logo
psicho T1

Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы

Горская Г. Б. (г. Краснодар)

Превращение профессиональной деятельности в одну из важнейших сфер самореализации человека как личности приводит к взаимному влиянию, взаимному проникновению личностного и профессионального развития. Это особенно очевидно и важно, когда онтогенетическое развитие происходит в условиях ранней профессионализации, под которой подразумевается смещение нор­мативных фаз профессионализации на более ранние, по сравнению с типичными, периоды возрастного развития.

Ранняя профессионализация является необходимым условием достижения высокого уровня профессионализма в музыке, хорео­графии, спорте. Дети вовлекаются в профессиональное развитие в этих видах деятельности, начиная с младшего школьного возраста, что приводит к совпадению во времени профессионального, ин­теллектуального, личностного развития, изменению нормативного течения развития общих и специальных способностей.

Как правило, субъектами ранней профессионализации стано­вятся одаренные дети, работа с которыми ведется преимущественно в направлении развития их специальных способностей. Отмечаемые многими исследователямдисгармонииличностного развития детей, включенных в различные формы ранней профессионализации, указывают на значимость психологического анализа последствий ранней профессионализации для личностного и интеллектуального развития вовлеченных нее детей и подростков.

Влияние ранней профессионализации на личностное развитие изучалось на материале спортивной деятельности. Исследователь-

ский проект, поддержанные РГНФ (проект № 02-06-00450 а/ю), осно­вывался на предположении о том, что ранняя профессионализация может быть как осложняющим, так и стимулирующим нормативное онтогенетическое развитие фактором. Цель исследования состояла в установлении соотношения и сущности позитивных и негативных влияний ранней профессионализации на личное развитие спортсме­нов в возрасте от 12-13 до 20-24 лет, что соответствует наиболее типичным временным границам спортивной карьеры.

Исследованная выборка объемом более 500 человека вклю­чала спортсменов обоего пола и их сверстников, не занимающихся спортом. Она была подразделена натри возрастные группы: 12-13 лет, 14-15 лет, 20-24 года.

Позитивной стороной влияния занятий спортом на личностное развитие является наблюдаемое у спортсменов по мере продолже­ния занятий спортом возрастание интернальности, принятия других, а также снижение показателя доминирования. Следовательно, спорт дает спортсменам возможность испытать успех, достигнутый собственными усилиями, побуждает к выстраиванию конструк­тивных отношений с окружающими, без которых невозможно приобретение мастерства. Приобретаемый опыт взаимоотношений в процессе спортивной деятельности способствует формированию у юных спортсменов готовности принимать партнеров по совместной деятельности такими, каковы они есть. Достигаемые реальные успехи снижают потребность в самоутверждении через социальное доминирование.

К негативным последствиям ранней профессионализации относится изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими. Его индикатором является ослабление тенденции к возрастанию значимости сверстников как партнеров по общению при одновременном усилении ориентации на семью, а также выраженная потребность спортсменов в помощи и защите, которая не обнаруживается в такой степени у их сверстников, не за­нимающихся спортом. Потребность в психологической поддержке является следствием явного или скрытого соперничества, возникаю­щего в группах юных спортсменов. Однако усиление соперничества не является исключительно следствием особенностей спортивной деятельности. Оно отмечается и в среде интеллектуально одарен­ных детей в условиях обучения в специализированных школах как следствие появления монокритерия межличностного сравнения, которым становится уровень достижений втой сфере деятельности, в которую включены дети.

Негативным проявлением занятий спортом является отме­чаемая у спортсменов узость Я-концепции, индикатором которой является достоверно более низкое число признаков самоописания, которые дают спортсмены по методике «Кто Я?» по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом.

Ранняя профессионализация оказывает влияние на протекание гендерной социализации. Спортсмены мужского пола испытывают давление тендерного стереотипа мужественности, требующего обязательного достижения успеха, что вызывает у них большую боязнь неудач и меньшую уверенность в успехе, чем у спортсменок. Спортсменки проявляют снижение социально-психологической адаптации, у них проявляются признаки явного или латентного поло-ролевого конфликта в случае, когда избранный вид спорта рассматривается как неподходящий для женщин. Очевидная за­висимость достижений в спорте от проявления «маскулинных» личностных качеств и моделей поведения осложняет становление гендерной идентичности.

245

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Таким образом, раннее включение спортсменов в профессио­нальное, по сути, спортивное совершенствование является суще­ственным регулятором, нетолько ихдостижений, но особенностей их личностного развития, благополучия жизненного пути.

Результаты исследования юных спортсменов, включенных в раннюю профессионализацию,отележиваниеее последствий на про­тяжении периода возрастного развития, охватывающего временные границы типичной спортивной карьеры, указывает на значимость создания условий полноценного личностного развития детей, включенных в различные формы ранней профессионализации, гармонизации их профессионального и личностного развития.

Особенности сенсомоторной коррекции

при наличии у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Горячева Т. Г., Султанова А. С. (г. Москва)

В настоящее время отмечается повышение распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. Мно­гие специалисты отмечают, что психотерапевтические воздействия и традиционные педагогические приемы при работе с гиперактивными детьми оказываются малоэффективными. В связи с этим все большую значимость приобретает нейропсихологический подход к проблеме дизонтогенеза, позволяющий выявить механизмы отклоняющегося психического развития и разработать адекватные коррекционные методы. Одним из таких методов является сенсомоторная коррекция, основной принцип которой - оптимизация хода психического онто­генеза через определенным образом организованное воздействие на сенсорную и моторную сферу ребенка. С помощью специальных упражнений (двигательных, тактильных, дыхательных, глазодви­гательных и др.) достигается нормализация активации нервной системы, улучшение функционального статуса подкорково-стволовых структур и коры мозга, развитие межструктурных мозговых связей (корково-подкорковых, межполушарных и др.).

С целью уточнения нейропсихологических закономерностей нарушения развития высших психических функций (ВПФ) при СДВГ и специфики проведения сенсомоторной коррекции было проведено нейропсихологическое исследование 50 детей с СДВГ в возрасте 5-10 лет. Сенсомоторная коррекция проводилась с детьми в течение 9-18 мес, по ее окончании было проведено повторное тестирова­ние детей для оценки эффективности проведенной работы.

По данным нейропсихологического исследования дети были разделены на 3 группы. Первую группу (70%) составили дети, у которых на первый план выходили дефицит произвольной регуля­ции и существенные нейродинамические нарушения (повышенная утомляемость, снижение работоспособности, инертность, снижение психического тонуса и др.). На ЭЭГ всех этих детей отмечались признаки дисфункции стволовых и подкорковых структур мозга; в анамнезе этих детей - патология протекания беременности и родов. Во вторую группу (20 %) были отнесены дети, у которых не­достаточность произвольной регуляции деятельности сочеталась не только с нейродинамическими нарушениями, но и с эмоциональной лабильностью, расторможенностью аффективной сферы, агрес-

сивностью и негативизмом. В третью группу (10 %) вошли дети, у которых на первый план выходит дефицит произвольной регуляции, и картина нарушения развития ВПФ определяется дефицитарностью регулирующего звена в каждой психической функции.

Коррекционная работа с детьми с СДВГ должна строиться с учетом структуры дефекта. Так, при работе с детьми 1 и 2 групп пытаться формировать произвольный контроль без коррекции нейродинамических нарушений нецелесообразно. При проведении сенсомоторной коррекции с этими детьми основной акцент делается на дыхательные и глазодвигательные упражнения; двигательные упражнения, направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работо­способности и др. При проведении коррекционных упражнений необходимо разбивать время занятия на блоки (с разными видами деятельности) по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая. В ходе проведения занятий нецелесообразно подавлять повышенную двигательную активность ребенка, необходимо постепенно прида­вать ей целенаправленный характер. Для этого можно использовать систему подкреплений («призы»); при этом поощрение не должно быть отсроченным, а поощряемая деятельность - долговременной. Кроме того, при правильном построении занятия (длительностью обычно около часа) происходит постепенное снижение двигательной активности ребенка, и в конце занятия на фоне утомления ребенка можно вводить релаксационные техники. По мере преодоления нейродинамических нарушений у детей повышается работоспособ­ность, улучшается протекание психических процессов, происходят качественные изменения их операциональных звеньев. После этого начинает приносить результат работа по формированию про­извольного контроля, и коррекционная работа становится схожа с работой с детьми 3 группы. Для этих детей необходимо введение специальной формы внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности - контроль не вместо ребенка, а вместе с ребенком. Только в этом случае воз­можен переход целеполагания, программирования и контроля из интерпсихической к интрапсихической форме.

При коррекции детей 2 группы необходимо учитывать, что для них в большей степени, чем для других групп, характерны трудности межличностного общения (наиболее часто - вследствие нарушения чувства дистанции, особенностей эмоциональной сфе­ры), социальная дезадаптация. Улучшения, которые наблюдаются у этих детей как специалистами, так и родителями, могут долгое время не сказываться в школе, при общении с другими детьми вследствие наличия труднопреодолимых стереотипов поведения и ряда социальных факторов (наличие т. н. «ярлыков», провокация ожидаемого поведения, ригидность установок по отношению к ребенку у педагогов, родителей и др.). В связи с этим, при коррек-ционной работе с гиперактивными детьми часто необходимо про­ведение комплексной работы с привлечением других специалистов (школьных психологов, педагогов и др.), а также родителей.

Практический опыт проведения сенсомоторной коррекции с детьми с СДВГ доказывает ее эффективность: снижаются нейроди­намические нарушения, гиперактивность и отвлекаемость ребенка, улучшается произвольный самоконтроль, понижаются эмоциональ­ная лабильность, проявления негативизма и агрессии. В результате наряду с улучшением показателей психического развития ребенка отмечается улучшение детско-родительских отношений в семье и социальной адаптации ребенка.

246

А-Ж

Исследовательское поведение у одноклеточных

Греченко Т. Н. (г. Москва)

Paramecia caudatum, одноклеточные реснитчатые простейшие, демонстрируют ориентировочно-исследовательское поведение на изменение любого параметра среды, в которой они находятся в данный момент (уровень освещения, глубину окружающей жидкости, ее прозрачность, форму, температуру и т. д.). Для фиксации изменений поведения парамеций проводилась фото- и видеосъемка. Когда парамеции из постоянного места обитания попадают в каплю на предметном стекле, они немедленно начинают знакомиться с этим новым жизненным пространством: оплывают его сначала по краю, точно отслеживая форму, затем пересекают по диаметру, потом поднимаются в верхнюю часть к «куполу». Лишь после этого их плавание становится хаотичным и совершается по всем направлениям. В опытах использовали две ситуации, в которых рассматривалось исследовательское поведение парамеций.

  1. Каплю жидкости, в которой находятся парамеции, соединяликанальцем с другой такой же каплей. Сначала парамеции «замеча­ли», что появился дополнительный ход- они часто и намеренноподплывали к устью канальца, образуя своеобразную толпу. Но ниодна не плыла по новому пути. Это «исследование» продолжалось втечение нескольких минут, после чего одна! - по-видимому, самаяотважная - парамеция заплывала в канал, но проходила его толькодо трети или половины - и возвращалась назад. Потом она же сноваотправлялась по пройденному пути и могла доплыть до конца,перейдя во вторую каплю, которая находилась с другой стороныканала. Затем она возвращалась обратно «домой», после чего такойже путь отваживались проделать и другие парамеции. Впоследствиипарамеции равномерно распределялись в первой и второй капле, аканал постоянно применялся как «дорога».

  2. Появление нового предмета в их среде обитания (в ка­пле жидкости, где они находятся). В опыте таким незнакомымобъектом был обломок кончика стеклянного микроэлектрода.Удалось сделать видеосъемку, которая запечатлела «знакомство»парамеции с этой диковинкой - она не только оплывала ее со всехсторон, располагалась на ней, медленно продвигаясь от конца кначалу, долго кружила около отверстия, которое было значительноменьше длины самой парамеции, наконец, кульминация ее иссле­довательской работы - заползание внутрь трубочки. Наблюденияза поведением одноклеточных в различных ситуациях показывают,что вариации его весьма многообразны, чувствительность к раз­личным факторам окружающей среды высока и любое изменениеэтой привычной среды вызывает соответствующий поведенческийэффект. Нейрофизиологический механизм, обеспечивающийориентировочно-исследовательское поведение, у парамеций можетбыть только эндонейрональным по причине одноклеточное™ этихживых орагнизмов. Внутриклеточная регистрация электрическойактивности парамеций доказывает это предположение.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4