logo
psicho T1

Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода

Воробьева К. И., Четвергова Е. П. (г. Хабаровск)

Анализ профессиональной деятельности стоматолога во взаи­мосвязи ее объективных и субъективных сторон позволяет выявить ряд типичных врачебных ошибок, препятствующих достижению профессиональной эффективности как одного из важных показа­телей успешности субъекта труда в процессе профессиональной деятельности.

С позиции личностного подхода ошибка рассматривается «не только как причина осложнения, ухудшения профессиональной деятельности, но и как следствие определенных профессиональных качеств, особенностей психических, физиологических и других функций, проявляющихся в данных условиях» (В. А. Бодров). Сэтой позиции врачебные ошибки мы будем рассматривать как причину ухудшения профессиональной деятельности, с одной стороны и как следствие «личного» фактора - с другой.

Материалы проведенного нами исследования свидетельствуют о доминировании врачебных ошибок стоматологов на этапе по­становки диагноза и составлении плана лечения (36,1 % от общего числа врачебныхошибок). Второе место занимаютошибкивсфере профессионального общения (26,8 %), на третьем месте - ошибки в ведении медицинской документации.

Основными ошибками в диагностической деятельности стоматолога являются:

Наиболее часто встречающиеся ошибки на этапе лечебного процесса следующие: не соответствие пломбы функциональным и

эстетическим требованиям (2,9 %); не доведение или выведение пломбировочного материалы за пределы полости зуба (2,7 %); за­несение инфекции при выполнении лечебных процедур (2,6 %).

Названные врачебные ошибки, доминирующие в лечебном процессе, обусловлены не столько уровнем профессиональной подготовки, сколько невнимательностью, халатностью, безответ­ственностью, спешкой.

Типичные ошибки в оформлении медицинской карты сто­матологического пациента: неточность в описании симптомов заболевания (4,1 %); неполное описание анамнестических сведе­ний о больном (4,0 %) и неполное описание назначений (3,9 %); приписывание симптомов (2,7 %). Допускаются исправления, вы­черкивания, приписки, особенно в случае появления у пациента осложнений или возникновении конфликта с врачом.

Наиболее типичные ошибки профессионального общения врача-стоматолога с пациентом: не способность конструктивно решать конфликтные ситуации (7,8%): не умение быстро оценивать особенности и состояния других людей (6,4%), удовлетворить за­прос пациента (6,1 %), отсутствие способности к сопереживанию и сочувствию (4,1 %), не умение наладить контакт с пациентом (2,4%).

Анализ психологических причин совершения врачебных ошибок позволяет выявить основные сферы личности стоматолога, служащие препятствием к высокой результативности врачебного труда и безошибочности профессионального действия (располо­жены в порядке убывания):

Таким образом, наиболее значимыми личностными пара­метрами, обуславливающими совершение врачебных ошибок, являются: когнитивная и мотивационная сферы субъекта профессио­нальной деятельности. При этом большое значение в достижении профессионального успеха стоматологами-экспертами отводится профессиональным знаниям и опыту.

197

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4