Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
Басова О. А. (г. Ростов-на-Дону)
Бурное развитие научно-технического прогресса ведет к стремительным изменениям вещного мира и сферы жизненных отношений личности. Динамика изменений подчас опережает способности человека по осмыслению последствий этих изоморфизмов. В таких условиях повышается ответственность человека за сохранность жизненного мира, как в витальном, так и аксиологическом смысле. Ответственность предполагает способность к определенной стратегичности поведения, которая обеспечивается
ценностными ориентациями, согласованными с возможностями субъекта и условиями его существования в Мире.
В современном профессиональном пространстве существуют карьерные ориентации, предполагающие повышенный уровень персональной ответственности. Ктаким профессиям на наш взгляд относится профессия Топ-менеджера - управленца высшего звена, работающего по найму.
Успешность деятельности менеджера и длительность его профессиональной карьеры во многом определяются степенью осознания процесса и результата труда, что предъявляет повышенные требования к личности профессионала, его умению делать выбор, принимать решения, сопоставляя их с собственными ценностями и ценностями культуры. Именно возможность выбора создает предпосылку для рождения ответственности. Ответственность в отличие от исполнительности всегда внутренне обусловлена мотивами, потребностями и целями личности, т. е. является производным от внутренней позиции личности (Г.С. Батищев). Принимать на себя ответственность означает воспринимать себя как активную, сознательно действующую силу своей собственной жизни, способную принимать решения и отвечать за их последствия. Ответственность тесно связана с внутренней независимостью - следованием своим убеждениям и своей иерархии ценностей без пренебрежения мнением и убеждением других и без их простого принятия (Э. Фром).
Деятельность менеджера осуществляется в условиях жесткой конкуренции, а бизнес процессы, которыми он управляет, оказывают непосредственное влияние не только на самого профессионала и его близкий жизненный круг, но и на жизнь большого количества людей. Это влияние обеспечивается посредством способностей бизнеса к быстрому внедрению различных достижений научно-технического прогресса в виде товаров и услуг. В связи с этим, можно говорить не только о непосредственных результатах труда топ-менеджера в виде увеличения или потери прибыли, но и результатах отсроченных во времени, проявляющихся в изменении жизненного мира человека.
Исполнение профессиональных обязанностей для данной группы профессионалов часто связано с решением задачи на смысл, определением смысловых предпочтений, преодолением смысловых барьеров. Трудный процесс принятия решения может сопровождаться серьезными внутренними противоречиями, обуславливающими изменения личностно- смысловой сферы. В данном случае эти изменения могут носить характер деформации, что понимается как искажение, (отлатинского «deformazio»), и означает изменение размера и формы тела под воздействием внешней среды.
В контексте данного исследования интересно рассмотрение проблемы влияния характера профессиональной деятельности и среды на ценностно-смысловую сферу личности специалистов с повышенным уровнем ответственности, занятых в сфере бизнеса. Изменения в личностной организации, вызванные профессией, имеют стойкий характер и направленность как конструктивного, так и деструктивного плана.
Результатом позитивного влияния профессии на ценностно-смысловую сферу личности может выступать оформление ценностно-смысловых ориентиров связанных с переживанием универсальности собственного бытия: формирование единого когнитивно-смыслового и эмоционально-ценностного отношения к себе, способность к подлинной самореализации, целью которой является воплощение своего субъективно ощущаемого
83
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
предназначения, в том числе через результат профессиональной деятельности.
Деформации личностно-смысловой сферы, носящие деструктивный характер, могут выступать в качестве специфического механизма психологической защиты личности от травмирующих переживаний. Деструкции проявляются в искажении реальности, обесценивании значимости происходящего, неадекватном образе Я, циничном отношении к миру, переносе ответственности или ее субъективном непринятии, уплощении смысла и сведении его к ситуативным целям, сужении жизненных смыслов до уровня профессиональных, центрации на сиюминутных выгодах.
Наличие деформаций негативного характера и их продолжительность понижают профессиональную эффективность, делают человека зависимым от внешних ситуативных влияний, не позволяют ему стать подлинным субъектом профессиональной деятельности, зачастую ведут к потере адекватности, дисквалификации и самообесцениванию.
А. Маслоу обозначает деформации личностно-смысловой, как метапатологии. Которые в свою очередь являются причиной нарушений смысловой регуляции деятельности и ведут к «снижению человечности».
Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, смысловая сфера личности - это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.
В связи с этим изучение особенностей деформаций личностно-смысловой сферы специалистов с повышенным уровнем ответственности, управляющих значительными материальными и человеческими ресурсами, представляется для нас важным в плане распознавания этих деформаций и возможностей их профилактики на стадии профессионального обучения, и психологического сопровождения профессионалов на различных этапах профессиогенеза.
Соотношение понятий «толерантность» и «терпимость»
Батурина О. С, Корниенко А. Ф. (г. Бирск, г. Казань)
В последние десятилетия тема толерантности в социальных и гуманитарных исследованиях стала одной из наиболее актуальных. На развитие толерантности в системе социальных отношений возлагаются большие надежды как на одно из основных условий предотвращения различного рода социальных конфликтов, достижения мира и согласия в обществе. При этом само понятие «толерантность» обычно соотносят с понятием «терпимость» и рассматривают оба понятия как синонимы. Синонимичность этих двух понятий отражена во многих языках, в том числе и в русском. Например, в «Большом энциклопедическом словаре» под общей редакцией А. М. Прохорова понятие «толерантность» характеризуется как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Терпимость и, соответственно, толерантность рассматривается в данном случае как определенно положительные
качества личности очень близкие к сдержанности, которая в свою очередь соотносится со склонностью не обострять отношения с другими людьми. Однако, если рассматривать терпимость в социальных отношениях с психологической точки зрения, то можно заметить наличие в основе этого свойства негативного компонента в форме негативного отношения к «Другому». Терпеть чужое мнение, верование или поведение- значит иметь негативное к ним отношение, но стараться не проявлять его, то есть быть сдержанным. Устанавливая синонимические отношения между толерантностью и терпимостью, мы фактически переносим негативный оттенок понятия терпимости на понятие толерантность. Получается, что человек, который негативно относится к людям другой национальности, другого вероисповедания, но не проявляющий своего отношения, является толерантным. Но как долго он сможет терпеть и сдерживать себя? Ведь для этого нужно постоянно контролировать свое поведение и прикладывать определенные усилия для сдерживания проявлений негативных отношений. Может имеет смысл в применении к социальным наукам и социальным отношениям пересмотреть исходное понятие толерантности, связанное с терпимостью?
Одно из определений, в котором предпринимается попытка устранить негативность в понимании толерантности и подчеркнуть ее позитивную сущность, дается в Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года и принятой государствами - членами Юнеско, в том числе и Россией. Толерантность, согласно Декларации, означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
При таком определении толерантность не предполагает наличие терпимости. Понимание, уважение и принятие основаны исключительно на положительных отношениях к «Другому». Эти отношения не надо «терпеть». Конечно, проявление положительных отношений можно сдерживать, но в данном случае это не связано с «терпением».
Уважительное отношение как проявлениетолерантности - это, прежде всего, отношение к другому человеку, к человеку, имеющему определенные индивидуальные особенности поведения и отличительные социально-психологические признаки. При уважительном отношении к «Другому», лежащем воснове толерантности, отличительные социально-психологические признаки «Другого» не оцениваются негативно, соответственно, не возникают негативные переживания, и нет необходимости что-то терпеть.
Все отличия между людьми, которые могут как-то оцениваться и которые могут послужить основанием для проявления положительных или негативных отношений и формирования толерантности (или интолерантности), можно классифицировать на «количественные» или «разноуровневые» и «качественные» или «атрибутивные». Отличия первой группы характеризуются мерой и допускают более низкие или более высокие оценки (например, более или менее общительный, более или менее умный). По существу, к первой группе отличий относятся все личностные свойства человека, поскольку любое свойство личности характеризуется полярностью и имеет альтернативную форму. Отличия, относящиеся к группе «качественных» или «атрибутивных», не имеют меры и потому не могут соотноситься между собой по принципу «больше - меньше» (например, отличия по национальности, вероисповеданию, роду деятельности).
84
А-Ж
В связи с указанной классификацией отличий или признаков «Другого» можно предположить, что терпимое или нетерпимое отношение к «Другому» человек может проявлять, оценивая его «разноуровневые» отличия, а толерантное или интолерантное отношение- оценивая его «атрибутивные» признаки. Если какое-либо из «атрибутивных» признаков «Другого» получает у человека отрицательную (или положительную) оценку, значит, этот человек начинает выделять одного «Другого» по отношению к другому «Другому», противопоставляя их, и тем самым проявляет интолерантность. Отношение будет интолерантным, даже если человек не позволяет себе внешне выражать свою негативную оценку, то есть проявляет терпимость. Толерантным отношение будет в том случае, если человек будет уважительно относиться к любому отличию «Другого» по «атрибутивному» признаку, признавая его право на это отличие, и не будет давать отличию ни положительную, ни отрицательную оценку. Таким образом, толерантное отношение можно рассматривать как безоценочное отношение к «атрибутивным» социально-психологическим особенностям «Другого».
Наличие разных «атрибутивных» признаков «Другого» позволяет выделить и разные виды толерантности, такие, например, как этническую, национальную, религиозную, профессиональную, политическую и т. д. Каждый вид толерантности может быть представлен в личности человека по-разному. Наличие толерантности одного вида может сочетаться с интоле-рантностью по отношению к «Другому» на основе оценки другого «атрибутивного» признака.
Учитывая, что наличие у человека определенного «атрибутивного» признака характеризует его принадлежность к определенному типу людей, можно предположить, что формирования толерантности как особого свойства личности происходит под сильным воздействием существующих в обществе стереотипов в представлениях о тех или иных типах людей.
Психокоррекция: акмеологический подход
Бахчеева Э. П. (г. Санкт-Петербург)
Появление психологической коррекции в рамках дефектологии определило ракурс видения человека - объекта психологической помощи как того, кто нуждается в исправлении недостатков психического развития, то есть, в определенном смысле не полноценен. Семантика (коррекция значит исправление) и история термина «психокоррекция» отсылают к особому способу отношения специалиста к клиенту, директивно утверждающему приоритет психолога в области личностной зрелости, эмоциональной стабильности, успешности.
Вместе с тем, современный этап развития психологической практики, в том числе, психокоррекционной, характеризуется рядом особенностей, не позволяющих сохранять прежний, объектный подход к клиенту. К указанным особенностям можно отнести следующие.
Вопрос об ответственности: для современных подходовхарак-терен перенос части ответственности за результат коррекциина клиента, что связанно с распространением особого родапредставлений о природе человека (как о свободной, развивающейся, ответственной личности).
Характер управления воздействием: психологическая коррекция сегодня зачастую не требует только воздействия, а осуществляется в процессе партнерского общения. Современныйклиент, по сравнению со своими предшественниками, знаетсвои права, более информирован о возможностях, следовательно, в меньшей степени склонен полностью полагаться наавторитет психолога. Таким образом, центр тяжести в психокоррекционной работе смещается в сторону недирективныхподходов.
Ориентация на психологическое здоровье: в осуществлениипсихокоррекционной работы прослеживается та же тенденция, что и в медицине («здравоцентристская» модель):делается упор на «сильные стороны» личности клиента, на еговнутренний резерв-происходит восстановление психологического здоровья человека, а не избавление его от болезней. Этопредполагает определенную динамику отношения психолога,осуществляющего психокоррекцию, к своему клиенту, которыйвоспринимается как личность, имеющая потенциал, достаточный для решения актуальных трудностей.
Работа на настоящее и будущее: в отличие от классическогопсихоанализа, современные (даже психоаналитические)концепции ориентированы на решение актуальной проблемыклиента, на выработку конструктивных стратегий, решениетекущих и долгосрочных жизненных задач.
Тенденция сокращения времени коррекции - связана с переносом ответственности, ориентацией на настоящее и будущее,а также с такими внешними факторами как увеличение темпажизни, повышение уровня психологической культуры населения (сегодня клиентами психолога чаще становятся не толькоимеющие проблемы невротического характера, но и люди,решающие вопросы саморазвития, карьерного роста и т. д.)Обобщая вышесказанное, следует указать на существующее
противоречие между традиционным пониманием психологической коррекции и современными тенденциями в осуществлении психологической помощи. Директивная установка на воздействие оказывается не совместимой с общим для психологической практики вектором движения в сторону увеличения активности клиента и его ответственности за результаты психокоррекции, в направлении наращивания внутреннего потенциала человека как цели психологической помощи. Из создавшейся ситуации возможно, по меньшей мере, два выхода: сохранение жесткости позиций в понимании психокоррекции как исправления недостатков в развитии и расширение понятия, означающее включение в данную область способов психологической помощи, направленных на личностный рост, поиск путей самореализации. Психокоррекция в узком смысле может быть выделена в отдельный вид психологической помощи по возрастному критерию. На этой позиции стоит, например, О.В. Хухлаева (Хухлаева 0. В., 2001), полагающая, что говорить о коррекции возможно, только применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста, когда работа проводится, в основном, по внешнему запросу, тогда как, начиная с психологической поддержки подростков, необходимо употреблять термин психологическое консультирование. Сложно с этим согла-
85
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
ситься, поскольку достаточно большое количество психологических трудностей взрослых людей и подростков решается именно посредством коррекции - буквально - исправления недостатков (например, в поведении - это групповая коррекция неуверенного поведения,застенчивости).
С нашей точки зрения, под психокоррекцией следует понимать вид психологической помощи, предполагающий формирование неслучайных позитивных изменений во внутреннем мире, поведении, общении, деятельности человека, как результат его взаимодействия со специалистом - психологом. В этом случае психокоррекция может затрагивать широкий спектр вопросов от исправления недостатков психического развития до помощи в поиске путей самореализации (акмеологический подход). Психокоррекция как один из способов психологической поддержки предполагает актуализацию личностных резервов в направлении саморазвития, если возникновение трудностей связано не столько с дезадаптивными механизмами психики, сколько с непродуктивностью поиска возможностей продвижения по пути самоосуществления.
Значимым является и то, что психокоррекционная работа должна осуществляться «многоканально»: во взаимодействии психолога и клиента, клиента и его социального окружения с самостоятельной «интраличностной» коррекцией, причем в ситуации движения по пути самореализации ведущая роль должна принадлежать самокоррекции личности.
«Крест» и «Солнце» - достаточно автономно, а «Квадрат» - полизависимо.
Полученные результаты, очевидно, объясняются тем, что испытуемые лучше определяют геометрические размеры кругов и треугольников, несколько хуже фигур «Звезда» и «Солнце» и гораздо хуже- квадратов. Эти различия можно объяснить тем, что, вероятно, в процессе эволюции психики человека и его более далеких предков в окружающей среде чаще встречались объекты округлой и треугольной формы, размеры которых изменялись в динамике времени или расстояния. Поэтому механизмы таких установок являются, вероятно, наиболее эволюционно ранними и прочными. Представляется вероятным, что позднее возникли установки на объекты неправильной формы, в составе которых имелся или предполагался круг и треугольник (в нашем случае фигуры «Солнце» и «Звезда». И, наконец, установка «Квадрат», по-видимому, формируется с привлечением психологических механизмов других установок, и далее на ее основе формируется установка «Крест», что доказывается результатами дискриминантного анализа, констатирующего влияние на ее формирование установки «Квадрат». В заключение отметим, что полученные результаты демонстрируют необходимость проведения дальнейших исследований с привлечением групп испытуемых других сфер деятельности и новых моделей, позволяющих глубже изучить процесс формирования установок в рамках теории интегральной индивидуальности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза