Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
Дунаев А. Г. (г. Ростов-на-Дону)
В настоящее время в нашей стране продолжается дальнейшая гуманизация медицинской помощи населению и широкое использование немедикаментозных (психотерапевтических, психологических, социальных) методик работы с пациентами. В рамках реализации данного направления большую роль играют медицинские психологи. Медицинская психология в РФ получила развитие как самостоятельная немедицинская специальность в здравоохранении. Находящихся на территории Ростовской области медицинских психологов включают в систему охраны психического здоровья. Методическое руководство их работой в лечебно-профилактических учреждениях осуществляет главный внештатный медицинский психолог Министерства здравоохранения Ростовской области. Основными задачами главного специалиста являются: организация и координация психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической и реабилитационной работы медицинских психологов; планирование и участие в повышении квалификации; подготовка и участие в аттестации; экспертиза качества оказания медико-психологической помощи пациентам; ведение единой отчетной и учетной документации; проведение областного дня специалиста; контроль за соблюдением медицинской этики, деонтологии и границ профессиональной компетенции медицинских психологов и др. Основными подходами к организации медико-психологической помощи являются принцип приближения психологической помощи к населению, принцип системности и принцип непрерывности.
В 2006 году в учреждениях здравоохранения области работали 100 медицинских психолога. Обеспеченность медицинскими психологами на 10 тыс. населения в области составила 0,2. В связи с реструктуризацией специализированной помощи в настоящее время 63 % медицинских психологов работают в психиатрических учреждениях, 23 % в наркологических учреждениях, 5 % в центрах восстановительной медицины и реабилитации, 2 % в центрах планирования семьи, 7 % в общесоматических стационарах и прочих учреждения здравоохранения области.
Основными трудностями в работе медицинских психологов являются вопросы неврачебной психотерапии, определение количественных и качественных показателей деятельности медицинских психологов, организация последипломной переподготовки, обеспечение новейшими методическими материалами и разработками. Преодоление этих проблем позволит сделать работу медицинских психологов более совершенным и неотъемлемым звеном лечебной, профилактической и реабилитационной деятельности учреждений здравоохранения.
311
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Ценностные ориентации учащейся молодежи провинциального города
Дусева И. П., Дусев А. А. (г. Новочеркасск)
В условиях социально-экономических и социально-политических изменений можно обозначить культурно-ценностные сдвиги общества. Социальная неэффективность ранее действовавших стандартов общения вынуждает социальные группы и отдельных индивидов не только приспосабливаться к «внедряемым» ценностным образцам, но и обозначать собственное отношение к «вызовам» социальной среды, согласовывать собственные ожидания с декларируемыми социальными ценностями. Таким образом, мы сталкиваемся с конфликтной ценностной ситуацией, грозящей либо расколом общества, либо выработкой ценностного консенсуса. Динамика ценностных предположений молодежи показательна тем, что именно от ее ценностных установок зависит недалекое будущее российского общества: «неисчезающая» конфликтность приводит к истощению ресурсов социального саморазвития и воспроизводству традиционного российского раскола по социоценностным основаниям.
Пристальное внимание к молодежи, как репрезентативной социальной группе обусловлено, во-первых, тем, что перемены в социальной жизни наиболее полно отражаются в ценностном сознании молодежи, к ней апеллируют носители социальной модернизации, считая ее свободной от «социальных предрассудков» прошлой эпохи.
Во-вторых, существует проблема личного выбора при построении модели жизнедеятельности, аттрактивной для молодого поколения.
В-третьих, образовательная система в современных условиях часто способствует «аутсайдерским» или «социально-негативистским» настроениям на уровне массовых коммуникативных практик.
Молодежь представлена сама себе в весьма узком «интервале» социальных возможностей и вопрос «трудно ли быть молодым?» обретает практическое значение. Динамика социальных ценностей молодежи отличается мучительным поиском социального самоопределения и отчужденностью от существующих социальных институтов: трудно сказать, к чему приведет коллективный поиск «одиночек». Важно отметить, что общество может быть спокойным относительно социальных взрывов: ориентация на индивидуальные ценности и ценностный нигилизм грозит потерей обществом состояния социальной консолидированное™, возникновением двух «симметричных» сфер: сферы «личной жизни» и сферы «социального общения», что сведет к минимуму наши ожидания экономического роста и социальной ответственности. Ибо ценностный «вакуум», «уход в личностный дискурс» практически характеризует разрыв социетальности и индивидуальности. Исследование социальных ценностей учащейся молодежи на динамическом уровне выдвигает задачи социального планирования, необходимого России в период радикальных социальных перемен.
Целью наших исследований является анализ тенденций в ценностной ориентации молодежи среднего российского города, выявление условий социальной эффективности самоопределения учащейся молодежи.
Учащаяся молодежь среднего российского города находится под влиянием разнонаправленных факторов: традиционного воздействия семейно-родственных связей, социальный среды и вторжения либеральных индивидуалистических ценностей, внедряемых с позиций «насильственной» модернизации социально доминирующих групп. Свободный выбор молодежи в действительности жестко лимитирован неразвитым рынком социальных вакансий и системой социального клиентелизма, отношений «помощи своим». Средняя и высшая школа утрачивает позиции «коллективного воспитателя», в ней преобладают«резерватные»и «аутсайдерские» настроения. Молодежь отторгает нормы директивной социальной интеракции как социальные неэффективные, заведомо обрекающие на маргинальные позиции.
В условиях разбалансированности социальных ценностей наиболее успешным является выстраивание «защитного» пояса социальных ценностей молодежи, перемещение терминальных ценностей на социальный микроуровень, координация инструментальных и терминальных ценностей, подчинение образовательного периода достиженческой социальной мотивации. Школьники и студенты оказываются наиболее социально адаптированными, если усваивают нормы эффективного социального самоконтроля и рациональной социальной интеракции.
Наши исследования показали, что учащаяся молодежь, оказавшись на периферии социальной жизнедеятельности, проявляет стремление к достиженческой мотивации, используя эффективность ситуационных социальных норм; ценности и идеалы соотносятся с личным социальным выбором, возможностями социальной мобилизации и социальной карьеры. Система социальных ценностей российской учащейся молодежи трансформируется по двум основным направлениям индивидуализации, терминальных ценностей и использования традиционализма в оценке социального капитала, ценностный мир учащейся молодежи мотивирован трансляцией стандартов успеха и «обеспеченной жизни». В образовательных ценностях учащейся молодежи отсутствует интериоризация коллективных ценностей. Первостепенное значение обретают ценности «независимости» и «профессиональной адекватности». Учащаяся молодежь склонна к усилению адаптирующей роли образования и критически оценивает «социализаторские» ресурсы современной средней и высшей школы. Подготовка будущих специалистов требует перехода к моделям эффективной социальной коммуникации, рационализации и координации ценностных диспозиций учащейся молодежи. Социальное планирование в условиях тенденции «самореализации» социальных ценностей молодежи может быть только адресным, направленным на эффективное сотрудничество с различными социоценностными спектрами школьной и студенческой среды. При выработке молодежных программ следует придерживаться позиции «точечного» влияния, стимулирования социально-профессиональной самореализации молодежи.
312
А-Ж
Изучение представлений о реальной
и желаемой дистанции в межличностных отношениях
Духновский С. В. (г. Курган)
Социально-психологическая дистанция - интегральная характеристика межличностных отношений, выражающаяся в «близости - отдаленности (отчужденности)» междулюдьми.
«Реальная (воспринимаемая) дистанция» это степень близости - отдаленности в реальных отношениях; это представление человека о том, какими он видит (осознает, понимает) свои отношения с другими людьми в настоящее время.
«Желаемая дистанция» это степень близости - отдаленности в желаемых отношениях. В «желаемой дистанции» есть компоненты «реальной» - актуальной дистанции имеющейся в отношениях на данный момент.
Параметрами социально-психологической дистанции (как реальной, так и желаемой) выступают: степень гармоничности-дисгармоничности отношений, напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность отношений, самоценность и конструктивность отношений, степень переживания одиночества субъектами отношений.
Цель исследования - сравнить представления о реальной и желаемой дистанции в межличностных отношениях.
В исследовании принимали участие 328 человек (167 женщин и 161 мужчина). Все граждане России, прошедшие обследование по собственной инициативе. В исследовании использовались авторские методики, прошедшие психометрическую проверку и стандартизацию: 1) Субъективная оценка межличностных отношений (СОМО) направленная на изучение степени напряженности, отчужденности, конфликтности, агрессивности и дисгармоничности отношений; 2) Шкала самоценности и конструктивности отношений; 3) Шкала субъективного переживания одиночества.
В инструкции испытуемым предлагалось оценить свои реальные и желаемые отношения.
Результаты исследования показали, что средние значения по всем шкалам методики СОМО достоверно различны между «реальными» и «желаемыми отношениями». В«реальных» отношениях стандартные значения по всем шкалам находятся на среднем уровне (в диапазоне 5-6 стенов), тогда как в «желаемых» отношениях 3-4 стена.
Полученные результаты говорят о том, что отношения испытуемых носят достаточно гармоничный, стабильный характер, вызывают положительные чувства и эмоциональный комфорт.
Имеющаяся разница в стандартных значениях по шкалам методики СОМО между «желаемыми» и «реальными» отношениями говорит о том, что субъекты отношений принимают себя такими, какие они есть. Это характерно для психологически устойчивых, успешно реализующихся людей.
Показатели самоценности и конструктивности «реальных» отношений испытуемых при переводе в стандартные оценки находятся на среднем уровне (5 стенов для самоценности и 6 - для конструктивности), тогда как показатели самоценнности «желаемых» отношений на высоком (8 стенов), а показатели конструктивности на среднем, но ближе к высокому - 7 стенов.
Результаты, полученные по шкале «самоценность» отношений показывают что «реальные» и «желаемые» отношения испытуемых
обладают значимостью для них, всилу их позитивного содержания. В отношениях преобладают сближающие чувства: единство, общность, дружелюбие, признательность, уважение, а так же уверенность в себе, своих силах.
Как «реальные» так и «желаемые» отношения испытуемых обладают высокой конструктивностью, что предполагает готовность к преодолению трудностей способность брать на себя ответственность, снисходительность к другим, организованность, способность достижения общих целей, совместное решение поставленных задач, это своего рода совместность в межличностных отношениях. Субъекты отношений демонстрируют уверенность, самостоятельность и надежность.
Результаты исследований показали, что в «реальных» отношениях испытуемых переживание одиночества выражено на среднем уровне (6 стенов), в «желаемых» отношениях оно также выражено на среднем уровне, но ближе к низкому (4 стена). Это свидетельствует о том, что в «реальных» отношениях у испытуемых отмечается умеренное субъективное благополучие, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя; возможно это связанно с рефлексией на себя и свои отношения с другими людьми. Такие люди стремятся к сотрудничеству, и дружелюбию - невозможность этого приводит к возникновению чувства одиночества. Для «желаемых» отношений характерны стремление к открытости относительно себя (критичность и внутренняя честность), уверенности, экс-травертированности, общительности.
Результаты проведенного исследования показали, сравнительно небольшое расхождение между параметрами «реальной» и «желаемой» дистанции в межличностных отношениях. Это говорит о достаточной, не чрезмерной, близости между субъектами отношений (адекватной, гармоничной дистанции) способствующей реализации основных жизненных процессов личности: адаптации, развития, самореализации и саморегуляции.
Психологическое просвещение в системе подготовки педагога
Дымов Е. В. (г. Курск)
Мы полагаем, что психологическая работа должна ориентироваться на существование реального вида мотивации человека, связанного с осуществлением потребности «выполнить себя», быть личностью (Леонтьев А.Н., 1975; Рубинштейн С.Л., 1969). Освоение психологии должно способствовать востребованности знаний о человеке для решения собственных проблем саморазвития, самовоспитания. Однако, как отмечает Л.И. Анцыферова, мотив самоактуализации не может пониматься как движущая сила поведения, детерминированная лишь изнутри. Поэтому природные предпосылки этого мотива могут развиваться до степени личной потребности только под влиянием социальных ровий, требований общества, конкретных обстоятельств жизни индивида (Анцыферова Л.И., 1974).
Известно, что в нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, пред-
313
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
полагающая интерес к другому человеку, уважение личности. Е.А. Климов отмечает, что образованность в отношении явлений внутреннего мира не должна быть уделом только дипломированных специалистов и, что некоторый минимальный ее уровень абсолютно необходим каждому. Он считает, что «ликбез» в области человекознания - дело приоритетное. По глубокому убеждению Е.А. Климова необходимо«... учинить эпоху соответствующего просвещения и в отношении дошкольника, и школьного детства, и юности, и зрелости» (Климов Е.А., 2000).
Решение этой задачи психологи и педагоги связывают с психологическим просвещением. Это, прежде всего, приобщение воспитателей, учителей, родителей и детей к психологическим знаниям (Колмогорова Л.С., 1991; Обозов Н.Н., 1986). Поэтому на необходимость повышения психологической культуры учащихся и внедрение ее как ориентира среднего образования указывают многие педагоги и психологи. Психологическая культура должна ориентировать школьника на использование психологических знаний с целью самопознания, самосовершенствования, помочь школьнику стать психологом для самого себя.
Практическое воплощение цели повышения уровня психологической культуры педагога, учащихся, их родителей связывается с психологическим просвещением. Основной смысл психологического просвещения - вызвать, усилить интерес к собственной личности, помочь человеку стать для самого себя психологом, привлечь внимание родителей к проблемам детства. Одна их задач психологического просвещения - продемонстрировать эффективность практического применения психологических знаний в жизни. Для решения задач повышения психологической культуры будущего педагога был разработан практикум «Психологическое просвещение». В нем отбор материала и его организация связаны между собой общим правилом: иллюстрировать жизнь, а не психологическую науку. Компоновать материал, исходя их интересов пользователя - одна из задач этого практикума.
Начинать работу необходимо с уровня учителя. Уровень учителя предполагает выход педагога за рамки собственного предмета, глубину знаний по своему предмету, сочетаемую с широтой знаний в других областях, способность осмысливать фактический материал с философской позиции, осознавать место своей дисциплины в системе культуры. Все это потребует повышения уровня педагогической культуры учителя. Чтобы достичь этого, учитель должен пройти ряд этапов:
этап самоанализа собственного опыта по осуществлениюмежпредметной интеграции;
этап постижения теоретических основ межпредметной интеграции;
этап погружения в проблему;
этап рефлексии.
Уровень методической службы предполагает диагностику состояния проблемы межпредметной интеграции в школьной практике, диагностику личностной ориентации педагогического мышления учителей, проведение цикла обучающих семинаров для учителей по проблемам межпредметной интеграции.
Использование межпредметной интеграции в учебном процессе требует изменения педагогического мышления и от руководителей учебных заведений. Руководители учебных заведений на уровне директора, его заместителей выполняюторганизационную функцию, которая заключается в определении основных задач и направлений в работе школы над проблемой межпредметной интеграции.
Реализация идей межпредметной интеграции в образовательном процессе требует и корректировки общепедагогической, дидактической и методической подготовки будущих учителей. Вопросы теории и методики межпредметной интеграции должны найти отражение в курсахобщей педагогики, дидактики, методики, педагогической практике, научно-исследовательской работе студентов педагогических специальностей.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза