logo
psicho T1

Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических

качеств) как возможный способ прогнозирования поведения личности

Егоров И. В. (г. Москва)

  1. В исследовании установлено, что динамика самооценки(далее СО) определяет величину и мощность качеств, прояв­ляемых субъектом в деятельности и общении. Влияние СО насоциально-психологические качества определяет измененияв реальном поведении субъекта. Фокусируясь в самооценке,социально-психологические качества определяются в субъективномпредставлении человека с позиции величины и мощности. Такимобразом, СО позволяет осознавать какие качества необходимыиндивиду в конкретный отрезок времени и отслеживать, как этикачества проявляются и изменяются. Различия между СО и объек­тивной, реальной оценкой поведения человека является одним изважных факторов динамики социально-психологических качеств.

  2. В результате исследования СО выявлена система представле­ний студентов о присущих им социально-психологических качествахличности. Одна группа качеств - нейтральные, которые находятсяв потенциальной зоне и, которые не попадают в фокус вниманияиндивида. Другие качества, на которых фокусируется вниманиеиндивида, проявляются в разбросе оценок по этим качествам, и вособом отношении к ним, выраженном в уверенном предпочтенииэтих качеств или в уверенном их отвержении. По результатамисследования было сделано предположение о существованиипаллиативных качеств- то есть, качеств имеющих важность,значимость временно, на короткое время. Прикрывающих, какието особенные ситуации, обстоятельства жизни индивидуума илинеобходимые в каких либо обстоятельствах или на определенныхжизненных этапах.

  3. Сопоставление СО (методика «самооценка-самовыражение»)и объективных оценок (методика MMPI) по социально-психологическим качествам в двух срезах показывает, что наи­большие сдвиги произошли в системе СО. Эти сдвиги в СО задаютличностные тенденции к изменению и организуют социально-психологические качества личности. Данные показывают, чтоизменениесоциально-психологических качеств зависит от особен­ностей их взаимосвязей.

  4. В исследовании установлена ведущая роль СО в изменениисоциально-психологических качеств личности. Эти изменения про­исходят под влиянием величины и силы СО меняющихся качеств,а также по их связям и зависимостям. Исследование позволилосделать вывод о том, что по силе и величине СО качества, возможно,прогнозировать особенности поведения личности.

Психологические механизмы функционирования слухов

Егорова И. А. (Таганрог)

Рассматривая проблему формирования общественного мнения, необходимо охарактеризовать источники информации, лежащие в его основе. Как отмечают социологи, в качестве базы образования мнений могут выступать феномены бытовой устной коммуника­ции-слухи.

Слух - это информация, которая распространяется без предо­ставления общепринятых свидетельств достоверности. Казалось бы, из определения слухов ясно, что они уже в силу своей природы являются недостоверными, однако в процессе из возникновения и передачи участвуют специальные механизмы обеспечения их иллюзорной правдивости.

Первый из таких механизмов связан с неофициальностью информации, которой касаются слухи. Они распространяются по уже существующим в социуме каналам неформальных связей. Слухи сооб­щаются тем лицам, которых коммуникатор считает представителями «своего» круга, при этом он должен испытывать уверенность в том, что данный канал передачи информации безопасен, т. е. переданная информация не будет использована ему во вред. Таким образом, чув­ство солидарности и принадлежности к одной группе (чувство «мы») повышает достоверность информации, сообщаемой при передаче слухов. Еще более действенным этот механизм оказывается, когда, кроме «своих», в содержании слухов участвуют и «чужие». В этой ситуации срабатывают феномены межгруппового взаимодействия: ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность, не только выстраивая феномен сведений «для своих», но и формируя необходи­мость защищать данную информацию от враждебных «чужих».

Другой механизм обеспечения достоверности слухов связан с отношением к источнику информации. Новость всегда исходит из источника (СМИ, руководитель, независимый эксперт и т. д.), который признается достоверным для большинства людей, в то время как для слухов или сплетен важно, чтобы лицо, принесшее их, заслуживало доверия лишь у получателя. Поэтому часто в «тексте» слухов присутствуют ссылки на неких третьих лиц (родственников, знакомых, сотрудников, соседей и пр.), которые якобы были свиде­телями событий, пересказываемых при передаче слухов. Ссылка на третьихлиц, которые «видели все своими глазами» (что в действи­тельности отнюдь не всегда является правдой), существенным обра­зом повышает кажущуюся достоверность слуха. Кроме «свидетеля», другим вариантом «третьего лица» может являться человек изтого же «своего» круга, пользующийся определенным авторитетом и уважением со стороны как коммуникатора, так и реципиента. В этом случае степень истинности информации существенно повышается за счет доверия к ее источнику.

Третий механизм достижения иллюзии достоверности - это ореол таинственности, сопровождающий любую информацию, содержащуюся в слухах. Место и время коммуникативного акта передачи слухов выбираются коммуникатором таким образом, чтобы исключить возможность «утечки» информации, сведения сообщаются, как правило, пониженнымтоном или даже шепотом и сопровождаются массой оговорок: «это между нами», «скажу только тебе», и главное- «только никому не говори». Все это формирует у реципиента представление о тайне, носителем которой он теперь является, входя в ограниченное число «избранных». Ощущение

337

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

собственной избранности вызывает целый комплекс положитель­ных эмоций, и снижает критичность в восприятии и переработке поступающей информации. Дальнейшие шаги конструирования представления о реальности, следующие: поскольку сведения явля­ются тайной, то они, во-первых, касаются проблем, скрываемых или замалчиваемых со стороны официальных источников информации, а во-вторых, исходят от людей, неофициально «посвященных» в истинное положение дел. Та кимобразом, данный механизм развеи­вает все возможные сомнения в точности информации и полностью обеспечивает иллюзию правдивости слухов.

Для возникновения слуха необходим событийный и инфор­мационный повод. Это может быть какое-либо важное событие, либо поведение и высказывания какого-либо известного и вы­зывающего интерес персонажа - «героя» слуха. Личность героя определяется его явным или скрытым статусом и особыми способ­ностями (скрытыми, явными или приписываемыми). А поскольку жтраординарныеличности (или личности, которых общественное мнениеделаеттаковыми) вызывают у различных людей различные, но всегда достаточно сильные чувства (отлюбви до ненависти, от по­клонения до презрения), они часто определяют значимость события и окрашивают его соответствующим эмоциональным фоном.

Важным моментом при анализе слухов является то, что события и герои действительно являются лишь поводом для их возникновения. Реальная причина слухов лежит в плоскости социальных или групповых проблем- экономических и произ­водственных трудностей, перестановок и преемственности во власти (как в обществе, так и в организации или группе), появления новых элит, отношений между руководителями и подчиненными, конкуренции, внутригрупповых и межгрупповых конфликтов. Иначе говоря, причины возникновения слухов являются гораздо более глубокими и серьезными, чем единичные события или люди. В этом смысле слухи являются индикаторами существующих в обществе, организациях или группах «слабых» и «болевых» мест.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4