logo
psicho T1

Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе

Вахнина В.В. (г. Москва)

Для управленческой науки и практики, психологии управления, социальной психологии особый интерес представляет изучение мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе, т.к. именно профессиональная мотивация, мотивационная готовность оказывает решающее влияние на эффективность дея­тельности сотрудников и подразделения в целом. Мотивационная готовность выступает как предпосылка успешности обучения, как условие достижения творческих успехов в профессиональной деятельности, оказывает влияние на деловую карьеру и про­фессиональный рост. Условиями для достижения успеха являются собственно личностные факторы мотивации, ее особенности, спо­собствующие реализации потенциальных возможностей в обучении и профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей решения проблемы стабилизации, закрепления кадров органов внутренних дел, повышения эффек­тивности профессиональной деятельности может служить учет психологических особенностей мотивации личности кандидата на службу в органы внутренних дел, при проведении специальной психолого-педагогической подготовки резерва на выдвижение, включая развитие профессиональной мотивации и формирование мотивационной готовности. Учет психологических особенностей мотивации как важнейшей характеристики личности сотрудника ОВД поможет решить многие кадровые проблемы, связанные с текуче­стью, сменяемостью, профессиональной деформацией. Возникно­вение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов или осознания человеком поставленной перед нимзадачи. Наиболее существенным показате-лемтакой готовности является целеустремленная мобилизованность психических процессов для преодоления трудностей и достижения положительного результата. Состояние мобилизованности характе­ризуется отношением наличных возможностей к потенциальным, а состояние готовности включает отношение наличных возможностей ктребуемым. Предельная мобилизованность не обеспечивает готов­ности, а при готовности не всегда необходима мобилизованность. Состояние готовности личности к деятельности это сложное дина­мическое образование, между компонентами которого существуют

212

А-Ж

функциональные зависимости. В его динамической структуре вы­деляют следующие функционально взаимосвязанные компоненты: мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный. Достаточная развитость показателей,характеризующих эти компоненты, и их целостное единство обеспечивает высокий уровень готовности человека, его активности, самостоятельности, творчества в процессе деятельности. Недостаточная их развитость свидетельствует о незавершенности формирования готовности, о ее средних или низких уровнях.

ность). Такая ситуация может также привести к снижению уровня притязаний («пассивная» удовлетворенность) либо «коррек­тировке» восприятия фактически полученных вознаграждений (псевдоудовлетворенность).

Динамическая модель удовлетворенности трудом А. Бруггеманн послужила нам основанием для разработки тестовой методики, вы­являющей типы удовлетворенности/неудовлетворенности трудом. В настоящий момент предлагаемый тест проходит эмпирическую проверку на различных профессиональных выборках работников.

Подходы к изучению удовлетворенности трудом

Верещагина Л Л., Гончаренко Е.В., Губанова О.И. (г. Санкт-Петербург)

Изучение удовлетворенности трудом началось в рамках теории «человеческих отношений» и предполагало, что работник, удовлетворенный трудом, будет иметь более сильное желание работать и будет лучше работать, чем рабочий, неудовлетворенный своим трудом.

Можно выделить некоторые подходы к пониманию и изучению удовлетворенности трудом. В одном она рассматривается как общая установка личности по отношению к труду. Для измерения такой установки используются простые методы, которые предполагают ответ на единственный вопрос: «Удовлетворены ли вы трудом?».

Существует понимание удовлетворенности трудом как много­гранного явления (совокупность отношений к различным аспектам труда). Среди таких аспектов выделяются, например, заработная плата, стиль руководства, способ контроля, коллеги, условия труда, возможность продвижения, а также непосредственно деятельность, задачи, которые она ставит перед работником. На основе данного подхода в западной организационной психологии были разработаны методики JDI (Smith, Kendall & Hulin) и MSQ (Weiss и др.).

Третьим подходом является рассмотрение удовлетворенности работой как функции удовлетворенных потребностей. Основываясь на теории потребностей А. Маслоу, Л. Портер предполагает, что удовлетворенность работой определяется разницей между опти­мальной и фактической степенью удовлетворенности потребностей работника. В результате этого предположения автор подхода создал метод Porter-Instrument.

По нашему мнению, заслуживает особого внимания теория А. Бруггеманн, определяемая как «динамическая модель удовлет­воренности трудом». А. Бруггеманн выделяет различные формы удовлетворенности работой как результат динамики мотивации. Модель предполагает сравнение действительного опыта с ожида­ниями, которые находятся в динамическом соотношении. В случае их соответствия уровень притязаний работника остается прежним для сохранения этой удовлетворенности (стабилизированная удо­влетворенность) или повышается (прогрессивная удовлетворен­ность). В случае несоответствия реальной ситуации ожиданиям, т.е. неудовлетворенности трудом, работник может искать решения для изменений (конструктивная неудовлетворенность) или такие попытки могут отсутствовать (фиксированная неудовлетворен-

Формирование стилей совладающего поведения развивающейся личности

Ветрова И.И. (г. Москва)

Копинг-поведением или жесовладающим поведением сейчас принято называть целенаправленноесоциальное поведение, позво­ляющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и ситуации способами через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие субъекта с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю) (Крюкова Т.Л., 2001). Копинг-поведение реализуется на базе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. Копинг-ресурсы - это набор характеристик личности и социальной среды, позволяющих осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям. Копинг-стратегий (стили совладающего поведения) - актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу.

Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, совладающее поведение относят к факторам активности личности, называют дескриптором субъекта. Стиль же совладающего поведения является довольно устойчивой личностной характеристикой (подобной когнитивному стилю), активное становление которой приходится на подростковый возраст. Именно в подростковом возрасте, как отмечает Мария Кристина Ричет де Минзи (De Minzi M.C.R.., 2003), мальчики и девочки впер­вые стоят перед несколькими вызовами, типа дифференциации от родителей, установлении взаимоотношений с ровесниками и перемещения уже к взрослой идентичности. В этом направлении было сделано пилотажное исследование Эрикой Фрайденберг (Frydenberg E., 2004), которая показала, что пик использования непродуктивных стратегий совладания у девочек приходится на 12-14 лет, а у мальчиков - на 14-16. Также она выяснила, что в разные возраста наиболее активно используются разные страте­гии - например, к 12-16 годам почти перестают использоваться такие стратегии, как духовность, физическая активность, а на 15 лет приходится «провал» в «обращении к профессионалу».

В своём исследовании формирования стилей совладания, в котором приняли участие подростки 14-17 лет в течение 3-х лет, мы установили многоуровневую связь между копинг-стратегиями и тремя составляющими контроля поведения: контролем эмоций, контролем действий и когнитивным контролем. Причем наи-

213

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

большее количество связей было именно с контролем эмоций. Также было установлено, что дети с высоким уровнем по всем трем показателям контроля поведения чаще и успешнее используют так называемые «продуктивные» копинг-стратегии, способствующие конструктивному разрешению проблемы при минимальных за­тратах внутренних ресурсов.

В своей дальнейшей работе мы предполагаем конкретизи­ровать процесс формирования стилей совладающего поведения в подростковом возрасте, а также уточнить характер связи копинга и контроля поведения в механизме саморегуляции.

Особенности представлений молодежи о современном Российском рынке труда

ВечеринА.В. (г. Москва)

Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подго­товить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда.

В 2003-2006 году нами было проведено исследование, на­правленное на изучение особенностей представлений молодежи о рынке труда, в котором приняли участие 186 учащихся старших классов московских и подмосковных школ.

Результаты исследования показали, что представления о рынке труда во многом нечеткие, нет осознания социальных отношений на рынке труда, нет четкого представления о будущей профессио­нальной деятельности. По результатам исследования у учащихся выявлен низкий уровень теоретических знаний о состоянии совре­менного российского рынка труда («Не знаю», «Откуда мне знать?», «Не могу дать ответ»). Представления о рынкетруда фрагментарные. Наблюдается переоценивание уровня безработицы в своем регионе. Большинство учащихся не смогли охарактеризовать рынок труда в России, дать характеристику рынка труда в своем городе. Одни и те же профессии отнесены к категориям «востребованных» и «не востребованных». У учащихся не наблюдается анализа роли госу­дарства в регулировании рынка труда. Старшеклассники считают, что информацию о рынкетруда можно получить из СМИ и Интернета. Отдельные учащиеся к числу источников информации о рынкетруда относят школу. В целом старшеклассники утверждают, что «школа не дает знаний о рынке труда» и роль школы в формировании представлений о рынкетруда низкая. Критерием успешности чело­века на рынкетруда учащиеся считают: «зарплату», «материальную обеспеченность». Некоторые учащиеся успешность на рынкетруда представляют как «самореализацию», «желание заниматься своим делом», «личный интерес и активность в труде».

Старшеклассники осознают важную роль развернутых пред­ставлений о современном рынке труда. У 80% учащихся отмечен высокий уровень мотивации к получению знаний о рынкетруда.

Представление себя на рынке труда у учащихся связано с повышением эмоциональной напряженности, тревожности. Стар­шеклассники склонны анализировать преимущественно негативные проявления рынка труда, такие как: безработица, взяточничество, коррупция, криминал.

Для формирования психологической готовности старше­классников к современному Российскому рынку труда требуется организация комплексной системы работы, направленной на формированиемотивов,личностныхкачеств,знаний,умений и на­выков, необходимых в новых социально-экономических условиях.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4