Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
Горская Г. Б. (г. Краснодар)
Превращение профессиональной деятельности в одну из важнейших сфер самореализации человека как личности приводит к взаимному влиянию, взаимному проникновению личностного и профессионального развития. Это особенно очевидно и важно, когда онтогенетическое развитие происходит в условиях ранней профессионализации, под которой подразумевается смещение нормативных фаз профессионализации на более ранние, по сравнению с типичными, периоды возрастного развития.
Ранняя профессионализация является необходимым условием достижения высокого уровня профессионализма в музыке, хореографии, спорте. Дети вовлекаются в профессиональное развитие в этих видах деятельности, начиная с младшего школьного возраста, что приводит к совпадению во времени профессионального, интеллектуального, личностного развития, изменению нормативного течения развития общих и специальных способностей.
Как правило, субъектами ранней профессионализации становятся одаренные дети, работа с которыми ведется преимущественно в направлении развития их специальных способностей. Отмечаемые многими исследователямдисгармонииличностного развития детей, включенных в различные формы ранней профессионализации, указывают на значимость психологического анализа последствий ранней профессионализации для личностного и интеллектуального развития вовлеченных нее детей и подростков.
Влияние ранней профессионализации на личностное развитие изучалось на материале спортивной деятельности. Исследователь-
ский проект, поддержанные РГНФ (проект № 02-06-00450 а/ю), основывался на предположении о том, что ранняя профессионализация может быть как осложняющим, так и стимулирующим нормативное онтогенетическое развитие фактором. Цель исследования состояла в установлении соотношения и сущности позитивных и негативных влияний ранней профессионализации на личное развитие спортсменов в возрасте от 12-13 до 20-24 лет, что соответствует наиболее типичным временным границам спортивной карьеры.
Исследованная выборка объемом более 500 человека включала спортсменов обоего пола и их сверстников, не занимающихся спортом. Она была подразделена натри возрастные группы: 12-13 лет, 14-15 лет, 20-24 года.
Позитивной стороной влияния занятий спортом на личностное развитие является наблюдаемое у спортсменов по мере продолжения занятий спортом возрастание интернальности, принятия других, а также снижение показателя доминирования. Следовательно, спорт дает спортсменам возможность испытать успех, достигнутый собственными усилиями, побуждает к выстраиванию конструктивных отношений с окружающими, без которых невозможно приобретение мастерства. Приобретаемый опыт взаимоотношений в процессе спортивной деятельности способствует формированию у юных спортсменов готовности принимать партнеров по совместной деятельности такими, каковы они есть. Достигаемые реальные успехи снижают потребность в самоутверждении через социальное доминирование.
К негативным последствиям ранней профессионализации относится изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими. Его индикатором является ослабление тенденции к возрастанию значимости сверстников как партнеров по общению при одновременном усилении ориентации на семью, а также выраженная потребность спортсменов в помощи и защите, которая не обнаруживается в такой степени у их сверстников, не занимающихся спортом. Потребность в психологической поддержке является следствием явного или скрытого соперничества, возникающего в группах юных спортсменов. Однако усиление соперничества не является исключительно следствием особенностей спортивной деятельности. Оно отмечается и в среде интеллектуально одаренных детей в условиях обучения в специализированных школах как следствие появления монокритерия межличностного сравнения, которым становится уровень достижений втой сфере деятельности, в которую включены дети.
Негативным проявлением занятий спортом является отмечаемая у спортсменов узость Я-концепции, индикатором которой является достоверно более низкое число признаков самоописания, которые дают спортсмены по методике «Кто Я?» по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом.
Ранняя профессионализация оказывает влияние на протекание гендерной социализации. Спортсмены мужского пола испытывают давление тендерного стереотипа мужественности, требующего обязательного достижения успеха, что вызывает у них большую боязнь неудач и меньшую уверенность в успехе, чем у спортсменок. Спортсменки проявляют снижение социально-психологической адаптации, у них проявляются признаки явного или латентного поло-ролевого конфликта в случае, когда избранный вид спорта рассматривается как неподходящий для женщин. Очевидная зависимость достижений в спорте от проявления «маскулинных» личностных качеств и моделей поведения осложняет становление гендерной идентичности.
245
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Таким образом, раннее включение спортсменов в профессиональное, по сути, спортивное совершенствование является существенным регулятором, нетолько ихдостижений, но особенностей их личностного развития, благополучия жизненного пути.
Результаты исследования юных спортсменов, включенных в раннюю профессионализацию,отележиваниеее последствий на протяжении периода возрастного развития, охватывающего временные границы типичной спортивной карьеры, указывает на значимость создания условий полноценного личностного развития детей, включенных в различные формы ранней профессионализации, гармонизации их профессионального и личностного развития.
Особенности сенсомоторной коррекции
при наличии у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Горячева Т. Г., Султанова А. С. (г. Москва)
В настоящее время отмечается повышение распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. Многие специалисты отмечают, что психотерапевтические воздействия и традиционные педагогические приемы при работе с гиперактивными детьми оказываются малоэффективными. В связи с этим все большую значимость приобретает нейропсихологический подход к проблеме дизонтогенеза, позволяющий выявить механизмы отклоняющегося психического развития и разработать адекватные коррекционные методы. Одним из таких методов является сенсомоторная коррекция, основной принцип которой - оптимизация хода психического онтогенеза через определенным образом организованное воздействие на сенсорную и моторную сферу ребенка. С помощью специальных упражнений (двигательных, тактильных, дыхательных, глазодвигательных и др.) достигается нормализация активации нервной системы, улучшение функционального статуса подкорково-стволовых структур и коры мозга, развитие межструктурных мозговых связей (корково-подкорковых, межполушарных и др.).
С целью уточнения нейропсихологических закономерностей нарушения развития высших психических функций (ВПФ) при СДВГ и специфики проведения сенсомоторной коррекции было проведено нейропсихологическое исследование 50 детей с СДВГ в возрасте 5-10 лет. Сенсомоторная коррекция проводилась с детьми в течение 9-18 мес, по ее окончании было проведено повторное тестирование детей для оценки эффективности проведенной работы.
По данным нейропсихологического исследования дети были разделены на 3 группы. Первую группу (70%) составили дети, у которых на первый план выходили дефицит произвольной регуляции и существенные нейродинамические нарушения (повышенная утомляемость, снижение работоспособности, инертность, снижение психического тонуса и др.). На ЭЭГ всех этих детей отмечались признаки дисфункции стволовых и подкорковых структур мозга; в анамнезе этих детей - патология протекания беременности и родов. Во вторую группу (20 %) были отнесены дети, у которых недостаточность произвольной регуляции деятельности сочеталась не только с нейродинамическими нарушениями, но и с эмоциональной лабильностью, расторможенностью аффективной сферы, агрес-
сивностью и негативизмом. В третью группу (10 %) вошли дети, у которых на первый план выходит дефицит произвольной регуляции, и картина нарушения развития ВПФ определяется дефицитарностью регулирующего звена в каждой психической функции.
Коррекционная работа с детьми с СДВГ должна строиться с учетом структуры дефекта. Так, при работе с детьми 1 и 2 групп пытаться формировать произвольный контроль без коррекции нейродинамических нарушений нецелесообразно. При проведении сенсомоторной коррекции с этими детьми основной акцент делается на дыхательные и глазодвигательные упражнения; двигательные упражнения, направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности и др. При проведении коррекционных упражнений необходимо разбивать время занятия на блоки (с разными видами деятельности) по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая. В ходе проведения занятий нецелесообразно подавлять повышенную двигательную активность ребенка, необходимо постепенно придавать ей целенаправленный характер. Для этого можно использовать систему подкреплений («призы»); при этом поощрение не должно быть отсроченным, а поощряемая деятельность - долговременной. Кроме того, при правильном построении занятия (длительностью обычно около часа) происходит постепенное снижение двигательной активности ребенка, и в конце занятия на фоне утомления ребенка можно вводить релаксационные техники. По мере преодоления нейродинамических нарушений у детей повышается работоспособность, улучшается протекание психических процессов, происходят качественные изменения их операциональных звеньев. После этого начинает приносить результат работа по формированию произвольного контроля, и коррекционная работа становится схожа с работой с детьми 3 группы. Для этих детей необходимо введение специальной формы внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности - контроль не вместо ребенка, а вместе с ребенком. Только в этом случае возможен переход целеполагания, программирования и контроля из интерпсихической к интрапсихической форме.
При коррекции детей 2 группы необходимо учитывать, что для них в большей степени, чем для других групп, характерны трудности межличностного общения (наиболее часто - вследствие нарушения чувства дистанции, особенностей эмоциональной сферы), социальная дезадаптация. Улучшения, которые наблюдаются у этих детей как специалистами, так и родителями, могут долгое время не сказываться в школе, при общении с другими детьми вследствие наличия труднопреодолимых стереотипов поведения и ряда социальных факторов (наличие т. н. «ярлыков», провокация ожидаемого поведения, ригидность установок по отношению к ребенку у педагогов, родителей и др.). В связи с этим, при коррек-ционной работе с гиперактивными детьми часто необходимо проведение комплексной работы с привлечением других специалистов (школьных психологов, педагогов и др.), а также родителей.
Практический опыт проведения сенсомоторной коррекции с детьми с СДВГ доказывает ее эффективность: снижаются нейродинамические нарушения, гиперактивность и отвлекаемость ребенка, улучшается произвольный самоконтроль, понижаются эмоциональная лабильность, проявления негативизма и агрессии. В результате наряду с улучшением показателей психического развития ребенка отмечается улучшение детско-родительских отношений в семье и социальной адаптации ребенка.
246
А-Ж
Исследовательское поведение у одноклеточных
Греченко Т. Н. (г. Москва)
Paramecia caudatum, одноклеточные реснитчатые простейшие, демонстрируют ориентировочно-исследовательское поведение на изменение любого параметра среды, в которой они находятся в данный момент (уровень освещения, глубину окружающей жидкости, ее прозрачность, форму, температуру и т. д.). Для фиксации изменений поведения парамеций проводилась фото- и видеосъемка. Когда парамеции из постоянного места обитания попадают в каплю на предметном стекле, они немедленно начинают знакомиться с этим новым жизненным пространством: оплывают его сначала по краю, точно отслеживая форму, затем пересекают по диаметру, потом поднимаются в верхнюю часть к «куполу». Лишь после этого их плавание становится хаотичным и совершается по всем направлениям. В опытах использовали две ситуации, в которых рассматривалось исследовательское поведение парамеций.
Каплю жидкости, в которой находятся парамеции, соединяликанальцем с другой такой же каплей. Сначала парамеции «замечали», что появился дополнительный ход- они часто и намеренноподплывали к устью канальца, образуя своеобразную толпу. Но ниодна не плыла по новому пути. Это «исследование» продолжалось втечение нескольких минут, после чего одна! - по-видимому, самаяотважная - парамеция заплывала в канал, но проходила его толькодо трети или половины - и возвращалась назад. Потом она же сноваотправлялась по пройденному пути и могла доплыть до конца,перейдя во вторую каплю, которая находилась с другой стороныканала. Затем она возвращалась обратно «домой», после чего такойже путь отваживались проделать и другие парамеции. Впоследствиипарамеции равномерно распределялись в первой и второй капле, аканал постоянно применялся как «дорога».
Появление нового предмета в их среде обитания (в капле жидкости, где они находятся). В опыте таким незнакомымобъектом был обломок кончика стеклянного микроэлектрода.Удалось сделать видеосъемку, которая запечатлела «знакомство»парамеции с этой диковинкой - она не только оплывала ее со всехсторон, располагалась на ней, медленно продвигаясь от конца кначалу, долго кружила около отверстия, которое было значительноменьше длины самой парамеции, наконец, кульминация ее исследовательской работы - заползание внутрь трубочки. Наблюденияза поведением одноклеточных в различных ситуациях показывают,что вариации его весьма многообразны, чувствительность к различным факторам окружающей среды высока и любое изменениеэтой привычной среды вызывает соответствующий поведенческийэффект. Нейрофизиологический механизм, обеспечивающийориентировочно-исследовательское поведение, у парамеций можетбыть только эндонейрональным по причине одноклеточное™ этихживых орагнизмов. Внутриклеточная регистрация электрическойактивности парамеций доказывает это предположение.
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза