. к. не все москвичи были подвержены непосредственно ТА.
Для проведения сравнения слов, ассоциированных с ТА, между региональными группами Москвы и ЧР, использовались только студенческие группыд к. выборка ЧР представлена преимущественно респондентами студенческого возраста. Полученные входе подсчета таблиц сопряженности 2x2 данные позволяют сделать следующие содержательные выводы:
частота использования слова «УБИЙСТВО» в группе ЧР статистически значимо выше, чем в группе Москвы (х2 = 3.827; df = 1;р = 0.039).
Обратный результат получен при сравнении частот использования слов «СТРАХ» (х2 = 29.883; df = 1; р = 0.000) и «СМЕРТЬ»(X2 = 3.675; df = 1; р = 0.038), они статистически значимо вышев группе Москвы.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. В зависимости от региона проживания и близости к источнику угрозы террористического акта семантическое значение слова ТА варьируется. В московской студенческой группе преобладает слово «СТРАХ» и «СМЕРТЬ», в студенческих группах ЧР - «УБИЙСТВО».
Теоретическая разработка методики комплексной оценки образов на основе смыслового выбора
Бюндюгова Т. В. (г. Таганрог)
Вся информация об окружающем мире в сознании человека представлена в виде образов. Как правило, эти образы носят визуальный характер.
Более детально нам бы хотелось рассмотреть визуальные образы, существующие в рекламе, поскольку, на наш взгляд они наиболее яркие, эмоционально окрашенные и основной целью имеют воздействие на личность. Исследование образов, транслируемых в
рекламе, позволяет выявить особенности их восприятия и представленное™ в сознании субъекта, с целью эффективного управления информацией существующей в данной рекламе.
Комплексная методика оценки образов на основе смыслового
В основе данной методики два направления анализа образов:
анализ перцептивных особенностей, лежащих в основе презентации образа в сознании индивида;
исследование критериев смыслового выбора того или иного
Что касается первого направления, то для анализа особенностей презентации образов в сознании, мы использовали психосемиотическую модель структуры образа, предложенную Василюком (на примере женских образов):
Элементы структуры образа на примере женского образа.
предметное содержание образа;
значение образа;
знаковый (вербальный) компонент образа;
личностный смысл образа.
Стимульный материал методики - это карточки, на которых представлены женские рекламные образы.
1. Испытуемому предлагается просмотреть предложенныекарточки, а потом вспомнить и описать увиденные образы ввиде словесного портрета. В результате мы получаем материалдля анализа трех критериев структуры образа: предметногосодержания, значения, знакового компонента.Преобладание предметного содержания
Предметное содержание женского образа будет доминировать, если испытуемый описывает предметы, которые окружают образ и являются для этого образа своеобразными маркерами (предметы быта, косметика, особенности внешнего вида и фигуры образа). Таким образом, мы можем квалифицировать данный образ как предметный.
Преобладаниезначения.
Значение будет доминировать, если образ будет описываться как культурно специфичный (например, действия, одежда и пр. будут описываться как социально одобряемые или неодобряемые в рамках данной культуры),то есть будетакцентна том, как должно в рамках своей культурной принадлежности. Этот образ квалифицируется как образ-значение.
Преобладание знакового (вербального или невербального) компонента.
Знаковый компонент будет доминировать, если испытуемый описывает те компоненты образа, которые позволяют отнести его к некоторой категории: по статусу, роли и пр. Такими маркерами могут быть любы предметы, явления, но результат описания - отнесение к определенной группе. Этот образ может квалифицироваться как знаковый.
Данные, полученные по каждому направлению, суммируются, и делается вывод о существовании определенной тенденции в представлении субъектом увиденных ранее образов.
2. Перед испытуемым выкладываются все карточки, которые емунеобходимо:
а) проранжировать по степени предпочтения от наибольшего кнаименьшему;
б) выбрать два наиболее понравившихся и непонравившихся емупортрета и охарактеризовать их по методике семантическогодифференциала;
125
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
в) выбрать две карточки, находящиеся на разных полюсах привлекательности с точки зрения ответов на следующие вопросы:
с кем бы я хотел работать?
с кем бы я хотел дружить?
комуя бы мог доверить свою тайну?
с кем бы я захотел общаться?
чьего совета (мнения) я бы послушал?
кто бы мог помочь мне в трудной ситуации?
Все ответы испытуемый должен аргументировать.
В результате мы проводим качественный анализ полученных данных и выделяем критерии смыслового выбора, которые лежат в основе предпочтения тех или иных рекламных образов.
Рекомендуемые направления оценки:
образы могут оцениваться по критерию абсолютности (например, добрый - злой вообще) или относительности (попредпочтительности для себя);
по преобладанию рациональности - эмоциональности в ответах;
оценка аксиологического компонента выбора (насколько этозначимо для субъекта и вписывается в систему его ценностей).
Дополнительно мы просим испытуемого оценить себя по методике семантического дифференциала и методике ценностных ориентации М.Рокича.
В результате мы соотносим данные, полученные в первой и во второй части методики и получаем целостную картину специфики репрезентации рекламных образов в сознании субъекта и предпочтения одних образов другим.
Модель формирования
личностного смысла
учебно-профессиональной деятельности студентов
Бабич ОМ. (г. Воронеж)
В современной психологической науке и социальной практике все большее внимание уделяется изучению субъектных характеристик человека, а предметом исследования все чаще выступают глубинные смысловые аспекты индивидуального сознания человека.
Современная модель образования и технология обучения в вузе не в полной мере решают, на наш взгляд, главную задачу, обозначенную в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», а именно: формирование и развитие самостоятельной, социально ответственной, творческой личности, способной к успешной адаптации на рынке труда. В соответствии с этим возникает реальная практическая проблема, связанная с созданием таких концепций обучения, которые были бы направлены на формирование у студентов позиции субъекта учебной деятельности.
Для решения данного рода проблем необходима такая модель образования, в которой и студенты, и преподаватели выступают субъектами учебного процесса, а их взаимодействие ведет к раз-
витию и саморазвитию в результате осознанного выбора личностной позиции, способов решения проблем в конкретных жизненных ситуациях.
Запуск и развитие механизма личностного самосовершенствования человека может осуществляться благодаря технологии образовательного процесса, в основе которой лежит личностно-деятельностный подход в обучении.
Этот подход принципиально отличается от традиционно понимаемого предметно-деятельностного подхода, при котором учащийся овладевает заранее заданным опытом (формирование ЗУН), приоритетом смысловых отношений субъекта к изучаемому материалу, ведущих к формированию личностного опыта, который заранее задать и запрограммировать невозможно.
Создать условия для появления «смыслового поля», связанного с выявлением личностного смысла и ценностей изучаемого материала и появлением рефлексивного поведения субъекта (В.В. Сериков) - задача личностно-деятельностной технологии обучения.
Методологической основой такой концепции «выращивания» субъекта учебно-профессиональной деятельности могут стать постулаты конструктивной психологии и гештальттерапии, отправной точкой в акциях которых становится созданный намеренно или обнаруженный прецедент, который является как бы «зародышем» в развитии человеческой психики.
Эти представления можно спроецировать на проблему профессионального становления студентов-психологов. С этой целью обратимся к понятию «профессионально-личностный гештальт», обозначающему некий образ профессии, который конструируется у субъекта учебной деятельности (С.С. Харин).
Для построения собственной концептуальной схемы автор выбрал психологическую модель Л.М. Веккера, которая базируется на основных положениях теории информации (Ж.-М. Рабин). Предлагаемая модель позволяет составить представление о том, как и каким образом «наращивается» психическая информация и как в процессе ее приращения постепенно формируется психический образ.
Модель включает в себя пять уровней. Первый базовый уровень содержит определение индивидом своего выбора профессии как экзистенциального. На этом уровне необходимо помочь студенту наполнить свой профессиональный выбор личностным смыслом. Этот поиск может выглядеть, например, как ответ на вопрос: «Для чего я выбрал эту профессию?».
Содержанием структурного уровня является некая внутренняя динамическая инстанция, которая помогает субъекту деятельности конгруэнтно соотнести друг с другом «Что?» и «Как?». Ответ на вопрос «Что?» предполагает постановку цели и задач, через которые эта цель достигается. Тем самым задается вектор, по которому будет идти решение экзистенциальной проблемы. Одновременно осуществляется выбор средств и приемов достижения цели, т.е. дается ответ на вопрос «Как?». Этот активный поиск ответов на поставленные вопросы и есть структурирование процесса решения экзистенциальной проблемы (личностного смысла).
Для того чтобы цель и задачи были успешно решены, следует не только их поставить перед собой, но и иметь определенный уровень энергии, чтобы их достичь. Третий уровень - это уровень отношений. Он необходим для того, чтобы субъект учебно-профессиональной деятельности выработал и осознал характер своего эмоционального отношения к этим «Что?» и «Как?».
Следующий уровень - формообразующий. В его рамках субъект должен синтезировать свои рациональные и эмоциональные
126
А-Ж
компоненты профессионального гештальта в определенной форме. Это необходимо сделать для того, чтобы, с одной стороны, облегчить субъекту фокусировку на его профессиональной модели, а с другой стороны, «привязать» ее к социально-психологическим реалиям. Решение этих задач неразрывно слито.
Целью уровня конгруэнтности является создание у субъекта (осознание, прочувствование) конгруэнтности (или неконгруэнтности) между формой профессионального гештальта и своей самостью, т. е. внутренним личностным центром. На уровне конгруэнтности возможен синтез «Что?», «Как?» и «Компетентности» субъекта, а, следовательно, и появление энергии, дающей возможность найти следующий шаг и затем еще следующий».
Итак, возникает логичный вопрос: куда эту энергию направлять, если гештальт уже создан? Наиболее продуктивным может стать направление энергии на решение проблем дальнейшего выбора субъектом между адаптацией и самореализацией, т.е. на решение экзистенциальных аспектов бытия, среди которых проблема личностного смысла профессии занимает немаловажное место. Мы считаем это одним из важнейших условий профессионально-личностного роста специалиста, повышения его конкурентоспособности на рынке труда.
чтобы спрогнозировать мнения людей, человек должен знать систему критериев оценки его деятельности и его самого. От эффективного усвоения этих критериев, принятия или непринятия их зависит взаимодействиеличности и организации. Следует подчеркнуть, что критерии адаптации проявляются как со стороны личности, так и со стороны организации, и это нужно учитывать при работе с новыми сотрудниками.
В исследовании, проведенном в 2005 году в компании «Энерпром» г. Иркутска, была выявлена связь между социально-психологическим климатом организации и уровнем адаптации сотрудников. Было обследовано 2 коллектива компании. Вобоих коллективах был выявлен благоприятный социально-психологический климат и высокий уровень адаптации сотрудников. Согласно тестовым методикам, с помощью которых проводилось исследование коллективов компании, благоприятнымсоциально-психологический климат считают 80 % в первом коллективе и 76 % во втором. Высоким уровень адаптации персонала признают 79 % в первом коллективе и 74 % во втором. Таким образом, учитывая результаты исследования в компании «Энерпром»,доброжелательныеотношения между членами организации способствуют процессу адаптации как самих членов коллектива, так и вновь прибывших сотрудников.
Факторы адаптации личности в организации
Бабкина Е.В. (г. Иркутск)
В психологии под «адаптацией» понимают включениеличности в новую предметно-вещественную и социальную сферу. И чаще всего рассматривают адаптацию в зеркале отношений в организации. Что значит адаптироваться в организации? Эти отношения можно рассмотреть как критерии адаптации. С одной стороны, это критерии адаптации, которые проявляются со стороны личности. Эти критерии должны помочь сформировать новому члену организации навыки, которые нужны ему для работы, и которые можно обеспечить через обучение, наставничество и другие формы. Такими критериями можно назвать: положение личности в группе и ее ролевые потенциалы (способности, умения, навыки), от которых зависят отношения личности и группы; структурно-ролевая и дея-тельностная структура организации, от которой зависят формальные и неформальные отношения в организации.
С другой стороны, нужно также брать во внимание те факторы, которые в себе несет сама организация, те, которые можно рассмотреть с точки зрения корпоративной культуры в организации: система убеждений, целей, мотивов, установок, стереотипов, которые приняты в организации и под которые человек должен подстроится и усвоить их, чтобы они стали частью его самого; ценностные ориентации, специфические интересы, мировоззренческие позиции организации как одной из ячеек общества, которые влияют на взгляды членов этой организации на общество и жизнь в целом.
Человеку важно, как его и его работу оценивают в организации, какое общественное мнение складывается о нем. И, соответственно,
Мотивация волонтерства в природоохранной деятельности
Бажина У.Н. (г. Иркутск)
По оценкам экспертов, в последние два десятилетия наша страна переживает противоречивые изменения: глобализацию, универсализацию и одновременно с этим регионализацию социально-экономической, политической и культурной жизни. Все эти процессы непосредственно связаны с ростом социальной активности граждан, научно-техническим прогрессом, внедрением информационных технологий в общественную жизнь. В то же время все больше обостряются противоречия между человеком и природой: возможностями удовлетворения его потребностей и исчерпанием природных ресурсов. В связи с этим особенно актуальными становятся различные формы природоохранной деятельности, в частности волонтерская (добровольческая)деятельность.
В современном российском обществе благотворительность играет огромную роль: это и средство поддержки некоммерческого сектора, и метод воспитания, и инструмент формирования имиджа российской экономики. Мотивация благотворительной деятельности, в том числе и волонтерства, в последнее время привлекают внимание психологов, социологов, педагогов в связи с актуальностью стимулирования добровольных пожертвований от частных лиц и организаций в различные сферы общественной и культурной жизни общества.
В Иркутской области волонтерство в природоохранной деятельности реализуется в рамках работы ряда экологических общественных организаций. Основной объект внимания этих организаций -экологическая обстановка на озере Байкал. В теплое время года волонтеры (из которых до 60-70% - дети и молодежь в возрасте
127
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
до 25 лет) развивают экологический туризм на Байкале, занимаются очисткой берега от бытового мусора.
По результатам наших исследований (контент-анализ СМИ, проективные психодиагностические методики, анкетирование) основными мотивами молодежного волонтерства на Байкале выступают стремление к общению, самоутверждение (повышение самооценки в связи с причастностью к великому), желание сохранить и сберечь озеро для будущих поколений. Результаты психологической диагностики показывают преобладание в структуре личности волонтеров на Байкале альтруистических мотивов и интернальноготипа мотивации.
Большинство опрошенных отмечают рост активности молодежи в деятельности природоохранных организаций на Байкале и указывают среди главных причин участия появление в последние годы ряда угрожающих факторов для экологии озера. Иллюстрацией роста интереса к природоохранной деятельности в последнее время стали общественные волнения по поводу строительства нефтепровода на севере Байкала (весна-лето 2006 г.) и выступления общественности в связи с задержкой реструктуризации Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (2006-2007 гг.).
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза