logo
psicho T1

Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений

между военнослужащими при несении караульной службы

Акимов М.В. (г. Москва)

Результаты социально-психологического исследования в отдельном соединении охраны МО РФ показали, что нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в карауле имеют ряд особенностей. Основными формами неуставных взаимоотношений при несении караульной службы являются: фор­мирование неуставной «иерархии», которая имеет универсальную трехступенчатую модель: отверженные - основная масса - элита; насаждение неуставных традиций, ритуалов и обычаев («последний караул» и т.п.); перекладывание военнослужащими своих служеб­ных обязанностей на сослуживцев более поздних периодов службы (неравномерное распределение смен и постов, самовольная и несвоевременная подмена на постах, уборка помещений и терри­тории); обеспечение привилегированного положения в коллективе (несправедливое распределение продуктов питания и мест отдыха, качественной постовой одежды и т.п.); вымогательство, приводящее к покиданию постов и караульных помещений с целью попрошайни­чества и воровства. Данные формы неуставных взаимоотношений при большой интенсивности несения службы или формальном (ша­блонном) подходе к вопросам её организации выступают деформи­рованным способом индивидуальной или групповой компенсации и самоутверждения деструктивного характера.

Факторами, влияющими на распространенность неуставных взаимоотношений, являются: установка солдат и сержантов по призыву на поддержку неуставных отношений, психологическая не­совместимость военнослужащих, входящих в состав постов и смен и нездоровый морально-психологический климат подразделения, от которого наряжен караул. Так, уровень неуставных взаимоотноше­ний в карауле и состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях, от которых наряжаются караулы, взаимосвязаны. Традиции, ритуалы и обычаи деструктивного характера, нездоровый морально-психологический климат, складывающийся внутри взво­дов и рот, из казарм переходят в воинские коллективы караулов.

59

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Разработанная входе исследования,социально-психологическая программа профилактики неуставных взаимоотношений военнос­лужащих при несении караульной службы, включает в себя три этапа: 1) диагностический; 2) прогнозирующий; 3) коррекционный. Данная программа проходит проверку в подразделениях отдельного соединения охраны МО РФ (войсковая часть 83420).

Полифоническая психология как парадигма современной психологии

Акопов Г.В., Агапов ДА. (г. Самара)

Актуализация и отработка интеллектуальных процедур, свя­занных с реализацией эвристического потенциала методологиче­ского плюрализма (С.Д. Смирнов), методологического либерализма (А.Ю. Юревич), культурной психологии (Н.С. Гусельцева) и др., несёт в себе позитивную динамику и может привести к образованию новых позиций или даже парадигм.

Проясним сам термин «полифония» - это вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и раз­витии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).

Идея введения музыкального термина «полифония» в об­ласть научного знания принадлежит М. Бахтину, который отнес полифонию к особенностям романа Достоевского и определил её как «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний» (Бахтин, 1974). Обнаруженный М. Бахтиным диалоги­ческий принцип романа Достоевского, сконструированного как целое взаимодействие нескольких сознаний, включая сознание «автора и так же косвенно заслуженных собеседников» (Ухтомский), из которого ни одно не стало до конца объектом другого, может успешно экспроприироваться методологическим пространством психологии.

Истоки «диалогической полифонии» восходят к сократовскому диалогу, а точнее, к сократическому представлению о диалогической природе истины и человеческой мысли о ней. Основными приёма­ми «сократического диалога» являлись синкриза (сопоставление различных точек зрения на определенный предмет) и анакриза (способы вызывать, провоцировать слова собеседника).

Идеи Сократа, ведущих софистов и других исторических лиц не цитируются и не пересказываются, а даются в свободно-творческом развитии на диалогизирующем их фоне других идей.

Сократический диалог - это синкретический философско-художественный жанр, в котором процесс разграничения абстрактно-научного и философского понятия и художественного образа еще не завершился. Такой синтез в современной психологии обозначен В.А. Шкуратовымтермином«наррадигма»-тип мышле­ния, который соединяет в себе образное художественное выражение и формальную сциентистскую речь (Шкуратов, 1997).

Напрашивается вывод, что следует внимательно рассмотреть сократический диалог в его первозданном виде. Можно заметить два момента. Первый - это устная форма диалогов Сократа. Но т. к. мы имеем дело с письменным сознанием, с письменной системой

передачи информации, то нас в принципе интересует речь несама по себе (письменная или устная), а дискурс (как форма еёорганизации). 0 дискурсе Сократа можно с уверенностью сказать, что он научный (понятийно-образный). То, что в античности устное исполнение находилось в равновесии с письменной культурой, а философия, наука, политика творилась в публичных дискуссиях, было отмечено и В.А. Шкуратовым, который ратует за то, чтобы диалогизировать слово, наделить его живым звучанием (Шкуратов, 1997). Второй -кроме логической интенции в диалогах Сократа можно обнаружить интенцию созерцания. Психология созерцания до сих пор не стала предметом серьезного исследования, а между тем, созерцание и является главным механизмом полифонического мышления. Ставя превыше всего чистое созерцание, греки с пренебрежением относи­лись кфизическому труду (дажетруду изобретателей). Христианство восстановило равновесие между созерцанием и трудом. По мере того, как мир все более подвергался эксплуатации, место этики со­зерцания, мало-помалу занимала этика труда (Ж. Лакруа, 2004).

Если обратиться к трактовке созерцания в философии, то можно обнаружить, что здесь выделяется созерцание эстетическое и со­зерцание сущности. Созерцание эстетическое - это: а) в греческой традиции - всматривание в чувственные и бестелесные эйдосы (вид, образ); б) интуитивное восприятие; в) коррелят понятия вживания в предмет (М. Бахтин).

Созерцание эстетическое противоположно интересу обладания. Бытийная любовь - это любовь к сущности, к «бытию» или «суще­ству другого». Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше благом другого, чем эгоистическим удовлетворением.

Созерцание сущности (идеация) обозначает направленность сознания непосредственно на всеобщее («сущность», «эйдос», «априори»), а также метод созерцания всеобщего. Думается, что созерцательность - это еще и побочный эффект сосредоточения, «молчание», рефлексия сосредоточения, остановка, «нулевое по­ложение» и т.д. Остановка позволяет созерцать идеи нескольких голосов, что может привести к инсайту! Тут каждый созерцатель в то же время может быть потенциальным участником, исполните­лем, автором и т.д., но может занять и метапозицию (Г.В. Акопов, Д.А. Агапов, 2007).

Интенция созерцания имеет многие позитивные моменты, один из которых - сравнение «своего» и «чужого».

Но отношение к «чужому» может быть и другим -настороженно-ожидающим, требующим проверки, размышления, неторопливого вырабатывания правильного решения, и, пока оно не достигнуто, к «чужому» присматриваются, его учитывают. А если и «чужое» занимает такую же позицию к присматривающемуся к нему «своему», то их встреча произойдет, и последствия её будут полезными и благими (Топоров, 1989).

Итак, можно сделать вывод, что для появления полифониче­ской психологии, необходимо возрождение диалога и не просто диалога как обмена информацией, а диалога, включающего в себя интенцию созерцания, который, по сути, и есть полифонический диалог или диалогическая полифония.

Возможно позиция «диалогического полифонизма» приведёт к появлению перспективы новой парадигмы - парадигмы «по­лифонической публичной дискуссии».

Освободиться от пут своей собственной одномерной парадиг­мы, снова стать непринужденной, полифонической, способной к существованию в содружестве с многомерным сознанием человека - таким нам видится будущее полифонической психологии.

60

А-Ж

Роль и место психолога в структуре современной организации

Алдашева А.А., Медведев В.И. (г. Москва)

Роль и место психолога в структуре организации в течение 20 века определялись тем, что психологи должны были, используя различные приемы «манипулировать» людьми в интересах про­цветания крупных предприятий (Э. Фромм), и в конечном счете все сводилось к величине дохода. Начиная с 80-90-х годов прошлого столетия,сталоясным, что эта позиция несовпадаетстребованиями и тенденциями современной экономики, для которой характерно увеличение роли общественных интересов над частными инте­ресами владельцев, усиление значимости высокотехнологичных производств по сравнению с сырьевым сектором, глобализация экономики и изменение приоритетов в системе ценностей, опреде­ляющих интересы и поведение человека.

Пожалуй, впервые в истории человечества понятие «интерес­ная работа» стало доминировать над понятием «материальный ин­терес». На основании анализа предпочтений,согласнолитературным данным, у специалистов были выделены некоторые детерминанты понятия «интерес», среди которых выделяются возможность само­реализации как личности, детерминанты, позволяющие, взглянуть на свою роль в организации как бы с позиции ролевого члена конкретной метасистемы, ориентироваться в проблемах, находя­щихся на стыке наук. Особое значение придается таким свойствам как сомнение, оперативность и способность отказа от предыдущих решений при ранних признаках неудачи.

Отказ от старых позиций диктуется, прежде всего, тем, что в современном производстве и управлении резко возрастает ценность «человеческого капитала» - понятие, тесно связанное с успехами научно-технической революции. Человеческий капитал становится таким же непременным элементом фондового рынка, как и денежный и производственный капиталы. Как и для товарного производства, для «человеческого капитала»характерны конкурен­ция, маркетинг, наличие бренда.

В основе развиваемой нами концепции участия психолога в деятельности организации лежит базовый принцип формирования профессиональных отношений, исходя из использования тех свойств и качеств человека, которые являются основой его самосознания, определяют понимание смысла жизни и отрицание позиции на­вязывания человеку чувств, действий, поведения и идеологии со стороны управленческого звена.

Роль психолога, при этом подходе заключается в том, чтобы найти такой вид деятельности для человека, когда способности, задатки, интересы, склонности и другие психологические качества раскрывались бы наиболее полно и были в гармонии с характером трудовой деятельности. Таким образом, меняется критерии про­фессионального психологического отбора с «ты нам подходишь»

на критерий «мы тебе подходим потому, что, работая у нас, ты сможешь реализовать все, что кладется в основу представлений о смысле жизни».

Исходя из этого принципа, психолог с учетом особенностей мис­сии организации, социальной и экономической ситуации, а также положения организации в системе внешних связей, общественных и корпоративных ценностей, должен разработать рекомендации по расстановке кадров, стилю общения внутри организации и форме управления, наиболее подходящей для обеспечения достижения целей организации. Объектом внимания психолога должен быть широкий спектр показателей психологического комфорта.

Особую роль играет психолог в формировании и мониторинге психологического климата коллектива показателями, которого являются структура власти, структура ответственности, структура движения и переработки информации. Надежность и адекватность этих структур, прежде всего, зависит от четкости и определенности целей организации и способности коллектива к быстрой и без­болезненной перестройке. При отсутствии этих условий критерий заинтересованности или становится подчиненным и игнорируемым или вообще исчезает, и начинают доминировать случайные крите­рии межличностного общения.

Дискутируется вопрос о роли лидера в коллективе, предпола­гается наличие в коллективе одновременно разных типов лидеров: формального, обладающего формальными правами, эмоциональ­ного, обеспечивающего адекватный настрой членов организации на осмысленность деятельности и определяющий устойчивость деятельности при возникновении экстремальных ситуаций. Воз­можно также наличие идеологического лидера и потенциального лидера, роль которого реализуется при возникновении затруднений внешнего и внутреннего порядка.

В задачу психолога входит разработка мероприятий, в том числе обучающего характера, направленных на развитие общения, способности предсказать поведение партнеров в проблемных ситуациях, принятия не одного кажущегося оптимальным решения, а выработки иерархии решений, предоставляющих возможность изменения элементов, принятых как исходные и «вероятно ста­бильные».

Важной частью работы психолога-аналитика является разра­ботка рекомендаций по выбору стратегии и тактики внешних связей с целью формирования положительного имиджа организации, раз­работка политики в области открытости, подотчетности и доверия общественности.

В процессе глобализации появилась новая проблема, требую­щая внимания психолога - это неизбежное продвижение в орга­низации общих глобальных требований и сохранение особенностей национального, регионального менталитета. Разрешение данной проблемы возможно путем предъявление требований к форме, которая должна быть представлена в национальных традициях и к содержанию - суть которого, отражает глобальные принципы организации деятельности.

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4