logo
psicho T1

Подходы к исследованию

социального интеллекта

как системообразующего звена

в структуре интегральной

индивидуальности старшеклассников

экономического образовательного

профиля

Базюлькина И.В. (г. Пермь)

В связи с современными социально-экономическими условия­ми страны, возрастает потребность общества в развитии социаль­ного интеллекта. Сегодня, когда техника приняла на себя большую часть физического труда, а новейшие информационные технологии могут решать умственные задачи, социальный интеллект становится первостепенным для большинства слоев общества, выступая в роли конкурентного преимущества.

При этом психологические механизмы социального интеллекта, его компонентный состав, структура, особенности проявления и развития изучены недостаточно.

С 20-х годов прошлого века по настоящее время было дано множество различных определений «социального интеллекта». Первичное определение «социального интеллекта» было предло­жено Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Он определял социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспе­чивает успешное взаимодействие с людьми. В соответствии с этим в структуре социального интеллекта выделяется два компонента -поведенческий и когнитивный. В последующих определениях соци­ального интеллекта ученые либо ссылались на два этих компонента, либо упоминали один из них (Allport, 1937; Wechsler, 1958; Guilford, 1967; Gardner, 1983; Myers, 1998).

В отечественной психологии определение социального интел­лекта основывается и на поведенческом, и на когнитивном компо­нентах. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1978), которая рассматривала его в системе социального развития личности. В дальнейшем этот вопрос изучали такие ученые как Ю.К. Емельянов, 1985; А.Л. Южанинова, 1984; В.А. Лабунская, 1999 и др..

Проблема социального интеллекта нашла свое отражение в работах Е.С. Михайловой (Алёшиной) (1990), которая является автором адаптации к российским условиям теста Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения социального интеллекта.

Интересен взгляд на проблему Д.В. Ушакова, считающего, что социальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей, из которых такая особенность как использование «внутреннего» опыта полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта. (Д.В. Ушаков, 2004).

Мы, вслед за Дж. Гилфордом и Е.С. Алешиной, в качестве рабочего выбираем следующее определение. Социальный интел­лект-интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социально-психологической адаптации, способность прогнозировать как свое собственное, так и поведение другихлюдей в различных областях человеческой жизнедеятельно­сти, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.

Для МОУ «Лицей № 10» при Государственном университе­те - Высшей школе экономики, проблема изучения социального интеллекта в структуре интегральной индивидуальности стар­шеклассников, определивших себя в области экономических дисциплин, представляет большой интерес. В дальнейшем наши лицеисты поступают в ПФ ГУ-ВШЭ на факультеты «Экономика» и «Менеджмент». Социальный интеллект является профессионально важным качеством в профессиях типа «человек-человек».

Целью нашего исследования является изучение социального интеллекта в структуре интегральной индивидуальности старше­классников и менеджеров.

Мы рассматриваем социальный интеллект как многоком­понентное образование, специфическое в зависимости от уровня выраженности, детерминированное свойствами различных уровней интегральной индивидуальности, причем данная детерминация специфична в зависимости от степени выраженности социального интеллекта.

В нашем эмпирическом исследовании мы наблюдаем тот факт, что компонентный состав и структура социального интел­лекта социально одаренных детей и менее социально одаренных различаются.

И, наконец, мы предполагаем, что социальный интеллект является системообразующим звеном в структуре интегральной индивидуальности человека, так как деятельность человека, обладающего высоким уровнем социального интеллекта, будет от­личаться от деятельности человека с менее развитым социальным интеллектом.

В монографиях основателя пермской школы психологии B.C. Мерлина ключевым понятием является категория системоо­бразующей функции как предпосылки опосредующей функции объ­ективных требований деятельности встановлении новообразований личности. «Понимание системообразующей функции деятельности возможно только тогда, когда раскрывается характер связи объек­тивной ее детерминации и обусловленности свойствами субъекта» (B.C. Мерлин, 1986).

128

А-Ж

Системообразующая функция деятельности возможна при наличии промежуточных, опосредующих звеньев. Опосредующие звенья, выполняющие системообразующую функцию, определяются, в первую очередь, ведущей деятельностью. В старшем школьном возрасте данную функцию выполняют учебная и общественная дея­тельности. Главным в концепции интегральной индивидуальности B.C. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств. На основе огромной экспериментальной работы он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию деятельности могут выполнять разные промежуточные переменные - опо­средующие звенья.

Мы предполагаем, что уровень социального интеллекта старшеклассника, профессионально определившего себя в области экономических дисциплин и, прежде всего, в менеджменте, своео­бразным образом влияет на развитие его индивидуальности.

К вопросу о социально-психологическом

осмыслении понятия этнической идентичности

Байсонгуров И.Б. (г. Махачкала)

В целом, в известных исследованиях этносы рассматриваются как реальные и устойчивые социальные группы, у которых имеется общность происхождения и определенная культурная специфика, своеобразная «узнаваемость» (X. Айзенк, Р. Гамбино, Э. Грили, У. Коннер, Э. Стюарт, Л.Н. Гумилев). Этничность формируется для того, чтобы распознавать «своих» и «не своих»,то есть родственных и враждебных общностей. Отсюда и вытекает надситуативный характерэтничности.

Далее следует отметить эмоционально-нормативную особен­ность; многие страхи, чувства достоинства, гордости, обид - это, прежде всего, глубокая связь с этносом и обязательства по отноше­нию к нему, все, что заставляет жертвовать во имя этноса, народа даже в ущерб своим личным интересам.

В социальной психологии важное внимание уделяется таким понятиям, как социальная идентичность и этнические формы взаимодействия внутри группы. Социальная идентичность в пси­хологии, как понятие, обычно «связывается» с именем Г. Тэджфел. Согласно когнитивистской теории, группа - это совокупность инди­видов, воспринимающих себя членами одной и той же категории. В результате достигается определенная степень согласованности в оценке группы и членства в ней. Теджфел считает, что идентичность является когнитивной системой, которая регулирует поведение и состоит из двух подсистем: личностная идентичность и социальная идентичность. Эти две индентичности достаточно противоречивы по отношению друг к другу, они как два полюса. Поэтому, в разных ситуациях один и тотже человек осознает себя и какличность, и как член сообщества, группы.

В настоящий момент известны некоторые концепции этниче­ской идентичности (Ю.В. БромлейДН. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, М. Мид, Ю.П. Платонов, М.В. Харитонов, ГГ. Шпет и др.). Согласно этим подходам, выделяются две основные причины роста этни-

ческой идентичности: поиск ориентиров и стабильности в инфор­мационно насыщенном нестабильном мире и интенсификация межэтнических контактов - прямых (перемещения людей) и опосредованных (технология и связь).

Исследователи подчеркивают, что этническая идентичность более четко осознается при условии, если знания о ней приоб­ретаются раньше, и если личность живет в полиэтнической среде. Но точность этих знаний и позитивность социальных установок зависит оттого, к большинству или меньшинству относится группа. Этнические меньшинства имеют большой выбор стратегий при определении своей этнической идентичности. Одна из стратегий заключается в пересмотре критериев сравнения. Основными формами этой стратегии являются поиск новых оснований для сравнения, выбор для сравнения еще менее успешных и еще более слабых групп и восстановление таким путем субъективного благо­получия. Другая стратегия заключается в принятии правильной самоидентификации вместе с негативной оценкой своей группы. При этом формируется негативная этническая идентичность, но ее человек переадресует другим членам группы, а не к самому себе. Есть еще одна стратегия - сменить группу. Данные стратегии соот­ветствуют линейной модели идентичности. Но в реальной жизни члены группы меньшинства или выходцы из межэтнических браков имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических групп.

Выделяют и другие социально-психологические стратегии за­щиты и сохранения позитивной этнической идентичности:

Мы не ставили перед собой цель дать полное описание теорий и концепций, в которых так или иначе этнос и идентичность (личност­ная или этническая) являются объектом или предметом. Но даже такое беглое описание теоретических представлений об этнической идентичности показывает, что все исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой этническая идентичность находится под влиянием социокультурных условий. Чем глубже проникает человек в систему взаимоотношений с членами данной общности, тем больше усваивает способы поведения группы, тем больше ве­роятность совместных действий. Как и любой феномен социального характера, этничность должна содержать определенные признаки, особенности, среди базовых особенностей этничности выделяют следующие.

  1. Мифологичность, которая складывается из объединения мифовоб общих культурах и истории (Г. Лебон).

  2. Двойственность - этническая культура для «внутреннего ис­пользования» и «внешнего использования». При этом следуетиметь в виду, что внутренняя этническая культура закрыта отпостороннего наблюдателя и в этом смысле является своео­бразным замком, который не дает возможности со стороны

129

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

глубоко понять смысл тех или иных проявлений, действий представителей этноса (С. Лурье).

  1. Конфронтационность обозначает, что этничность появляетсяи проявляется тогда, когда есть оппозиционность к другимэтническим группам, враждебность, противопоставление(Б.Ф. Поршнев).

  2. Объединяющая особенность; по мнению Р.Г. Абдулатипова,этничность следует понимать как«.. .своеобразную формусолидарности людей для выполнения каких-то социальных икультурных задач».

Крупской): «Читала Карла Маркса - будто живую воду пила», это в 24 года. И, например, такой: «Завоевав крестьянку для работы в детском саду... мы завоюем ее для работы при детотделе и вырвем ее из лап мохнатого одиночества» - это уже в 1934 г. Человек в надеждах, как и все, начинает свою жизнь, наполненную труда­ми - для людей, и подходит к концу - в мохнатом одиночестве, от которого не спасли ни люди, ни работа. Собственно говоря, это то, что и составляет подлинный интерес психологии - «проклятые вопросы» человека.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4