Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
Гринченко Ю.В., Созинов А.А.,
ГлавинскаяЛ.А., Александров Ю.И.
(г. Москва)
Данная работа поддержана грантами РФФИ
№06-06-80480, и Президента РФ для поддержки ведущих
научных школ России № НШ-4455.2006.6
Элементы индивидуального опыта представлены функциональными системами разного «возраста», которые формируются при научении на последовательных этапах индивидуального развития, за счет специализации нейронов в отношении вновь формируемых систем. Нас интересовало, каковы закономерности оперирования
«во внутреннем плане» (процесс принятия решения; ПР), элементами опыта, опосредующими реализацию «внешнего» поведения. Экспериментальной проверке подверглись следующие гипотезы.
В ПР вовлекаются элементы опыта разного «возраста»: каксформированные на самых ранних этапах онтогенеза, так и те, чтосформировались в процессе обучения поведению, решение обосуществлении которого принимается.
Последовательность актуализации элементов в ПР и их состав связаны как с «возрастом» систем, так и с тем, какая именноформа поведения будет выбрана.
Эксперименты проведены на трех предварительно обученных циклическому инструментальному пищедобывательному поведению кроликах (один цикл - нажатие педали у правой стенки и разворот к правой кормушке, второй - нажатие левой педали и разворот к левой кормушке). Место установки педалей периодически закрывали заслонкой, а когда животное занимало исходное положение перед заслонкой, ее открывали, что было синхронизировано со вспышкой света. Интервал между вспышкой света и началом движения в выбранную сторону (направо или налево) рассматривали как стадию ПР.
Результаты сопоставления активности 92 нейронов цингу-лярной коры, зарегистрированной при осуществлении инструментального поведения и в интервале ПР, позволили ответить на следующие вопросы: а) нейроны каких специализаций участвуют в ПР и в какой последовательности они активируются; б) активируются лив интервале ПР нейроны, не вовлекающиеся в обеспечение инструментального пищедобывательного поведения и если да, то в чем особенности их участия в сравнении с вовлекающимися; в) каким образом соотносится конкретная форма участия нейрона в обеспечении поведения (активация в одном или в обоих циклах) с избирательностью его вовлечения в ПР (решение о нажатии на одну определенную,или на обе педали)?
Из 36 нейронов, не вовлекающихся в обеспечение инструментального поведения, ни один не активировался в ПР, в то время как из 56 вовлекающихся (30 нейронов «старых» систем и 26 - «новых», сформированных при обучении животных инструментальному поведению в экспериментальной камере) подобные активации появились у 11 (20%) нейронов (р<0,005, точный критерий Фишера). Нейроны, специализированные относительно «новых» систем, активируются в ПР раньше, чем нейроны «старых»: 4 из 6 нейронов «новых» систем имели активации слатентным периодом менее 100 мс, тогда как ни у одного из 5 нейронов «старых» систем таких ко-ротколатентных активаций обнаружено не было (р<0,05). Нейроны «старых» систем (5 клеток) «неизбирательно» активировались в пищедобывательных циклах: и у правой, и у левой стенок камеры; неизбирательным, «двусторонним» было и их участие в ПР Шесть нейронов «новых» систем, вовлекающихся в ПР, активировались лишь в одном из двух циклов при совершении инструментального поведения; «избирательным», т. е. «односторонним» было и участие четырех из них в ПР (различие числа «избирательных» между группами «старых» и «новых» достоверно; р<0,05).
Таким образом, полученные в экспериментах данные подтверждают сформулированные нами гипотезы.
277
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Профессионализация личности студентов
Гринько О.В. (г. Пятигорск)
Профессиональное самоопределение субъекта как процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии формируется на начальных этапах активной профессионализации в школьном и студенческом возрасте, когда для самоактуализации личности необходима зрелая внутренняя профессиональная позиция. Профсамоопределениеявляется частью профессионального становления личности, которое, в свою очередь, трактуется как часть онтогенеза человека с начала формирования профнамерений до окончания активной профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Э.Ф. Зеер). Е.А. Климов определяетличность в пространстве ее про-фориентационной активности как систему психических регуляторов активности человека, включающую свойства направленности и характера.
Профессиональное развитие субъекта начинается с его ориентировки в мире профессий, в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию. Только после выработки внутренней позиции может идти речь о выборе направления дальнейшего социального движения личности, в т.ч. профессионального. Л.И. Божович считает, что, однажды возникнув, внутренняя позиция личности становится присущей человеку на всем жизненном пути и определяет его отношение ксебе, к занимаемому им положению. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, активизируя процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессиональном пространстве. Образование собственной среды посредством социальных связей -это проявление активной позиции (Б.Г. Ананьев).
Развитие субъекта профсамоопределения в нашем исследовании понимается как процесс формирования его профессиональной направленности, обусловленный психической и социальной активностью самой личности, выражающейся в динамике ее внутренней позиции. В исследовании использована проективная методика изучения субъективных отношений и внутренней позиции личности, разработанная нами (основана на концепциях Л.И. Божович, В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломова). Методика оценивает степень зрелости внутренней позиции личности по параметрам субъективных отношений:
а) удовлетворенность (критерии: осознанность, устойчивость,динамика),
б) интегрированность (когерентность, внутренняя связанность,обобщенность),
в) гармоничность (представленность, широта,доминантность).При анализе результатов лонгитюдного исследования выявлено
повышение у выпускников гуманитарного вуза показателей предпочтений профессий типа «человек - человек» (р<0,05), мотива социальной значимости труда (р<0,05), социальной и деловой направленности, уровня самоактуализации личности (р<0,001) и степени интеграции, гармоничности субъективных отношений, а отсюда зрелости внутренней профессионально гуманитарной позиции личности.
Структура и функции представлений о справедливости
Гулевич О.А. (г. Москва)
Интерес к обыденным представлениям о справедливости возник в 60-годы. К настоящему времени эмпирическим путем выделено четыре аспекта справедливости, оказывающие влияние на разные стороны существования человека: дистрибутивная, процедурная, информационная и межличностная справедливость. Каждый аспект справедливости представлен в обыденном сознании с помощью определенных норм - правил, по которым люди оценивают справедливость происходящего.
Однако существующие на данный момент исследования оставляют нерешенным ряд вопросов.
Во-первых, эмпирические данныео различии четырех аспектов справедливости были получены в организационном контексте и связаны соценкой деловых отношений. Возникает вопрос, действительно ли подобное различие возникает в межличностных и общественных (напр., политических) отношениях. Наши исследования показывают, что тип отношений оказывает большое влияние на группировку конкретных норм справедливости.
Во-вторых, при изучении представлений о справедливости обязательно встает вопросо функциях, которые они выполняютвжизни человека. В частности, представления о справедливости могут оказывать влияние на запоминание информации о событии, оценку человеком партнера по общению, а также на его самооценку:
люди могут лучше запоминать информацию о событии, в котором были нарушены нормы справедливости. В основе этогопредположения лежат результаты исследований, показывающие, чтолюдилучшезапоминаютинформацию негативного характера, которая говорит об опасности происходящего. Однаконаши исследования не подтвердили это предположение;
соблюдение/нарушение справедливости может оказыватьвлияние на причины и ответственность, которые деятель приписывают своему поведению и поведениюжертвысвоихдействий.Наши результаты частично подтвердили это предположение. Вчастности,жертва несправедливости реже рассматривается какпричина произошедшего, ей приписывается меньшая степеньконтроля за происходящим и более низкая ответственность, чемчеловеку, по отношению к которому были совершены действия,соответствующие нормам справедливости;
совершение человеком справедливых/несправедливых поступков оказывает влияние на его самооценку. Наши исследования продемонстрировали, что такое влияние действительносуществует. Люди, писавшие о несовершенной ими несправедливости, впоследствии демонстрировали более высокуюсамооценку, чем люди, вспоминавшие справедливый поступок.Эти результаты говорят о наличии самозащитных тенденций.В-третьих, важным вопросом, возникающим при изучении
представлений о справедливости, является вопрос об их формировании. Усвоение подобных представлений является одним из направлений социализации. Подобная социализация может происходить в рамках учебных заведений, в процессе приобретения людьми определенной специальности. Таким образом, интересным направлением исследований может стать изучение профессиональных различий в представлениях о справедливости.
278
А-Ж
Мировоззренческие основы отечественной психологической мысли,
запечатленные в памятниках духовного творчества X-XVII веков
Гуменская ОМ. (г. Саратов)
Специфической особенностью русской психологической мысли допетровского периода является то, что она, подобно всей культуре Древней Руси, эволюционировала не синхронно западноевропейской, но в опосредованной связи с ней, сохраняя свою самобытность и особенности самореализации не только в письменных источниках, но и в произведениях живописи, архитектуры и др. Поэтому совместное рассмотрение данных археологии, фольклора, письменности, искусства, зодчества позволяет более адекватно восстановить модели мира и человека, сложившиеся в сознании на первоначальном этапе развития отечественной психологии.
Учебная программа дисциплины: «История психологии» построена таким образом, что отсчет развития психологической мысли в нашем государстве начинается с XVIII века. Цель настоящей статьи - способствовать углублению знаний студентов в области российской психологии, представив им достойную уважения картину зарождения, развития и совершенствования психологических знаний в нашем Отечестве.
В истории отечественной научной мысли древнерусский, или допетровский, период занимает особое место. Культура данного периода имеет в этих многовековых пределах нечто единое, общее, типическое как порождение средневекового феодального общества. Она качественно отличается от предшествовавшей ей языческой культуры дохристианской Руси и от секуляризованной культуры России Нового времени. Во-первых, этот период связан с важнейшими событиями русской истории: становлением государственности, развитием культуры, борьбой за независимость Отечества, что отразилось в многочисленных памятниках общественно-политической мысли, в особенности публицистики. Во-вторых, в начале периода происходит зарождение теоретического мышления, складываются основные понятия, категории, философемы, что связано с распространением письменности у восточных славян, с расцветом духовной культуры, с эстетизацией умственной деятельности. В-третьих, в этот самый длительный (более семи веков) период формируются определенные традиции мышления, возникает собственная литература, утверждаются авторитеты и основоположники направлений философской, религиозной, психолого-педагогической, социально-политической мысли.
Определяя предмет рассмотрения - древнерусскую психологию X-XVII вв. - необходимо подчеркнуть ее значение не просто как некоторого этапа развития отечественной психологии, но как особого феномена, имеющего качественное своеобразие и подлежащего специальному изучению, состоящего в совокупности идей, образов и концепций психологического порядка, содержащихся в памятниках культуры, в том числе в музыке, искусстве, архитектуре обозначенного исторического периода,опосредованного запросом общественной практики, лечения и воспитания.
Значительное место в рамках философских воззрений занимала так называемая философская антропология или психология, выделившаяся в самостоятельную отрасль знания, представленная как переводными сочинениями, в которых осмысляются различ-
ные стороны человеческого поведения и три части его естества: духовная, душевная, телесная («Пчела» и ей подобные сборники афоризмов, «Диоптра» Филиппа Пустынника, «Анатомия» Андрея Везалия), так и творениями отечественных авторов: митрополита Никифора, священников Кирилла Туровского, Артемия Троицкого, особенно - Нила Сорского в его «Предании ученикам», которого с полным правом можно назвать отечественным психологом XV в., Максима Грека, одного из крупнейших мыслителей XVI в., комментариями братьев Лихудов, греческих монахов, поставленных во главе Славяно-греко-латинской академии, к трактату Аристотеля «О душе», вошедшими в их учебник по психологии. Сюда же можно отнести и разнообразные сочинения древнерусской педагогической и этической мысли (агиографическая литература, поучения Феодосия Печерского, Владимира Мономаха, «Домострой», «Стоглав» и др.).
Новые представления о мире и человеке проступают не только в литературе, но и во всей древнерусской культуре. Следует заметить, что храмы на Руси, как и всюду в Средневековье, понимались не только как культовые сооружения. Они несли многозначную символику и исполняли несколько функций. Храм помимо молитвенного дома был моделью мирозданья, уникальной рукотворной моделью космоса и социума с особой системой росписи и организации пространства: киевские, новгородские, суздальские, псковские, а впоследствии, - московские храмы с уникальными иконостасами, где представлена персонифицированная мировая история на образах праотеческого, пророческого, деисусного, праздничного чинов. Высокий авторитет русской иконописи объясняется нетолько использованием ярких красок, изысканной композиции, иными эстетическими достоинствами, но, прежде всего, влиянием исихазмаде. идеи внутренней духовной сосредоточенности, с особой глубиной воплощенной в иконописи Андрея Рублева и Феофана Грека. Ничто так живо, непосредственно, эмоционально не отражает дух эпохи, как музыка, поющий человеческий голос. Суровость, внутренняя собранность в стихирах XVI в., виртуозное, многоголосное партесное пение XVII в., энергичные кантаты Петровского времени, сохранившиеся до нашего времени традиции певческого искусства - все это отражает подлинную историю нашего народа, его живую душу.
Одной из насущных задач современной отечественной психологической мысли является осознание своего единства со всем более чем тысячелетним древом отечественной культуры, развитие тех непреходящих ценностей, что были созданы нашим народом за многие века своего непрестанного созидательного труда.
Целостность человека
ГуревичП.С.
В человеке одновременно работают разные программы, которые точно демоны, растаскивают человека в разные стороны: инстинкты и социальность, сознание и бессознательное, влечение и совесть. Очень похоже, что человек принципиально нецелостное создание. Как совместить два противоположных положения - человек целостен и человеческое бытие расколото? Реальный, эмпирически взятый индивид принципиально не целостен. Он, напротив,
279
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
предстает в различных преображениях целого, в расколотое™ своего бытия. Он принадлежит к мужскому или женскому полу, ищет полноту своего существования в других культурах.
Никакое философское озарение не способно дать однозначную картину «человеческого». Скорее можно говорить о том, что проявляется множественность истоков природы человека. Отсюда неустанное стремление человека к единому, каковым он не является. Природа человека незавершенна и фрагментарна. Фрагментарность требует достижения полноты, источник которой, в противоположность всем остальным универсальным источникам «человеческого», должен обеспечить бытию человека основу и целостность. Временный успех на этом пути достижим только ценой многочисленных разочарований. Но именно эти разочарования указывают верное направление. Благодаря многообразным модусам объемлющего, каждый из которых наделен к тому же бесконечными возможностями, мы приходим к пониманию открытости человеческого - открытости, которая тождественна его всегдашней незавершенности.
Современная философия исходит из того, что сознание человека каким-то необъяснимым пока образом содержит информацию обо всей Вселенной. Человек обладает потенциальным эмпирическим доступом к любой ее части, будучи одновременно ничтожно малой ее частью, отдельным и незначительным биологическим существом. Целостность не является признаком человека как особого существа. Напротив, человек принципиально нецелостен, его бытие разорвано, полно коллизий. Однако у человека есть возможность обрести полноту собственного существования. Следовательно, целостность оказывается для него проблемой. Он может остаться фрагментарным, одномерным, принципиально разорванным. Но он же способен раскрыть безграничный потенциал человеческого существования.
Целостность человека определяется наличием не всех элементов, а лишь нескольких, строго ограниченных пределами целостности. «Целое для нас, - пишет В.В.Бибихин, - интуитивно важнее части. Мы не можем отделаться от ощущения, что даже после отпадения всех частей целое как-то остается. Если убиты все солдаты, сохранено знамя полка, и его штатное расписание может быть заполнено новыми людьми» (Бибихин В.В. Узнай себя. Санкт-Петербург, 1998, с. 153). Человек, по мнению В.В.Бибихина, вступающий в «экологически» упорядоченное целое мира, будет в нем как-то устроен на правах части. Для того, чтобы так распорядиться собой, он однако заранее должен стать частью, то есть узнать себя неустроенным, лишним, несовершенным, неполным. Он должен осознать свою незавершенность.
З.Фрейд показал, что человек является существом принципиально нецелостным. В нем, как уже отмечалось, одновременно работают различные программы, которые точно демоны, растаскивают человека в разные стороны. «Свобода от конфликтов, цельность и однородность личности, - пишет его дочь Анна Фрейд, - являются, таким образом, невыполнимыми идеалами человеческой культуры» (Фрейд А. Психопатологии детства. М., 2000, с. 22).
Иначе подходил к этой проблеме К.Г. Юнг. Он не оспаривал множества противоречивых программ, которые определяют человеческое бытие. Однако он рассматривал их по принципу дополнительности. Наличие противоположностей в человеке вовсе не означает принципиальной нецелостности человека. Апогей жизненной полноты, считал К.Г.Юнг, все более и более извлекает себя из противоположных крайностей. (К.Г. Юнг. Психологические типы. М., 1997, с. 245) По его мнению, ведийское мировоззрение
сознательно ищет освобождения от парных противоположностей. Пары противоположностей были созданы уже творцом мира. Комментатор Куллука приводит также такие пары противоположностей: желание и гнев, любовь и ненависть, голод и жажда, забота и мечта, честь и позор. Этот мир обречен на постоянное страдание от пар противоположностей.
В «Психологических типах» (М., 1997) К.Г.Юнг показал, что каждый человек обладает психологической типажностью, которая отличает его от других людей и в то же время притягивает к себе собственную противоположность.
Вода, как метод расслабления и снятия напряжения в занятиях с беременными
Гусакова Г.И., Игнатьева С.К. (г. Санкт-Петербург)
Один из актуальных вопросов современности - полноценное психическое и физическое здоровье будущего поколения. Важная задача - вырастить поколение, способное к зачатию, вынашиванию и рождению здорового потомства. Охрана здоровья матери и ребенка, психическая и физическая полноценность будущего поколения была и остается одной из приоритетных задач нашего государства.
Беременность для большинства считается процессом, идущим на грани с патологией. Роды, хотя и являются нормальной естественной функцией организма женщины, вто же время служаттяжелым испытанием для нее, ее организма и психики.
Наиболее интересные эффекты при подготовке к родам дает практика «акварелакса» в сочетании с дыхательными практиками. Для такой подготовки лучше всего подходят занятия в бассейне с теплой водой. Вода обладает чудесными свойствами расслаблять, и это используется при работе, как в статике, так и в динамике. Эта среда очень комфортна для человека, и некоторые ее свойства используются для: - укрепления всех групп мышцтела: мышцтазового дна, верхнего
плечевого пояса, спины, рук (это помогает снять головные боли,
боли в поясничном отделе, подготовить мышцы, участвующие
контроля веса;
регуляции работы кишечника;
улучшения венозного кровотока, артериального давления;улучшения плацентарного кровообращения.
постановки дородового и родового дыхания: увеличивается дыхательный и резервный объем легких. Дыхательныеупражнения делают возможным свободный доступ энергии иразрядку подавленных эмоций;
глубокого дородового взаимодействия с ребенком. Так какпроисходит активизация глубинных механизмов адаптацииорганизма матери и ребенка. Эффект выталкивания порождаетощущение невесомости, а это то состояние, которое испытываетребенок;
нахождения своего ритма движения в сочетании с дыханием,что является необходимым элементом подготовки к родам;
280
А-Ж
- сбалансированности психических процессов, уменьшениетревожности. Женщина учится контролировать себя, своиощущения, дыхание, эмоции.
В основе занятий лежат очень мягкие индивидуальные подходы, учитывающие реальное состояние женщины в каждый конкретный момент времени. Они направлены на укрепление интуитивных, эмоциональных связей с ребенком, осознание собственной роли матери, на осознанное, активное поведение в родах, настрой на доверие к себе, на вовлечение женщины во внутреннюю духовную работу.
На занятиях создается определенная среда, в которой раскрываются естественные способности организма. Будущая мама становится ближе к себе, своему естеству. У нее появляется желание вести более активный образ жизни, повышается чувствительность. Возникают новые ощущения своего тела и малыша, проявляются и осознаются скрытые причины многих проблем, уходят страхи перед родами и появляется радостное ощущение протекающей беременности и ожидания самих родов, как естественного чудесного процесса.
Так как данная методика учитывает реальное состояние женщины в конкретный момент, то противопоказаний для занятий нет, есть только те, которые существуют для любых водных занятий (например, острые воспалительные процессы). Из опыта работы за 4 года, можно сказать, что более 80% женщин, пришедших на занятие с тонусом матки, уходят в расслабленном состоянии. Они могут в дальнейшем самостоятельно применять навыки расслабления.
Самое первое чему обучается женщина на занятиях - это правильному дыханию и расслаблению при выполнении выдохов под воду. Главное, чтобы выдыхался полный объем воздуха. Выдох может быть интенсивным, длинным или коротким. Вот здесь-то и происходит интенсивное расслабление и насыщение, проявляются зажимы и психологические проблемы. Пока женщина мягко это не проработает, приступать к более сложным упражнениям не имеет смысла, это может вызвать только напряжение и психологическую неудовлетворенность. Обязательным моментом (одним из основных) на занятиях является осознание и отслеживание самой женщиной своего состояния. Нарастание сложности упражнений идет очень постепенно.
При проведении занятий можно выделить следующие этапы:
обучение контакту с физическим телом;
обучение контакту с эмоциями, т.е. отслеживание своегоэмоционального фона;
обучение наблюдению за своими психическими реакциями;
обучению наблюдению за взаимосвязью этих трех составляющих.
В результате таких занятий повышается эмоциональное, улучшается физическое состояние женщин, роды у них протекают более мягко. Дети рождаются очень чувствительными и спокойными. Мама может не перекрывать естественные способности малыша после родов, а развивать их дальше.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза