logo
psicho T1

Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей

Горбачева Е.И. (г. Калуга)

Приоритетным направлением развития диагностики способ­ностей является определение психологически содержательных и адекватных критериев их выявления. Известное высказывание Б.М. Теплова о том, что способности не только проявляются, но и формируются в деятельности, очевидно, нуждается в дальней­шем развитии. Каждый индивид включается в деятельность, будучи уникальным и от природы и по уже сложившемуся опыту. Длительность вхождения в деятельность зависит от того, с каким единством психики, с каким индивидуальным своеобразием ее предметной избирательности приходит человек в деятельность. Важно отметить, что и ему самому необходимо какая-то деятель­ность для самореализации. В этом смысле любая избирательность имеет свой предмет.

Предметная избирательность выступает как привилегиро­ванное выделение в многосодержательном контексте познания

признаков и связей, притягательных для индивида и близких его природно-генетической базе. В той деятельности, где обнаружи­вается эта природно-генетическая тяга индивида, там проявляются склонности и развиваются способности.

В нашем исследовании получили свою первичную конкре­тизацию следующие динамические характеристики предметной избирательности. Это темп овладения предметно-специфичными мыслительными действиями. Это сила предметно-избирательной семантической, мнемической и процессуальной активности, она выражается в преимущественном включении индивида в усвоение и продуктивную переработкуопределенного предметного содержа­ния. Это потенциал перехода, об эмпирическом проявлении которо­го можно судить не столько по продвижению субъекта в усвоении одной из областей предметного материала, сколько по той легкости, с которой субъект осуществляет переориентацию мыслительных форм в связи с решением новых по своему содержанию задач.

Темп продвижения индивида в усвоении материала служит отчетливым эмпирическим свидетельством способностей. Так, например, известный русский историк М.П. Погодин писал о Н.К. Карамзине: «Что другой узнавал двадцатилетним опытом, при пособиях бесконечной начитанности, с ответами целых факультетов, в ученой атмосфере, то Карамзин схватывал на лету, усматривал сра­зу, счастливо узнавая» (Ю.М. Лотман, 1997). В нашем исследовании этот компонент был представлен в случаях ускоренной динамики становления предметно-специфичных мыслительных действий на соответствующих образовательно-возрастных этапах.

Сила предметной избирательности по сравнению стемпом про­движения является не столь очевидным показателем способностей и поэтому нуждается в более надежном определении. Трудности ее выявления у индивидов вызваны тем, что этот значимый динами­ческий аспект предметной избирательности может маскироваться возрастными особенностями в овладении конкретными видами материала. Так, у всех (или многих) дошкольников в той или иной мере проявляется избирательность в отношении звуковой, ритмической и, в целом, художественно-выразительной стороны языковых явлений. Этот вид предметного содержания с той или иной степенью активно учитывается и включается в мыслительную обработку детьми дошкольного возраста. В этом смысле пред­метная избирательность выступает как общая закономерность на определенномэтапе (сензитивномдля данной предметной области) развития умственных способностей, характеризующая индивидов, входящих в одну и ту же образовательно-возрастную группу. В новых условиях развития, например, на старших этапах школьного обучения данная динамическая характеристика предметной ори­ентации уже будет дифференцировать избирательность мышления лишь отдельных индивидов.

В эксперименте сила предметной избирательности явно обна­ружилась у индивидов, обучающихся в образовательных условиях, индифферентных, или препятствующих становлению конкретных видов способностей.

Потенциал перехода находит выражение в гибкости и мобиль­ности индивида в перестройке структуры качественно-специфичного мыслительного действия в соответствии с предметной логикой но­вых по содержанию задач. Этот компонент способностей не сводится к простому овладению мыслительным действием и не является внешней характеристикой этого овладения. Возможно, это и имел в виду С. Л. Рубинштейн, когда писал: «Ни одна из способностей не является актуальной способностью к определенной деятель-

272

А-Ж

ности, пока она не вобрала в себя, не инкорпорировала систему соответствующих операций. Но способность не сводится только к такой системе операций. Ее необходимо исходным компонентом являются процессы генерализации отношений, которые образуют внутренние условия эффективного освоения операций» (С.Л. Рубинштейн, 2000).

Потенциал перехода как динамическая сторона развития пред­метной был выявлен в нашем исследовании в случаях применения интеграции как стратегии мыслительной активности, основы­вающейся на творческом применении мыслительных действий в переработке разных видов предметных содержаний.

Дальнейшие исследования в этом направлении позволяют углубить представления о критериальном характере избиратель­ности в выявлении способностей.

По результатам проведенного социально-психологического исследования, в котором приняли участие более 300 старшекласс­ников Иркутской области, мы увидели положительный взгляд на набор качеств, способствующих эффективной экономической деятельности. На первых местах «Профессионализм, знание дела», «Деловая хватка», «Уверенность в себе». В то же время у юношей наблюдается взгляд на наиболее важные качества с проблемным оттенком - «хитрость» - 33 %, «наглость» - 29,6 % и «агрессив­ность» -18,52 %. Здесь можно говорить о влиянии родительских установок о том, что нынешняя собственность зарабатывается и заработана нечестным путем. И что богатые люди особенные люди хитрые и напористые. Такие же характеристики транслируются с экранов телевизоров и других средств массовой информации.

Проблема экономической социализации становится акту­альным вопросом при разработке планов учебного воспитания школьников.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4