Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
БлохинаЛ.Н., Аминов НА. (г. Москва)
В последнее время все большее внимание специалистов привлекает проблема критериев эффективности процесса социально-психологической адаптации субъекта профессиональной деятельности к требованиям профессии. Данная проблема в особенности актуальна в системе государственной службы.
В психологической литературе (Маркова, 1996 и др.) существует два традиционных критерия эффективности процесса адаптации к требованиям профессиональной деятельности: 1) объективные, позволяющие судить о степени соответствия личности человека требованиям профессии и характеризующие степень успешности деятельности (производительность, надежность и т.д. труда человека) и 2) субъективные, выявляющие степень соответствия профессиональной деятельности требованиям личности, характеризующие уровень развития профессионального самосознания (степень удовлетворенности человека трудом, отношение к себе как к профессионалу и т.д.).
Специфика деятельности государственного служащего отличается наличием слабовыраженной объективно-критериальной основы для оценки ее эффективности (Реан, 2006). Поэтому в настоящей работе был исследован субъективный показатель социально-психологической адаптированное™ госслужащего в коллективе - самосознание (Сталин, 1983 и др.), или Я-концепция личности (R Берне и др.).
Задачей настоящего исследования явилось изучение влияния психологического адаптационного ресурса на профессиональную Я-концепцию госслужащего.
В соответствии с представлениями о Я-концепции личности в психологической литературе (Сталин, 1983; Соколова, 1989; Налчаджян,1988 и др.) была сформулирована следующая гипотеза: при высоком (низком) адаптационном ресурсе госслужащих в большей степени выражена позитивная (негативная) Я-концепция, проявляемая в согласованности позитивных (негативных) представлений о себе как о профессионале, представлений референтной группы о себе как о профессионале и эмоционального самоотношения.
Для проверки данной гипотезы был проведен корреляционный анализ показателей методики самооценки и экспертной оценки личности (МЭОЛ), разработанной Р.А. Ахмеровым (2002), показателей проективных методик исследования личности (Рисунок несуществующего животного (РНЖ) и Метод цветовых выборов (МЦВ)) с индексом адаптации, полученный Ф.Б. Березиным (Березин, 1988) в своих работах в результате исследований процесса психической адаптации человека к условиям внешней среды и представляющий собой соотношение фактора С (уровень интеграции поведения) и фактора Q4 (фрустрационная напряженность) личностного опросника Р. Кеттелла.
В результате корреляционного анализа обнаружены статистически значимые корреляции между высоким индексом адаптации и высокими показателями самооценки профессиональных качеств, по параметрам «профессионализм» (р<0.00), «творческий подход к работе» (р<0,05), «самоконтроль» (р<0,01), «интегральный балл общей адаптация к работе» (р<0,01), свидетельствующих о представлениях о себе как о более успешных профессионал ах, инициативно и творчески выполняющих свою работу, эмоционально устойчивых и дружелюбных, удовлетворенных собой и окружением, что в целом характеризует общее положительное представление о себе как о профессионале у лиц с более высоким адаптационным ресурсом.
Также выявлены значимые позитивные корреляции индекса адаптации с экспертными оценками руководителей по параметру «профессионализм» и коллег по параметрам «отношение к работе» (р<0,05), «профессионализм» (р<0,001), «творческий подход к работе» (р<0,01), «самоконтроль» (р<0,05),а также интегральный балл руководителей и коллег по параметру «общая адаптация к работе» (р<0,01). Таким образом, госслужащие с более высоким адаптационным ресурсом оцениваются руководителями и коллегами как более успешные профессионалы, умеющие эффективно и гибко выстраивать свои взаимоотношения с различными уровнями профессионального окружения в соответствии с принятыми нормами профессионального поведения.
Статистически значимые положительные корреляционные связи установлены между индексом адаптации и переменными эмоционального самоотношении, выявленных с помощью методик РНЖ и МЦВ. В соответствии с интерпретацией (Лучшие психологиче-скиетесты, 1992), содержательный анализ полученных показателей позволяет сделать предположениеотом, чтосувеличениемадапта-ционного ресурса возрастает уровень мобилизационной активности, стремление к доминированию, независимости, самодостаточности и уверенности в себе, эмоциональной стабильности, оптимистичное™, что характеризует, по литературным данным (Маклаков, 2001; Реан, 2006 и др.), общее положительное отношение к себе (высокий уровень самопринятия), высокий уровень адаптационного потенциала в условиях стрессовых ситуаций и самоэффективность (уверенность в своих способностях, успешности профессиональных действий).
И, наоборот, с уменьшением адаптационного ресурса наблюдается тенденция к утомлению и истощению, отсутствие настойчивости в достижении целей и самоудовлетворенности, крайние формы эмоционального самоконтроля (либо сниженные - в форме агрессии, либо чрезмерные- в форме тревоги, страха), что свидетельствует об общем негативном отношении к себе, низком уровне самопринятия и самоуважения, низком адаптационном ресурсе и объясняется в рамках концепции Т. Лири (Leary N, 1969) об агрессии и тревоге в межличностных отношениях как формах защитного самосознания.
Полученные результаты свидетельствуют о влиянии деструктивных форм самосознания госслужащих на уменьшение их адаптационного ресурса, снижающего эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом.
150
А-Ж
О синдроме социально-психологической дезадаптации госслужащих
БлохинаЛ.Н. (г. Москва)
В настоящее время в свете новых представлений о профессионализме все острее встает задача эффективного прогнозирования успешности профессиональной деятельности государственных служащих таможенных органов.
Решение данной задачи наиболее целесообразно осуществлять, с нашей точки зрения, в рамках теории социально-психологической адаптации, исследующей психологические процессы приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами (Реан и др., 2006).
Строгая регламентированность в работе, нормативность профессиональных действий и поведения в социуме, информационная неопределенность, жестко навязанный режим труда, необходимость ежедневного взаимодействия с широким кругом людей, высокая интенсивность и ответственность за принятые решения и другие социально-психологические характеристики условий труда требуют от должностных лиц таможенных органов значительного личностного адаптационного ресурса при выполнении своих профессиональных обязанностей.
В основе психологических адаптационных механизмов человека лежат психологические особенности, наиболее значимые для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. Комплекс психологических особенностей, позволяющих успешно или неуспешно решать задачи по адаптации к профессиональной среде можно рассматривать соответственно как синдром адаптации или дезадаптации.
В настоящем сообщении проверялась гипотеза, согласно которой интегральным показателем склонности к развитию синдрома дезадаптации у государственных служащих является низкий уровень развития профессиональных способностей и, как следствие, актуализация деструктивных психологических защит.
Анализ основного функционального предназначения таможенных органов и результатов теоретических и экспериментальных исследований, позволил предположить, что в основе профессиональной адаптации/дезадаптации госслужащего лежит степень развития социального интеллекта (когнитивный компонент способностей) и степень удовлетворенности потребности в доминировании (мотивационный компонент способностей).
Исследование проводилось на выборке государственных служащих таможенных органов (152 чел.)
Использовались многофакторные личностные опросники (СМИЛ, 16 факторный опросник Кеттелла) и тест-опросник механизмов защиты «LIFE STYLE INDEX» (LSI) P Плутчика, адаптированный Л.Р Гребенниковым (1995).
Объективным показателем выраженности социального интеллекта является, по результатам исследований Г. Марлоу (1986), шкала социальной интраверсии СМИЛ (Собчик, 1998). Объективным референтным показателем степени удовлетворенности потребности в доминировании, или, в соответствии с теоретическими представлениями о мотивации личности и мотивации деятельности (Рубинштейн, 1957; Леонтьев 1983), выраженности мотивационной черты доминантности, был выделен фактор Е (доминантность/
подчиняемость) личностного опросника Кеттелла (Мельников и ДР., 1985).
С целью выявления индивидуальных различий в проявлении социального интеллекта, мотивационной черты доминантности и характере используемых психологических защит проводился сравнительный анализ групп испытуемых с различной выраженностью степени адаптированное™. Для этого использовался метод разделения выборки на группы с низкими и высокими значениями индекса адаптации, представляющий собой соотношение фактора С (уровень интеграции поведения) и фактора Q4 (фрустрационная напряженность) личностного опросника Р Кеттелла (Березин, 1988).
Анализ синдрома адаптации и дезадаптации проводился путем сравнения средних значений показателей по факторамличностного опросника Кеттелла, шкалам СМИЛ и механизмов психологических защит методики LSI у крайних групп испытуемых (адаптированные и дезадаптированные). Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.
Для объяснения выделенных различий переменные личностного опросника Кеттелла, СМИЛ, методики LSI P. Плутчика, обнаруживших значимые различия в группе «адаптированные» и «дезадаптированные», были подвергнуты процедуре факторизации с последующим вращением факторных нагрузок по методу Varimax.
Результаты статистического анализа позволили сделать следующие выводы.
При склонности ксиндрому адаптации обнаруживается высокая степень выраженности социального интеллекта, сформированность мотивационной черты доминантности отсутствие актуализации психологических защит.
При склонности к синдрому дезадаптации обнаруживается низкая степень выраженности социального интеллекта, несфор-мированность мотивационной черты доминантности, наличие деструктивных психологических защит.
Типы синдрома дезадаптации госслужащих можно классифицировать на четыре подгруппы по двум основаниям: 1. замещение потребности в доминировании субдоминантными потребностями (зависимости или противодействия); 2. снижение контроля за удовлетворением замещающих потребностей (зависимости или противодействия).
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза