Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
Емельянова Т. П. (г. Москва)
Изучение особенностей социальных представлений об экономике и политике в условиях общественной трансформации позволяет выявить их специфические механизмы и функции, посредством которых на уровне обыденного сознания в социальных группах происходит ментальное освоение новых социальных феноменов и процессов. В итоге комплексного исследования были обнаружены особые механизмы конструирования социальных представлений в социально фрустрированных группах населения относительно явлений, ассоциируемых с имущественным неравенством, нарушениями закона, утратой обществом прежних ценностей. В этой связи были описаны, с одной стороны, механизмы эмоциональной регуляции, объединяемые категорией коллективного коупинга, которые позволяют справляться с фрустрирующими социальными ситуациями. С другой стороны, выявлены когнитивные механизмы, обеспечивающие конструирование социальных представлений в условиях ментального диссонанса, порожденного общественными изменениями. К ним относится, в частности, ментальное расщепление категорий, представляющих какое-либо новое общественное явление в обыденном сознании групп (например, демократию, предпринимательство или богатство) на их идеальный и реальный образы, что в когнитивном плане на уровне обыденного сознания позволяет справиться с амбивалентностью в отношении к этим явлениям.
По результатам исследования установлено, что структура социальных представлений об экономике и политике отличается когнитивной бедностью, амбивалентностью в оценках и противоречивостью содержания. Так, в социальных представлениях российских респондентов о демократии обнаруживаются особенности, отличающие их от социальных представлений жителей Центральной и Западной Европы отсутствием ядерных элементов, связанных с социальной ответственностью личности. Подобная специфика репрезентации демократии создает своеобразную картину взаимоотношений личности и общества, где человек оказывается выключенным из общественной жизни. Вместестем, ядро представлений о демократии содержит эмоционально заряженные элементы, связанные с негативными экономическими характеристиками современного российского общества. Подобное своеобразие в структуре и содержании социальных представлений групп безработных, бюджетников, неработающих пенсионеров может объясняться, с одной стороны, эмоциональным дискомфортом, связанным с объективно сложной экономической ситуацией этих групп а, с другой, отсутствием необходимой целенаправленной работы по производству политических идей, которые помогли бы смягчить трудности переходного периода. Все исследованные экономиче-
ские и политические представления содержат в своей структуре нравственный компонент (нравственный модус репрезентаций), который связан с идеей социальной справедливости.
В сложившихся условиях социальные представления стихийно выполняют, помимо универсальных функций адаптации к прежней системе репрезентаций, познания, ориентации поведения, также специфическую функцию стабилизации эмоционального состояния членов отдельных социальных групп. В частности, в группе неработающих пенсионеров наблюдаются такие приемы нивелирования негативного эмоционального состояния, как укрепление позитивного образа собственной группы за счет положительно окрашенных коллективных воспоминаний о героических событиях прошлого и акцентирования идеи справедливости/несправедливости в ходе общественных преобразований в России.
Сравнение структуры социальных представлений студентов и неработающих пенсионеров о значимых политических и экономических явлениях косвенно свидетельствует о динамических процессах в конструировании представлений в масштабе поколений. Так, в группе студентов отмечается больший объем информации о новых общественных явлениях, в частности, о глобализации, демократии и др. Поле представления о новых политических и экономических феноменах отличается у студентов большей полнотой и адекватностью содержания. Эмоционально-оценочный компонент представлений о демократии, предпринимательстве и богатстве в группе студентов имеет положительную или нейтральную окраску, в отличие от группы неработающих пенсионеров, где преобладают негативные оценки.
В содержании социальных представлений о справедливости, демократии, богатстве в исследованных группах обнаруживаются существенные расхождения трактовок этих феноменов. Так, справедливость интерпретируется либо на основании уравнительного принципа (в группе неработающих пенсионеров), либо на основании принципа трудового вклада (в группе предпринимателей), либо как возможность приложения усилий и получения адекватного вознаграждения (в группах студентов и предпринимателей). Содержание социальных представлений о демократии также варьируется по группам («демократия как анархия», «причина всех зол», «недостижимый идеал», «демократия как миф» и др.). Богатство интерпретируется как источник власти и материальных возможностей (в группе предпринимателей), как достойные условия жизни (в группе пенсионеров), оно ассоциируется с внешними атрибутами роскоши (в группе студентов). Подобные смысловые расхождения в интерпретации и оценках важнейших политических, экономических и нравственных явлений квалифицируются как феномен диверсификации социальных представлений, который является признаком ментальной дезинтеграции общества. Отсутствие интегрирующих общество представлений о важнейших категориях социальной жизни, выраженные признаки социального стресса в отдельных группах населения в настоящее время затрудняют строительство гражданского общества в России, продуцируютэмоциональныйдискомфорти враждебность по отношению к более благополучным группам.
342
А-Ж
О статусе и требованиях к эксперту-психологу во Франции
Енгалычев В. Ф., Скрипачёва Е. А. (г. Калуга)
Углубление международного сотрудничества Российской Федерации с другими странами в сфере судопроизводства стимулирует интерес к специфике зарубежного опыта производства экспертизы, в том числе судебно-психологической экспертизы. Одним из наиболее интересных в этой связи является французский опыт, т. к. Франция издавна являлась, с одной стороны, одним из лидеров общеевропейского сближения, а, с другой - последовательным сторонником сохранения национального суверенитета, в том числе в сфере юриспруденции.
Система французских общих судов включаете себя суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный суд. В свою очередь апелляционные суды разделяются на апелляционные суды на континенте, юрисдикция которых распространяется на несколько департаментов, и апелляционные суды заморских территорий. Апелляционный судсостоитиз первого председателя, председателей палат и членов апелляционного суда.
У каждого апелляционного суда имеется свой список экспертов, который отражает потребности судопроизводства в специалистах конкретных профессий. В уголовном судопроизводстве это было определено постановлением № 60-129 от4.06.1960, а закон № 71-498 от 29.07.1971 внес аналогичные изменения для гражданского судопроизводства. И хотя до 80-х годов прошлого века ни один из апелляционных судов Франции вообще не имел психолога-эксперта, уже к началу XXI века во Франции насчитывалось свыше 350 экспертов-психологов, и при каждом апелляционном суде был как минимум один эксперт-психолог. В принципе, внесение в список действительно в течение одного года, и чтобы продолжать сохранять свой статус, эксперт каждый год должен предоставлять отчет о своей экспертной практике первому председателю апелляционного суда.
Статус эксперта может получить далеко не каждый психолог. В Гражданско-процессуальном кодексе Франции указано, что физическое лицо может получить статус судебного эксперта в соответствии с тем, насколько оно отвечает следующим условиям: соблюдение норм морали, абсолютная порядочность, профессиональная компетентность, возрастные ограничения. Неоднократное перечисление во многих документах таких требований, как мораль, честь, честность, порядочность и т. п., которые русскоговорящий счел бы избыточным ввиду их синонимичности, показывает, что во Франции эти качества для эксперта-психолога считаются нетолько профессионально важными, но фактически являются базовыми, ведущими.
В постановлении № 74-1184 от 31 декабря 1974 года перечислены требования, предъявляемые к судебным экспертам. Кроме указанных выше, это отсутствие уголовных, административных и дисциплинарных правонарушений, достаточный опыт работы по профессии в соответствии со своей узкой специализацией (но не указано, какой срок работы считается «достаточным»), профессиональные гарантии независимости эксперта.
Во Франции принято, что само по себе проведение судебных экспертиз - не профессия. Нет специалистов, которые занимались бы исключительно производством экспертиз (исключая, конечно, криминалистические экспертизы). Т. е. психолог должен прежде всего заниматься какой-то профессиональной деятельностью, а
его экспертная практика - только дополнительная к основной. При этом психолог может работать либо как представитель «свободной профессии» (преподаватель, консультант, психоаналитик и др.), либо будучи служащим. И только когда психолог получает заказ на проведение экспертизы, он может стать экспертом- временным помощником правосудия. Считается, что этот временный статус очень важен, так как именно та кимобразом эксперт сохраняет свою независимость по отношению к системе судопроизводства.
Статус эксперта олицетворяет собой компетенцию и честность, поэтому эксперт-психолог должен очень разборчиво относиться к своим контактам с общественностью. Эксперт имеет право указывать свой статус на почтовой бумаге и визитных карточках, но он в тоже время должен воздерживаться от любой демонстративной публичности, т. к. злоупотребление этим может привести к лишению психолога статуса судебного эксперта.
Когда условия, необходимые для получения статуса эксперта выполнены, кандидату необходимо оформить заявку. Ежегодно в ноябре все психологи, в отношении которых принято положительное решение, приглашаются на заседание апелляционного суда для торжественного принятия присяги.
В этой присяге новый эксперт обещает наилучшим образом выполнять свою гражданскую и профессиональную миссию; оказывать содействие правосудию; высказывать свое мнение честно и по совести; информировать о всех аспектах своей работы, которые необходимо донести до сведения суда. Среди принятых на себя обязательств есть и обязательство хранить судебную тайну. Во многих своих позициях эта присяга соответствует Кодексу деонтологии, соблюдать который психолог обязан как профессионал. Нарушение этого кодекса может привести к исключению психолога из профессионального сообщества.
Эксперт-психолог пользуется в обществе большим уважением. Он считается выразителем «объективной и беспристрастной истины», поскольку его моральные принципы и профессиональная компетентность гарантируют справедливое разрешение любого сложного дела. Эксперт вправе сам выбирать методы проведения экспертизы, определять методику ее производства, и никто не может высказать ему в этом плане никаких претензий.
Сопоставление двух опытов является важным шагом в координации развития отечественной судебной психологии с судебной психологией ведущих мировых держав, что упрочивает позиции России в международном правовом поле.
«Преступления ненависти» и психологические проблемы фанатизма
Ениколопов С. Н. (г. Москва)
Рост «преступления ненависти» заставляет задуматься о природе, причинах и значении этого проявления социального насилия. Большинство авторов согласны с тем, что причины подобных преступлений комплексны и не могут быть сведены к какому-то единственному фактору. В поисках причин, обусловливающих «преступления ненависти», не стоит забывать, что утверждение
343
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
существования таких причин, оправдывающих действия преступников, является частью их стратегии.
Психологический подход к изучению проблемы «преступления ненависти» сфокусирован на изучении, во-первых, личности преступников, их суждений и мотивации, а также процессов их рекрутирования.
Преступники обладают многими психологическими характеристиками, которые встречаются у нормальныхлюдей.Данноеобстоя-тельство затрудняет их дифференцирование и создает определенные трудности в организации превентивных мер. Многие исследователи считают, что их отличительной чертой являются фанатизм и ненависть к тому, кого они воспринимают как врага.
По мнению М. Тейлора, длятеррористов-фанатиковхарактерно нежелание идти на компромисс, пренебрежение к чужим взглядам, тенденция видеть вещи в черно-белых тонах, ригидность суждений. Названные когнитивные черты обнаруживают сходство фанатизма с авторитаризмом, предубеждением и фундаментализмом.
Терроризм - это разновидность насилия, направленного против окружающих и совершаемого индивидами и группами, которые объединенные фундаменталистской идеологией и существуют в относительной изоляции от социума. Их склонность к ненависти и жестокости, полностью оправдывается соответствующей идеологией. Они чувствуют себя вправе убивать невинных обывателей и испытывать при этом удовлетворение от сознания, выполненного морального долга.
Идеология представляет собой целостную систему убеждений, которая дает социальной группе рациональное обоснование своего происхождения, существования и целей, на которые она вдохновляет, а также средств, для достижения этих целей. Потенциально присущими всем идеологиям крайностями являются нарциссический и паранойяльный аспекты.
У фундаменталистских идеологий, находящихся на паранойяльном полюсе, можно обнаружить такие типичные характеристики, как разделение мира на праведных и неверных, необходимость уничтожать последних, обещание светлого будущего, которое должно наступить, кактолько мир освободится от «плохих», жесткие границы, отделяющие «плохие» социальные группы. В такой системе ценностей индивид стоит ниже общества, и потребности социума важнее любых его желаний.
В. Волкан подчеркивает, что религиозному фундаментализму свойственно стремление вернуться в идеализированное прошлое, пессимистический взгляд на настоящее и уверенность в божественной избранности своей группы. В таких группах нередко господствует чувство виктимизации, вера в магические знаки и сочетание страха перед злыми силами и чувства всемогущества в связи с принадлежностью к избранной группе.
Исследования показывают, что особенно значимыми для индивидов, вовлеченных в межгрупповые отношения, являются ценности власти и безопасности. Согласно концепции D"Andre и Strauss, в ценностях и социальных аттитюдах выражаются мотивационные цели, активируемые картиной мира индивида и его личностными качествами (конформность и ригидность).
Аффект, вызываемый угрозой личностным ценностям зависит оттого, насколько значима эта ценность и не является ли она сверхценным образованием (СЦО). Они занимают промежуточное место между навязчивыми и бредовыми идеями. Возникают эти идеи не против желания субъекта, а в силу его аффективной потребности в них. Сверхценные мысли - это глубокое убеждение, которое
человек ценит, которым он дорожит. Формальные механизмы мышления при сверхценных идеях не нарушаются.
Основными качественными характеристиками СЦО являются: высокая степень выраженности аффекта и их доминирующее (либо центральное) положение во всей душевной жизни (монополизация аффекта в пользу одного содержания), определяющие поведение субъекта в ущерб другим целям и интересам личности.
В современной психологии, к сожалению, не существует общепринятой модели СЦО. Экспериментальных исследований связи СЦО с фанатизмом, предубежденностью и агрессией крайне мало, что обедняет возможности психологии.
Важно не смешивать фундаменталистскую идеологию и склонность к насилию самих преступников. Убеждения преступников коррекции практически не поддаются, но на людей, симпатизирующих им и формирующим мир, в котором «преступления ненависти» зарождаются, влиять можно и необходимо.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза