Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
Виноградов П. /-/., Шестакова Ю. А. (г. Санкт-Петербург)
Углубляющиеся гуманистические тенденции, проявляющиеся в развитии современного общества, ставят задачу более пристального изучения жизни и деятельности лиц пожилого и старческого возраста. В настоящее время в научных исследованиях определены ведущие проблемные области, позволяющие в общем виде охарактеризовать систему факторов, влияющих на жизнь людей этого возраста. В работах М.Д. Александровой, PC. Яцемирской даётся характеристика противоречий включения в социальную жизнь после завершения трудовой деятельности, особенностей адаптации лиц пожилого и старческого возраста к новым условиямжизни. Особое внимание В.Н. Мясищев, В.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер, обращают на роль семьи в этом процессе. К. Allen, J. Blascovich наряду стакими особенностями взаимодействия в семье, как наличие общих интересов у членов семьи, удовлетворение потребности в сочувствии, уважении, эмоциональном комфорте считают одним из важных факторов адаптации и наличие в семье домашних животных. Они, как показывают исследования таких авторов, как В.Д. Альперович, А.Г. Лидерса, О.В. Краснова в первую очередь, воспринимаются как элемент увлечения и развлечения. Вместе с тем, недооценивается психотерапевтическая роль домашних животных, которые, по мнению таких авторов, как P.O. Peretti, J. Rogers, L.A. Hart, HP. Boltz, могут стать своеобразными целителями, посредниками во взаимодействии с другими людьми, компаньонами, с которыми человека могут связывать глубокие личностные переживания и смыслы.
Данная работа посвящена более глубокому психологическому раскрытия роли и пониманию смысла присутствия собак в процессе переживании пожилым человеком проблем адаптации.
В проведённом нами исследовании приняли участие две группы пожилых людей. Экспериментальную группу составили пенсионеры, живущие в семье и имеющие собак, а контрольную группу - пенсионеры, живущие в семьях, не имеющих собак.
По результатам данных, полученных при использовании целого ряда методик, были выявлены достоверно значимые различия в контрольной и экспериментальной группах по таким показателям, как восприятие домашних животных в качестве друзей. То есть пожилые люди, имеющие собаку, достоверно чаще воспринимают ее как друга, компаньона, партнёра по общению, таким образом, общение с животным имеет глубокий личностный смысл. Пожилые люди, неимеющиесобак, акцентируют внимание на функциональном отношении к собаке, то есть, рассматривают собаку с точки зрения выполняемых ею хозяйственных функций: охранной, сторожевой. Установлено, что пенсионеры, не имеющие собак, достоверно чаще переживают ситуации эмоционального дискомфорта (Роджерс-Даймонд). Также установлено, что, как правило, собак заводят пенсионеры, проживающие отдельно от родственников.
По результатам проведённого корреляционного анализа установлено, что контрольная и экспериментальная группы различаются по структуре отношения к новой социальной ситуации - выходу на пенсию и отношения к животным. В контрольной группе центральным показателем является удовлетворённость семейными отношениями, которые в существенной мере определяет степень адаптации
186
А-Ж
человека к выходу на пенсию. Низкий уровень удовлетворённости семейными отношениями связан с показателями проявлений деза-даптивности, непринятия себя, непринятия других, эмоционального дискомфорта и внешнего контроля. Эти испытуемые отрицательно относятся к собакам и не включают их в сферу внутреннего контроля. У испытуемых экспериментальной группы удовлетворённость ожиданий от выхода на пенсию позитивно связана с реально существующей системой отношений, то есть люди, подготовленные к принятию нового социального положения, не пытаются абстрагироваться как от позитивной, так и негативной её оценки. Было выявлено наличие положительной взаимосвязи такого показателя, как наличие собаки с восприятием домашнего животного в качестве друга и наличие отрицательной взаимосвязи наличия собаки и показателя по шкале эмоционального дискомфорта (методика Роджерса-Даймонда). Это значит, что пожилые люди, имеющие собаку, ориентированы на взаимодействие с животным как с другом и испытывают при этом эмоциональный комфорт. Также в экспериментальной группе выявлено, что удовлетворенность результатом жизни (СЖО) положительно связана с позитивным отношением как к домашним животным в целом, так и к собакам в частности. Это значит, что наличие собаки является одним из важных факторов, определяющих общую удовлетворённость результатами жизни. Отрицательное отношение как к домашнимживотным в целом, так и ксобакам в частности, имеет положительную связь с показателем дезадаптивности (Роджерс-Даймонд), этот факт свидетельствует о том, что пожилые люди, позитивно относящиеся к животным, имеют лучшие возможности к адаптации в различных жизненных ситуациях.
Следовательно, данное исследование показывает, что наличие животных в семье способствует повышению уровня адаптации к изменению семейных отношений в новой социальной ситуации, снижению уровня эмоционального дискомфорта, удовлетворённости результатом жизни, адекватному принятию своей новой социальной роли.
Особенности осознания взаимодействия схудожествнной визуальной средой школьниками различных возрастов
Виноградов П. Н. (г. Санкт-Петербург)
Важным условием регуляции восприятия школьниками произведений искусства, музейной среды и среды города, в котором живётшкольник, является уровень сформированное™ его сознания. Мы исходим из предположения, что осознание конкретных ситуаций взаимодействия с произведениями искусства включёнными в различные контекстные среды, может регулироваться оперативными моделями. Под оперативной моделью сознания мы понимаем совокупность представленных в данной ситуации и осознаваемых человеком компонентов окружающей среды, их характеристик и взаимоотношений. Структура этих моделей определяется нами через совокупность высказываний стимулируемых незаконченными предложениями. Связи между категориями отражают структуру оперативной модели сознания, регулирующей взаимодействие
человека с объектами искусства, с музейным пространством. Матрица связей между категориями вычислялась по формуле Джаккарда, В системе графов, полученных на основе данных первого среза у учащихся 3 класса, выделяются два кластера. Ключевой категорией первого, более крупного кластера, является категория, обозначающая объект изобразительного искусства, обычно это картина. Категория «художник» находится в этом же кластере и связана только с процессом создания произведения. Второй кластер строится вокруг категории «музей». Музей - это пространство, в котором «интересно» и в котором что-то «хранится». Объект интереса - это различные старые вещи, а не только произведения изобразительного искусства. Есть две связи, объединяющие кластеры: «интересно» - «смотреть» и «музей» - «картина». Система графов, построенная на основе данных второго среза контрольной группы, не отличается значительной перестройкой структуры. Изменения связаны с «музейным» кластером и носят скорее эволюционный характер. Получает развитие категория «хранение», теперь она связана с объектами хранения и с помещением, в котором это происходит. Появился небольшой третий кластер: «учитель»-«объясняет», и его «слушают». Эти изменения отражают развитие ребёнка данного возраста (напомним, что срезы проводились с интервалом в несколько месяцев). Система графов экспериментальной группы претерпела значительные изменения. Первое, что следует отметить, это более тесные связи между двумя основными кластерами. Категории «музей», «картина», «смотреть» и «интересно» стали тесно связанными друг с другом. Кроме этого категория «искусство» стала связывать центры двух кластеров. Важным элементом первого кластера стала категория цветового описания, она связана со зрительным восприятием, эмоциональной оценкой и пониманием. В экспериментальном классе, как и в контрольном, появился кластер, связывающий категории «учитель» «объясняет», и его «слушают», что свидетельствуете понимании роли музейного педагога, хотя в общую систему оперативной модели категории данного кластера не включаются. Очевидно, что специфика работы музейного педагога не отражается в сознании младшего школьника, не только контрольного, но и экспериментального класса. Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что в результате обучения у младших школьников произошло усложнение структуры и обогащение содержания оперативной модели сознания, отражающей взаимодействие с объектами искусства. Система графов, отражающая особенности шестиклассников до обучения, характеризуется следующими особенностями. Центром первого кластера является категория 4,4 - «понимание» В этом же кластере находится художник, который рисует и имеет какой-то замысел, вкладывает смысл. Второй кластер разбивается на две группы с центрами 10,2 - «музейный педагог» и 2,2 - «музей». Музейный педагог рассказывает, учит и следит за поведением учеников, а школьники его слушают и под его руководством учатся. В музее интересно и он должен показывать. Третий кластер основан на понятиях «современный», «город» и «искусство». После обучения вконтрольной группе нет существенных изменений в структуре связей. В экспериментальной группе произошли следующие структур-ные изменения: первый кластер, связанный с картиной и субъектом стал более тесно взаимодействовать с категориями из «музейного» кластера. А в третьем кластере, появились категории связанные с различными темами и одна категория, характеризующая городскую среду. В системе графов отражающих особенности моделей осознания у школьников 10 класса можно выделить 3 основных
187
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
кластера с центрами 4,4 - «понимание», вторая группа категорий имеет центр 10,2 - «музейный педагог» и третий кластер имеет в центре категорию 9 - «искусство». Группа «понимание» объединяет категории художник, смысл который он вкладывает при создании картины, понимание картины происходит в процессе зрительного восприятия. Понимание осуществляется через музейного педагога или экскурсовода. Эта связь приводит нас ко второму кластеру. Он имеет вспомогательный центр 2,2 - «музей». В музее интересно и его надо посещать. Третий кластер, построен вокруг понятия искусство. В ответах школьники контрольной группы практически не внесли существенных изменений. Остались те же три кластера с теми же центрами. Интересно, что исчезает из структуры категория «духовное». Изменения, произошедшие в экспериментальной группе, можно назвать структурными. Появилась связь первого и третьего кластеров через категорию 8,1 - «прошлое». Такжетретий кластер стал более тесно связанным со вторым кластером. Категория 7,3 - «надо» приобрела новые связи, которые свидетельствуют о наделении учеником себя свойствами активности, долженствования, ответственности в освоении различных компонентов сред жизнедеятельности (художественной, школьной, городской). Важным представляется появление новой цепочки, связывающей характеристики городской среды, и особенности развития человека под их влиянием.
Третья группа: удетей внеситуативно-личностная форма общения. Они легко вступают в контакт, поддерживают диалог, проявляют активность, задают вопросы, высказывают суждения (6 %).
Четвертая группа: дети с негативным отношением к собеседнику. Они замкнуты, стеснительны, иногда проявляют агрессивные черты в поведении. Общение носит строго избирательный характер
Выявление ведущих форм общения у заикающихся дошкольников необходимо для перестройки их отношения к речевому общению, воспитания у них вербального и невербального поведения в различных ситуациях межличностного взаимодействия.
Направления психолого-педагогической коррекции по развитию внеситуативно-личностного общения у заикающихся детей включают: коррекцию семейных взаимоотношений (анализ семейной ситуации, индивидуальные беседы и просветительскую работу с родителями); развитие у самих детей мотивации к общению и доброжелательного отношения к собеседнику; формирование у детей эталонов взаимодействия и на их основе совершенствования речевого поведения в различных жизненных ситуациях; развитие качеств лидера (формирование положительной самооценки, организаторских способностей); регуляцию эмоционального состояния, снижение тревожности.
Особенности общения заикающихся дошкольников
Волкова Г. А. (г. Санкт-Петербург)
Общение- особый вид деятельности, результатом которой выступают отношения с другими людьми (А.А. Леонтьев). Взаимодействие в процессе общения является субъектно-субъектным, т. е. представляет собой подвижную систему, обеспечивающую возможность распределения и перераспределения функций между его участниками,смены ролей походу решения задачи, взаимного содействия или противодействия, контроля, взаимной коррекции и компенсации (Б.Ф.Ломов).
Исследование общения заикающихся дошкольников 5-6 лет позволило выделить следующие группы.
Первая группа: у детей ведущей формой общения является ситуативно-деловая (М.И. Лисина). Они отказываются от чтения книги, беседы. В общении со взрослыми не проявляют активности в ведении диалога, самостоятельно не формулируют вопросы, пользуются краткими ответами, не высказывают суждения, беседу не поддерживают, предпочитают игры с игрушками (48 %).
Вторая группа: удетей выявлена внеситуативно-познавательная форма общения. Они любят рассматривать книги, но сами вопросы задают редко, ждут, когда взрослый начнет комментировать изображенное на картинке. Особые трудности они испытывают в ситуации диалога на свободную тему. У них усугубляется речевая симптоматика заикания. При наличии мотива и желания рассказать дети не могут осуществить задуманное вследствие трудности реализации моторной программы высказывания (37%).
Психология творчества: детерминанты развития
Волкова Е. В. (г. Екатеринбург)
Проблема творчества, креативности в современной литературе представлена широко, однако существующие исследования достаточно противоречивы. Например, в одних работах утверждается, что девушки более креативны, в других - юноши и т. д. Но когда мы при диагностике используем нормализованные значения показателей с учетом тендерной специфики, то различия в креативности между юношами и девушками исчезают. Причину этого мы видим в том, что при анализе творчества и творческих способностей в качестве главных критериев указываются какие-то внешние показатели -редкость ответа, создание чего-то нового, особенности поведения личности и т. д. Вто время как внутренние процессы, субстрат, причины этих различий остаются без должного изучения.
Среди многочисленных исследований посвященных творчеству, особое внимание привлекли работы Н. Бердяева, П.Я. Пономарева и Д.Б. Богоявленской, определяющие творчество как взаимодействие, ведущее к развитию.
Сторонники системно-структурного подхода полагают, что субстратом, материей развития способностей являются многоуровневые репрезентативно-когнитивные структуры (Т.А. Ратанова, Н.И. Чуприкова). Репрезентативно-когнитивные структуры - своеобразный обобщенно-абстрактный продукт приобретенных знаний, умений и навыков- является внутренней основой процессов приема и переработки информации и организации деятельности. Эффективность этих процессов зависит от уровня организации соответствующих структур. Диффузные, искаженные структуры
188
А-Ж
становятся источником ошибок и существенно ограничивают возможности успешной деятельности.
Исходя из анализа данных работ, можно предположить, что причиной многих творческих открытий является высокий уровень дифференцированное™ когнитивных структур.
В исследовании особенностей студентов-химиков нами было выявлено, что между лучше успевающими по дисциплинам химического цикла студентами и хуже успевающими отсутствуют достоверные различия показателей творческих способностей по методике Е. Торренса. Однако в невербальных субтестах у многих, но не у всех студентов, встречаются образы химии (колбы, весы, формулы соединений, электролиз). И нас особенно заинтриговало, чем отличаются эти студенты. Результаты исследования показали, что студенты, отобразившиехимическую форму движения материи в невербальных субтестах Торренса, обладают более высокими специальными способностями и эти различия значимы.
Мы предположили, что причиной появления химических рисунков в невербальных субтестах Торренса является более высокая степень дифференцированное™ когнитивных структур репрезентации химических знаний, являющихся носителем специальных способностей химиков. Данные однофакторного дисперсионного анализа подтвердили наше предположение о наличии причинно-следственной связи между временем сложнейших дифференцировок (химический пасьянс, ОВП/не ОВП) и числом химических образов.
Следует особо подчеркнуть тот момент, что причинно-следственная связь была выявлена между числом химических образов и временем сложнейших химических дифференцировок: чем более тонко дифференцированы когнитивные структуры репрезентации химических знаний, тем больше вероятность появления химических образов. Возможно, именно этот факт лежит в основе действия механизма подсказки или возникновения гипотезы в условиях творческого процесса. Происходит своего рода «настройка» репрезентативных когнитивных структур на подсказку, как настраивают инструменты, голос, ориентируясь на камертон. Тонко дифференцированные структуры имеют возможность образовывать большее разнообразие новых временных связей, необычных комбинаций, и вероятность образования интегративной структуры наиболее точно соответствующей по инвариантным признакам исследуемому объекту возрастает. Происходит то, что мы называем «внезапное озарение», «инсайт», совпадение внешних условий мышления с его результатом- с репрезентативными когнитивными структурами, отражающими релевантные свойства объекта.
Полученные нами данные согласуются с подходом к раскрытию природы творческого мышления Д.Б. Богоявленской, которая утверждает, что суть так называемого бокового или дивергентного мышления заключается втом, что «Думать около» на деле означает «думать вглубь». Анализируя биографии Великих химиков, можно найти много примеров, подтверждающих, что в основе открытий находится способность «думать вглубь», а не частота встречаемости ответов, согласно концепции творческой силы Е. Торренса. Так, например, академик Н. Черняев характеризует академика В. В. Лебединского: «всегда находит новые и интересные факты, часто у соединений, казалось бы, вдоль и поперек исследованных в обычной химической практике». По-видимому, именно высокая степень дифференцированное™ когнитивных структур репрезентации химических знаний обуславливает творческий характер химического мышления.
Социально-психологические особенности девиантного поведения молодежи
Волкова Л. А. (г. Шахты)
Данная работа посвящена одной из важнейших проблем нашего времени - проблеме девиантного поведения молодежи, которое приобрело массовый характер. Нестабильность ситуации в обществе вызывает значительный рост социальных девиаций особенно среди молодежи.
Развитие молодежной девиации представляет особую опасность даже не потому, что детская, подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а поскольку это связано с развитием «анормных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия - то есть, связано с социальной культурой российского общества.
В современных условиях традиционные причины, толкающие людей к нарушению социальных норм, дополняются, усиливаются и усложняются кризисными явлениями в экономике, социальной нестабильностью, коррозией нравственности и правовым нигилизмом. Кардинальные изменения, происходящие во всех областях жизнедеятельности нашего общества, ставят перед психологией задачу переосмысления многих уже устоявшихся теоретических положений, касающихся девиантного поведения.
Целью исследования явилось изучение социально-психологических аспектов возникновения и формирования девиантного поведения в молодежной среде. Объектом исследования явились социально-психологические особенности личности молодого человека, провоцирующие у него проявление девиантного поведения. Гипотеза исследования: формирование девиантного поведения среди молодежи обусловлено устойчивыми характерологическими особенностями личности с одной стороны, и ситуативными факторами, с другой стороны. Причем: детерминирующими являются личностные факторы, такие как тип личности, уровень агрессии, коммуникативная толерантность, свойства нервной системы, а ситуативные факторы играют роль модулятора или определяют вариативность проявления личностных факторов.
В качестве объекта исследования было выбрано 30 учащихся 10-11 классов имеющих тенденцию проявления отклоняющегося поведения. Для контрольной группы были взяты 30 учащихся тех же классов, но не имеющие тенденций к отклоняющемуся поведению.
С этой целью использовались следующие методики: методика изучения дезадаптированной личности и его ближайшего окружения Ю.А. Клейберга, характерологический опросник Леонгарда, тест-опросник Г. Айзенка для диагностики свойств и типа темперамента, вербальный фрустрационный тест Л. Собчик, методика Г.Н. Казанцевой, направленая на диагностику уровня самооценки, тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко, метод диагностики межличностных отношений Т. Лири.
По результатам проделанной работы получили выводы: у молодых людей, имеющих склонность к девиантному поведению, отмечается полная и частичная дезадаптация, сложные жизненные обстоятельства встречаются на их жизненном пути постоянно, начиная с раннего детства. Исследуя группу молодых людей, участники
189
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
которой не входят в группу риска, был выявлен хороший адаптационный потенциал личности в социальной среде.
У девиантно-склонных испытуемых был выделен низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности. Важнейшей особенностью является их подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, легкомыслие, часто проявляется импульсивность поведения, низкая терпимость к окружающим, жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм. По данным А. Личко, выделенные в этой группе типы акцентуаций входят в пятерку лидеров по проявлению девиантности - гипертимный, демонстративный, возбудимый. При этом они имеются у каждого члена группы в различных сочетаниях, а в сочетании с плохой адаптацией они дают благоприятную почву для девиации. В группе с хорошей адаптацией был выявлен средний и высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Среди типов акцентуаций также превалируют гиперактивные типы, но на фоне высокой адаптивной способности их сочетание не вызывает особой тревоги и не имеет тенденции к отклоняющемуся поведению.
Исследуя уровень агрессии, были получены следующие выводы: в группе девиантно-склонных респондентов выделились 2 тенденции. Первая направлена на интропунитивную реакцию и аутоагрессию. Вторая - агрессивность внешнеобвиняющая свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (неустойчивым и демонстративным) респондентам с плохим самоконтролем и высокой самооценкой. Агрессия носит гиперкомпенсаторный характер. В группе не склонной к девиантному поведению в целом отмечается преобладание умеренной агрессивной реакции, с высоким самоконтролем над ней.
Таким образом, личность занимает центральное место в причинной цепочке. Многочисленные исследования подтверждают наличие психологической реальности, соответствующей понятию «девиантная личность». При этом не может отрицаться значение ситуативных факторов. Не случайно вошло в профессиональный язык такое понятие как «криминогенная ситуация». Однако в любом случае личностный фактор остается одним из важнейших. Таким образом, в случае с девиантным поведением, справедлив обобщенный подход, учитывающий взаимодействие трансситуативных и ситуативных факторов или принцип дополнительности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза