Латеральной организации
Дикая Л. А., Саакян О. С. (г. Ростов-на-Дону)
История изучения проблемы функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) уходит далеко в прошлое. За последние столетия собрано огромное количество фактического материала исследований проблемы специализации полушарий головного мозга в таких разделах наук о человеке как нейропсихология, нейроанатомия, физиология, психология и др. Несмотря на длительную историю
Нами получены следующие результаты: в экспериментальной группе в тета диапазоне наблюдалось наличие длинных межполу-шарных когерентных связей между отдаленными участками обоих полушарий (T5-F3; T5-Fz; T5-Fp2) и длинных внутриполушарных (T6-Fp2,T6-Fpz); в экспериментальной группе наблюдалось усиление когерентных связей между соответствующими зонами обоих полушарий во фронтальных, центральных и париетальных зонах мозга (F4-F3; СЗ-С4; Р4-РЗ).
В альфа диапазоне у испытуемых с левым парциальным ПЛО обнаружено скопление средних и коротких когерентных связей между фронтальными, темпоральными, центральными, париетальными и окципитальными отделами мозга обоих полушарий (P4-Fz, C4-F4, P3-F7,01-ТЗ, 01-РЗ); в контрольной группе наличие длинных межполушарных связей между темпоральными и париетальными отделами правого полушария и фронтальными левого (P4-F7;P4-F3;T4-F3).
297
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Анализ 6ета1 диапазона показал, что в экспериментальной группе локализация длинных, средних межполушарных и вну-триполушарных связей связана с фронтальными, центральными, париетальными, темпоральными отделами обоих полушарий (F3-T6; Тб-СЗ; T3-O2;T6-Cz); в контрольной группе средние (T5-F7;F7-P3), длинные (F7-01) и короткие (СЗ-Cz) связи преимущественно локализованы в левом полушарии.
Таким образом, у представителей с левым парциальным профилем латеральной организации при решении творческой задачи когерентные связи локализуются во фронтальных, центральных, париетальных, темпоральных и окципитальных отделах мозга обоих полушарий. По своему характеру это преимущественно длинные и средние межполушарные и внутриполушарные связи. Скопление длинных и средних внутриполушарных и межполушарных связей в выше перечисленных отделах правого и левого полушарий у испытуемых экспериментальной группы может говорить об интенсивном взаимодействие этих участков коры в решении творческой задачи. В контрольной группе испытуемых связи локализованы в левом полушарии, с преобладанием средних и длинных межполушарных связей. Когерентные связи между соответствующими участками правого и левого полушарий могут говорить о том, что активация зон правого полушария в данной группе испытуемых связана с созданием образов в процессе решения задачи.
Полученные нами данные ЭЭГ исследования подтверждают тот факт, что мозг представителей с правым парциальным ПЛО отличается большей специализацией, чем у лиц с левым парциальным ПЛО, для которых характерна функциональная амбивалентность, диффузность. В основе этого различия можетлежать разное участие корковых и подкорковых структур мозга в формировании функциональной межполушарной асимметрии у чистых правшей и левшей.
Субъектная регуляция в адаптации к экстремальным условиям деятельности
Дикая Л. Г. (г. Москва)
Актуальность исследования фундаментальных закономерностей в профессиональной и социальной адаптации субъекта труда обусловлена значительными изменениями в профессиональном пространстве, имеющими для субъекта труда и его профессиональной деятельности огромные последствия.
Конструктивная профессиональная адаптация возможна в условиях, когда социальная и профессиональная среда представляет субъекту возможности активного формирования /осознанное или неосознаваемое/ стратегий и способов овладения ситуацией. У профессионала высокого класса развита способность сознательного выбора, умения принимать решение, предприимчиво вести себя в разных ситуациях, быть подлинным субъектом своих действий и поступков.
Поэтому, мы полагаем, что личностно-регуляторные основы профессиональной деятельности и функциональных состояний в процессе адаптации необходимо рассматривать с позиции личности, как субъекта деятельности, т. е. с позиции субъектной регуляции.
Способность человека к субъектной регуляции формируется, развивается и проявляется в условиях преодоления трудностей в жизни, особенно в экстремальных условиях профессиональной деятельности, когда направленность действия механизмов саморегуляции функционального состояния человека вступает в конфликт с целями и мотивами профессиональной деятельности. Если целью саморегуляции является выполнение ответственной и сложной деятельности, которая требует больших затрат физических сил, волевых усилий, то она может вступать противоречие с целью саморегуляции, направленной на формирование комфортного или оптимального функционального состояния, как условия сохранения психофизиологических и личностных ресурсов. Возникновение в экстремальных условиях противоречий между этими уровнями саморегуляции может способствовать принятию неправильного решения, либо относительно регуляции деятельности, либо управления своим состоянием.
Необходимо подчеркнуть, что высшие уровни произвольной и осознанной саморегуляции, включая волевую и эмоциональную, управляют низшими непроизвольными уровнями регуляции и одновременно испытывают влияние с их стороны, особенно в неблагоприятной среде жизнедеятельности, так как базовым механизмом саморегуляции человека является стремление к восстановлению целостности - гомеостазу. В случаях низкого уровня взаимодействия бессознательные регуляторные системы организма могут препятствовать направленному действию волевых и осознанных произвольных способов саморегуляции и вызывать нарушение иерархичности управления и согласованности в системе саморегуляции, что создает в экстремальных условиях предпосылки эмоциональной неустойчивости субъекта труда и непрогнозируемых последствий ошибок в его профессиональной деятельности.
Только субъектный уровень регуляции, отражая активность индивида, который управляет собой, делает себя, воссоздает себя, обеспечивает согласованность систем саморегуляции в этих условиях и формирование оптимальных стратегий адаптации.
На уровне субъектной регуляции личность осуществляет моральный самоконтроль, т. е. способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков с точки зрения их адекватности и соответствия принятым правилам и нормам. Сознательность является результатом рационального осознания нарушения нравственного значения совершаемых действий и эмоциональных переживаний, она определяет выбор субъектом поступков и жизненных целей на основе понимания общественного смысла нравственных требований, интересов людей, своей ответственности перед обществом. Нравственность профессионала определяется выбором тех общечеловеческих ценностей, которые у нее сформировались, за счет внутреннего сознательного самопринуждения, перешедшего в склонность и спонтанное стремление самостоятельно регулировать свое поведение.
На основе данного подхода к саморегуляции нами были пересмотрены формы и содержание взаимовлияний регуляторных систем деятельности, личности и функционального состояния, раскрыты сложные взаимосвязи личностных и деятельностных детерминант, определяющих эффективность этих взаимовлияний и раскрывающих дезинтегрирующий, иррациональный характер межсистемных взаимодействий в экстремальных условиях, и показана интегрирующая и направляющая роль субъектной регуляции в формировании оптимальных стратегий в профессиональной адаптации субъекта.
298
А-Ж
Обыденные представления подростков о порядочном человеке
Дикевич Л. Л, Гайворонская А. А. (г. Смоленск)
работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-06-58611 а/Ц
Нравственность во все времена составляла основу жизнеспособности любого общества, поэтому, в настоящее время, в условиях возрождения духовно-нравственных традиций в российском образовании и воспитании, актуализируется проблема содержания, преемственности и передачи из поколения в поколение нравственных ценностей.
Проблемы нравственности подробно рассмотрены в этической концепции C.J1. Рубинштейна, а так же в русле его школы развиты идеи о личности как субъекте жизненного пути (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинскийидр).
В1996-1998 годах получены данные о структуре и специфичности нравственных представлений для респондентов разных групп (подростки, молодежь г. Смоленска и Смоленской области) (М.И. Воловикова, Л.Л. Дикевич).
Данное исследование проведено в 2007 году с целью изучения динамики нравственных представлений подростков (на примере Смоленского региона) за последние 10 лет.
Изучение нравственных представлений осуществлялось на основе подхода, предложенного Азумой и Кошиваги, Стенрбергом, Ратти, Н.Л.Смирновой.
Испытуемым предлагалось два задания:
1-е задание направлено на выяснение обыденных представлений одобряемых обществом качеств, на основе механизма абстрагирования, который связан с прототипом,то есть конкретным образом, являющимся одновременно представителем некоторого класса. Так, респондентам предлагалось описать в виде свободного рассказа нравственную личность («порядочного человека»), известного им человека, о котором можно было бы сказать «О, это действительно порядочный человек!».
2-е задание, построенное в виде задачи, было направлено на поиск системообразующего свойства-критерия, а не просто набора качеств, которое позволяло бы определить описываемое лицо как нравственное.
Так же указывался пол и возраст описываемого человека.
В 1996-1998 годах в исследовании приняли участие 199 человек (учащиеся школ Смоленска и Смоленской области), средний возраст 13 лет, 56 % - лица женского пола. В 2007 году исследовании приняли участие 154 человека, средний возраст респондентов составил 14 лет, 51 % лица мужского пола.
На выборке школьников в 1996-1998 годах не было обнаружено явных отказов выполнить задание, но наблюдалось недобросовестное его выполнение: хулиганский рисунок -1 случай; «шутливые ответы о «Деде Мазае» - 4 случая; явное списывание друг у друга - 6 случаев). Все эти уходы от прямого ответа могут быть показателем болезненности, некоторой закрытости для подростков данной темы. Так, по Флоренской ТА., нравственная тема в молодежной среде становится «вытесняемой», почти неприличной.
В 2007 году был обнаружен только один случай отказа выполнения задания. Искренний тон многих ответов свидетельствовал о том, что данная тема является важной для подростков и в положи-
тельной или отрицательной форме интерес к вопросам нравственности оказался сохранен.
Дескрипторы (описания) в порядке убывания количества упоминаний испытуемыми (от 63 до 10% упоминаний) в 1996-1998 годах составили собою в общем виде следующую картину. «Порядочный человек» -это человек
умеющий прийти на помощь
честный
добрый
уважающий других
вежливый
соблюдающий правила этикета
уступающий место в транспорте
культурный
умеющий держать слово
жертвующий личными интересами
Дескрипторы (описания) в порядке убывания количества упоминаний испытуемыми (от 50 до 11 % упоминаний) в 2007 году. «Порядочный человек» -это человек
помогающий всем в любой ситуации
воспитанный
без вредных привычек
добрый
честный
умный
культурный
не способный обидеть
отзывчивый
вежливый
Контент-анализ протоколов выявил наличие следующих доминирующих тем вописаниях «порядочного человека» в 1996-1998 годах: «помощь»; «доверие»; «защита». Также ярко, на выборке подростков, особенно мальчиков, прозвучала тема «поступок».
Контент-анализ протоколов подростков в 2007 году показал, что доминирующая тема в описании поступка порядочного человека: «помощь». Кроме этого, важными оказались темы: «уважения личности»; «культуры поведения»; «бережного отношения к природе»; «соблюдения закона»; «патриотизма»; «совести».
Таким образом, сравнение полученных данных позволяет сделать вывод о сохранности содержательных характеристик нравственных представлений, но также, и о наличии качественных изменений, произошедших за последние 10 лет.
Социально-психологические аспекты изучения наставничества на предприятии
Добрых М. О. (г. Санкт-Петербург)
Бытует мнение, что адаптация не является первостепенной задачей HR-службы и заметно уступает по своей важности подбору и обучению персонала. Мнение это не поддерживаю. Адаптация -одна из основных подсистем управления персоналом на любом предприятии, она позволяет: сформировать имидж, снизить теку-
299
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
честь кадров; повысить результативность работы, сократить период вхождения в должность нового сотрудника. Контролировать процесс усвоения корпоративных норм и правил поведения и сформировать у сотрудника нужные для компании установки, правильное понимание задач, которые ставятся перед ним, и результатов, которые ожидаются. Своевременно выявить сложности, с которыми сталкивается новичок в процессе работы, и предпринять меры по предотвращению его возможных ошибок.
Наиболее эффективным инструментом для решения поставленных задач является система наставничества.
Проблемы наставничества долгое время необсуждались в психологических исследованиях. Социально-психологический аспект наставничества мало изучен до сих пор и социальная психология не дает ответы на следующие вопросы: главные психологические составляющие наставничества на предприятии, каковы категории наставников, какими психологическими особенностями должны обладать наставники, каковы критерии эффективности работы наставников, с чего начинать внедрение системы наставничества на предприятии, а также терминологические проблемы и др. В данный момент изучения психологической сущности наставничества выделены его следующиехарактеристики: основной сферой исследования наставничества является наставническая деятельность на производстве, в системе подготовки молодых рабочих, специалистов; главная функция наставника - быть примером, нравственным образом; наставничество - организованная форма передачи опыта, существуют ролевые предписания для наставника.
Система наставничества начинает работать сразуже, как новый сотрудник вступает в должность. Она помогает быстрой интеграции сотрудника в бизнес-процесс предприятия, облегчает процесс вывода адаптантов на требуемый уровень результатов.
Учитывая данные факторы, предлагаю обратить внимание на психологические особенности наставников, на постановку и личностный смысл целей в период наставничества себе, как наставнику, и адаптанту; отношение самого наставника к своим родителям, их поведению в период воспитания. Также огромное значение имеет образ и роль идеального наставника и идеального адаптанта в жизни самого наставника.
Проблемы подготовки медицинских перинатальных психологов
Добряков И. В. (г. Санкт-Петербург)
В марте 2006 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации был издан приказ № 223 «О мерах по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи населению Российской федерации». Согласно этому приказу в структуру женской консультации рекомендуется включить кабинет психотерапевта (медицинского психолога). Должность эту имеет право занять либо врач-психотерапевт, либо медицинский психолог. Разумеется, это должны быть специалисты, компетентные в области перинатальной психологии, психопатолгии, психотерапии, микропсихиатрии. Проявление внимания к проблемам перинаталь-
ной психологической и психотерапевтической помощи населению связаны с тем, что только сочетание мер, направленных на преодоление низкого материального уровня жизни с мероприятиями, нацеленными на решение психологических проблем семьи, матери и ребёнка, способно улучшить демографическую ситуацию в стране.
Предполагалось, что работающие в кабинете перинатальные психотерапевты и психологи, сотрудничая с акушерами-гинекологами, терапевтами, неонатологами, методистами ЛФК и другими специалистами, будут способствовать осуществлению биопсихосоциального подхода при оказании помощи беременным женщинам в дородовой подготовке, в ведении родов, в раннем постнатальном периоде. Однако в реальной жизни выполнить приказ министерства оказалось весьма затруднительно по двум причинам. Первая из них-дефицит специалистов в области перинатальной психологии, психотерапии; вторая - отсутствие опыта внутриведомственного взаимодействия разных специалистов, сложности формирования перинатального комплаенса, связанные с различиями в стилях взаимоотношений акушеров-гинекологов и перинатальных психотерапевтов (психологов) с беременной женщиной и её родственниками.
Дефицит специалистов, способных профессионально оказывать перинатальную психологическую и психотерапевтическую помощь, приводит к негативным последствиям. Нередко в этом качестве выступаютлюди, не имеющие достаточного образования, невежественные самозванцы. В результате растёт количество ятрогений и психологогений. Часто обучение перинатальной психологии осуществляется на базе не медицинской (клинической), а педагогической или общей психологии. Прошедшим такое обучение специалистам сложно бывает своевременно обнаружить и понять медицинские проблемы, столь часто возникающие во время беременности, родов, в раннем постнатальном периоде. Им труднее бывает найти общий язык и сотрудничать с медицинским персоналом. В связи с этим довольно часто приходится сталкиваться с негативным отношением медицинского персонала к перинатальным психотерапевтам и психологам, с непониманием их профессиональных задач и возможностей. Возникающая при этом конфронтация препятствует формированию системы «мать-дитя» (Goin R., Wahler R. G., 2001). Наши исследования показали, что при неблагоприятном течении беременности, как правило, удаётся обнаружить нарушение формирования комплаенса (так называемый, «низкий комплаенс» или даже «нонкомплаенс»). Причиной этого чаще всего являются несовершенные взаимоотношения различных специалистов, их несогласованные действия, а также гипогестогнозический, тревожный, депрессивный и эйфорический типы психологического компонента гестационной доминанты (Добряков И. В., 2003). A. L. Walter и S. G. O'Leary (1999) показали роль несогласованности действий специалистов и родителей младенцев в возникновении у них нарушений сна.
Преодоление трудностей, препятствующих созданию и эффективной работе кабинетов психотерапии при женских консультациях, конструктивному взаимодействию разных специалистов, осуществляющих помощь беременным женщинам, молодым матерям, членам их семей, требует принятия ряда мер.
Необходимо совершенствовать обучение в области перинатальной психологии,психопатологии,психотерапии,микропсихиатрии. Подготовку специалистов в этой области предпочтительней проводить на курсах тематического усовершенствования медицинских (клинических) психологов, психотерапевтов, психиатров. Программа курсов должна включать сведения по акушерству, гинекологии, нео-
300
А-Ж
натологии. Курсы повышения квалификации акушеров-гинекологов, неонатологов обязательно должны включать в себя темы, раскрывающие основные положения перинатальной психологии и психотерапии.
В Санкт-Петербургской академии последипломного образования в феврале 2001 года на методическом совете была утверждена программа «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия». Она предназначена для усовершенствования психологов, психотерапевтов, психиатров, акушеров-гинекологов, неонатологов, работающих с беременными женщинами, младенцами, с семьями, ожидающими ребёнка, в женских консультациях, родильных домах, детских поликлиниках, в консультациях по вопросам семьи и брака, в учреждениях психоневрологического профиля. Столь разные специалисты имеют общие задачи - сохранение здоровья матери и ребёнка, профилактика возникновения соматических и нервно-психических расстройств, своевременное выявление их признаков и грамотная квалифицированная помощь. Основные разделы программы посвящены теоретическим и практическим вопросам перинатальной медицины вообще и неонатологии и перинатальной психологии,психотерапии,микропсихиатрии в частности. Оригинальный опыт совместного обучения различных специалистов оказался удачным. Они не только усвоили сведения по ряду вопросов, относящихся к смежным дисциплинам, но и получили ценный опытобщения с разными специалистами, научились сотрудничать, вырабатывать общие комплексные подходы к решению конкретных задач, связанных с их совместной работой.
Дифференцированная подготовка
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза