И интеллектом
ДорфманЛ. Я, Гасимова В. А. (г. Пермь)
В русле полимодальной модели креативности (Дорфман, 2005) были получены данные об отношениях с креативным мышлением и психометрическим интеллектом полимодального Я (Гасимова, 2004) и скорости обработки информации (Дорфман, Гасимова, 2007). Исходя из этого, тестировались две гипотезы. (1) Скорость обработки информации при выполнении простых заданий может служить медиатором между субмодальностями «Авторское Я» и «Воплощенное Я», и креативностью. (2) Скорость обработки информации при выполнении сложных заданий может служить медиатором между субмодальностями «Авторское Я» и «Воплощенное Я», и интеллектом.
В исследовании приняли участие 211 старшеклассников Пермских средних общеобразовательных школ, 79 юношей и 132 девушки, возраст в диапазоне от 14 до 17 лет. Субмодальности Я измерялись Пермским вопросником Я (Дорфман и др., 2000), креативное мышление - тестом «Необычное использование предмета» (Аверина, Щебланова, 1996; Guilford, 1967; Wallach & Kogan, 1965), интеллект - тестом умственных способностей Амтхауэра (Сенин, Сорокина, Чирков, 1993). Скорость обработки информации определялась в заданиях на верификацию понятий («простые» задания) и «Первый стимул-тормозящий» («сложные»задания) (Martindale, 2002). С помощью путевого анализа (в терминах структурных линейных уравнений) строилась гипотетическая модель: Авторское Я и Воплощенное Я- экзогенные факторы, скорость выполнения простых и сложных заданий - факторы-медиаторы, креативное мышление и интеллект- эндогенные факторы.
Статистически, модель была пригодной, а результаты поддержали выдвинутые гипотезы. В то же время, часть полученных результатов второй гипотезой не предусматривалась.
Социальный прототип личности в антропогенезе
До цен ко Е. Л. (г. Тюмень)
Раз уж мы приняли положениеЛ.С. Выготского отом, что любая высшая психическая функция возникает сначала как межличностное (социальное) явление,™ и для личности следовало бы указать тот социальный процесс, интериоризация которого порождает ее как индивидуальное качество.
С большим упрощением, определим личность как такое качество человека, которое определяет его способность быть ответственным субъектом совершения поступка - выбора между альтернативными мотивами (В В. Сталин). Структурно личность организована как иерархия мотивов (А.Н. Леонтьев) или система
отношений (В. Н. Мясищев). Внутриличностная динамика заключается в борьбе мотивов за то, чтобы определять поведение человека. Единицами личности выступают мотивационные образования, получивших различные названия: комплексы (К. Юнг), отношения (В.Н. Мясищев), смысловые динамические системы (А.Г. Асмолов), системы конденсированного опыта (С. Гроф).
Основной наш тезис состоит втом, что социальным прототипом личности является совместное принятие решений - процедура, представляющая собой окультуренный процесс ведения межсубъектной борьбы за право определять направленность и характер поведения сообщества или отдельных его членов.
В развитии человечества был длительный период, когда о членах сообществ можно было говорить как о социальных индивидах, но никак нельзя назвать их личностями. Общественная жизнь была организована таким образом, что принятие решений совершалось путем возложения ответственности на высшие силы. Для этого у всех народов существовали процедуры обращения к высшим силам за советом, помощью, предсказанием и т. п. Если отдельные люди и брали на себя риск принять решение,то сопровождали его ссылками на покровителей племени, на богов и т. д. Постепенно исполнители таких ритуалов интериоризировали процедуры задавания вопросов высшим силам, в результате они присваивали и право (для начала в некоторой части вопросов) принимать решения. Но даже в наши дни мы обнаруживаем рудименты обращения к богам (судьбе, случаю) в виде бросания жребия (монеты) или других процедур.
Основной путь возникновения личности обнаруживается в процедуре совместного принятия решений членами сообществ. Люди заимствовали у животных такие схемы управления сообществами как геронтократия (власть самых старших и потому опытных сородичей) и автократия (власть наиболее сильного вожака). Кроме того, люди изобрели новый вид власти - сакральный, построенный на мифологических представлениях о том, что есть силы, которые способны оказать им помощь и поддержку в решении жизненно важных задач.
