logo
psicho T1

Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника

Алешина И. /-/., Костюшина Е. В. (г. Тамбов)

В отечественной психологии нравственное развитие ребенка рассматривается как комплексный феномен, исследование которого предполагает как выделение его основных структурных состав­ляющих, так и особенностей их взаимосвязи. Анализ ранних работ, выполненных в данном проблемном поле,-Д. Б. Эльконин (I960), П. М. Якобсон (1966),Л.И. Божович, С. Г. Якобсон и В. Г. Щур (1977), Е. В. Субботский (1983) и др. - позволил выделить в нравственном развитии такие компоненты как моральные представления и сужде­ния (когнитивный компонент), моральные переживания, морально ценные отношения к другим людям (эмоционально-оценочный), моральное поведение (поведенческий).

Педагоги и психологи считают, что актуальной теоретической задачей в современных условиях, которые в нашей стране характе­ризуются неустойчивостью в экономике, политике, морали, является выявление психологических механизмов морального поведения и условий, обеспечивающих их работу (С. Якобсон и др., 1999; Е. О.Смирнова, 2001).

Решениетеоретическихзадач будетявляться основой практи­ческой деятельности, направленной на развитие всех составляющих нравственного поведения и выработку у дошкольников умения противостоять отрицательным примерам, с которыми каждый из них сталкивается в повседневной жизни, часто не подозревая об их отрицательном воздействии. Так, постоянно видя на экранах телевизора насилие, ребенок может расценить это как нормальное явление; слыша нецензурную брань, принять ее за образец для подражания.

Естественно, что умение противостоять отрицательным при­мерам, в первую очередь, должно быть тесно связано с развитием когнитивного компонента, т. е. с пониманием ребенком «что такое

33

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

хорошо, и что такое плохо», с умением анализировать поведение другого человека (взрослого, сверстника, литературного персона­жа), а также с формированием определенного отношения к нега­тивным поступкам, которое не позволит принять их как руководство к действию в подобной ситуации.

Мы считаем, что о сформированное™ когнитивного компонента можно судить по тем оценкам, которые дети дают игрушкам-героям отечественных и зарубежных мультфильмов. С помощью разрабо­танной нами анкеты мы попытались узнать, как дети воспринимают их поведение. Для изучения были выбраны характерные герои с противоположными качествами: Чебурашка, Буратино, Карабас Барабас, Кот Леопольд, Крокодил Гена, Бэтмен, Человек - Паук.

Анализ ответов детей показывает, что они дают адекватную положительную оценку таким игрушкам как Буратино, Крокодил Гена, Кот Леопольд. Дети соглашаются с их поведением, говоря, что «я тоже стал бы так поступать».

Особый интерес представляют ответы детей относительно героев современных зарубежных мультфильмов: Человека-паука и Бэтмана. Образ этих игрушек большинство детей оценили как «хороший», правильно объясняя причину: «Человек-Паук хороший потому, что спасаетлюдей, защищает их»; «Бэтмен хороший потому, что он спасает людей, защищает мир».

Анализ ответов детей на другой вопрос анкеты: «Ты будешь поступать также?»- позволил разделить их на две, неравные по количеству, группы.

Первая группа - дети, которые оценили поведение героев как положительное. Но из них 78% согласны поступать также, т. е. защищать других с помощью методов, представленных в муль­тфильмах: «драться», «убивать», а 6 % на вопрос «Ты поступил бы также?» ответили неопределенно - «Не знаю».

Вторая группа - дети, которые оценили поведение героев как негативное. Часть детей этой группы (6%) не согласились поступать также, другая часть (10 %) вопрос «Ты поступил бы также?» оставили без ответа и не смогли мотивировать свою негативную оценку

Таким образом, подавляющее большинство детей, оценивая позитивно героев современных зарубежных мультфильмов, не по­нимают, что, защищая слабых, они пользуются безнравственными методами, основная суть которых сводится к следующему: кто сильнее тот и прав. Можно утверждать, что при восприятии этих образов имеет место «эффект ореола»: воспринимая поведение данных героев в целом как позитивное, дети опираются только на один явный признак, который позволяет оценить эти образы как «хорошие»- они спасают людей. Эта особенность понятна детям, она как бы отодвигает на второй план другие поступки персонажей, распространяя положительную оценку на все поведение в целом.

Необходимо подчеркнуть, что наше исследование касается изучения вербальной формы нравственного поведения, которое понимается как «абстрактно-отсраненное рассуждение субъекта о том, как бы он поступил в воображаемой ситуации» (Е.В. Субботский, 1983). Оно может и не совпадать с реальными поступками детей. Тогда можно говорить о феномене рассогласования вербального и реального поведения, который описан многими авторами. Все они отмечаютярко выраженный односторонний характер данного фено­мена: вербальная форма поведения детей соответствует социально одобряемым нормам, реальное поведение противоречит им.

Мы предполагаем, что в нашем случае может проявиться об­ратное несоответствие: нарушение норм поведения в вербальном плане и их соблюдение в реальной ситуации. То есть, наши испы-

туемые, теоретически соглашаясь во время беседы с тем, что надо «драться», защищая слабых, практически будут демонстрировать другие, социальноприемлемые, формы поведения.

Мы считаем, что данный аспект нравственного развития современного дошкольника требует дополнительного изучения. При этом особое внимание должно быть уделено анализу образов героев современных западных мультфильмов, которые со време­нем приобретают вид игрушек, не предопределяющих различений добра и зла.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4