Мотивационно-ценностная включенность
учебных групп в социальные системы
типа «развивающая социальная среда»:
дифференциация форм и факторы
формирования
Елизаров С. Г. (г. Курск)
Исследования различных аспектов адаптации группового субъекта к социальной среде в современной психологической науке представлены пока что недостаточно, хотя актуальность данной проблемы неоднократно отмечалась в литературе.
Как определенный вклад в решение данной проблемы нами было проведено исследование мотивационно-ценностной включенности малой учебной группы в социальную среду («социальную систему» [И. Р. Сушков, 2002]), под которой нами понимается сложное динамическое социально-психологическое свойство учебной группы направленное на обогащение направленности активности группы и оптимизацию ее взаимодействия с социальной системой, элементом которой она является. Осуществленное нами исследование позволило провести дифференциацию и выделить формы мотивационно-ценностной включенности малых учебных групп в социальную среду, а также выявить факторы их обуславливающие.
Исследование проводились в социальных системах типа «развивающая социальная среда» (А.С. Чернышев, 2006) отличающихся от обычных социальных сред внедрением в процесс их жизнедеятельности современных образовательных технологий, способствующих
созданию особой системы отношений между всеми элементами данной социальной среды, содействующих интенсивному развитию как личностных, так и групповых социально-психологических феноменов. В ходе исследования нами были выделены семь типов мотивационно-ценностной включенности учебных групп в социальную систему, условно названные «формами». Мы установили следующие формы: «позитивная», «позитивно-отстраненная», «отстраненно-позитивная», «отстраненная», «отстраненно-негативная», «негативно-отстраненная», «негативная».
Анализ полученных результатов показал, что социальным системам типа «развивающая социальная среда» присущ весь спектр выделенных форм мотивационно-ценностной включенности учебных групп, а также, что преобладающими формами мотивационно-ценностной включенности учебных групп в социальные системы такого типа оказались «отстраненные» ее формы («отстраненно-позитивная»,«отстраненная» и «отстраненно-негативная») — 62,7%. Менее распространенными оказались позитивные формы («позитивная» и «отстраненно-позитивная») -21,4% и наименее распространенными - «негативные» формы («негативно-отстраненная» и «негативная») -15,9%.
Кроме того, участвовавшие в исследовании учебные группы мы при анализе отнесли к двум категориям. В первую вошли группы, которые непосредственно формировались в исследуемых социальных системах типа «развивающая социальная среда». Во вторую категорию вошли группы, возникшие и формировавшиеся до их помещения в исследуемые социальные системы.
Проведенный анализ показал, что среди учебных групп, созданных непосредственно в социальных системах типа «развивающая социальная среда», преобладающими формами оказались также «отстраненные» формы - 60,8%. Значительной оказалась и распространенность «позитивных» форм - 35,6 %. Наименее распространенными формами оказались формы «негативные» - 3,6 %.
Анализ дифференциации форм мотивационно-ценностной включенности среди учебных групп уже существовавших до их включения в социальные системы типа «развивающая социальная среда» показал, что среди этих учебных групп преобладающими оказались также «отстраненные» формы мотивационно-ценностной включенности - 64,2 %. Значительными, хотя и менее распространенными оказались «негативные» формы мотивационно-ценностной включенности - 28,7%. Наименее распространенными в учебных группах данного типа оказались «позитивные» формы - 7,1 %.
Проведенный сравнительный анализ дифференциации форм мотивационно-ценностной включенности среди учебных групп обоих категорий показал значимые различия, которые были подтверждены и путем проведения статистического анализа различий с помощью х2-критерия.
Кроме того, полученные данные позволили намтакже выявить факторы, обуславливающие эти различия среди исследованных учебных групп.
В качестве первого, выступает сама социальная система типа «развивающая социальная среда», воспринимаемая обозначенными нами типами групп по-разному, что связывается нами с традиционными и уже известными в социальной психологии технологиями формирования личности и группы в социальных системах такого типа [А. С. Чернышев и др., 2005].
Важным фактором является также и категория самой учебной группы связанная с местом ее формирования (в условиях «своей» социальной системы или же до помещения в нее).
339
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Широкий спектр форм мотивационно-ценностной включенности среди групп одной и той же категории позволил нам рассмотреть организованность группы (А.С. Чернышев, 1980) в качестве внутреннего фактора, опосредующего влияние социальной системы на группу и обуславливающего выявленные различия в дифференциации форм мотивационно-ценностной включенности среди исследуемых учебных групп. Проведенное исследование с последующим проведением факторного анализа его результатов показали существование зависимости между временем и местом создания и существования учебных групп как организаций и организованностью групп и между организованностью групп и формами их мотивационно-ценностной включенности в социальную систему типа «развивающая социальная среда».
Таким образом, проведенное нами исследование позволило выделить как различия в дифференциации форм мотивационно-ценностной включенности учебных групп в социальные системы типа «развивающая социальная среда», так и факторы их обуславливающие.
Исследование структуры математических способностей в процессе их развития
Емельянова Е. В. (г. Иркутск)
Автором было проведено длительное психологическое изучение и экспериментальное исследование 2-х групп очень способных к математике школьников в возрасте 11-12 и 13-14 лет. Общий объем выборки составил 66 человек из числа участников окружных и городских олимпиад по математике (победители и призеры), получающих дополнительное математическое образование на занятиях в Малой академии, Летних физико-математических школах, кружках или факультативах в течение 3-х последних лет. Высокий уровень одаренности (показатель общего уровня развития интеллекта в интервале от 120 до 150 по тесту структуры интеллекта Амтауэра) дал возможности для анализа структуры способностей, возраст одаренных школьников позволил исследовать структуру способностей в процессе их развития.
В исследование легли тесты, составленные на основе математических заданий, описанных в трудах В. А. Крутецкого по следующим сериям: «Задачи с различной степенью наглядности решения», «Задачи на логическое рассуждение: логические, общематематические», «Эвристические», «Задачи, связанные с пространственными представлениями», «Задачи с постепенной трансформацией из конкретного в абстрактный план». Всего было апробировано 9 тестов по 6-10 задач. Максимальное время, отводимое на тестирование по каждой серии - 60 минут. Среднее время, затраченное на решение испытуемыми, колеблется от 19 до 40 минут.
Результаты тестирования были представлены в виде матрицы {xij} с п строками и m столбцами (i=1,.. .,n; j=1,.. .,m), где п - количество тестируемых, т- количество заданий в тесте. Использовалась дихотомическая шкала оценок результатов по каждому заданию. Статистическая обработка матрицы результатов
тестирования показала, что разброс стандартного отклонения от среднего индивидуального балла в пределах отО, 28 до 0,49.
После первой апробации, тесты были скорректированы: удалены задания, не обладающие дискриминативностью: задания слишком легкие и слишком трудные. Получена хорошая попарная корреляционная связь заданий между собой.
Анализ выполнения тестов на решение задач с различной степенью наглядности решения показал, что одаренные учащиеся 11-12 и 13-14 лет легко решают системы задач с постепенной трансформацией из конкретного в абстрактный план, задачи на логическое рассуждение, общематематические, но с трудом выполняют задания, относящиеся к категории задач, которые можно решить с опорой на наглядные представления и схемы, либо путем словесно-логического рассуждения. Только к 13-14 годам утаких подростков вырабатываются навыки решения задач, требующих в наибольшей степени наглядную опору, а также «мыслительных» задач, которые решаются чисто мыслительным путем, и значительно возрастают навыки решения эвристических задач.
Интересным в этой связи является эксперимент, проведенный на одной подгруппетехже испытуемых, которая обучалась втечение 3 лет искусству программирования математических задач с помощью компьютера. Высокие достижения в области олимпиадной информатики уданной выборки безусловны (учащийся этой группы стал дважды призером Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников).
Подтвердилась одна из гипотез о том, что одаренные учащиеся успешнее решают задачи, предполагающие опору на наглядные представления и схемы, либо словесно-логические рассуждения, в условиях применения информационно-коммуникационных технологий.
Проявления активности субъекта при решении задачи сенсорного различения
Емельянова С. А., Гусев А. Н. (г. Москва)
работа выполнена при поддержке гранта РГНФ
№06-0600510а по теме «Системная организация
интегративной деятельности мозга в процессе чтения»
Актуальность исследования состоит в необходимости более полного и содержательного анализа процесса развития сенсорной чувствительности, а также прояснении роли собственной активности субъекта в процессе сенсорной тренировки.
Целью исследования стало выявление особенностей активности субъекта в процессе решения задачи сенсорного различения. Задачами работы явились:
проведение эмпирического психофизического исследованияпроцесса решения задачи различения звуковых сигналов припостепенном уменьшении разницы между сравниваемымистимулами по параметру «интенсивность» (уровень звуковогодавления);
разработка процедуры качественного анализа данных самоотчетов испытуемых и динамики фиксируемых психофизическихпоказателей;
340
А-Ж
3) выявление детерминант, определяющих стратегии решения
наблюдателями сенсорной задачи на различение. Объект
исследования- решение сенсорной задачи по различению
громкости 2-х звуковых сигналов.
Предмет исследования- проявления активности субъекта в процессе сенсорной тренировки.
Показано, что экспериментально-теоретический подход к наблюдателю, как активному субъекту психофизического измерения позволяет анализировать у него процессы формирования сенсорного пространства в ходе сенсорной тренировки. Активность испытуемых в процессе сенсорной тренировки проявляется в характерных для каждого субъекта стратегиях работы и общей организации выполнения задания. Стратегия работы испытуемого может рассматриваться как индивидуализированная система внутренних средств, которые он применяет в соответствии с требованиями задачи. Выявлено, что на выбор способов и средств решения сенсорной задачи оказывает влияниеличностная диспозиция «Ориентация на действие» (Ю. Куль), что проявляется, прежде всего, в изменении показателей критерия принятия решения.
Предполагается, что для простых задач испытуемый использует ограниченное количество средств, остальные при этом находятся на фоновом уровне регуляции действия. Усложнение задачи требует включения в ведущий уровень регуляции фоновых компонентов, превращая их в систему актуально действующих средств.
В используемую понятийную схему анализа психологических механизмов выполнения сенсорной задачи мы вводим понятия «функциональная система», «воспринимающая функциональная система» (Дж. Гибсон; А.Н. Леонтьев) или «функциональный орган» (А.А. Ухтомский). Функциональная воспринимающая система понимается нами как операциональная конструкция, которую выстраивает субъект для решения конкретной задачи, исходя из наличных или потенциально наличных средств для ее решения.
Нейропсихологические особенности когнитивной деятельности детей 7-8 лет с
разным уровнем сформированности устной речи
Емельянова Т. В. (г. Архангельск)
Согласно представлениям А.Р. Лурия, мозговая организация речи очень сложна, а нарушения вербальной функции могут быть обусловлены изменением структурно-функциональной организации мозга в виде поражения или дисфункции тех или иных структур, связей между ними.
Цель нашего исследования: выявить нейропсихологические особенности когнитивной деятельности детей 7-8 лет с разным уровнем сформированности речи.
Согласно оценке сформированности устной речи (СУР) (ТА. Фо-текова, 2000), 156 первоклассников в соответствии с результатами
обследования, были разделены на группы: I - 34 ребенка со II СУР (выраженное общее недоразвитие речи); II - 86 школьников с III СУР (негрубое общее недоразвитие речи); III - 36 учащихся с IV СУР (нормальный уровень речевого развития).
Для установления возможных взаимосвязей дефицита речевого развития с особенностями функционирования определенных мозговых структур было проведено нейропсихологическое обследование (Л.Г. Симерницкая, 1991) и визуальный структурный анализ электроэнцефалограмм (ЭЭГ) по программе ЭЭГ-эксперт (И.П.Лукашевич, РИ. Мачинская, М.Н. Фишман, 1994). Нейропсихо-логический анализ когнитивной деятельности показал, что в группе с IV СУР достоверно чаще встречались нормативные значения, отмеченные у 96% детей (р<0,05-0,001), что свидетельствует о функциональной стабильности центральной нервной системы данной группы школьников. Изменения психической деятельности зрительной модальности были характерны для всех групп и отмечены у 33 % детей со II СУР, 12 % - с III уровнем и 4 % - с IV, что может свидетельствовать о недостаточности вклада в организацию когнитивной деятельности теменно-затылочных и лобных зон коры больших полушарий. Специфические изменения слуховой модальности выявлены только в группах со II (8%) и III (12%) уровнем СУР, и указывают на некоторые отклонения в деятельности височных и лобных зон.
Произвольная организация когнитивной деятельности, и превращение ее в сознательный акт обеспечивается за счет операций регуляции и контроля, дефицит которых достоверно чаще отмечался в группах со II и III СУР (р<0,01-0,001), что в первую очередь указывает на дисфункцию передних отделов коры головного мозга.
Модально-неспецифические изменения наблюдались только в группе со II СУР у 19 % детей, что свидетельствуете несформирован-ности функциональных звеньев коры мозга и глубинных структур.
Выявленные особенности нейропсихологических изменений когнитивной деятельности у детей со II и III СУР подтвердились визуальным структурным анализом ЭЭГ, проведенным у 65 школьников. 64% первоклассников со II и 32 % с III СУР характеризовались наличием признаков функциональной незрелости фронто-таламической системы (ФТС), чем они достоверно отличались от группы с IV СУР (р<0,001 —0,05). Дисфункция ФТС и обуславливает недостаточную сформированность произвольной регуляции когнитивной деятельности, в том числе и речевой, у данных школьников. При таком нарушении искажаются внимание на воспринимаемом слове и определение его семантического значения, что может способствовать несформиро-ванности сенсомоторного и лексического компонента речи.
Школьники со II и III уровнем речевого развития по сравнению с IV отличались достоверно более высокой встречаемостью признаков заинтересованности нижнестволовых отделов головного мозга (р<0,05), которая способствует снижению неспецифического внимания, что, вероятно, является причиной низкой организации речевой деятельности у данных школьников.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают, что уровень речевого развития в значимой степени обуславливается сформированностью глубинных структур мозга: в первую очередь ФТС и системы неспецифической активации. Полученные данные могут быть использованы при составлении индивидуальных коррекционных мероприятий и при выявлении компенсаторных возможностей детского организма.
341
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза