Подходы к исследованию
социального интеллекта
как системообразующего звена
в структуре интегральной
индивидуальности старшеклассников
экономического образовательного
профиля
Базюлькина И.В. (г. Пермь)
В связи с современными социально-экономическими условиями страны, возрастает потребность общества в развитии социального интеллекта. Сегодня, когда техника приняла на себя большую часть физического труда, а новейшие информационные технологии могут решать умственные задачи, социальный интеллект становится первостепенным для большинства слоев общества, выступая в роли конкурентного преимущества.
При этом психологические механизмы социального интеллекта, его компонентный состав, структура, особенности проявления и развития изучены недостаточно.
С 20-х годов прошлого века по настоящее время было дано множество различных определений «социального интеллекта». Первичное определение «социального интеллекта» было предложено Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Он определял социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми. В соответствии с этим в структуре социального интеллекта выделяется два компонента -поведенческий и когнитивный. В последующих определениях социального интеллекта ученые либо ссылались на два этих компонента, либо упоминали один из них (Allport, 1937; Wechsler, 1958; Guilford, 1967; Gardner, 1983; Myers, 1998).
В отечественной психологии определение социального интеллекта основывается и на поведенческом, и на когнитивном компонентах. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1978), которая рассматривала его в системе социального развития личности. В дальнейшем этот вопрос изучали такие ученые как Ю.К. Емельянов, 1985; А.Л. Южанинова, 1984; В.А. Лабунская, 1999 и др..
Проблема социального интеллекта нашла свое отражение в работах Е.С. Михайловой (Алёшиной) (1990), которая является автором адаптации к российским условиям теста Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения социального интеллекта.
Интересен взгляд на проблему Д.В. Ушакова, считающего, что социальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей, из которых такая особенность как использование «внутреннего» опыта полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта. (Д.В. Ушаков, 2004).
Мы, вслед за Дж. Гилфордом и Е.С. Алешиной, в качестве рабочего выбираем следующее определение. Социальный интеллект-интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социально-психологической адаптации, способность прогнозировать как свое собственное, так и поведение другихлюдей в различных областях человеческой жизнедеятельности, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.
Для МОУ «Лицей № 10» при Государственном университете - Высшей школе экономики, проблема изучения социального интеллекта в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников, определивших себя в области экономических дисциплин, представляет большой интерес. В дальнейшем наши лицеисты поступают в ПФ ГУ-ВШЭ на факультеты «Экономика» и «Менеджмент». Социальный интеллект является профессионально важным качеством в профессиях типа «человек-человек».
Целью нашего исследования является изучение социального интеллекта в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников и менеджеров.
Мы рассматриваем социальный интеллект как многокомпонентное образование, специфическое в зависимости от уровня выраженности, детерминированное свойствами различных уровней интегральной индивидуальности, причем данная детерминация специфична в зависимости от степени выраженности социального интеллекта.
В нашем эмпирическом исследовании мы наблюдаем тот факт, что компонентный состав и структура социального интеллекта социально одаренных детей и менее социально одаренных различаются.
И, наконец, мы предполагаем, что социальный интеллект является системообразующим звеном в структуре интегральной индивидуальности человека, так как деятельность человека, обладающего высоким уровнем социального интеллекта, будет отличаться от деятельности человека с менее развитым социальным интеллектом.
В монографиях основателя пермской школы психологии B.C. Мерлина ключевым понятием является категория системообразующей функции как предпосылки опосредующей функции объективных требований деятельности встановлении новообразований личности. «Понимание системообразующей функции деятельности возможно только тогда, когда раскрывается характер связи объективной ее детерминации и обусловленности свойствами субъекта» (B.C. Мерлин, 1986).
128
А-Ж
Системообразующая функция деятельности возможна при наличии промежуточных, опосредующих звеньев. Опосредующие звенья, выполняющие системообразующую функцию, определяются, в первую очередь, ведущей деятельностью. В старшем школьном возрасте данную функцию выполняют учебная и общественная деятельности. Главным в концепции интегральной индивидуальности B.C. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств. На основе огромной экспериментальной работы он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию деятельности могут выполнять разные промежуточные переменные - опосредующие звенья.
Мы предполагаем, что уровень социального интеллекта старшеклассника, профессионально определившего себя в области экономических дисциплин и, прежде всего, в менеджменте, своеобразным образом влияет на развитие его индивидуальности.
К вопросу о социально-психологическом
осмыслении понятия этнической идентичности
Байсонгуров И.Б. (г. Махачкала)
В целом, в известных исследованиях этносы рассматриваются как реальные и устойчивые социальные группы, у которых имеется общность происхождения и определенная культурная специфика, своеобразная «узнаваемость» (X. Айзенк, Р. Гамбино, Э. Грили, У. Коннер, Э. Стюарт, Л.Н. Гумилев). Этничность формируется для того, чтобы распознавать «своих» и «не своих»,то есть родственных и враждебных общностей. Отсюда и вытекает надситуативный характерэтничности.
Далее следует отметить эмоционально-нормативную особенность; многие страхи, чувства достоинства, гордости, обид - это, прежде всего, глубокая связь с этносом и обязательства по отношению к нему, все, что заставляет жертвовать во имя этноса, народа даже в ущерб своим личным интересам.
В социальной психологии важное внимание уделяется таким понятиям, как социальная идентичность и этнические формы взаимодействия внутри группы. Социальная идентичность в психологии, как понятие, обычно «связывается» с именем Г. Тэджфел. Согласно когнитивистской теории, группа - это совокупность индивидов, воспринимающих себя членами одной и той же категории. В результате достигается определенная степень согласованности в оценке группы и членства в ней. Теджфел считает, что идентичность является когнитивной системой, которая регулирует поведение и состоит из двух подсистем: личностная идентичность и социальная идентичность. Эти две индентичности достаточно противоречивы по отношению друг к другу, они как два полюса. Поэтому, в разных ситуациях один и тотже человек осознает себя и какличность, и как член сообщества, группы.
В настоящий момент известны некоторые концепции этнической идентичности (Ю.В. БромлейДН. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, М. Мид, Ю.П. Платонов, М.В. Харитонов, ГГ. Шпет и др.). Согласно этим подходам, выделяются две основные причины роста этни-
ческой идентичности: поиск ориентиров и стабильности в информационно насыщенном нестабильном мире и интенсификация межэтнических контактов - прямых (перемещения людей) и опосредованных (технология и связь).
Исследователи подчеркивают, что этническая идентичность более четко осознается при условии, если знания о ней приобретаются раньше, и если личность живет в полиэтнической среде. Но точность этих знаний и позитивность социальных установок зависит оттого, к большинству или меньшинству относится группа. Этнические меньшинства имеют большой выбор стратегий при определении своей этнической идентичности. Одна из стратегий заключается в пересмотре критериев сравнения. Основными формами этой стратегии являются поиск новых оснований для сравнения, выбор для сравнения еще менее успешных и еще более слабых групп и восстановление таким путем субъективного благополучия. Другая стратегия заключается в принятии правильной самоидентификации вместе с негативной оценкой своей группы. При этом формируется негативная этническая идентичность, но ее человек переадресует другим членам группы, а не к самому себе. Есть еще одна стратегия - сменить группу. Данные стратегии соответствуют линейной модели идентичности. Но в реальной жизни члены группы меньшинства или выходцы из межэтнических браков имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических групп.
Выделяют и другие социально-психологические стратегии защиты и сохранения позитивной этнической идентичности:
усиление этнической интолерантности в контакте с другимикультурами;
формирование локальной этнической идентичности;
предпочтение личной идентичности групповой (смысл в том,что чем выше личная идентичность предпочитается групповой,тем позитивнее автостереотипы);
увеличение культурной дистанции с конкурирующим этносом;
осознание необходимости консолидации по этническому признаку;
организация центров общины;
коллективная стратегия социальной конкуренции.
Мы не ставили перед собой цель дать полное описание теорий и концепций, в которых так или иначе этнос и идентичность (личностная или этническая) являются объектом или предметом. Но даже такое беглое описание теоретических представлений об этнической идентичности показывает, что все исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой этническая идентичность находится под влиянием социокультурных условий. Чем глубже проникает человек в систему взаимоотношений с членами данной общности, тем больше усваивает способы поведения группы, тем больше вероятность совместных действий. Как и любой феномен социального характера, этничность должна содержать определенные признаки, особенности, среди базовых особенностей этничности выделяют следующие.
Мифологичность, которая складывается из объединения мифовоб общих культурах и истории (Г. Лебон).
Двойственность - этническая культура для «внутреннего использования» и «внешнего использования». При этом следуетиметь в виду, что внутренняя этническая культура закрыта отпостороннего наблюдателя и в этом смысле является своеобразным замком, который не дает возможности со стороны
129
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
глубоко понять смысл тех или иных проявлений, действий представителей этноса (С. Лурье).
Конфронтационность обозначает, что этничность появляетсяи проявляется тогда, когда есть оппозиционность к другимэтническим группам, враждебность, противопоставление(Б.Ф. Поршнев).
Объединяющая особенность; по мнению Р.Г. Абдулатипова,этничность следует понимать как«.. .своеобразную формусолидарности людей для выполнения каких-то социальных икультурных задач».
Крупской): «Читала Карла Маркса - будто живую воду пила», это в 24 года. И, например, такой: «Завоевав крестьянку для работы в детском саду... мы завоюем ее для работы при детотделе и вырвем ее из лап мохнатого одиночества» - это уже в 1934 г. Человек в надеждах, как и все, начинает свою жизнь, наполненную трудами - для людей, и подходит к концу - в мохнатом одиночестве, от которого не спасли ни люди, ни работа. Собственно говоря, это то, что и составляет подлинный интерес психологии - «проклятые вопросы» человека.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза