Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими при несении караульной службы
Акимов М.В. (г. Москва)
Результаты социально-психологического исследования в отдельном соединении охраны МО РФ показали, что нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в карауле имеют ряд особенностей. Основными формами неуставных взаимоотношений при несении караульной службы являются: формирование неуставной «иерархии», которая имеет универсальную трехступенчатую модель: отверженные - основная масса - элита; насаждение неуставных традиций, ритуалов и обычаев («последний караул» и т.п.); перекладывание военнослужащими своих служебных обязанностей на сослуживцев более поздних периодов службы (неравномерное распределение смен и постов, самовольная и несвоевременная подмена на постах, уборка помещений и территории); обеспечение привилегированного положения в коллективе (несправедливое распределение продуктов питания и мест отдыха, качественной постовой одежды и т.п.); вымогательство, приводящее к покиданию постов и караульных помещений с целью попрошайничества и воровства. Данные формы неуставных взаимоотношений при большой интенсивности несения службы или формальном (шаблонном) подходе к вопросам её организации выступают деформированным способом индивидуальной или групповой компенсации и самоутверждения деструктивного характера.
Факторами, влияющими на распространенность неуставных взаимоотношений, являются: установка солдат и сержантов по призыву на поддержку неуставных отношений, психологическая несовместимость военнослужащих, входящих в состав постов и смен и нездоровый морально-психологический климат подразделения, от которого наряжен караул. Так, уровень неуставных взаимоотношений в карауле и состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях, от которых наряжаются караулы, взаимосвязаны. Традиции, ритуалы и обычаи деструктивного характера, нездоровый морально-психологический климат, складывающийся внутри взводов и рот, из казарм переходят в воинские коллективы караулов.
59
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Разработанная входе исследования,социально-психологическая программа профилактики неуставных взаимоотношений военнослужащих при несении караульной службы, включает в себя три этапа: 1) диагностический; 2) прогнозирующий; 3) коррекционный. Данная программа проходит проверку в подразделениях отдельного соединения охраны МО РФ (войсковая часть 83420).
Полифоническая психология как парадигма современной психологии
Акопов Г.В., Агапов ДА. (г. Самара)
Актуализация и отработка интеллектуальных процедур, связанных с реализацией эвристического потенциала методологического плюрализма (С.Д. Смирнов), методологического либерализма (А.Ю. Юревич), культурной психологии (Н.С. Гусельцева) и др., несёт в себе позитивную динамику и может привести к образованию новых позиций или даже парадигм.
Проясним сам термин «полифония» - это вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).
Идея введения музыкального термина «полифония» в область научного знания принадлежит М. Бахтину, который отнес полифонию к особенностям романа Достоевского и определил её как «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний» (Бахтин, 1974). Обнаруженный М. Бахтиным диалогический принцип романа Достоевского, сконструированного как целое взаимодействие нескольких сознаний, включая сознание «автора и так же косвенно заслуженных собеседников» (Ухтомский), из которого ни одно не стало до конца объектом другого, может успешно экспроприироваться методологическим пространством психологии.
Истоки «диалогической полифонии» восходят к сократовскому диалогу, а точнее, к сократическому представлению о диалогической природе истины и человеческой мысли о ней. Основными приёмами «сократического диалога» являлись синкриза (сопоставление различных точек зрения на определенный предмет) и анакриза (способы вызывать, провоцировать слова собеседника).
Идеи Сократа, ведущих софистов и других исторических лиц не цитируются и не пересказываются, а даются в свободно-творческом развитии на диалогизирующем их фоне других идей.
Сократический диалог - это синкретический философско-художественный жанр, в котором процесс разграничения абстрактно-научного и философского понятия и художественного образа еще не завершился. Такой синтез в современной психологии обозначен В.А. Шкуратовымтермином«наррадигма»-тип мышления, который соединяет в себе образное художественное выражение и формальную сциентистскую речь (Шкуратов, 1997).
Напрашивается вывод, что следует внимательно рассмотреть сократический диалог в его первозданном виде. Можно заметить два момента. Первый - это устная форма диалогов Сократа. Но т. к. мы имеем дело с письменным сознанием, с письменной системой
передачи информации, то нас в принципе интересует речь несама по себе (письменная или устная), а дискурс (как форма еёорганизации). 0 дискурсе Сократа можно с уверенностью сказать, что он научный (понятийно-образный). То, что в античности устное исполнение находилось в равновесии с письменной культурой, а философия, наука, политика творилась в публичных дискуссиях, было отмечено и В.А. Шкуратовым, который ратует за то, чтобы диалогизировать слово, наделить его живым звучанием (Шкуратов, 1997). Второй -кроме логической интенции в диалогах Сократа можно обнаружить интенцию созерцания. Психология созерцания до сих пор не стала предметом серьезного исследования, а между тем, созерцание и является главным механизмом полифонического мышления. Ставя превыше всего чистое созерцание, греки с пренебрежением относились кфизическому труду (дажетруду изобретателей). Христианство восстановило равновесие между созерцанием и трудом. По мере того, как мир все более подвергался эксплуатации, место этики созерцания, мало-помалу занимала этика труда (Ж. Лакруа, 2004).
Если обратиться к трактовке созерцания в философии, то можно обнаружить, что здесь выделяется созерцание эстетическое и созерцание сущности. Созерцание эстетическое - это: а) в греческой традиции - всматривание в чувственные и бестелесные эйдосы (вид, образ); б) интуитивное восприятие; в) коррелят понятия вживания в предмет (М. Бахтин).
Созерцание эстетическое противоположно интересу обладания. Бытийная любовь - это любовь к сущности, к «бытию» или «существу другого». Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше благом другого, чем эгоистическим удовлетворением.
Созерцание сущности (идеация) обозначает направленность сознания непосредственно на всеобщее («сущность», «эйдос», «априори»), а также метод созерцания всеобщего. Думается, что созерцательность - это еще и побочный эффект сосредоточения, «молчание», рефлексия сосредоточения, остановка, «нулевое положение» и т.д. Остановка позволяет созерцать идеи нескольких голосов, что может привести к инсайту! Тут каждый созерцатель в то же время может быть потенциальным участником, исполнителем, автором и т.д., но может занять и метапозицию (Г.В. Акопов, Д.А. Агапов, 2007).
Интенция созерцания имеет многие позитивные моменты, один из которых - сравнение «своего» и «чужого».
Но отношение к «чужому» может быть и другим -настороженно-ожидающим, требующим проверки, размышления, неторопливого вырабатывания правильного решения, и, пока оно не достигнуто, к «чужому» присматриваются, его учитывают. А если и «чужое» занимает такую же позицию к присматривающемуся к нему «своему», то их встреча произойдет, и последствия её будут полезными и благими (Топоров, 1989).
Итак, можно сделать вывод, что для появления полифонической психологии, необходимо возрождение диалога и не просто диалога как обмена информацией, а диалога, включающего в себя интенцию созерцания, который, по сути, и есть полифонический диалог или диалогическая полифония.
Возможно позиция «диалогического полифонизма» приведёт к появлению перспективы новой парадигмы - парадигмы «полифонической публичной дискуссии».
Освободиться от пут своей собственной одномерной парадигмы, снова стать непринужденной, полифонической, способной к существованию в содружестве с многомерным сознанием человека - таким нам видится будущее полифонической психологии.
60
А-Ж
Роль и место психолога в структуре современной организации
Алдашева А.А., Медведев В.И. (г. Москва)
Роль и место психолога в структуре организации в течение 20 века определялись тем, что психологи должны были, используя различные приемы «манипулировать» людьми в интересах процветания крупных предприятий (Э. Фромм), и в конечном счете все сводилось к величине дохода. Начиная с 80-90-х годов прошлого столетия,сталоясным, что эта позиция несовпадаетстребованиями и тенденциями современной экономики, для которой характерно увеличение роли общественных интересов над частными интересами владельцев, усиление значимости высокотехнологичных производств по сравнению с сырьевым сектором, глобализация экономики и изменение приоритетов в системе ценностей, определяющих интересы и поведение человека.
Пожалуй, впервые в истории человечества понятие «интересная работа» стало доминировать над понятием «материальный интерес». На основании анализа предпочтений,согласнолитературным данным, у специалистов были выделены некоторые детерминанты понятия «интерес», среди которых выделяются возможность самореализации как личности, детерминанты, позволяющие, взглянуть на свою роль в организации как бы с позиции ролевого члена конкретной метасистемы, ориентироваться в проблемах, находящихся на стыке наук. Особое значение придается таким свойствам как сомнение, оперативность и способность отказа от предыдущих решений при ранних признаках неудачи.
Отказ от старых позиций диктуется, прежде всего, тем, что в современном производстве и управлении резко возрастает ценность «человеческого капитала» - понятие, тесно связанное с успехами научно-технической революции. Человеческий капитал становится таким же непременным элементом фондового рынка, как и денежный и производственный капиталы. Как и для товарного производства, для «человеческого капитала»характерны конкуренция, маркетинг, наличие бренда.
В основе развиваемой нами концепции участия психолога в деятельности организации лежит базовый принцип формирования профессиональных отношений, исходя из использования тех свойств и качеств человека, которые являются основой его самосознания, определяют понимание смысла жизни и отрицание позиции навязывания человеку чувств, действий, поведения и идеологии со стороны управленческого звена.
Роль психолога, при этом подходе заключается в том, чтобы найти такой вид деятельности для человека, когда способности, задатки, интересы, склонности и другие психологические качества раскрывались бы наиболее полно и были в гармонии с характером трудовой деятельности. Таким образом, меняется критерии профессионального психологического отбора с «ты нам подходишь»
на критерий «мы тебе подходим потому, что, работая у нас, ты сможешь реализовать все, что кладется в основу представлений о смысле жизни».
Исходя из этого принципа, психолог с учетом особенностей миссии организации, социальной и экономической ситуации, а также положения организации в системе внешних связей, общественных и корпоративных ценностей, должен разработать рекомендации по расстановке кадров, стилю общения внутри организации и форме управления, наиболее подходящей для обеспечения достижения целей организации. Объектом внимания психолога должен быть широкий спектр показателей психологического комфорта.
Особую роль играет психолог в формировании и мониторинге психологического климата коллектива показателями, которого являются структура власти, структура ответственности, структура движения и переработки информации. Надежность и адекватность этих структур, прежде всего, зависит от четкости и определенности целей организации и способности коллектива к быстрой и безболезненной перестройке. При отсутствии этих условий критерий заинтересованности или становится подчиненным и игнорируемым или вообще исчезает, и начинают доминировать случайные критерии межличностного общения.
Дискутируется вопрос о роли лидера в коллективе, предполагается наличие в коллективе одновременно разных типов лидеров: формального, обладающего формальными правами, эмоционального, обеспечивающего адекватный настрой членов организации на осмысленность деятельности и определяющий устойчивость деятельности при возникновении экстремальных ситуаций. Возможно также наличие идеологического лидера и потенциального лидера, роль которого реализуется при возникновении затруднений внешнего и внутреннего порядка.
В задачу психолога входит разработка мероприятий, в том числе обучающего характера, направленных на развитие общения, способности предсказать поведение партнеров в проблемных ситуациях, принятия не одного кажущегося оптимальным решения, а выработки иерархии решений, предоставляющих возможность изменения элементов, принятых как исходные и «вероятно стабильные».
Важной частью работы психолога-аналитика является разработка рекомендаций по выбору стратегии и тактики внешних связей с целью формирования положительного имиджа организации, разработка политики в области открытости, подотчетности и доверия общественности.
В процессе глобализации появилась новая проблема, требующая внимания психолога - это неизбежное продвижение в организации общих глобальных требований и сохранение особенностей национального, регионального менталитета. Разрешение данной проблемы возможно путем предъявление требований к форме, которая должна быть представлена в национальных традициях и к содержанию - суть которого, отражает глобальные принципы организации деятельности.
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза