Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
Вахнина В.В. (г. Москва)
Для управленческой науки и практики, психологии управления, социальной психологии особый интерес представляет изучение мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе, т.к. именно профессиональная мотивация, мотивационная готовность оказывает решающее влияние на эффективность деятельности сотрудников и подразделения в целом. Мотивационная готовность выступает как предпосылка успешности обучения, как условие достижения творческих успехов в профессиональной деятельности, оказывает влияние на деловую карьеру и профессиональный рост. Условиями для достижения успеха являются собственно личностные факторы мотивации, ее особенности, способствующие реализации потенциальных возможностей в обучении и профессиональной деятельности.
Одним из возможных путей решения проблемы стабилизации, закрепления кадров органов внутренних дел, повышения эффективности профессиональной деятельности может служить учет психологических особенностей мотивации личности кандидата на службу в органы внутренних дел, при проведении специальной психолого-педагогической подготовки резерва на выдвижение, включая развитие профессиональной мотивации и формирование мотивационной готовности. Учет психологических особенностей мотивации как важнейшей характеристики личности сотрудника ОВД поможет решить многие кадровые проблемы, связанные с текучестью, сменяемостью, профессиональной деформацией. Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов или осознания человеком поставленной перед нимзадачи. Наиболее существенным показате-лемтакой готовности является целеустремленная мобилизованность психических процессов для преодоления трудностей и достижения положительного результата. Состояние мобилизованности характеризуется отношением наличных возможностей к потенциальным, а состояние готовности включает отношение наличных возможностей ктребуемым. Предельная мобилизованность не обеспечивает готовности, а при готовности не всегда необходима мобилизованность. Состояние готовности личности к деятельности это сложное динамическое образование, между компонентами которого существуют
212
А-Ж
функциональные зависимости. В его динамической структуре выделяют следующие функционально взаимосвязанные компоненты: мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный. Достаточная развитость показателей,характеризующих эти компоненты, и их целостное единство обеспечивает высокий уровень готовности человека, его активности, самостоятельности, творчества в процессе деятельности. Недостаточная их развитость свидетельствует о незавершенности формирования готовности, о ее средних или низких уровнях.
ность). Такая ситуация может также привести к снижению уровня притязаний («пассивная» удовлетворенность) либо «корректировке» восприятия фактически полученных вознаграждений (псевдоудовлетворенность).
Динамическая модель удовлетворенности трудом А. Бруггеманн послужила нам основанием для разработки тестовой методики, выявляющей типы удовлетворенности/неудовлетворенности трудом. В настоящий момент предлагаемый тест проходит эмпирическую проверку на различных профессиональных выборках работников.
Подходы к изучению удовлетворенности трудом
Верещагина Л Л., Гончаренко Е.В., Губанова О.И. (г. Санкт-Петербург)
Изучение удовлетворенности трудом началось в рамках теории «человеческих отношений» и предполагало, что работник, удовлетворенный трудом, будет иметь более сильное желание работать и будет лучше работать, чем рабочий, неудовлетворенный своим трудом.
Можно выделить некоторые подходы к пониманию и изучению удовлетворенности трудом. В одном она рассматривается как общая установка личности по отношению к труду. Для измерения такой установки используются простые методы, которые предполагают ответ на единственный вопрос: «Удовлетворены ли вы трудом?».
Существует понимание удовлетворенности трудом как многогранного явления (совокупность отношений к различным аспектам труда). Среди таких аспектов выделяются, например, заработная плата, стиль руководства, способ контроля, коллеги, условия труда, возможность продвижения, а также непосредственно деятельность, задачи, которые она ставит перед работником. На основе данного подхода в западной организационной психологии были разработаны методики JDI (Smith, Kendall & Hulin) и MSQ (Weiss и др.).
Третьим подходом является рассмотрение удовлетворенности работой как функции удовлетворенных потребностей. Основываясь на теории потребностей А. Маслоу, Л. Портер предполагает, что удовлетворенность работой определяется разницей между оптимальной и фактической степенью удовлетворенности потребностей работника. В результате этого предположения автор подхода создал метод Porter-Instrument.
По нашему мнению, заслуживает особого внимания теория А. Бруггеманн, определяемая как «динамическая модель удовлетворенности трудом». А. Бруггеманн выделяет различные формы удовлетворенности работой как результат динамики мотивации. Модель предполагает сравнение действительного опыта с ожиданиями, которые находятся в динамическом соотношении. В случае их соответствия уровень притязаний работника остается прежним для сохранения этой удовлетворенности (стабилизированная удовлетворенность) или повышается (прогрессивная удовлетворенность). В случае несоответствия реальной ситуации ожиданиям, т.е. неудовлетворенности трудом, работник может искать решения для изменений (конструктивная неудовлетворенность) или такие попытки могут отсутствовать (фиксированная неудовлетворен-
Формирование стилей совладающего поведения развивающейся личности
Ветрова И.И. (г. Москва)
Копинг-поведением или жесовладающим поведением сейчас принято называть целенаправленноесоциальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и ситуации способами через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие субъекта с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю) (Крюкова Т.Л., 2001). Копинг-поведение реализуется на базе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. Копинг-ресурсы - это набор характеристик личности и социальной среды, позволяющих осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям. Копинг-стратегий (стили совладающего поведения) - актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу.
Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, совладающее поведение относят к факторам активности личности, называют дескриптором субъекта. Стиль же совладающего поведения является довольно устойчивой личностной характеристикой (подобной когнитивному стилю), активное становление которой приходится на подростковый возраст. Именно в подростковом возрасте, как отмечает Мария Кристина Ричет де Минзи (De Minzi M.C.R.., 2003), мальчики и девочки впервые стоят перед несколькими вызовами, типа дифференциации от родителей, установлении взаимоотношений с ровесниками и перемещения уже к взрослой идентичности. В этом направлении было сделано пилотажное исследование Эрикой Фрайденберг (Frydenberg E., 2004), которая показала, что пик использования непродуктивных стратегий совладания у девочек приходится на 12-14 лет, а у мальчиков - на 14-16. Также она выяснила, что в разные возраста наиболее активно используются разные стратегии - например, к 12-16 годам почти перестают использоваться такие стратегии, как духовность, физическая активность, а на 15 лет приходится «провал» в «обращении к профессионалу».
В своём исследовании формирования стилей совладания, в котором приняли участие подростки 14-17 лет в течение 3-х лет, мы установили многоуровневую связь между копинг-стратегиями и тремя составляющими контроля поведения: контролем эмоций, контролем действий и когнитивным контролем. Причем наи-
213
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
большее количество связей было именно с контролем эмоций. Также было установлено, что дети с высоким уровнем по всем трем показателям контроля поведения чаще и успешнее используют так называемые «продуктивные» копинг-стратегии, способствующие конструктивному разрешению проблемы при минимальных затратах внутренних ресурсов.
В своей дальнейшей работе мы предполагаем конкретизировать процесс формирования стилей совладающего поведения в подростковом возрасте, а также уточнить характер связи копинга и контроля поведения в механизме саморегуляции.
Особенности представлений молодежи о современном Российском рынке труда
ВечеринА.В. (г. Москва)
Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда.
В 2003-2006 году нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей представлений молодежи о рынке труда, в котором приняли участие 186 учащихся старших классов московских и подмосковных школ.
Результаты исследования показали, что представления о рынке труда во многом нечеткие, нет осознания социальных отношений на рынке труда, нет четкого представления о будущей профессиональной деятельности. По результатам исследования у учащихся выявлен низкий уровень теоретических знаний о состоянии современного российского рынка труда («Не знаю», «Откуда мне знать?», «Не могу дать ответ»). Представления о рынкетруда фрагментарные. Наблюдается переоценивание уровня безработицы в своем регионе. Большинство учащихся не смогли охарактеризовать рынок труда в России, дать характеристику рынка труда в своем городе. Одни и те же профессии отнесены к категориям «востребованных» и «не востребованных». У учащихся не наблюдается анализа роли государства в регулировании рынка труда. Старшеклассники считают, что информацию о рынкетруда можно получить из СМИ и Интернета. Отдельные учащиеся к числу источников информации о рынкетруда относят школу. В целом старшеклассники утверждают, что «школа не дает знаний о рынке труда» и роль школы в формировании представлений о рынкетруда низкая. Критерием успешности человека на рынкетруда учащиеся считают: «зарплату», «материальную обеспеченность». Некоторые учащиеся успешность на рынкетруда представляют как «самореализацию», «желание заниматься своим делом», «личный интерес и активность в труде».
Старшеклассники осознают важную роль развернутых представлений о современном рынке труда. У 80% учащихся отмечен высокий уровень мотивации к получению знаний о рынкетруда.
Представление себя на рынке труда у учащихся связано с повышением эмоциональной напряженности, тревожности. Старшеклассники склонны анализировать преимущественно негативные проявления рынка труда, такие как: безработица, взяточничество, коррупция, криминал.
Для формирования психологической готовности старшеклассников к современному Российскому рынку труда требуется организация комплексной системы работы, направленной на формированиемотивов,личностныхкачеств,знаний,умений и навыков, необходимых в новых социально-экономических условиях.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза