Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
Дорошенко Т.В. (г. Хабаровск)
Проблема эмпатии человека, в психологической науке представляет большой интерес (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, X. Кохут, К. Роджерс, Н.А. Щербакова и другие), в связи стем, что в настоящее время сложились некоторые противоречия в деле подготовки специалистов психологов. Наряду с ростом высших учебных заведений, осуществляющих подготовку психологов, расширением сферы применения психологического знания, возрастающей потребностью общества в профессиональных психологах, психологическая культура, населения и профессионалов остается не высокой и требует научных исследований.
Эмпатию в узком смысле можно понимать как сочувствие, сопереживание другому человеку, но это понятие гораздо глубже и шире. Различные авторы в ходе теоретических и эмпирических исследований эмпатии выделяли множество ее составляющих: сопереживание, сочувствие, симпатия, проницательность, эмоциональная отзывчивость, эстетическое наслаждение, эмоциональный отклик, сорадование, идентичность чувств, помощь другому, альтруистические мотивы и т.д.
Интересным является мнение Х.Кохута, который считал эмпатию универсальной потребность развития. В связи с этим, с нашей точки зрения, можно посмотреть на эмпатию как своеобразное конституирующее начало личности являющееся движителем личностного развития. Так, эмпатия, появляется уже в раннем детстве - назовем ее «ранняя эмпатия» - как «инстинкт», «потребность выживания», через подражание и восприятие чувств, эмоций других людей (по данным РСпица, Д.Виникотта и других исследователей эта чувствительность появляется уже в период «перинатального детства»). Изначально данная чувствительность, развивается в собственно эмпатию (сочувствие, сопереживание) в зависимости от индивидуальных (биологически обусловленных) способностей к эмпатии и социокультурной ситуации развития (адекватность взаимодействия со значимыми взрослыми). Таким образом, формируется психологическая культура личности - эмпатия, мотивы (альтруистический, социальной полезности, мотив помощи другому), коммуникативные установки, толерантность, рефлексия.
Исходя из такой взаимосвязи: эмпатии, мотивации, и коммуникации личности становится возможным определить понятие -эмпатический профиль личности (ЭПЛ). Профиль (от лат- profile-очертание), совокупность или типичные черты, характеризующие личность, профессию, специальность, звено. Таким образом, под ЭПЛ понимается устойчивоеличностное образование, содержащее в себе значимые показатели личностной компетентности: эмпатию как фактор мотивации развития личности, проявляющийся в мотивах, установках, направленности эмпатического поведения во взаимоотношениях с другими людьми, что позволяет прогнозировать успешность личности в социальных отношениях и
профессиональной деятельности в сфере «человек-человек». ЭПЛ характеризуется сочетанием трех составляющих: эмпатии (ее видов и составляющих), эмпатико-мотивационной составляющей (мотивы, связанные с эмпатией) и коммуникативно-деятельностной составляющей (реализация эмпатического поведения во взаимоотношениях с другими людьми и в деятельности).
На основании теоретического анализа литературы по проблеме эмпатии, разнообразии ее видов (В.И. Грошев, Б.Д. Карвасарский, КБ. Ягнюк и другие) и представлении об ЭПЛ становится возможным определить семь его типов: Внешний проявляется в сознательном поведении человека в виде сочувствия и сопереживания как необходимое адаптивное в социуме поведение. Внутренний эмпатический профиль проявляется в достаточно высоком уровне эмпатии, проявление которой основано на реализации потребности в значимости и нужности другому человеку. Компенсаторный профиль проявляется в эмпатии через стремление к компенсации неполноценности, несостоятельности в общении. Дезинтеграционный эмпатический профиль характеризуется неконтролируемым проявлением эмпатии в поисках своей идентичности, через тотальное проживание эмоций за другого человека, «сверхпомощи» другому. Ложный профиль определяется, когда в поведении такого человека наблюдаются эмпатические тенденции наряду с раздражительностью, неискренностью и нетерпимостью по отношению к другому. Дефицитарный профиль характеризуется дефицитом эмпатии, жесткости, отстраненности и замкнутости человека на самом себе. Истинный эмпатический профиль, напротив, представлен высокой эмпатией, рефлексией, самомотивацией, альтруистической направленностью.
Таким образом, формирование эмпатического профиля личности в онтогенезе зависит от биологически обусловленной чувствительности, своеобразия ранних детских взаимоотношений со значимыми взрослыми и собственного выбора, самоанализа, работы над собой в подростковом возрасте и далее в процессе жизнедеятельности. Тогда человек становится озлобленным и жестоким или черствым и отстраненным, или понимающим и сочувствующим - это определяет мотивы поведения, коммуникацию, которая в свою очередь снова воздействует на мотивы и эмпатию. В итоге становится возможным определить «безусловно желательный» тип эмпатического профиля (истинный), «желательные типы», но требующие к себе внимания и совершенствования по мере профессионального становления (внешний, внутренний, компенсаторный) и «другие», возможно являющиеся противопоказанием (ложный, дезинтеграционный, дефицитарный) для специалиста профессиональной сферы «человек-человек», в частности психолога.
Понимание ЭПЛ как основы психологической культуры проявляет его значимую роль в формировании личности психолога, определяет возможность прогнозирования успешности в профессиональном становлении, проявляет необходимость воздействий по совершенствованию личностно и профессионально значимых качеств, что показывает возможности расширения границ профессиональной и социальной компетентности и может служить основанием определения ЭПЛ как важного, конституирующего начала, от которого в вышесказанном определенном смысле зависит становление личности в целом.
329
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
К вопросу о соотнесении понятий «доверие» и «вера»
Достовалов С.Г. (г. Курган)
Проблема соотнесения понятий «доверие» и «вера» неоднократно рассматривалась в рамках философской и психологической наук. Так, на основании подробного анализа философских и психологических подходов Т.П. Скрипкина определяет доверие как самостоятельную форму веры, сущность которой заключается в специфическом отношении субъекта к определенным объектам, связанным с ситуативной актуальной значимостью и априорной надежностью (безопасностью) объекта для субъекта (Т.П. Скрипкина, 1997). В этом контексте доверие является основой возникновения веры как феномена индивидуального и массового сознания, рассматриваемого в нескольких аспектах: гносеологическом (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологического (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям, выступающая глубоким мотивационным фактором личной жизненной стратегии - вплоть до самоотречения: «верю» как «верую») и религиозного (при отнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного) (Новейший философский словарь, 1998). В то же время, существуют и другие варианты соотнесения этих понятий: «В этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. Вера - основа доверия. Оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности др. личности» (Философский Энциклопедический словарь, 1998). Таким образом, в соотнесении понятий «вера» и «доверие» определяется проблема первичности и взаимной детерминированности рассматриваемых феноменов: «Я доверяю (кому или чему-либо) и поэтому верю» либо «Я верю и поэтому доверяю (кому или чему-либо)». Вторая проблема в соотнесении понятий «доверие» и «вера» определяется содержанием этих явлений. Семантически данные понятия весьма близки, что позволяет отдельным авторам рассматривать их в качестве синонимов (С.Л. Франк, Э. Фромм). Вто же время, как утверждается в работах Т.П. Скрипкиной, доверие есть особая форма веры нетождественная понятию веры в целом, соответственно доверие и вера описывают разные стороны действительности: воснове веры лежит психологический акт принятия чего-либо за истинное без достаточного на то основания, а в основе доверия -акт состояния (или переживания), связанного со специфическим отношением субъекта к объекту доверия. Третья проблема соотнесения понятий «вера» и «доверие» связана с их представленностью в сознании индивида. Традиционно, понятие «вера» в отношении индивида связано, прежде всего, с религиозным сознанием, хотя, как отмечает большинство современных исследователей (М.Бубер, Д.М Угринович и др.) между религиозной и другими видами веры
нет существенных различий: «Под верой вообще можно понимать экзистенциально окрашенную ценностную ориентацию человека, касающуюся смысложизненной проблематики» (Игумен Вениамин (Новик), 2005). Вто же время и доверие также является субъектным феноменом, отражающим ценностную сферу человека и связанным с его отношением к себе, к другим, к миру. Данное положение о близости понятий «вера» и «доверие» применительно к характеристикам индивида, послужило основой для эмпирической проверки обозначенной проблематики. Исследование проводилось в рамках проекта «Исследование русского характера», организованного факультетом психологии Тартусского университета (Эстония). В исследовании приняли участие 289 человек в возрасте 17-56 лет. Основой для анализа послужили ответы испытуемых на вопросы «Опросника Национального Характера» по шкалам «доверие», «религиозная принадлежность» (вера) и «уровень религиозности» (сила веры). В качестве инструмента для анализа использовался пакет компьютерных программ «Statistica 6.0». Проведенный корреляционный и регрессионный анализ с целью выявления линейных и нелинейных зависимостей между показателями доверия и веры не выявил их наличия, что позволяет сделать вывод о дифференцированное™ понятий «доверие» и «вера», их нетождественности в характеристике психологических свойств личности. Таким образом, семантическая близость понятий доверия и веры еще не означает согласованности проявлений этих феноменов у индивида, что соответствует утверждению Т.П. Скрипкиной об отнесенности этих феноменов к разным сторонам описания действительности. Ключ к такому пониманию можно обнаружить в исследовании этимологии и истории индоевропейских социальных терминов, проведенном французским лингвистом Э. Бенвенистом (Э. Бенвенист, 1995). В данном исследовании указывается на то, что среди терминов, относящихся к семантическим полям понятий «вера» и «доверие», существуют понятия взаимозаменяемого характера, но в тоже время есть понятия, имеющие узкую сферу применения. Так, в частности, одно из слов относящихся к обозначению веры, определяется как личное отношение человека к Богу, как доверие человека Богу и при этом никак не связанное с отношениями между людьми. Этот факт свидетельствуете существующем и зафиксированном на уровне языкового сознания различии между доверием и верой, что, вероятно, и проявилось в результатах эмпирического исследования. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что в современном мировосприятии верить и веровать не означает однозначно доверять - вера, в большей степени, определяется как доверие к Богу, тогда как доверие относится преимущественно к сфере межличностных взаимоотношений. Таким образом, теоретические и эмпирические данные позволяют сделать вывод о принципиальных различиях, существующих между понятиями «доверие» и «вера» и их проявлениями при очевидной близости этих понятий. Данное утверждение может служить отправной точкой для дальнейшего, более подробного изучения указанных явлений с психосемантической, феноменологической, личностно- и социально-психологической точек зрения.
330
А-Ж
Тренинг как инструмент в работе психолога
ДрапакЕ.В. (г. Ярославль)
Поскольку одной из очевидных функций инструмента является воздействие на тот или иной объект, то через процессуальную составляющую данной функции тренинг также представляет собой инструмент. Рассмотрение тренинга, как инструмента в деятельности психолога, позволит обозначить некоторые новые грани для его изучения.
С точки зрения психологии, инструмент является связующим звеном в системе субъект-объект, обозначая характер их отношений, и выполняет тем самым в эксплицированной форме основную функцию мышления - установление связи между ними. Одновременно инструмент выступает как аккумулятор информации, средство передачи опыта, форма значений. По своей природе инструмент представляет собой объективированную интеграцию возможностей и потребностей общественного субъекта - в его устройстве имманентно содержится способ действия с ним.
Первичное создание инструмента было предопределено ситуацией, имеющей в качестве определяющей характеристики - потребность субъекта в изменении того или иного свойства объекта или создании объекта с определенными свойствами. Эти требуемые свойства объекта детерминируют в свою очередь определенные свойства инструмента. Так, например, твердость дерева - еще большую твердость и остроту будущего инструмента. Найденные свойства должны быть в чем-то опредмечены. В процессе их опредмечивания, проявляются и реализуются в устройстве инструмента также и возможности субъекта как пользователя этих свойств, т.е. через устройство инструмента задается способ его использования. Что в принципе представляет собой «способ использования инструмента»? Это активность, обусловленная потребностью в изменении ситуации, содержание которой определяется устройством инструмента, отражающего возможности разработчика этого инструмента. Не затрагивая сейчас вопрос об индивидуальных и возрастных особенностях, следует признать хотя и относительную, но все-таки универсальность анатомо-физиологических и психических возможностей людей, как представителей вида Homo sapiens. Это позволяет говорить о том, что, если в ситуации подобной по функционально-структурным свойствам той, в которой создавался инструмент, он находится «под рукой», то потенциально любой субъект может его освоить.
Данный процесс имеет специфику, которая определяется сложностью объекта, изменчивостью его потребностных свойств, изменениями, которые можно внести в готовый инструмент, для его соответствия потребностям субъекта, а также вариабельностью возможностей субъекта.
Очевидно, что субъектность объекта, каким является человек, задает изменчивость как психологического инструмента, который используют по отношению к нему, так и технологии его использования. И здесь дело не столько в сложности, сколько в феноменологич-ности психических свойств, которые делают условным соответствие инструмента свойствам субъекта как объекта. Для сравнения, если рассматривать человека как биологическую систему,то, несмотря на ее сложность, изменяемые свойства соответствуют применяемому
в хирургии или диагностике инструменту. Инструмент в этом случае является универсальным, используемым в совокупности основных своих характеристик неизменно по отношению к определенным свойствам любого объекта данного класса. При этом, относительно универсальными, деиндивидуализированными (если абстрагироваться от однозначной индивидуализированное™ человека как целого) являются строение и функционирование биологических систем (сосудистой, пищеварительной и т.д.), чем, кстати, и определяется их объектность.
В психологической практике инструментами являются методики, тесты, теории, парадигмы, тренинги и т.д., рассматриваемые с точки зрения воздействия на другого субъекта с целью формирования или коррекции тех или иных его свойств. Они различаются по отношению к объекту - субъекту, которые через него подвергаются определенным изменениям. Понятно, что, чем более обобщенным является инструмент, например, психологическая парадигма, тем в большей степени он предполагает работу с субъектом, как целым, как системой. Это проявляется, в частности, в работе консультанта, использующего ту или иную парадигму в качестве инструмента при работе с клиентом. Даже в том случае, когда консультант работает с определенными особенностями субъекта, парадигма детерминирует их рассмотрение в качестве элемента системы. Инструмент при этом предполагает крайнюю степень вариабельности, определяемую условиями, возможностями консультанта и своеобразием индивидуальных особенностей объекта-субъекта. Следует также отметить, что парадигма, воплощая в себе возможности разработчика далеко не всегда создается как инструмент, поэтому в нем не всегда содержится и способ работы. Это предполагает свободу в реализации данного типа инструмента, что, во-первых, предъявляет особыетребования к субъекту, во-вторых, позволяет привести в соответствие данный инструмент целостной психикеобъекта, которым в психологической практике является, субъект.
Тренинг в отличие от парадигмы является конкретным инструментом, направленным на определенную группу свойств, которые имеют однозначное описание, принимаемую и разделяемую феноменологию. Именно однозначность и определенность формируемых втренинге особенностей является его доминирующей характеристикой. Вторая его характеристика заключается в том, что он изначально сформирован как инструмент. Более того, способ его использования эксплицирован в качестве процедуры. И это является третьей существенной характеристикой тренинга как психологического инструмента. В качестве четвертой характеристики тренинга можно рассматривать деиндивидуализированность свойств субъекта-объекта, те тренинируемые навыки не зависят оттого, в какую индивидуальную систему они вписываются. В значительной степени ответственность за это вписывание принимает субъект-клиент.
Именно эти характеристики тренинга предопределяют ограниченность свободы тренера, передаваемость тренинга как инструмента, отсутствие необходимости проявления в тренинге индивидуальности тренера и, соответственно, относительная легкость освоения. С одной стороны, это придает психологу, владеющему тренингом определенное чувство уверенности, какое существует у человека, пробирающегося через заросли с топором в руках, с другой стороны, увеличивает вероятность девальвации функциональной ценности тренинга как преобразующего инструмента
331
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза