Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
Бендас Т. В. (г. Оренбург)
Исследование выполнено при поддержке гранта № 05-06-81 бООа/У фонда РГНФ
В многоаспектной проблеме лидерства ученые находят все новые грани. За рубежом в настоящее время существует Международная программа GLOBE (аббревиатура образована из первых букв английских слов «Global Leadership and Organization Behavior Effectiveness» - глобальное лидерство и эффективность поведения в организациях), которая координирует изучение лидерства во многих странах (более 60): в Нидерландах (Д. Ден Хартог с сотр.), Канаде (М. Джевидан), Иране (А. Дастмарчиан), Швеции (Р. Стен-берг), Австралии и Новой Зеландии (Н. Ашканази с сотр.), США (R Хауз и др.). Получены интересные данные о сходстве и различии процессовлидерства в разных культурах. К первой закономерности относятся проявления следующих типов лидерства и лидерских черт: поддерживающего, пропорционально использующего награды и харизматического; а также способности мотивировать подчиненных, их поощрения и ободрения, внушения им уверенности в себе, способности предвидения, коммуникативности и надежности; к последней -директивного, партисипативного и использующего наказания типов лидерства и проявления энтузиазма, принятия успеха, амбициозности, умения держаться в тени, искренности, способности жертвовать собой,сензитивности,сострадания, своеволия.
Многочисленные тендерные зарубежные исследования лидерства изучают лидерский стиль и эффективность лидеров, вербальное и невербальное поведение на переговорах, лидерство в семье. Установлено множество сходных и различных черт для мужчин и женщин-лидеров. К сожалению, единичны исследования, в которых бы сочетался кросс-культурный и тендерный подходы к изучению лидерства. Эта черта характерна и для мировой науки, и в особенности - для России. Наше исследование в какой-то мере восполняет этот пробел.
Оно было проведено в Оренбурге (под нашим руководством с участием И.С. Якиманской, Е.А. Трифоновой, Т.А. Ульчевой, О.С. Карымовой, A.M. Молокостовой) - регионе с полиэтнической структурой населения. Лидеры общественных организаций (131 чел., 55 женщин и 76 мужчин; возраст: 20-64лет; 10 испытуемых татарской национальности, остальные - русские) исследовались с помощью ряда методик: теста этнической компетентности (Бендас,
Якиманская, Трифонова, Пустовалова), глубинного интервью, шкалы социальной дистанции (Богардус), методики семантического дифференциала, техники репертуарных решеток (Келли) и др. Были получены следующие результаты.
Выделены 5 типов испытуемых с разным отношением к 10 этническим группам и культурам: русской, татарской, казахской,украинской, башкирской, мордовской, немецкой, чувашской,белорусской, еврейской: высоко позитивное отношение (к евреям и немцам); умеренно позитивное (к белорусам, украинцам,мордвинам и казахам); амбивалентное (к татарам и русским);скорее, негативное (к башкирам); недифференцированное (кчувашам).
Существует оптимальная (средняя - ни слишком близкая, нислишком далекая) дистанция между этническими группами,которая отражает благоприятные отношения между ними.
Высокая этническая компетентность увеличивает вероятностьпозитивного отношения к другой этнической культуре, но нек своей собственной. Следствием низкой компетентностиявляется нейтральноелибо позитивное отношение кэтническойкультуре.
Женщины-лидеры оказались более этнически компетентнымии толерантными и были более вариативными в своих высказываниях, чем мужчины-лидеры.
Направления развития концепции одаренности
Березанская Н.Б. (г. Москва)
Эффективные практики работы с одаренностью требуют рефлексии теоретических позиций. Одаренность справедливо понимается как уникальная психологическая система (Д.Б. Богоявленская). Развитие концепции предполагает выявление специфики взаимодействия личностно-смысловых, мотивационно-эмоциональных, целевых и операционально-когнитивных компонентов, определяющих содержательно-функциональную уникальность психики одаренного человека в конкретной культуре. Отличие от гуманистической психологии, где тенденция к творчеству, личностному росту, самореализации понимается как раскрытие «универсальной природной сущности человека»,состоитвтом, что анализ влияния социального не ограничивается лишь его ролью стимула или препятствия для проявления «естественного дара креативности». Сомнительными представляются и взгляды А. Маслоу, К. Роджерса, Н. Роджерс об идеальной внекультурной траектории «самодвижения» креативности на протяжении жизненного пути личности, а также практики мониторинга, направленные исключительно на снятие социальных и внутри личностных барьеров (в частности, комплекса Ионы). Психологическое обеспечение проекта «Одаренное поколение» требует разрешения теоретических противоречий, вылившихся в параллельное сосуществование альтернативных моделей «современного успешного человека» и «творческой самореализующейся личности».
Наши исследования показывают, что феноменология реализации креативности в ходе жизненного пути личности обеспечи-
143
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
вается спецификой строения и особенностями взаимодействия мотивационно-потребностной и когнитивной сферы (структурирующая функция мотива по O.K. Тихомирову). Познавательная потребность - главный мотивационный источник, адекватный проявлению высоких способностей в виде одаренности, одновременно определяет и важнейший механизм функционирования одаренности - интеллектуальную инициативу (Д.Б. Богоявленская).
Дифференциация форм познавательных потребностей и их взаимосвязи с другими видами потребностей (стремления к само-актуацизации, мотивации достижения и избегания неудач) является недостаточно разработанной проблемой в системных представлениях о детерминации одаренности. Одаренность отличается особым способом работы с предметным содержанием - познавательно-преобразующим. Социальный контекст (внешняя оценка) уходит на второй смысловой план, подчиняясь предметному. Неадекватность доминирования мотивации достижения в качестве ведущего стимула творческой деятельности достаточно надежно доказана (кстати, последователи МакКлеланда и Аткинсона осознали это с большим опозданием - Америка вынуждена «импортировать мозги»).
Формы познавательной потребности принципиально различны. Продуктивный вариант (характеризуеттворца, инноватора) связан с «творческим опредмечиванием» познавательной потребности и основан на избирательном, активном преобразовании знаний, репродуктивный - личность эрудита («ходячая энциклопедия»). Раскрытие природы творческой и академической одаренности требует рассмотрения проблемы в контексте творческого взаимодействия мыслительных и мнемических процессов. Назрела необходимость в системном анализе тех психологических подструктур, которые противопоставлены в концепции одаренности: обучаемости, интеллектуальности и креативности. Данные нашего исследования процесса решения разных типов задач психологического содержания, проведенного совместно с А.В. Гуськовой, показали вариативность механизмов модификации знаний входе творческого мышления. Вектор развития концепции основан на анализе взаимодействия потребностей, знаний и мышления, что обеспечивает полноту психологической системы, дающей «на выходе» феномен одаренности.
Диагностика точности и устойчивости хода психологических часов
Беспалов Б.И., Леонов СВ. (г. Москва)
Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 06-06-00205 а
Продолжительность различных длящихся во времени событий - отрывка мелодии, выполняемого действия и пр., может определяться физически, с помощью обычных часов, или психологически, в процессе решения задач оценивания, отмеривания или воспроизведения длительности. В первой из этих задач человек оценивает длительность объекта и выражает ее некоторым числом субъективных секунд. Если по физическим часам длящийся объект предъявляется на 3 сек., то с помощью психологических
часов, он может быть оценен как длящийся дольше, например, в 5 субъективных секунд. Это может быть обусловлено тем, что при восприятии длительности человек использует субъективные единицы счета (считает«один», «два», «три» и т.д.), физическая длительность которых равна 0.6 сек. Если человек пользуется теми же единицами счета при отмеривании длительности события, которое по физическим часам должно длиться 5 сек., то он отмерит 3-х секундный временной интервал, поскольку за это время успеет просчитать до 5. Таким образом, задачи оценивания и отмеривания временных интервалов, решаемые с помощью субъективных единиц счета, являются взаимно-обратными в том смысле, что переоценке (или недооценке) интервала соответствует его недоотмеривание (или переотмеривание).
Механизм работы психологических часов в этих задачах состоит в подсчете длительности событий с помощью субъективных единиц счета. Точность хода таких часов (их отклонение от показаний физических часов) определяется средним значением абсолютной ошибки оценивания или отмеривания длительности, а устойчивость хода можно оценить по дисперсии и ретестовой надежности таких ошибок. Ввиду того, что физическая длительность субъективных единиц счета лабильна и зависит от состояния человека, его тренированности, условий решения задач и пр., то точность и устойчивость хода психологических часов в задачах субъективного оценивания и отмеривания длительности, по данным Б.И. Цуканова и других авторов, довольно низкая, что следует учитывать при использовании этих показателей в психодиагностических целях.
Действие по целенаправленному воспроизведению длительности объектов включает в себя операции ее оценивания и отмеривания, т. е. такие процессы, у которых не выделяются осознанные цели (по А.Н.Леонтьеву). Это действие может выполняться в разных условиях и с разными длящимися объектами, порождая различные по содержанию задачи воспроизведения длительности. Если при прослушивании звукового сигнала человек вначале, на первой фазе действия по воспроизведению, оценивает в своих единицах счета длительность сигнала, то на второй фазе этого же действии он с помощью тех же единиц эту длительность отмеривает. В результате точность воспроизведения интервала перестает зависеть от длительности субъективных единиц счета, поскольку ошибка при оценивании интервала компенсируется ошибкой при его отмеривании. Если бы механизм работы психологических часов в задаче воспроизведения длительности состоял только лишь в использовании субъективных единиц счета, то «показания» этих часов, определяемые по результатам решения данной задачи, были бы достаточно точными у каждого человека. Например, при восприятии и последующем воспроизведении 30 сек. интервала с помощью равномерного счета ошибка воспроизведения у разных людей будет примерно одинаковой и не большой.
Однако эксперименты Б.И. Цуканова и наши данные, полученные с помощью специально разработанного прибора - «Хроноскоп 2006», показывают, что точность и вариативность (дисперсия) воспроизведения звуковых стимулов с более короткой длительностью (2,3 или 5 сек.) у разных испытуемых существенно различаются по величине, но хорошо воспроизводятся при повторном тестировании (их ретестовая надежность равна 0,7). Это означает, что психологические часы в задаче воспроизведения таких длительностей у разных испытуемых идут с различной, но хорошо воспроизводимой индивидуальной точностью и устойчивостью, однако их работа не связана с использованием только лишь субъективных единиц счета.
144
А-Ж
Устойчивость хода психологических часов в задаче воспроизведения длительности 2-х, 3-х и 5 сек. интервалов определяется вариабельностью абсолютной ошибки воспроизведения этих интервалов и, по данным Б.И. Цуканова, является важным прогностическим показателем успешности обучения и достижения высокого уровня профессионального мастерства музыкантами. Однако вопрос о механизме возникновения ошибок воспроизведения 2-5 сек. интервалов, тесно связанный с механизмом работы в данных условиях психологических часов, в настоящее время остается открытым. В концепции Б.И.Цуканова этот вопрос решается с помощью понятия о «субъективных единицах (квантах) времени» (СЕВ), длительность которых в человеческой популяции находится в пределах 0,7-1,2 сек. Предполагается, что на этапе прослушивания 2-7 сек. стимула его «переживаемая» длительность непроизвольно «распадается» на ряд «квантов субъективного времени». Величина ошибки воспроизведения длительности определяется величиной СЕВ, которая является «жесткой индивидуальной константой» и, по данным Б.И. Цуканова, связана с типом темперамента человека. (В наших исследованиях на выборках 25 и 50 человек корреляции между величиной СЕВ и шкалами опросника Айзенка и Павловского опросника темперамента статистически не значимы). Основной недостаток концепции Б.И. Цуканова, по нашему мнению, состоит в том, что у величины СЕВ нет «калибровочной инвариантности», т. е. этот показатель зависит от масштаба (единицы) измерения физического времени, что приводит к противоречиям в объяснении величины ошибок воспроизведения. Мы разрабатываем другое объяснение механизма возникновения ошибок при воспроизведении указанных длительностей, основанное на деятельностной модели формирования «эталона» воспринимаемой длительности и модели его «сличения» с воспроизводимой длительностью.
Психофизическая проблема в деятельностной психологии
Беспалов Б.И. (г. Москва)
Целостный процесс жизнедеятельности (бытия) человека в мире с позиций деятельностной психологии может быть рассмотрен как система разноуровневых взаимодействий - физических, биологических, психических, социальных и других. Духовную сущность человека, его субъектность при таком подходе можно соотнести со свободой инициировать, осуществлять и координировать некоторые из этих взаимодействий, объединяя их в целостную систему. Иерархичность такой системы обусловлена тем, что процессы взаимодействия более высокого уровня могут оказывать формирующее или направляющее влияние на процессы нижележащих уровней. С другой стороны, продукты взаимодействий более низкого уровня выступают в качестве исходного материала, на основе которого возникают взаимодействия более высокого уровня. Например, атомы физического тела человека являются продуктами физических взаимодействий протонов, нейтронов и электронов и, вместе с тем, служат материалом химических взаимодействий, приводящих к образованию белковых молекул. Последние служат материалом
для образования живых клеток и биологических органов человека, взаимодействующих друг с другом физиологически (рефлекторно и пр.). В результате возникают физиологические функциональные системы человека, с помощью которых он вступает в психическое взаимодействие с миром.
Психическое взаимодействие человека с миром опосредствовано его «чувствительностью» к внешним и внутренним воздействиям и отождествляется нами с предметной деятельностью человека (по А.Н. Леонтьеву). В соответствии с этим, под психическим взаимодействием человека с миром понимается побуждаемый мотивами и направляемый целями процесс осуществления человеком своих смысловых (объективно-субъективных) отношений с миром, т.е. процесс осуществления им осознанных или неосознанных,личностных или операциональных смыслов. Психическое взаимодействие не сводится к традиционно выделяемым психическим процессам - восприятию, воспоминанию, мышлению и др., но включает в себя эти процессы при их соответствующей (деятельностной) интерпретации.
В работе Беспалова Б.И. «Подход к решению психофизической проблемы в теории психических взаимодействий человека с миром» (1994) было отмечено, что разноуровневые взаимодействия человека с миром сходны в том отношении, что имеют опосредованную, «обменную» структуру, а переносчики этих взаимодействий выполняют одинаковую функцию, состоящую в необходимости восстанавливать и поддерживать различные спонтанно нарушаемые симметрии взаимодействующих «единиц» каждого уровня, их инвариантность (неизменяемость ряда свойств) при определенных преобразованиях.
На физическом и химическом уровнях взаимодействия человека с миром атомы и молекулы человеческого тела «обмениваются» друг с другом соответствующими переносчиками взаиодействий, которые связывают несколько частиц в единое целое благодаря тому, что начинают принадлежать сразу нескольким участникам взаимодействий. При этом переносчики «фундаментальных» физических взаимодействий (кванты физических полей) выполняют функцию восстановления и поддержания «калибровочных» (масштабно специфичных) симметрии взаимодействующих объектов и возникают при спонтанном нарушении этих симметрии.
На психологическом уровне взаимодействия человека с миром опосредствованы, в частности, орудиями и знаками, которые при их осмысленном использовании выступают в роли орудийных и знаковых средств, направляющих активность (смысловую энергию) человека на восприятие или преобразование вещей, выступающих при этом в роли предметов. Взаимодействие между предметами и средствами человеческих действий в некотором отношении сходно с взаимодействием протона и нейтрона, которые связываются друг с другом путем «виртуального обмена» квантом физического поля. При таком «обмене» протон переходит в нейтрон и наоборот, что приводит к образованию между ними силовой связи. Предметы и средства человеческих действий также могут переходить друг в друга, но связаны они не силовым, а смысловым взаимодействием или полем, квантами которого могут быть ориентирующие активность осознанные значения или назначения (функциональные свойства) вещей.
Изложенные представления позволяют по новому подойти к формулировке и решению психофизической и психофизиологической проблем, которые обычно ставятся в форме вопросов о том, как материальные, объективно существующие физические или
145
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
биохимические процессы и явления в теле или мозге человека «соответствуют», «влияют на», «включаются» или «превращаются» в идеальные, субъективно представленные явления человеческого сознания. При такой постановке данных проблем их «решение» сводится к установлению эмпирических (корреляционных) связей между разноуровневыми явлениями, выражаемыми психофизическими функциями, «эффектами» биохимических воздействий на сознание человека, картами соответствий между зонами активации мозга и текущими психическими явлениями и состояниями и пр.
Однако разноуровневые явления - это всего лишь различные аспекты рассмотрения единого и целостного процесса взаимодействия человека с миром. При этом эмпирическое явление одного уровня, как уже познанный аспект данного единства, в принципе не может превратиться в явление (в результат познания) другого уровня. Поэтому бессмысленно спрашивать о том, как длина световой волны или частота нервных импульсов превращаются в ощущение, поскольку такого «превращения» просто не существует. При формулировке психофизической проблемы в методологии дея-тельностной психологии речь, по-видимому, должна идти о сходстве и различиях структур и функций разноуровневых взаимодействий человека с миром, об условиях целостности и способах восстановления симметрии «единиц» этих взаимодействий, о механизмах нелокального, системного влияния высших уровней на низшие, о формах включения продуктов взаимодействий низших уровней во взаимодействия высших уровней и пр.
Исследование
«субъективной репрезентации мира» у одаренных подростков
Бибичкова-Павлова ИМ. (г. Москва)
Существует даже в некоторых многокомпонентных теориях способностей (одаренности) такая точка зрения: особое отношение к действительности («субъективированная репрезентация мира») модифицирует, преобразует всю психическую жизнь человека. Особое восприятие, особый тип обобщения затрагивает всю личность одаренного, определяя его ценности, мотивы, познавательную сферу и поведение человека в целом. Так, В.А. Крутецкий, изучая математически одаренных школьников, пришел к выводу, что уже с 10-11 лет у высокоодаренных можно говорить о сформировавшейся «математической направленности ума», сквозь которую они воспринимают даже повседневную действительность. А.А. Мелик-Пашаев, чьи интересы лежат в области изучения художественной
одаренности, предположил, что «за всеми отдельными проявлениями художественных способностей стоит нечто единое, целостно характеризующее отношение художественно одаренного к жизни, искусству, самому себе». Эту единую психическую первооснову способностей ко всем видам искусства он определил как «эстетическое отношение» к действительности. Возникшая не так давно теория интеллектуальной одаренности (М.А. Холодная), определяет одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта. И хотя автор ограничивается рассмотрением лишь интеллектуальной одаренности, на наш взгляд, эта теория обобщает все идентичные точки зрения, касающиеся различных видов одаренности. Индивидуальные различия в одаренности, по мнению М.А. Холодной, оказываются связанными со своеобразием «видения» действительности, «субъективированной репрезентацией» мира, задаваемой характером потребностей, мотивов, переживаний и даже психологических за щит человека. Автор развивает идею о «чувствительности к проблеме» (A.M. Матюшкин) одаренного: «человеческая экстраординарность (в виде реальных творческих достижений) является следствием длительных и многократно повторяющихся «встреч» человека с соответствующей проблемной областью». И задача изучения различных проявлений одаренности заключается, на наш взгляд, в том - в какой области одаренный увидит «свою проблему».
Как показали результаты методик (CAT Э. Шостром, авторский опросник «Жизнь-творчество»), для большинства художественно одаренных подростков важнее творить самому, а для математически одаренных- наряду с творчеством, познавать этот внешний «вещный» мир. Причем, для первых выраженность творческой направленности личности напрямую (р=0,372*) связана с «внутренней» (интринсивной) потребностью в художественном творчестве. Познавательная потребность, стремление приобрести новые знания об окружающем мире тесно связана (р=0.365*) у математически одаренных с высокими показателями теста творческого мышления П. Торренса. Для выявления художественной одаренности тест П. Торренса оказался не столь адекватным (учащиеся художественного лицея, на наш взгляд, ставили перед собой несколько иную задачу, проблему). Рисуночная методика «Линия» А.А. Мелик-Пашаева позволила выявить художественно-творческий потенциал учащихся, что дополнительно подтвердили высокие показатели корреляции с опросниками: «Эстетическая потребность» Э. Стронга и авторского «Жизнь-творчество» (по таким параметрам как: выраженность внутренней (интринсивной) потребности в творчестве и ощущение в себе тех качеств, которые роднят его с настоящим художником).
На наш взгляд, сейчас остро стоит вопрос о создании адекватных методик выявления «субъективированной репрезентации мира», действительности у одаренных в различных областях. Возможно, следует учесть опыт, созданных, в частности, и в российской психологии методик по изучению «семантического (смыслового) поля» личности (Т.И. Артемьева, Д.А. Леонтьев и др.).
146
А-Ж
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза