logo
psicho T1

Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности

Басова О. А. (г. Ростов-на-Дону)

Бурное развитие научно-технического прогресса ведет к стремительным изменениям вещного мира и сферы жизненных отношений личности. Динамика изменений подчас опережает способности человека по осмыслению последствий этих изомор­физмов. В таких условиях повышается ответственность человека за сохранность жизненного мира, как в витальном, так и аксио­логическом смысле. Ответственность предполагает способность к определенной стратегичности поведения, которая обеспечивается

ценностными ориентациями, согласованными с возможностями субъекта и условиями его существования в Мире.

В современном профессиональном пространстве существуют карьерные ориентации, предполагающие повышенный уровень персональной ответственности. Ктаким профессиям на наш взгляд относится профессия Топ-менеджера - управленца высшего звена, работающего по найму.

Успешность деятельности менеджера и длительность его про­фессиональной карьеры во многом определяются степенью осо­знания процесса и результата труда, что предъявляет повышенные требования к личности профессионала, его умению делать выбор, принимать решения, сопоставляя их с собственными ценностями и ценностями культуры. Именно возможность выбора создает предпосылку для рождения ответственности. Ответственность в отличие от исполнительности всегда внутренне обусловлена мотивами, потребностями и целями личности, т. е. является производным от внутренней позиции личности (Г.С. Батищев). Принимать на себя ответственность означает воспринимать себя как активную, сознательно действующую силу своей соб­ственной жизни, способную принимать решения и отвечать за их последствия. Ответственность тесно связана с внутренней неза­висимостью - следованием своим убеждениям и своей иерархии ценностей без пренебрежения мнением и убеждением других и без их простого принятия (Э. Фром).

Деятельность менеджера осуществляется в условиях жесткой конкуренции, а бизнес процессы, которыми он управляет, оказывают непосредственное влияние не только на самого профессионала и его близкий жизненный круг, но и на жизнь большого количества людей. Это влияние обеспечивается посредством способностей бизнеса к быстрому внедрению различных достижений научно-технического прогресса в виде товаров и услуг. В связи с этим, можно говорить не только о непосредственных результатах труда топ-менеджера в виде увеличения или потери прибыли, но и ре­зультатах отсроченных во времени, проявляющихся в изменении жизненного мира человека.

Исполнение профессиональных обязанностей для данной группы профессионалов часто связано с решением задачи на смысл, определением смысловых предпочтений, преодолением смысловых барьеров. Трудный процесс принятия решения может сопрово­ждаться серьезными внутренними противоречиями, обуславливаю­щими изменения личностно- смысловой сферы. В данном случае эти изменения могут носить характер деформации, что понимается как искажение, (отлатинского «deformazio»), и означает изменение размера и формы тела под воздействием внешней среды.

В контексте данного исследования интересно рассмотрение проблемы влияния характера профессиональной деятельности и среды на ценностно-смысловую сферу личности специалистов с повышенным уровнем ответственности, занятых в сфере бизнеса. Изменения в личностной организации, вызванные профессией, имеют стойкий характер и направленность как конструктивного, так и деструктивного плана.

Результатом позитивного влияния профессии на ценностно-смысловую сферу личности может выступать оформление ценностно-смысловых ориентиров связанных с переживанием универсальности собственного бытия: формирование единого когнитивно-смыслового и эмоционально-ценностного отноше­ния к себе, способность к подлинной самореализации, целью которой является воплощение своего субъективно ощущаемого

83

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

предназначения, в том числе через результат профессиональной деятельности.

Деформации личностно-смысловой сферы, носящие деструк­тивный характер, могут выступать в качестве специфического механизма психологической защиты личности от травмирующих переживаний. Деструкции проявляются в искажении реальности, обесценивании значимости происходящего, неадекватном образе Я, циничном отношении к миру, переносе ответственности или ее субъективном непринятии, уплощении смысла и сведении его к ситуативным целям, сужении жизненных смыслов до уровня про­фессиональных, центрации на сиюминутных выгодах.

Наличие деформаций негативного характера и их продолжи­тельность понижают профессиональную эффективность, делают человека зависимым от внешних ситуативных влияний, не позво­ляют ему стать подлинным субъектом профессиональной деятель­ности, зачастую ведут к потере адекватности, дисквалификации и самообесцениванию.

А. Маслоу обозначает деформации личностно-смысловой, как метапатологии. Которые в свою очередь являются причиной на­рушений смысловой регуляции деятельности и ведут к «снижению человечности».

Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, смысловая сфера личности - это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обе­спечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.

В связи с этим изучение особенностей деформаций личностно-смысловой сферы специалистов с повышенным уровнем от­ветственности, управляющих значительными материальными и человеческими ресурсами, представляется для нас важным в плане распознавания этих деформаций и возможностей их профилактики на стадии профессионального обучения, и психологического сопро­вождения профессионалов на различных этапах профессиогенеза.

Соотношение понятий «толерантность» и «терпимость»

Батурина О. С, Корниенко А. Ф. (г. Бирск, г. Казань)

В последние десятилетия тема толерантности в социальных и гуманитарных исследованиях стала одной из наиболее актуальных. На развитие толерантности в системе социальных отношений возлагаются большие надежды как на одно из основных условий предотвращения различного рода социальных конфликтов, до­стижения мира и согласия в обществе. При этом само понятие «толерантность» обычно соотносят с понятием «терпимость» и рассматривают оба понятия как синонимы. Синонимичность этих двух понятий отражена во многих языках, в том числе и в русском. Например, в «Большом энциклопедическом словаре» под общей редакцией А. М. Прохорова понятие «толерантность» характеризуется как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Терпимость и, соответственно, толерантность рас­сматривается в данном случае как определенно положительные

качества личности очень близкие к сдержанности, которая в свою очередь соотносится со склонностью не обострять отношения с другими людьми. Однако, если рассматривать терпимость в социальных отношениях с психологической точки зрения, то можно заметить наличие в основе этого свойства негативного компонента в форме негативного отношения к «Другому». Тер­петь чужое мнение, верование или поведение- значит иметь негативное к ним отношение, но стараться не проявлять его, то есть быть сдержанным. Устанавливая синонимические отношения между толерантностью и терпимостью, мы фактически переносим негативный оттенок понятия терпимости на понятие толерант­ность. Получается, что человек, который негативно относится к людям другой национальности, другого вероисповедания, но не проявляющий своего отношения, является толерантным. Но как долго он сможет терпеть и сдерживать себя? Ведь для этого нужно постоянно контролировать свое поведение и прикладывать определенные усилия для сдерживания проявлений негативных отношений. Может имеет смысл в применении к социальным наукам и социальным отношениям пересмотреть исходное понятие толерантности, связанное с терпимостью?

Одно из определений, в котором предпринимается попытка устранить негативность в понимании толерантности и подчеркнуть ее позитивную сущность, дается в Декларации принципов толе­рантности, подписанной 16 ноября 1995 года и принятой государ­ствами - членами Юнеско, в том числе и Россией. Толерантность, согласно Декларации, означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

При таком определении толерантность не предполагает на­личие терпимости. Понимание, уважение и принятие основаны исключительно на положительных отношениях к «Другому». Эти отношения не надо «терпеть». Конечно, проявление положительных отношений можно сдерживать, но в данном случае это не связано с «терпением».

Уважительное отношение как проявлениетолерантности - это, прежде всего, отношение к другому человеку, к человеку, имею­щему определенные индивидуальные особенности поведения и отличительные социально-психологические признаки. При уважи­тельном отношении к «Другому», лежащем воснове толерантности, отличительные социально-психологические признаки «Другого» не оцениваются негативно, соответственно, не возникают негативные переживания, и нет необходимости что-то терпеть.

Все отличия между людьми, которые могут как-то оцени­ваться и которые могут послужить основанием для проявления положительных или негативных отношений и формирования толерантности (или интолерантности), можно классифицировать на «количественные» или «разноуровневые» и «качественные» или «атрибутивные». Отличия первой группы характеризуются мерой и допускают более низкие или более высокие оценки (на­пример, более или менее общительный, более или менее умный). По существу, к первой группе отличий относятся все личностные свойства человека, поскольку любое свойство личности характе­ризуется полярностью и имеет альтернативную форму. Отличия, относящиеся к группе «качественных» или «атрибутивных», не имеют меры и потому не могут соотноситься между собой по прин­ципу «больше - меньше» (например, отличия по национальности, вероисповеданию, роду деятельности).

84

А-Ж

В связи с указанной классификацией отличий или признаков «Другого» можно предположить, что терпимое или нетерпимое отношение к «Другому» человек может проявлять, оценивая его «разноуровневые» отличия, а толерантное или интолерантное отношение- оценивая его «атрибутивные» признаки. Если какое-либо из «атрибутивных» признаков «Другого» получает у человека отрицательную (или положительную) оценку, значит, этот человек начинает выделять одного «Другого» по отношению к другому «Другому», противопоставляя их, и тем самым проявляет интолерантность. Отношение будет интолерантным, даже если человек не позволяет себе внешне выражать свою негативную оценку, то есть проявляет терпимость. Толерантным отношение будет в том случае, если человек будет уважительно относиться к любому отличию «Другого» по «атрибутивному» признаку, признавая его право на это отличие, и не будет давать отличию ни положительную, ни отрицательную оценку. Таким образом, толерантное отношение можно рассматривать как безоценочное отношение к «атрибутивным» социально-психологическим осо­бенностям «Другого».

Наличие разных «атрибутивных» признаков «Другого» позволяет выделить и разные виды толерантности, такие, например, как этническую, национальную, религиозную, про­фессиональную, политическую и т. д. Каждый вид толерантности может быть представлен в личности человека по-разному. Наличие толерантности одного вида может сочетаться с интоле-рантностью по отношению к «Другому» на основе оценки другого «атрибутивного» признака.

Учитывая, что наличие у человека определенного «атрибутив­ного» признака характеризует его принадлежность к определенному типу людей, можно предположить, что формирования толерант­ности как особого свойства личности происходит под сильным воз­действием существующих в обществе стереотипов в представлениях о тех или иных типах людей.

Психокоррекция: акмеологический подход

Бахчеева Э. П. (г. Санкт-Петербург)

Появление психологической коррекции в рамках дефектологии определило ракурс видения человека - объекта психологической помощи как того, кто нуждается в исправлении недостатков психического развития, то есть, в определенном смысле не полно­ценен. Семантика (коррекция значит исправление) и история термина «психокоррекция» отсылают к особому способу отношения специалиста к клиенту, директивно утверждающему приоритет психолога в области личностной зрелости, эмоциональной стабиль­ности, успешности.

Вместе с тем, современный этап развития психологической практики, в том числе, психокоррекционной, характеризуется рядом особенностей, не позволяющих сохранять прежний, объект­ный подход к клиенту. К указанным особенностям можно отнести следующие.

  1. Вопрос об ответственности: для современных подходовхарак-терен перенос части ответственности за результат коррекциина клиента, что связанно с распространением особого родапредставлений о природе человека (как о свободной, раз­вивающейся, ответственной личности).

  2. Характер управления воздействием: психологическая коррек­ция сегодня зачастую не требует только воздействия, а осу­ществляется в процессе партнерского общения. Современныйклиент, по сравнению со своими предшественниками, знаетсвои права, более информирован о возможностях, следова­тельно, в меньшей степени склонен полностью полагаться наавторитет психолога. Таким образом, центр тяжести в психо­коррекционной работе смещается в сторону недирективныхподходов.

  3. Ориентация на психологическое здоровье: в осуществлениипсихокоррекционной работы прослеживается та же тен­денция, что и в медицине («здравоцентристская» модель):делается упор на «сильные стороны» личности клиента, на еговнутренний резерв-происходит восстановление психологиче­ского здоровья человека, а не избавление его от болезней. Этопредполагает определенную динамику отношения психолога,осуществляющего психокоррекцию, к своему клиенту, которыйвоспринимается как личность, имеющая потенциал, достаточ­ный для решения актуальных трудностей.

  4. Работа на настоящее и будущее: в отличие от классическогопсихоанализа, современные (даже психоаналитические)концепции ориентированы на решение актуальной проблемыклиента, на выработку конструктивных стратегий, решениетекущих и долгосрочных жизненных задач.

  5. Тенденция сокращения времени коррекции - связана с пере­носом ответственности, ориентацией на настоящее и будущее,а также с такими внешними факторами как увеличение темпажизни, повышение уровня психологической культуры населе­ния (сегодня клиентами психолога чаще становятся не толькоимеющие проблемы невротического характера, но и люди,решающие вопросы саморазвития, карьерного роста и т. д.)Обобщая вышесказанное, следует указать на существующее

противоречие между традиционным пониманием психологиче­ской коррекции и современными тенденциями в осуществлении психологической помощи. Директивная установка на воздействие оказывается не совместимой с общим для психологической практики вектором движения в сторону увеличения активности клиента и его ответственности за результаты психокоррекции, в направлении наращивания внутреннего потенциала человека как цели психологической помощи. Из создавшейся ситуации возможно, по меньшей мере, два выхода: сохранение жесткости позиций в понимании психокоррекции как исправления недостат­ков в развитии и расширение понятия, означающее включение в данную область способов психологической помощи, направленных на личностный рост, поиск путей самореализации. Психокоррекция в узком смысле может быть выделена в отдельный вид психологи­ческой помощи по возрастному критерию. На этой позиции стоит, например, О.В. Хухлаева (Хухлаева 0. В., 2001), полагающая, что говорить о коррекции возможно, только применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста, когда работа про­водится, в основном, по внешнему запросу, тогда как, начиная с психологической поддержки подростков, необходимо употреблять термин психологическое консультирование. Сложно с этим согла-

85

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

ситься, поскольку достаточно большое количество психологических трудностей взрослых людей и подростков решается именно по­средством коррекции - буквально - исправления недостатков (например, в поведении - это групповая коррекция неуверенного поведения,застенчивости).

С нашей точки зрения, под психокоррекцией следует понимать вид психологической помощи, предполагающий формирование не­случайных позитивных изменений во внутреннем мире, поведении, общении, деятельности человека, как результат его взаимодействия со специалистом - психологом. В этом случае психокоррекция может затрагивать широкий спектр вопросов от исправления недостатков психического развития до помощи в поиске путей самореализации (акмеологический подход). Психокоррекция как один из способов психологической поддержки предполагает актуа­лизацию личностных резервов в направлении саморазвития, если возникновение трудностей связано не столько с дезадаптивными механизмами психики, сколько с непродуктивностью поиска воз­можностей продвижения по пути самоосуществления.

Значимым является и то, что психокоррекционная работа должна осуществляться «многоканально»: во взаимодействии психолога и клиента, клиента и его социального окружения с само­стоятельной «интраличностной» коррекцией, причем в ситуации движения по пути самореализации ведущая роль должна принад­лежать самокоррекции личности.

«Крест» и «Солнце» - достаточно автономно, а «Квадрат» - по­лизависимо.

Полученные результаты, очевидно, объясняются тем, что испытуемые лучше определяют геометрические размеры кругов и треугольников, несколько хуже фигур «Звезда» и «Солнце» и гораздо хуже- квадратов. Эти различия можно объяснить тем, что, вероятно, в процессе эволюции психики человека и его более далеких предков в окружающей среде чаще встречались объекты округлой и треугольной формы, размеры которых изменялись в динамике времени или расстояния. Поэтому механизмы таких уста­новок являются, вероятно, наиболее эволюционно ранними и проч­ными. Представляется вероятным, что позднее возникли установки на объекты неправильной формы, в составе которых имелся или предполагался круг и треугольник (в нашем случае фигуры «Солн­це» и «Звезда». И, наконец, установка «Квадрат», по-видимому, формируется с привлечением психологических механизмов других установок, и далее на ее основе формируется установка «Крест», что доказывается результатами дискриминантного анализа, конста­тирующего влияние на ее формирование установки «Квадрат». В заключение отметим, что полученные результаты демонстрируют необходимость проведения дальнейших исследований с привлече­нием групп испытуемых других сфер деятельности и новых моделей, позволяющих глубже изучить процесс формирования установок в рамках теории интегральной индивидуальности.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4