Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
Вишневетская Е.В.
(г. Челябинск)
Горбунов И.А.
(г. Санкт-Петербург)
Эмоциональная сфера играет большую роль в когнитивном и психосоциальном развитии ребенка. Выявление психофизиологических механизмов, обеспечивающих когнитивные и поведенческие компоненты эмоциональной компетентности ребенка, направлено на более точное определение мишеней для психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста. Понимание таких механизмов позволит оценить зону ближайшего развития различных характеристик эмоциональной компетентности.
В нашем исследовании сопоставлялись показатели эмоциональной компетентности, когнитивных способностей, характеристики функционального состояния мозга (ЭЭГ), а так же показатели функционирования вегетативной нервной системы.
Для обобщения физиологических данных использовался факторный анализ показателей спектральной плотности ЭЭГ в диапазонах различных ритмов в 19 отведениях, а так же изменения вегетативных показателей ЧСС, АД и КГР в ответ на эмоциогенные и интеллектуальные нагрузки. Для выявления взаимосвязей различных физиологических механизмов с показателями эмоциональной компетентности использовался множественный регрессионный анализ. Построение регрессионной формулы, выражающей эмоциональную компетентность ребенка через различныефизиологические показатели, позволяет уточнить результат диагностики эмоциональной компетентности и выявить возможную зону ближайшего развития посредством сопоставления результатов психологической диагностики и результата регрессионного уравнения.
В ходе факторного анализа было выделено 12 факторов, отражающих закономерности изменения функционального состояния нервной системы, и дана интерпретация значений этих факторов. Выявлены влияния возрастно-половых показателей на распределение этих факторных оценок в исследуемой группе. Обнаружено несколько факторов, отражающих влияние подкорковых структур на формирование ЭЭГ. Уточнены возрастные и половые различия в функциональном состоянии мозга и особенностях функционирования вегетативной нервной системы.
Регрессионный анализ позволил выявить несколько общих закономерностей формирования эмоциональной компетентности детей в возрасте от 4 до 7 лет.
1. На эмоциональную компетентность наблюдается влияние 2 факторов: фактора созревания КГМ, и фактора вегетативной регуляции. Успешность в эмоциональной компетентности ребенка определяется доминированием коркового уровня регуляции над вегетативным. Чем больше активация КГМ, и, одновременно с этим, снижение вегетативного ответа на эмоциогенные и интеллектуальные нагрузки, тем выше эмоциональная компетентность. За этим общим механизмом стоитопределенная стратегия эмоциональной регуляции ребенка, связанная с эмоциональными проявлениями независимыми от внутреннего вегетативного и эмоционального состояния, которое снижаетэмоциональную компетентность посредством интерференции собственного эмоционального контекста на успешность выполнения
предъявленной задачи. Наблюдается более выраженная независимость от этого внутреннего контекста удевочек.
Большинство тестов на эмоциональную компетентностьтесно связано одновременно с центральной и вегетативной регуляцией. Однако способность выражения мимикой собственного эмоционального состояния зависит только от регуляции вегетативныхпроявлений в ответ на эмоциогенные и интеллектуальные нагрузки.Выражение мимикой эмоционального состояния в меньшей степени, чем другие эмоциональные реакции поддается сознательномуконтролю. Возможно, вследствие этого у детей еще не сформировалось устойчивых механизмов корковой регуляции этой способности.Их поведение при выражении эмоций мимикой более всего зависитот внутреннего эмоционального контекста. Следовательно, успешность выполнения ими заданного теста будет в большей степенизависеть от особенностей вегетативной активации.
Эмоциональная компетентность ребенка неоднозначнозависит от реактивности НС, которая выражается в повышениибета1 ритмики и вегетативном утомлении ребенка. Высокаяреактивность НС положительно влияет на те эмоциональные задачи в которых возможно сохранение дистанционной позиции вузнавании и выражении эмоций (узнавание через рисунок и выражение через рисунок). В ситуации прямого взаимодействия привыражении эмоций голосом успешными являются низкореактивныедети. Активация КГР, за которой может стоять сенсибилизациятактильно-кинестетического анализатора, положительно влияет наэмоциональную компетентность при выражении эмоций мимикой ирисунком. Девочки более эмоционально компетентны в способностиузнавать изображение эмоций, в способности выражать эмоциимимикой и выражать эмоции голосом, однако на общую эмоциональную компетентность фактор пола не влияет. Следовательно,мальчики компенсируют способность эмоциональной компетентности в других гранях эмоциональной компетентности.
Профилактика и коррекция нарушений в эмоционально-волевой сфере детей с
помощью метода «Драматической психоэлевации»
Войтенко М.Ю., Микиева И.Н. (г. Москва)
В 2006-2007 учебном году на базе ДОУ № 815 компенсирующего типа нами было проведено два курса занятий по методике «Драматической психоэлевации». Первый курс проводился с группой из пяти детей, второй курс - из шести детей с диагнозом ОНР Занятия проводились совместно с родителями, которые являлись активными участниками процесса.
Методика заключается в комплексном воздействии на «трудных» детей с помощью разнообразных театральных приемов (авторы И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова). При этом выделяется так называемая «патологическая доминанта», т.е. именно та причина, которая «мешаетжить» ребенку.
Перед началом занятий проводились беседа и анкетирование родителей, диагностика детей. Каждый курс включал 8 занятий с
216
А-Ж
периодичностью один раз в неделю, занятие состояло из двух частей с перерывом и длилось 2,5-3 часа.
В данных группах жалобы родителей были на агрессивность, страхи, боязнь ошибиться, упрямство, демонстративность, инфантилизм, обидчивость. В результате обследования нами были выделены у детей следующие доминанты: страхи, патологическая жажда лидерства, тревожность, ревность, застенчивость, рас-торможенность.
В дополнение к классической методике нами были использованы упражнения, направленные на сближение родителей с детьми; игры, развивающие произвольное внимание, память, моторику; психогимнастика и короткие инсценировки.
После завершения курсов наблюдались следующие изменения у детей: агрессивность, в основе которой были страхи и тревожность, снижалась по мере уменьшения страхов; патологическая жажда лидерства, сопровождающаяся обидчивостью и упрямством, была переориентирована на взаимопомощь и защиту слабых; демонстративность, в основе которой лежала тревожность, была перенаправлена на развитие творческих способностей ребенка; агрессивность, в основе которой лежало неприятие ребенка матерью, уменьшилась вследствие гармонизации детско-родительских отношений; количество страхов уменьшилось; расторможенность, связанная с гиперактивностью, стала управляемой, поскольку изменились модели взаимодействия родителей с ребенком.
Воспитатели и логопеды отмечали позитивные изменения в поведении детей. В своих отзывах родители указывали на то, что совместные занятия помогли сломать стереотипы собственных, порой ошибочных реакций на ребенка, что положительно повлияло на обстановку в семье и детско-родительские отношения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза