logo
psicho T1

Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения

Гринченко Ю.В., Созинов А.А.,

ГлавинскаяЛ.А., Александров Ю.И.

(г. Москва)

Данная работа поддержана грантами РФФИ

06-06-80480, и Президента РФ для поддержки ведущих

научных школ России № НШ-4455.2006.6

Элементы индивидуального опыта представлены функциональ­ными системами разного «возраста», которые формируются при научении на последовательных этапах индивидуального развития, за счет специализации нейронов в отношении вновь формируемых систем. Нас интересовало, каковы закономерности оперирования

«во внутреннем плане» (процесс принятия решения; ПР), элемен­тами опыта, опосредующими реализацию «внешнего» поведения. Экспериментальной проверке подверглись следующие гипотезы.

  1. В ПР вовлекаются элементы опыта разного «возраста»: каксформированные на самых ранних этапах онтогенеза, так и те, чтосформировались в процессе обучения поведению, решение обосуществлении которого принимается.

  2. Последовательность актуализации элементов в ПР и их со­став связаны как с «возрастом» систем, так и с тем, какая именноформа поведения будет выбрана.

Эксперименты проведены на трех предварительно обученных циклическому инструментальному пищедобывательному по­ведению кроликах (один цикл - нажатие педали у правой стенки и разворот к правой кормушке, второй - нажатие левой педали и разворот к левой кормушке). Место установки педалей периоди­чески закрывали заслонкой, а когда животное занимало исходное положение перед заслонкой, ее открывали, что было синхрони­зировано со вспышкой света. Интервал между вспышкой света и началом движения в выбранную сторону (направо или налево) рассматривали как стадию ПР.

Результаты сопоставления активности 92 нейронов цингу-лярной коры, зарегистрированной при осуществлении инстру­ментального поведения и в интервале ПР, позволили ответить на следующие вопросы: а) нейроны каких специализаций участвуют в ПР и в какой последовательности они активируются; б) активиру­ются лив интервале ПР нейроны, не вовлекающиеся в обеспечение инструментального пищедобывательного поведения и если да, то в чем особенности их участия в сравнении с вовлекающимися; в) каким образом соотносится конкретная форма участия нейрона в обеспечении поведения (активация в одном или в обоих циклах) с избирательностью его вовлечения в ПР (решение о нажатии на одну определенную,или на обе педали)?

Из 36 нейронов, не вовлекающихся в обеспечение инструмен­тального поведения, ни один не активировался в ПР, в то время как из 56 вовлекающихся (30 нейронов «старых» систем и 26 - «новых», сформированных при обучении животных инструментальному поведению в экспериментальной камере) подобные активации появились у 11 (20%) нейронов (р<0,005, точный критерий Фише­ра). Нейроны, специализированные относительно «новых» систем, активируются в ПР раньше, чем нейроны «старых»: 4 из 6 нейронов «новых» систем имели активации слатентным периодом менее 100 мс, тогда как ни у одного из 5 нейронов «старых» систем таких ко-ротколатентных активаций обнаружено не было (р<0,05). Нейроны «старых» систем (5 клеток) «неизбирательно» активировались в пищедобывательных циклах: и у правой, и у левой стенок камеры; неизбирательным, «двусторонним» было и их участие в ПР Шесть нейронов «новых» систем, вовлекающихся в ПР, активировались лишь в одном из двух циклов при совершении инструментального поведения; «избирательным», т. е. «односторонним» было и участие четырех из них в ПР (различие числа «избирательных» между группами «старых» и «новых» достоверно; р<0,05).

Таким образом, полученные в экспериментах данные под­тверждают сформулированные нами гипотезы.

277

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Профессионализация личности студентов

Гринько О.В. (г. Пятигорск)

Профессиональное самоопределение субъекта как процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии формируется на начальных этапах активной профессионализации в школьном и студенческом возрасте, когда для самоактуализации личности необходима зрелая внутренняя профессиональная по­зиция. Профсамоопределениеявляется частью профессионального становления личности, которое, в свою очередь, трактуется как часть онтогенеза человека с начала формирования профнамерений до окончания активной профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Э.Ф. Зеер). Е.А. Климов определяетличность в пространстве ее про-фориентационной активности как систему психических регуляторов активности человека, включающую свойства направленности и характера.

Профессиональное развитие субъекта начинается с его ори­ентировки в мире профессий, в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию. Только после выработки внутренней позиции может идти речь о выборе направления дальнейшего соци­ального движения личности, в т.ч. профессионального. Л.И. Божович считает, что, однажды возникнув, внутренняя позиция личности становится присущей человеку на всем жизненном пути и опреде­ляет его отношение ксебе, к занимаемому им положению. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, активизируя процессы личностного самоопределения и самопо­знания, проектирования себя в профессиональном пространстве. Образование собственной среды посредством социальных связей -это проявление активной позиции (Б.Г. Ананьев).

Развитие субъекта профсамоопределения в нашем исследо­вании понимается как процесс формирования его профессиональ­ной направленности, обусловленный психической и социальной активностью самой личности, выражающейся в динамике ее внутренней позиции. В исследовании использована проективная методика изучения субъективных отношений и внутренней по­зиции личности, разработанная нами (основана на концепциях Л.И. Божович, В.Н. Мясищева, Б.Ф. Ломова). Методика оценивает степень зрелости внутренней позиции личности по параметрам субъективных отношений:

а) удовлетворенность (критерии: осознанность, устойчивость,динамика),

б) интегрированность (когерентность, внутренняя связанность,обобщенность),

в) гармоничность (представленность, широта,доминантность).При анализе результатов лонгитюдного исследования выявлено

повышение у выпускников гуманитарного вуза показателей пред­почтений профессий типа «человек - человек» (р<0,05), мотива социальной значимости труда (р<0,05), социальной и деловой направленности, уровня самоактуализации личности (р<0,001) и степени интеграции, гармоничности субъективных отношений, а отсюда зрелости внутренней профессионально гуманитарной позиции личности.

Структура и функции представлений о справедливости

Гулевич О.А. (г. Москва)

Интерес к обыденным представлениям о справедливости возник в 60-годы. К настоящему времени эмпирическим путем выделено четыре аспекта справедливости, оказывающие влияние на разные стороны существования человека: дистрибутивная, процедурная, информационная и межличностная справедливость. Каждый аспект справедливости представлен в обыденном сознании с помощью определенных норм - правил, по которым люди оцени­вают справедливость происходящего.

Однако существующие на данный момент исследования оставляют нерешенным ряд вопросов.

Во-первых, эмпирические данныео различии четырех аспектов справедливости были получены в организационном контексте и связаны соценкой деловых отношений. Возникает вопрос, действи­тельно ли подобное различие возникает в межличностных и обще­ственных (напр., политических) отношениях. Наши исследования показывают, что тип отношений оказывает большое влияние на группировку конкретных норм справедливости.

Во-вторых, при изучении представлений о справедливости обя­зательно встает вопросо функциях, которые они выполняютвжизни человека. В частности, представления о справедливости могут оказывать влияние на запоминание информации о событии, оценку человеком партнера по общению, а также на его самооценку:

представлений о справедливости, является вопрос об их форми­ровании. Усвоение подобных представлений является одним из направлений социализации. Подобная социализация может про­исходить в рамках учебных заведений, в процессе приобретения людьми определенной специальности. Таким образом, интересным направлением исследований может стать изучение профессиональ­ных различий в представлениях о справедливости.

278

А-Ж

Мировоззренческие основы отечественной психологической мысли,

запечатленные в памятниках духовного творчества X-XVII веков

Гуменская ОМ. (г. Саратов)

Специфической особенностью русской психологической мысли допетровского периода является то, что она, подобно всей культуре Древней Руси, эволюционировала не синхронно западноевропей­ской, но в опосредованной связи с ней, сохраняя свою самобыт­ность и особенности самореализации не только в письменных источниках, но и в произведениях живописи, архитектуры и др. Поэтому совместное рассмотрение данных археологии, фольклора, письменности, искусства, зодчества позволяет более адекватно восстановить модели мира и человека, сложившиеся в сознании на первоначальном этапе развития отечественной психологии.

Учебная программа дисциплины: «История психологии» построена таким образом, что отсчет развития психологической мысли в нашем государстве начинается с XVIII века. Цель настоящей статьи - способствовать углублению знаний студентов в области российской психологии, представив им достойную уважения кар­тину зарождения, развития и совершенствования психологических знаний в нашем Отечестве.

В истории отечественной научной мысли древнерусский, или допетровский, период занимает особое место. Культура данного периода имеет в этих многовековых пределах нечто единое, общее, типическое как порождение средневекового феодального общества. Она качественно отличается от предшествовавшей ей языческой культуры дохристианской Руси и от секуляризованной культуры России Нового времени. Во-первых, этот период связан с важнейши­ми событиями русской истории: становлением государственности, развитием культуры, борьбой за независимость Отечества, что от­разилось в многочисленных памятниках общественно-политической мысли, в особенности публицистики. Во-вторых, в начале периода происходит зарождение теоретического мышления, складываются основные понятия, категории, философемы, что связано с рас­пространением письменности у восточных славян, с расцветом духовной культуры, с эстетизацией умственной деятельности. В-третьих, в этот самый длительный (более семи веков) период формируются определенные традиции мышления, возникает соб­ственная литература, утверждаются авторитеты и основоположники направлений философской, религиозной, психолого-педагогической, социально-политической мысли.

Определяя предмет рассмотрения - древнерусскую психоло­гию X-XVII вв. - необходимо подчеркнуть ее значение не просто как некоторого этапа развития отечественной психологии, но как особого феномена, имеющего качественное своеобразие и подле­жащего специальному изучению, состоящего в совокупности идей, образов и концепций психологического порядка, содержащихся в памятниках культуры, в том числе в музыке, искусстве, архитектуре обозначенного исторического периода,опосредованного запросом общественной практики, лечения и воспитания.

Значительное место в рамках философских воззрений зани­мала так называемая философская антропология или психология, выделившаяся в самостоятельную отрасль знания, представленная как переводными сочинениями, в которых осмысляются различ-

ные стороны человеческого поведения и три части его естества: духовная, душевная, телесная («Пчела» и ей подобные сборники афоризмов, «Диоптра» Филиппа Пустынника, «Анатомия» Андрея Везалия), так и творениями отечественных авторов: митрополита Никифора, священников Кирилла Туровского, Артемия Троицкого, особенно - Нила Сорского в его «Предании ученикам», которого с полным правом можно назвать отечественным психологом XV в., Максима Грека, одного из крупнейших мыслителей XVI в., коммен­тариями братьев Лихудов, греческих монахов, поставленных во главе Славяно-греко-латинской академии, к трактату Аристотеля «О душе», вошедшими в их учебник по психологии. Сюда же можно от­нести и разнообразные сочинения древнерусской педагогической и этической мысли (агиографическая литература, поучения Феодосия Печерского, Владимира Мономаха, «Домострой», «Стоглав» и др.).

Новые представления о мире и человеке проступают не только в литературе, но и во всей древнерусской культуре. Сле­дует заметить, что храмы на Руси, как и всюду в Средневековье, понимались не только как культовые сооружения. Они несли многозначную символику и исполняли несколько функций. Храм помимо молитвенного дома был моделью мирозданья, уникальной рукотворной моделью космоса и социума с особой системой росписи и организации пространства: киевские, новгородские, суздальские, псковские, а впоследствии, - московские храмы с уникальными иконостасами, где представлена персонифицированная мировая история на образах праотеческого, пророческого, деисусного, празд­ничного чинов. Высокий авторитет русской иконописи объясняется нетолько использованием ярких красок, изысканной композиции, иными эстетическими достоинствами, но, прежде всего, влиянием исихазмаде. идеи внутренней духовной сосредоточенности, с осо­бой глубиной воплощенной в иконописи Андрея Рублева и Феофана Грека. Ничто так живо, непосредственно, эмоционально не отражает дух эпохи, как музыка, поющий человеческий голос. Суровость, внутренняя собранность в стихирах XVI в., виртуозное, много­голосное партесное пение XVII в., энергичные кантаты Петровского времени, сохранившиеся до нашего времени традиции певческого искусства - все это отражает подлинную историю нашего народа, его живую душу.

Одной из насущных задач современной отечественной пси­хологической мысли является осознание своего единства со всем более чем тысячелетним древом отечественной культуры, развитие тех непреходящих ценностей, что были созданы нашим народом за многие века своего непрестанного созидательного труда.

Целостность человека

ГуревичП.С.

В человеке одновременно работают разные программы, которые точно демоны, растаскивают человека в разные стороны: инстинкты и социальность, сознание и бессознательное, влечение и совесть. Очень похоже, что человек принципиально нецелостное создание. Как совместить два противоположных положения - че­ловек целостен и человеческое бытие расколото? Реальный, эмпи­рически взятый индивид принципиально не целостен. Он, напротив,

279

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

предстает в различных преображениях целого, в расколотое™ своего бытия. Он принадлежит к мужскому или женскому полу, ищет полноту своего существования в других культурах.

Никакое философское озарение не способно дать однознач­ную картину «человеческого». Скорее можно говорить о том, что проявляется множественность истоков природы человека. Отсюда неустанное стремление человека к единому, каковым он не является. Природа человека незавершенна и фрагментарна. Фрагментарность требует достижения полноты, источник которой, в противоположность всем остальным универсальным источни­кам «человеческого», должен обеспечить бытию человека основу и целостность. Временный успех на этом пути достижим только ценой многочисленных разочарований. Но именно эти разочаро­вания указывают верное направление. Благодаря многообразным модусам объемлющего, каждый из которых наделен к тому же бесконечными возможностями, мы приходим к пониманию от­крытости человеческого - открытости, которая тождественна его всегдашней незавершенности.

Современная философия исходит из того, что сознание человека каким-то необъяснимым пока образом содержит информацию обо всей Вселенной. Человек обладает потенциальным эмпирическим доступом к любой ее части, будучи одновременно ничтожно малой ее частью, отдельным и незначительным биологическим существом. Целостность не является признаком человека как особого существа. Напротив, человек принципиально нецелостен, его бытие разорвано, полно коллизий. Однако у человека есть возможность обрести полноту собственного существования. Следовательно, целостность оказывается для него проблемой. Он может остаться фрагментар­ным, одномерным, принципиально разорванным. Но он же способен раскрыть безграничный потенциал человеческого существования.

Целостность человека определяется наличием не всех эле­ментов, а лишь нескольких, строго ограниченных пределами целостности. «Целое для нас, - пишет В.В.Бибихин, - интуитивно важнее части. Мы не можем отделаться от ощущения, что даже после отпадения всех частей целое как-то остается. Если убиты все солдаты, сохранено знамя полка, и его штатное расписание может быть заполнено новыми людьми» (Бибихин В.В. Узнай себя. Санкт-Петербург, 1998, с. 153). Человек, по мнению В.В.Бибихина, всту­пающий в «экологически» упорядоченное целое мира, будет в нем как-то устроен на правах части. Для того, чтобы так распорядиться собой, он однако заранее должен стать частью, то есть узнать себя неустроенным, лишним, несовершенным, неполным. Он должен осознать свою незавершенность.

З.Фрейд показал, что человек является существом принципи­ально нецелостным. В нем, как уже отмечалось, одновременно ра­ботают различные программы, которые точно демоны, растаскивают человека в разные стороны. «Свобода от конфликтов, цельность и однородность личности, - пишет его дочь Анна Фрейд, - являются, таким образом, невыполнимыми идеалами человеческой культуры» (Фрейд А. Психопатологии детства. М., 2000, с. 22).

Иначе подходил к этой проблеме К.Г. Юнг. Он не оспаривал множества противоречивых программ, которые определяют человеческое бытие. Однако он рассматривал их по принципу до­полнительности. Наличие противоположностей в человеке вовсе не означает принципиальной нецелостности человека. Апогей жизненной полноты, считал К.Г.Юнг, все более и более извлекает себя из противоположных крайностей. (К.Г. Юнг. Психологические типы. М., 1997, с. 245) По его мнению, ведийское мировоззрение

сознательно ищет освобождения от парных противоположностей. Пары противоположностей были созданы уже творцом мира. Комментатор Куллука приводит также такие пары противополож­ностей: желание и гнев, любовь и ненависть, голод и жажда, забота и мечта, честь и позор. Этот мир обречен на постоянное страдание от пар противоположностей.

В «Психологических типах» (М., 1997) К.Г.Юнг показал, что каждый человек обладает психологической типажностью, которая отличает его от других людей и в то же время притягивает к себе собственную противоположность.

Вода, как метод расслабления и снятия напряжения в занятиях с беременными

Гусакова Г.И., Игнатьева С.К. (г. Санкт-Петербург)

Один из актуальных вопросов современности - полноценное психическое и физическое здоровье будущего поколения. Важная задача - вырастить поколение, способное к зачатию, вынашива­нию и рождению здорового потомства. Охрана здоровья матери и ребенка, психическая и физическая полноценность будущего поколения была и остается одной из приоритетных задач нашего государства.

Беременность для большинства считается процессом, идущим на грани с патологией. Роды, хотя и являются нормальной естествен­ной функцией организма женщины, вто же время служаттяжелым испытанием для нее, ее организма и психики.

Наиболее интересные эффекты при подготовке к родам дает практика «акварелакса» в сочетании с дыхательными практиками. Для такой подготовки лучше всего подходят занятия в бассейне с теплой водой. Вода обладает чудесными свойствами расслаблять, и это используется при работе, как в статике, так и в динамике. Эта среда очень комфортна для человека, и некоторые ее свойства используются для: - укрепления всех групп мышцтела: мышцтазового дна, верхнего

плечевого пояса, спины, рук (это помогает снять головные боли,

боли в поясничном отделе, подготовить мышцы, участвующие

280

А-Ж

- сбалансированности психических процессов, уменьшениетревожности. Женщина учится контролировать себя, своиощущения, дыхание, эмоции.

В основе занятий лежат очень мягкие индивидуальные под­ходы, учитывающие реальное состояние женщины в каждый конкретный момент времени. Они направлены на укрепление интуитивных, эмоциональных связей с ребенком, осознание соб­ственной роли матери, на осознанное, активное поведение в родах, настрой на доверие к себе, на вовлечение женщины во внутреннюю духовную работу.

На занятиях создается определенная среда, в которой рас­крываются естественные способности организма. Будущая мама становится ближе к себе, своему естеству. У нее появляется желание вести более активный образ жизни, повышается чувствительность. Возникают новые ощущения своего тела и малыша, проявляются и осознаются скрытые причины многих проблем, уходят страхи перед родами и появляется радостное ощущение протекающей беременности и ожидания самих родов, как естественного чудес­ного процесса.

Так как данная методика учитывает реальное состояние женщины в конкретный момент, то противопоказаний для занятий нет, есть только те, которые существуют для любых водных занятий (например, острые воспалительные процессы). Из опыта работы за 4 года, можно сказать, что более 80% женщин, пришедших на занятие с тонусом матки, уходят в расслабленном состоянии. Они могут в дальнейшем самостоятельно применять навыки расслабления.

Самое первое чему обучается женщина на занятиях - это правильному дыханию и расслаблению при выполнении выдохов под воду. Главное, чтобы выдыхался полный объем воздуха. Выдох может быть интенсивным, длинным или коротким. Вот здесь-то и происходит интенсивное расслабление и насыщение, проявляются зажимы и психологические проблемы. Пока женщина мягко это не проработает, приступать к более сложным упражнениям не имеет смысла, это может вызвать только напряжение и психологиче­скую неудовлетворенность. Обязательным моментом (одним из основных) на занятиях является осознание и отслеживание самой женщиной своего состояния. Нарастание сложности упражнений идет очень постепенно.

При проведении занятий можно выделить следующие этапы:

В результате таких занятий повышается эмоциональное, улуч­шается физическое состояние женщин, роды у них протекают более мягко. Дети рождаются очень чувствительными и спокойными. Мама может не перекрывать естественные способности малыша после родов, а развивать их дальше.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4