Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
Александров И. О., Максимова Н. Е. (г. Москва)
Анализ характеристик медленных потенциалов (МП) мозга, сопровождающих реализацию поведенческого акта, показал, что различные типы потенциалов, связанных с событиями (ГЩтакие, как вызванные потенциалы, потенциалы, связанные с движениями пальцев, рук и т. п., глаз, волна ожидания, (0 и Е компоненты CNV), потенциал готовности, премоторный и моторный потенциалы, N100, РЗОО, N400 и др., представляют собой фрагменты единого потенциала, соответствующие различным стадиям реализации поведенческого акта и процессам смены последовательных актов (Максимова, Александров, 1987). Показано, что этот потенциал имеет универсальную конфигурацию, поскольку она воспроизводится независимо от содержательныххарактеристик поведенческих актов и не проявляет видовой специфики. Цель данной работы - установить, распространяется ли универсальность паттерна на континуум генеза поведенческих актов: оценивали правдоподобие гипотезы, что поведенческому акту при первой реализации соответствует потенциал универсальной конфигурации.
МЕТОДИКА. У четырех испытуемых, игравших в «крестики-нолики» на поле 15x15 регистрировали ЭЭГ в отведениях F3", F4", РЗ1, Р41 по системе 10-10 и ЭОГ в процессе игры, а также отметки касаний игрового поля при написании знаков. Используя специальные алгоритмы, классифицировали акты игры и определяли случаи их первой реализации для каждого типа. Анализировали конфигурацию МП в актах, соответствующих «новому» акту и трем «старым» актам, предшествующим ему. Такую последовательность обозначали: «-3, -2, -1,0», где «0» - «новый» акт, а «-3», «-2» и «-1» - предшествующие ему «старые» акты. После первичного анализа и удаления артефактов ЭЭГ было выделено 39 таких последовательностей из четырех актов. Для отрезков ЭЭГ, соответствующих каждому акту последовательности, оценивали амплитуды и временные характеристики составляющих паттерна потенциала универсальной конфигурации на интервалах перед ходом оппонента, между ходами оппонента и игрока, после хода игрока. При обработке данных использовали множественный регрессионный, факторный, дисперсионный анализ, непараметрические тесты.
РЕЗУЛЬТАТЫ. МП, соответствующие актам «-3, -2, -1,0», имели сходную конфигурацию, они содержали все основные составляющие потенциала универсальной конфигурации, характерного как для акта игры, так и для поведенческих актов в других ситуациях: переходу от предыдущего акта соответствует комплекс быстрых колебаний, завершающийся локальной позитивностью, после которой развивается медленное негативное отклонение на котором выделяются субкомпоненты, соответствующие движениям игрока в процессе выбора хода; при касании игроком поля при написании знака развивается высокоамплитудная позитивность, осложненная комплексом волн и медленным негативным сдвигом, продолжающимся до развития комплекса быстрых колебаний, который соответствует инициации следующего акта.
Сравнение конфигурации МП в актах «-3, -2, -1» и «0», показало, что для потенциала, соответствующего новому акту («0»), характерно (1) «уплощение» колебаний потенциала, выражаю-
щееся в снижении амплитуды позитивного фронта, завершающего медленное негативное отклонение, амплитуд субкомпонентов этой негативности, амплитуд быстрых негативных колебаний, предшествующих развитию медленной негативности и (2) снижение количества субкомпонентов медленной негативной волны. Таким образом, потенциал, соответствующий первой реализации нового поведенческого акта, содержит все составляющие потенциала универсальной конфигурации, хотя амплитуда и длительность некоторых из них характерны именно для нового акта.
История обучения и системная организация поведения
Александров Ю. И. (г. Москва)
Поддержано РФФИ (№ 05-04-49851) и Советом
по грантам Президента РФ ведущим научным
школам РФ (№ НШ- 7 989.2003. 6)
Формирование нового поведенческого акта есть 1) формирование новой системы - системогенез, выступающий как специализация новой группы нейронов относительно формируемой системы, и 2) связанная с системогенезом приспособительная реорганизация ранее сформированного опыта.
Системная организация поведения отражает историю его формирования: осуществление поведения обеспечивается реализацией не только новых систем, сформированных при обучении актам, составляющим это поведение, но и одновременной реализацией более старых систем, сформированных на предыдущих этапах индивидуального развития. Иначе говоря, реализация поведения есть реализация истории формирования поведения, т. е. множества систем, каждая из которых фиксирует этап становления данного поведения. Следовательно, принципиальным для понимания мозгового обеспечения поведения является учет истории формирования поведения,т. е. истории последовательныхсистемогенезов и связанной с ними «актуализации» генома. Логично предположить, что особенности нейронного обеспечения поведения связаны с тем, какова история данного поведения. Это предположение проверялось в нескольких сериях экспериментов.
Животных учили актам, составляющимстандартноеинструмен-тальное пищедобывательное поведение (ИПП): нажатие на педаль для получения пищи из автоматически подаваемой кормушки. Для разных групп животных последовательность усвоения одного и того же набора актов различалась. Обнаружено, что характеристики активности нейронов, специализированных относительно систем этих актов, изменяются вместе с изменением упомянутой последовательности.
Если животные обучаются ИПП в клетке, снабженной двумя педалями, то при обучении нажатию на вторую педаль выявляется феномен «переноса» навыка. Обучение нажатию на вторую педаль занимает достоверно меньше времени по сравнению со временем, затраченным на обучение нажатию на первую педаль. Показано, что нейроны, специализированные относительно акта нажатия на первую педаль, активируются на первых этапах обучения нажатию на вторую педаль, исключаясь из обеспечения формируемого по-
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
ведения после его стабилизации. В связи с этим предполагается, что эффект «переноса» связан с использованием нейронов, специфически связанных с ранее выученными актами, в процессах научения новому поведению, сходному с уже выученным. Возможно также, что процедура научения первой педали модифицирует («подготавливает») нейроны «резерва», из которых рекрутируются нейроны, специализирующиеся относительно вновь формируемой системы акта нажатия на вторую педаль.
Установлено, что число нейронов, специализированных относительно вновь сформированного ИПП, связано с числом стадий обучения этому поведению. Выявлена достоверная положительная связь между числом стадий и числом специализированных нейронов.
Молекулярные перестройки нейронов при их специализации начинаются с активации «ранних» генов. Показано, что паттерн этой активации при обучении животного нажатию на вторую педаль зависит от числа стадий обучения нажатию на первую. Обнаруженный феномен может быть связан с тем, что состав реактивированных элементов индивидуального опыта, подвергающихся приспособительной реорганизации при научении, различен в зависимости от числа стадий.
Вывод. Экспериментально подтверждается высказанное предположение: системная организация внешне одинакового поведения различается, если история формирования этого поведения различна.
части дисплея). В-третьих, обследование проводилось в полностью затемненном помещении.
Мы пытались выявить взаимосвязь между компьютерной модификацией и оригинальной методикой. Исследование проводилось в экспериментальной камере ИП РАН. Выборка - 50 человек в возрасте 17-19 лет.
Статистическая обработка данных, проводилась методом корреляционного анализа по Пирсону. Сравнивались показатели средних значений (т. е. показатели поленезависимости) по всем испытуемым в обеих методиках. В результате был получен коэффициент корреляции г=0,417, при достоверном уровне статистической значимости р=0,004.
Полученная корреляционная связь оригинальной и компьютерной методики позволяет заключить о конструктной валидности последней. Как известно, конструктная валидность теста показывает, насколько его результаты могут рассматриваться в качестве меры теоретического конструкта. Как отмечает А. Анастази, корреляция между существующей методикой и новой (в том числе и модифицированной) рассматривается как признак того, что они измеряют один тот же конструкт. В отличие от критериальной валидности, в данном случае не нужна высокая корреляция, иначе она будет означать лишь дублирование имеющегося теста (Анастази, 1982).
Очевидно, что компьютерная модификация теста «Стержень-рамка», так же как и оригинальная методика «Включенные фигуры», измеряет степень независимости испытуемого от полевого контекста.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза