logo
psicho T1

Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»

Гильфанов Р.И. (г. Казань)

Категория «ценность», на наш взгляд, несет две полярные смысловые нагрузки. С одной стороны, это ценность, возникшая в результате обобщения социального опыта, осуществленного со­вокупным субъектом, или ценность-значение. С другой стороны, означает индивидуальную ценность объекта или явления для субъекта, и в этом случае она выступает как ценность-смысл. Инте-риоризация ценности-значения и возникновение ценности-смысла, приводитксвоеобразному ассоциативному связыванию ценности и психических состояний, переживаемых при этом субъектом (Про­хоров, Гильфанов, 2005).

Наше исследование было направлено на выявление особен­ностей ассоциативной связи ценностей и психических состояний. По­лученная в результате направленного ассоциативного эксперимента матрица многомерных откликов, рассматривалась нами как модель совокупного ассоциативного пространства «ценности - психические состояния», структура которого определяется коэффициентами ассо­циации (относительной частотой выборов ПС) втачках пересечения семантических пространств ценностей и психических состояний.

В результате обработки данной матрицы были прослежены особенности распределения психических состояний в пространстве ценностей. Удалось выявить различия этого распределения для тер­минальных и инструментальных ценностей. С помощью кластерного анализа были определены области пространства с наибольшей плотностью, что позволило провести группировку ценностей и психических состояний в соответствии с положением, которое они занимают в ассоциативном пространстве «ценности-психические состояния». Были определены те психические состояния, при­сутствие которых в этом пространстве, по-видимому, социально (культурно) детерминировано.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4