Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
Гриценко В. В. (г. Смоленск)
В связи с обострением межэтнической напряженности в отдельных регионах нашей страны на повестку дня все чаще ставятся вопросы: существуютли различия в системах жизненных ценностей представителей, принадлежащих к разным культурам; если да, то каковы эти различия; возможно ли формирование некой интегра-тивной общенациональной идеи в российском обществе?
Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования культурной специфики ценностно-мотивационной основы поведения и деятельности жителей Саратовской области, принадлежащих к четырем этносам: азербайджанскому, армянскому, русскому и чеченскому, показал, что наиболее значимыми ценностно-мотивационными типами для представителей кавказских этносов являются безопасность (1,63), благожелательность (1,82) и конформность (2,12). Для русских более предпочтительны такие типы, как безопасность (1,78), благожелательность (1,94) и универсализм (2,16) (в скобках указаны средние баллы по выборке).
В соответствии стеорией Ш. Шварца и У. Билски (Schwartz, Bilsky, 1990), мотивационной целью безопасности является стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида, мотивационной целью конформности - ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию, мотивационной целью благожелательности - поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте, мотивационной целью универсализма - понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы.
Иными словами, как для русских, так для выходцев из Кавказа определяющими жизненными ценностями являются ценности, которые находятся в непротиворечивых отношениях между собой. Так, конформность и безопасность - оба предполагают защиту порядка, стабильности и социальной гармонии, универсализм и благожелательность - оба способствуют удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, отказ от эгоистических интересов.
Наименее значимыми как для выходцев из Кавказа, так и для русских, оказались мотивационные типы власть (соответственно 3,01 и 3,81), стимулирование (2,93 и 3,29) и гедонизм (2,76 и 3,48). Каждому из этих типов соответствует следующая мотивационная цель: власти - достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей, стимулированию- новизна и состязательность в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма, гедонизму- удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью.
И вданномслучаемы получили единство между представителями 4-х исследуемых групп в отношении отвергаемых ценностей, среди которых непротиворечивыми являются пара гедонизм и стимулирование- оба вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию. Как видим, к отвергаемым блокам ценностей представители всех групп отнесли ценности, которые выражают интересы индивида.
250
А-Ж
В исследовании обнаружены некоторые различия в оценке значимости (по среднегрупповым показателям) конкретных мотиваций между представителями кавказских и русского этносов. Так, выходцы из Кавказа обнаруживают более выраженную ориентацию на индивидуалистические ценности самовозвышения - власть, достижение, гедонизм, что, на наш взгляд, может служить показателем усиления личностной идентичности, как важнейшего фактора, обеспечивающего адаптацию к изменившимся условиям существования и социальной нестабильности. Однако эти ценности занимают последние ранговые позиции в их структуре ценностных мотиваций.
Выходцы из Кавказа обнаружили также более высокие показатели по предпочтению ценностей традиции. Мотивационная цель традиции - уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культурен религии, что говорит об усилении этнокультурной идентичности в условиях этнического меньшинства.
Таким образом, несмотря на имеющиеся различия, почти полное ранговое совпадение предпочитаемых и отвергаемых ценностно-мотивационных типов у представителей всех исследуемых этнических групп свидетельствует о близости культурно-ценностных структур между ними и может выступать важнейшей основой для понимания и обоюдного согласия, развития интеграционных тенденций между группами исследуемых этносов.
Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями. Во-первых, разнообразной по содержанию профессиональной активностью (согласно функциям управления руководитель является организатором, аналитиком, генератором идей и т. д.). Во-вторых, повышенной ответственностью за состояние производства, ресурсов, результаты деятельности организации, т. е. большую психологическую нагрузку. В-третьих, творческими мыслительными процессами, т. к. принятие управленческого решения, это в большинстве своем, нестандартные, креативные решения. В-четвертых, постоянным общением с людьми, знанием психологических законов взаимодействия, коммуникативных умений. В-пятых, необходимостью сбора и анализа информации, осуществления прогнозирования, планирования, организации, стимулирования, координирования и контроля. Особенность профессионализма руководителя состоит в том, что задачи и проблемы его деятельности касаются, главным образом, рефлексивной самоорганизации тех, с кем он строит свои отношения, а также собственной рефлексивной самоорганизации.
Таким образом, деятельность руководителя является системообразующим фактором, обеспечивающим целостное функционирование, сохранение и развитие организации, что свидетельствует о необходимости специального управления организацией, ибо без него ни одна организация не существует.
Должность руководителя и ее психологические характеристики
Гришина Е. А. (г. Волжский)
Современные условия нашей жизнедеятельности предъявляют качественно новые требования к руководителям, вызывая более высокую напряженность их труда, требуют умения ценить время, владения комплексом организационных и психологических качеств; возрастает элемент творчества в их работе.
В этой связи особую актуальность приобретают качественные параметры деятельности руководителя, то есть не только самая сложная область деятельности, требующая широких познаний экономики, техники, технологии, но и организации производства, физиологии,психологии, права и ряда других наук. Руководитель -это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Современный руководитель является одновременно управляющим, лидером, дипломатом, воспитателем, инноватором и т. д. В соответствии с перечисленными ролями, ему должны быть присущи следующие личностные качества:
высокие этические нормы;
физическая и психологическая выносливость, умение нейтрализовать последствия стресса;
высокая внутренняя и внешняя культура;
формула «три Д» - доступность, доброжелательность, добропорядочность;
эмпатичность, рефлексивность;
визуальная привлекательность.
Личностные особенности подростков, оцениваемых взрослыми как агрессивные
Гришина Л. Н. (г. Москва)
Психологические трудности, нарушения поведения встречаются у большинства подростков. С одной стороны эти явления составляют неотъемлемую часть процесса развития, и сами по себе укладываются в понятие нормы, с другой стороны нарушения поведения современных подростков стали отличаться повышенной агрессивностью и даже жестокостью. Такие формы нарушения поведения, в которых отмечается рост агрессивных тенденций, уже нельзя назвать вариантом нормы, они искажают процесс нормального развития, наносят вред окружающим и требуют квалифицированного вмешательства. В основе такого вмешательства обязательно должно лежать правильное понимание фактов нарушения поведения подростков. Нередко случаи нарушения поведения родителями и педагогами интерпретируются как агрессивное поведение и провинившегося, раз или два подростка, спешат записать в «трудные», не пытаясь разобраться в мотивах и целях совершенного поступка.
Проводимое нами исследование преследовало цель показать степень адекватности интерпретации взрослыми (родителями и педагогами) поведения подростков как агрессивного. Объектом исследования стали 60 подростков мужского пола в возрасте от 13 до 16 лет, все они являются учащимися 8-11 классов средних школ г. Москвы и г. Ростова-на-Дону. Каждый из обследованных попал в поле зрения школьного психолога по обращению родителей, школьных учителей или по причине постановки подростков на учет в Инспекцию по делам несовершеннолетних.
251
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Исследование показало, что обращения родителей и учителей к психологу по поводу склонности подростков к агрессивному поведению далеко не всегда являются адекватными. Среди всего контингента испытуемых, которые были отмечены как проявляющие агрессивное поведение с точки зрения родителей, школьных педагогов и Инспекции по делам несовершеннолетних, в 21,05 % у подростков отсутствовала агрессивность, у 42,1 % выражена незначительно или только в отношении конкретных обстоятельств или людей и только 36,84% подростков из общего числа испытуемых действительно в своем поведении проявляли склонность к агрессивному поведению.
Неадекватность оценок может быть обусловлена двумя основными причинами: во-первых, наличием объективных проблем взаимодействия подростка с другими людьми и, во-вторых, личностными особенностями подростка, проявление которых может быть интерпретировано как агрессия.
Среди личностных особенностей, проявление которых может быть интерпретировано как агрессия можно выделить: высокую активность и эмоциональность. Подвижные, активные дети в силу своего темперамента, подвижности, воспринимаются как агрессивные. Так, у 50% юношей, воспринимаемых взрослыми как агрессивные, выявлен холерический тип темперамента. Поведение высокоэмоциональных детей также нередко воспринимается как агрессивное. Достаточно сказать, что в группу агрессивных было включено 51,7 % подростков с высоким уровнем нейротизма.
Среди объективных факторов надо выделить проблемы взаимодействия подростка с другими людьми, в частности, наличие реальных конфликтов подростков с родителями или конкретным учителем. В целом ряде (21,3%) случаев оказывает влияние субъективность суждения взрослого, или подросток действительно проявляется агрессивность, но только к данному человеку, его агрессивное поведение является реакцией (порой не вполне адекватной) на конкретные действия воспитателя.
К факторам, определяющим неадекватную интерпретацию взрослыми поведения подростков, можно отнести определенные типы акцентуаций характера. В исследовании нами выделены следующие виды акцентуаций, вызывающие проблемы у воспитателей: эпилептоидный, гипертимный, шизоидный, истероидный, неустойчивый. Причем для родителей наиболее трудными и воспринимаемыми как агрессивные оказались подростки с шизоидной акцентуацией, для учителей - подростки с гипертимной и истероидной акцентуациями.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза