logo
psicho T1

Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа

Воробьева М. В. (г. Курган)

Восприятие человека человеком происходит во взаимодей­ствии и общении людей и предполагает активизацию мыслитель­ных, волевых, эмоциональных процессов.

Воспринимаемые элементы внешнего облика другого человека выступают многозначными сигналами, говорящими о националь­ных, социальных, возрастных особенностях партнера по общению.

С другой стороны, субъект восприятия характеризуется опреде­ленными возрастными, половыми, профессиональными особен­ностями, которые, безусловно, влияют на формирование образа другого человека в целом и на восприятие отдельных элементов его внешнего облика.

Цель нашего исследования составило изучение характера восприятия элементов внешнего облика другого человека буду­щими учителями начальных классов (студентами педагогического колледжа).

Показателем сформированное™ коммуникативных качеств личности педагога является успешность педагогического общения, взаимодействия учителя и учащихся.

Восприятие и понимание учителем ученика также начинается с восприятия его внешнего облика, отражения и оценки тех или иных элементов внешнего облика учащегося. При этом, характер социально-перцептивных «предпочтений» отдельных элементов внешнего облика другого (учащегося) у педагогов обусловлен осо­бенностями их профессиональной деятельности.

Организуя свое исследование, мы предположили, что студенты педагогического колледжа меняют свои предпочтения при восприя­тии элементов внешнего облика другого человека в зависимости от срока обучения, т. е. существуют различия в восприятии внешнего облика другого у старшекурсников и младшекурсников.

В качестве испытуемых выступили студенты третьего и пятого курса педагогического колледжа г. Кургана. Исследование прово­дилось в феврале- марте 2007.

Для реализации поставленной цели мы использовали, прежде всего, методику ранжирования элементов внешнего облика при вос­приятии другого человека (адаптированный А. П. Поварнициным и нами вариант методики Рокича-Гоштаутаса, Семенова, Ядова).

Анализируя полученные результаты, мы выяснили, что к числу самых главных элементов внешнего облика студенты 3 курса от­несли голос и речь, позу, одежду,лицо и походку, глаза и прическу. В ранговом значении с соответствующим средним баллом как самые главные выступили: голос и речь (9.96), мимика и жестикуляция (по 9.72), поза (9.6), одежда (9.16).

Студенты 5 курса, к числу самых главных, отнесли - голос и речь, мимику, жестикуляцию, одежду, позу, прическу, глаза,

походку. При этом первые пять мест в ранговом значении с соот­ветствующим средним баллом заняли голос и речь, мимика (10), жестикуляция (9.84), одежда (9.52), поза (9.2).

При сравнении результатов ранжирования элементов внешнего облика другого студентами 3 и 5 курса не обнаружились суще­ственные различия: большинство студентов независимо от года обучения выделили как наиболее значимые - голос и речь, мимику, жестикуляцию, одежду и позу.

С целью уточнения результатов, полученных при обследовании студентов по методике выявления их предпочтений в восприятии внешнего облика другого, были использованы также: методика определения значения позы и методика определения эмоциональ­ного состояния по мимике.

Анализ результатов определения студентами значения поз показал, что пятикурсники лучше справились с распознаванием поз по сравнению с третьекурсниками. У студентов 3 курса затруднения вызвало определениетаких поз, как упрямство, превосходство, обо­ронительная позиция. У студентов 5 курса оказались в целом более высокие результаты. Затруднение вызвало определениетолько одной позы - враждебности, оборонительной позиции, несогласия.

Результаты обследования студентов по методике определения эмоциональных состояний показали, что в целом студенты 5 курса намного лучше распознают эмоциональные состояния, чем студенты 3 курса: у студентов 5 курса средний процент успеш­ности определения эмоциональных состояний составил 79%, а у 3 курса - 63 %. Этот вывод подтверждается показателями средней арифметической (°), которая у студентов 3 курса составила 68,5 %, у 5 курса -79,1%.

Для получения общей картины характера восприятия студен­тами 3 и 5 курса педагогического колледжа элементов внешнего облика другого мы использовали в исследовании тест «Понимаете ли Вы других людей» Н. И. Леонова.

Результаты тестирования показали, что почти все студенты 3 и 5 курса хорошо понимают язык мимики и жестов, т. е. оценивают достаточно высоко свои навыки невербального общения.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

  1. Студенты педагогического колледжа, обучающиеся на старшихи младших курсах,не отличаются существенно по характерувосприятия элементов внешнего облика другого человека.

  2. Можно предположить, что в процессе подготовки будущихучителей не уделяется должного внимания целенаправленномуформированию навыков невербального общения, а происходитих развитие в общем контексте освоения студентами педагоги­ческой профессии.

  3. Введение в учебный процесс специальных коррекционно-развивающих занятий в форме социально-психологическоготренинга будет способствовать более высокому уровню сфор­мированное™ у выпускников педагогического колледжаневербальных коммуникативных качеств.

198

А-Ж

Актуальные теоретические вопросы

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4