Геронтократия нашла свое воплощение в совете старейших (мудрецов и т. п.), основные функции которых - консервативность и стабильность. Этот институт позволял сохранять преемственность, обеспечивать условия для социальной идентификации, для стабильности племени или народности. Главный используемый аргумент-традиция.
Автократия нашла свое воплощение в единоначалии вождя (военачальника, атамана, князя, лидера, руководителя и т. п.). Их социальная функция - обеспечивать целенаправленность и новые достижения. Наиболее сильными их аргументами были те, которые убеждали в возможно быстром и легком достижении желаемого результата.
Сакральная власть обеспечивала сверхъестественное покровительство. Серьезная трудность, с которой встречаются люди в момент принятия решения, это сомнения и страхи. Порождаются они невозможностью предсказать или предусмотреть ход предстоящих событий. Трудность смягчает шаман (колдун, маг, жрец, священни), который имеет доступ к покровителю племени (тотему, духам, богам) и обладает способностью задавать вопросы сверхъестественному существу, равно кактолковать получаемые ответы и послания.
На основе трех видов власти складывается заметно более сложная по сравнению с животными иерархия. Благодаря сосуществованию трех властей ни одна из них не в состоянии на долгое время подчинить себе две другие, что создает подвижную, гибкую
304
А-Ж
систему балансиров и противовесов, обеспечивающей пластичность передлицом изменений в среде обитания. Следовательно, в конечном итоге такая пластичная система, построенная на триединстве властей, оказывается способной наилучшим образом подстраивать жизнедеятельность сообщества под условия решения самых разнообразных задач.
Внутриличностная динамика в виде борьбы мотивов в точности соответствует описанной логике борьбы устремлений членов человеческих сообществ. Литература по психологии личности пестритописаниями мотивационной борьбы, сущностно связанной схарактером межличностного взаимодействия. Это хорошо видно в разных видах психоанализа (отЗ. Фрейда до Э. Берна, предложившего инструмент совмещенного анализа внутри- и межличностной динамики), в представлениях о субличностях (К.Г. Юнг, Р. Асаджио-ли), и особенно хорошо - в художественной литературе.
Стоявшие во главе властных структур лидеры неизбежно быстрее других членов сообщества овладевали логикой управления борьбой устремлений. По мере интериоризации этой логики лидеры становились и первыми носителями качеств личности. Этот новый ресурс, в свою очередь, выделял их из числа соотечественников, поднимал их еще выше в иерархии власти. Обозначалась она специальными культурными средствами, среди которых лицо и имя играли важнейшую роль. Эта особая позиция человека до сих пор обнаруживается в распространенном мнении, что личность -это выдающийся человек. Это мнение можно рассматривать как своеобразный рудимент обыденного сознания, указывающий на генезис личности.
Личность, уже как массовое явление, есть относительно позднее явление в развитии общества. Это находит свое отражение не только в языке (person в современном значении используется лишь на протяжении 2-х последних столетий, а русское «личность» и того меньше). Но и в том, сколь велико количество личностных сбоев в обществе (бессубъектность, дефицит ответственности, целостности и т. п.), что можно считать косвенным признаком далекого от завершения процесса становления личности как фактора общественного развития.
Когнитивное направление исследований экономической социализации детей за рубежом: содержание, проблемы
Дробышева Т. В. (г. Москва)
В настоящее время в зарубежной психологии выделяют три основных направления в исследовании экономической социализации детей (до недавнего времени - два). Условно их можно было бы назвать - «когнитивный», «поведенческий» и «факторный». Последний, объединяет наименьшее число работ в связи с тем, что: во-первых, существует много методических сложностей как в проведении подобных исследований (методы сбора данных, учет и контроль побочных переменных, формирование выборки и т. д.), так и в получении точных и максимально достоверных результатов; во-вторых, практически во всех исследованиях экономических представлений
детей, их экономического поведения рассматриваются различия по полу, материальному благосостоянию семьи, региону проживания, возрасту и т. п., то есть косвенно изучаются институты и агенты социализации, а также индивидуально-психологические особенности как факторы (условия или средства), определяющие экономическое поведение детей или понимание ими экономических явлений.
Когнитивное направление объединяет исследования экономических представлений детей о различных явлениях и объектах экономического мира взрослых, таких как: цена, зарплата, накопления, вклады, деньги, инвестиции, забастовки, а также богатство, средства производства, спрос и предложение, реклама и т. п. Это работы Д. Лайзер, Дж. Севон, Д. Леви, А. Берти, А. Бомби, Р. Брусдала, К. Ролан-Леви, А. Фернэма, Л. Фарби, X. Диттмар, П. Уэбли, Е. Диес-Мартинес, А. Охаэ, К. Чен, Дж. МакНейла и др. Ведущие зарубежные исследователи в этой области (К. Ролан-Леви, П. Уэбли, С. Ли и др.) определяют данное направление в изучении экономической социализации как основное, поскольку именно в нем накоплено наибольшее число исследований. Так, уже в первой работе, ориентированной на изучение экономической социализации детей, анализировалось восприятие и понимание ими функции денег как объектов экономического мира взрослых (по: Е.Щедрина, 1991).
В зависимости от теоретических предпочтений исследователя восприятие и понимание детьми экономических явлений и объектов либо рассматривается в рамках одной теории, либо ставится вопрос о примирении разных позиций в одном исследовании. Чаще всего сравнивается когнитивная установка Пиаже, формирующаяся в процессе общения, как связующее звено когнитивного развития детей и их жизненного опыта и социальное научение ребенка в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Как указывает К. Ролан-Леви (1990), в этих моделях нет ничего несовместимого: когнитивная установка относится к развитию мышления, а теория социального научения объясняет поведение. Первая модель подчеркивает вну-трипсихические различия по мере роста ребенка, вторая описывает различия между детьми одного возраста. При этом обе теории признают, что для построения адекватной предсказуемой модели экономического поведения необходимы контакты с внешним миром, что предполагает наличие объективной экономической реальности.
Условность выделения выше упомянутых направлений подтверждается и появлением в современных работах тенденций изучения влияния социального окружения на процесс познания экономических явлений. Например, М. Накхайе (по: П. Уэбли, 2005), отмечает, что формирование экономических представлений в рамках семейного воспитания позволяют детям лучше понять, что такое прибыль или К. Чань и Дж. МакНейл (2006), исследуя понимание феномена рекламы, соотносят непосредственный опыт взаимодействия с ней детей и информации, передаваемой родителями, и делают вывод, что родители в данном случае менее значимы. Дж. Джахода (1984) и Д. Лайзер (1990) предполагают, что построение когнитивных систем в зависимости от их сложности опирается на посредничество различных агентов экономической социализации. Так, считают они, если конкретные понятия формируются непосредственно (например,деньги или бартер) в процессе личного опыта, то более сложные (инфляция, банковское дело), абстрактные, не связанные с личным опытом детей, усваиваются по мере взросления посредством интеграции различных источников. Например, понимание «банковского дела» есть результат приобретенных разным способом знаний о прибыли и трудовой занятости. В данном контексте экономические понятия ничем не от-
305
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
личаются от других социальных. Следует обратить внимание, что ни в одномизисследований,относящихсякданномунаправлению, авторы
не выделяют специфику формирования собственно экономических представлений, рассматривая их как разновидность социальных (втом числе и в рамках французской школы социальных представлений).
Кроме выявления природных и социальных факторов в процессе понимания детьми экономических явлений и объектов, исследователи, работающие в рамках данного подхода, пытаются ответить на вопрос об активности/пассивности детей в этом процессе. С точки зрения П. Уэбли (2005) активность ребенка в плане познания экономического мира взрослых напрямую связана с пониманием детьми своего поведения в экономике. Данное суждение, во многом, базируется на «Theory of Mind», определяющей наличие у детей представления о том, что информация о себе и своей деятельности качественно отлична от информации о другом человеке, вовлеченном в ту же деятельность (Е. Сергиенко, 2006). Таким образом, у ряда исследователей возникает потребность в поиске и изучении собственного, независимого от взрослых, мира экономических отношений детей (большинство работ выполнены в рамках «поведенческого» подхода), реализация которой определяется раскрытием генезиса и механизмов самопознания ребенком себя как субъекта этих отношений.
К сожалению, однообразие методов исследований (интервью, беседа, лабораторный эксперимент) и отсутствие обобщений, направленных на создание общей теории экономической социализации, косвенно свидетельствуют своеобразном «застое» в данном направлении исследований.
дагогических специальностях. Предметом исследования выступила динамика мотивационно-смысловых образований в психологической структуре личности студентов в процессе их адаптации.
В результате проведения исследования были получены следующие результаты.
Уровень адаптации студентов обуславливается сугубо психологическими особенностями, центральное место среди которых,на наш взгляд, отводится потребностно-мотивационной сфереличности.
Независимо от курса обучения, в группе адаптированных студентов по сравнению с неадаптированными, средние значенияизмеряемых потребностей имеют достоверно более высокоезначение.
Личность адаптированных и неадаптированных студентовразличаются глубоко качественно. Изменения потребностно-мотивационной сферы студентов в процессе адаптации распространяется на сферу самосознания, на переоценку поведенческих и характерологических особенностей человека,на изменение его общения с окружающими, на все системуотношений студента к учебной и, возможно, будущей профессиональной деятельности.
Специально организованное психолого-педагогическое сопровождение сложного процесса вхождения студента в новый длянего вид деятельности позволяет существенно оптимизироватьпроцесс его адаптации.
Адаптация студентов к обучению как проявление их социальной одаренности
Дроздов С. В., Логвинов И. Н. (г. Курск)
В настоящее время в высших учебных заведениях активно происходит процесс перехода на новые модели обучения. В связи с этим существенно изменяются учебные планы, вводятся новые курсы, нетрадиционные формы организации занятий, внедряются инновационные педагогические технологии, образовательные стандарты.
Эти сложные условия предъявляют повышенные требования к психологическим механизмам адаптации студентов к процессу обучения, определяют необходимость всестороннего исследования данного процесса, поскольку это позволяет значительно повысить качество образовательного процесса в вузе, его продуктивность. Эффективность процесса адаптации студентов, завися во многом, как отисходной мотивации,так и отизменения ее в реальной деятельности и поведении, выступая, в конечном счете, одним из факторов, которые определяют успешность их учебной деятельности.
Целью исследования стало изучение соотношения мотивационно-смысловых образований личности и показателей адаптации к учебной деятельности в университете в зависимости от уровня адаптированное™ студентов.
Объектом исследования являлись психологические особенности личности студентов университета, которые обучаются на пе-
Экспрессивныеумения психолога-консультанта
Дроздова И. И. (г. Ростов-на-Дону)
Экспрессивные умения психолога-консультанта являются важной составляющей консультативного контакта. Для понимания сути переживаний собеседника консультант в первую очередь обращает внимание на его эмоциональную экспрессию. По экспрессивному коду консультант определяется то, как чувствует себя клиент в данный момент, определяет направление дальнейшего взаимодействия. Вто же время, с помощью собственной экспрессии консультант может проявить эмпатию, выразить поддержку, показать, что он действительно понимает проблему клиента, а, следовательно, может помочь ему (Кочюнас Р., 1999; Хансен Дж., Стевик Р., Уорнер Р., 2000; Ягнюк К., 2000; Knapp. M. L, 1978).
Речь в данном случае идет о двух взаимосвязанных процессах - кодировании и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний, которые являются процессами автономными: успешность функционирования одного не приводит прямолинейно к успешности функционирования другого. В основе этих процессов лежат разные способности. Это подтвердили данные нашего исследования, полученные в результате анализа соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний и социально-психологических, личностных качеств субъектов общения (Лабунская В.А., Дроздова И.И., 2003).
306
А-Ж
В социальной психологии при изучении экспрессивных умений основное внимание традиционно уделяется процессу интерпретации, кодирование экспрессии является менее изученным. То же соотношение наблюдается и в процессе подготовки психологов-консультантов, где большее внимание уделяется развитию наблюдательности, умению понимать экспрессию другого.
В то же время, многие исследователи указывают на то, что консультант должен контролировать свое невербальное поведение, чтобы превратить его в инструмент консультирования, поскольку невербальные проявления могут способствовать доверию, открытости клиента и исследованию важнейших измерений его проблемы, но могут также приводить к недоверию и даже сопротивлению усилиям консультанта.
Кодирование экспрессии-один из коммуникативных феноменов, который является в своем конечном результате «построенным сообщением», где базой для строительства выступают экспрессивные коды и системы знаков. Успешное кодирование экспрессии эмоциональных состояний предполагает не только формирование навыков целенаправленной и преднамеренной передачи состояний партнеру, но и формирование умений изменять структуру кода в пределах заданного значения (эмоции) в соответствии с правилами невербального выражения состояний, которые включают различные переменные контекста, ситуации общения. Кодирование экспрессии состояний опирается на ряд способностей, умений, навыков, уровень развития которых во многом зависит от социализации субъектов общения, от условий становления их личности, от тех конкретных задач общения, которые им приходилось решать.
Описания экспрессивных признаков различных эмоциональных состояний чаще всего касаются экспрессии клиента. Менее изучено, но не менее важно, невербальное поведение самого консультанта, его умение кодировать экспрессию эмоциональных состояний, так как он тоже выражает невысказанные чувства и мысли, которые весьма значимы для клиента, и являются по сути, основой оказания помощи. В ходе исследований невербального поведения в консультативном процессе было обнаружено, что клиенты воспринимают лицевую экспрессию, вокальную вариативность, зрительный контакт и жесты консультанта в качестве признаков его профессиональной компетентности, а вербальным, например, перефразировыванию - доверяют в меньшей степени. Привлекательность и компетентность консультантов, чье поведение сравнительно не экспрессивно, оценивались ниже. Было показано, что клиенты воспринимают аффилиативные формы невербального поведения как более теплые и привлекательные. В категорию аффилиативных форм невербального поведения были зачислены улыбки, кивки, движения кистей рук, зрительный контакт, направление плеча к клиенту под углом 90° и наклон корпуса тела вперед под углом 20° При исследовании кинесического невербального поведения консультантов обнаружено, что позы с открытой позицией рук оцениваются как холодные, отталкивающие, застенчивые и пассивные, тогда как позы с умеренно открытыми позициями рук оценивались как теплые и принимающие. Позы с чрезмерно открытыми позициями рук оценивались как нескромные и эксгибиционистские.
Mi. Knapp (1987) предпринял попытку систематизировать экспрессивные проявления консультанта, выделив при этом следующие виды невербальных проявлений в процессе консультирования: подтверждение и повторение (медленное кивание головой, со-переживающиее выражение лица); отрицание или запутывание
(дрожащий голос, отводит взгляд, избегает визуального контакта), усиление и акцентирование (пристально смотрит, строгий взгляд), контроль и регуляция (нахмуренные брови могут служить для говорящего сообщением о том, что его мысль нуждается в пояснении, наоборот, кивки консультанта свидетельствуют о последовательном понимании речи клиента); нежелание углубляться в какую-то тему (отклонения тела); регуляция темпа и т. д.
Отношение к экспрессии как к коду, представленное нами понимание процессов кодирования и интерпретации, дает возможность говорить о развитии умений целенаправленно создавать и интерпретировать экспрессивные коды эмоциональных состояний, объяснять вариативность экспрессивного поведения социально-психологическими условиями выражения, индивидно-личностными характеристиками субъектов общения, использовать экспрессивные техники для развития экспрессивного репертуара. Следует помнить, что все эти, способствующие высокому качеству присутствия экспрессивные умения, требуют достаточно большого времени для их практического освоения. Профессиональный тренинг навыков невербального общения может дать хороший результат, но постоянная демонстрация с помощью выше приведённых умений, внимательности, заботы и чувствительности, то есть вовлеченности в контакте клиентом, является весьма сложной задачей, которая может быть решена только тогда, когда эти умения станут расширением человеческих качеств консультанта, реализацией его личных ценностей,а не только составляющими технологии психологической помощи.
Идеальным вариантом можно считать ситуацию, когда успешное кодирование и интерпретация эмоциональной экспрессии являются частью естественного, аутентичного поведения психолога-консультанта, важными составляющими его профессионализма.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза