logo
psicho T1

Социального взаимодействия малой

группы

Гребенникова О.В. (г. Москва)

На ранних этапах онтогенеза малая группа представлена диадой или так называемой системой отношений «ПРА-МЫ» (Л.С. Выготский), где основой взаимодействия выступает эмоциональная близость и психологический симбиоз матери и дитя. На протяжении дошкольного возраста значимой становится малая группа в лице сверстников.

В рамках нашего экспериментального исследования рас­сматривается проблема влияния сверстников на формирование произвольного поведения детей дошкольного возраста. Акту­альность данной проблемы обосновывается острой необходи­мостью гуманизации взаимоотношений внутри современного детского сообщества, что в целом определяется степенью развития мотивационно-потребностной сферы и самосознания детей. При этом именно становление мотивов деятельности ребёнка (во­левой аспект) и развитие средств овладения собой (произволь­ность) обеспечивают высокую компетентность при социальном взаимодействии и способствуют формированию у детей гуманного отношения друг к другу.

Роль сверстников в психическом развитии, а в частности фор­мировании произвольного поведения представлена нами в двух контекстах - западной и отечественной психологических школах. С точки зрения социального научения, поведение сверстника вы­ступает в качестве «модели» для подражательного ребёнка и тре­бует вторичного «подкрепления» в форме подарков или одобрения сверстников (процесс «обусловливания» поведения). В контексте отечественной школы влияние сверстников имеет другие психо­логические механизмы - «внешнее экспертирование (контроль)» поведения, что усиливает самоконтроль ребёнка, смысловой стороной которого является усиление мотивации к деятельности, а также осознание своего поведения.

Опираясь на эмпирические данные отечественных исследова­телей (Е.О. Смирнова, Е.А. Бугрименко и др.) мы предположили, что общая стратегия развития произвольного поведения дошкольников определяется через последовательно осуществляемый переход позиции внешнего контролёра в игровой деятельности к самостоя­тельным контрольным действиям во внеигровой деятельности, от игровых форм контроля к неигровым (опосредованным, знаковым). Кроме того, присутствие и участие сверстников стимулирует произ­вольность поведения дошкольников, а степень и варианты влияния сверстников на произвольное поведение зависит от возраста ребёнка и его отношения к сверстнику.

Результаты исследования показали, что в младшем дошколь­ном возрасте присутствие малой группы снижает все показатели произвольности, оказывая эффект ингибиции. Со среднего дошколь­ного возраста присутствие сверстников повышает уровень произ­вольности, в особенности показатели, связанные с мотивационно-волевым аспектом (эмоциональное реагирование на результат своих действий и эмоциональная вовлечённость), создавая эффект социальной фацилитации. Конкурентное отношение к сверстникам в старшемдошкольном возрасте делает невозможной сверстниковую зону ближайшего развития.

275

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Социальная обусловленность развития произвольности в дошкольном возрасте

Гребенникова О.В. (г. Москва)

В возрастной психологии принцип развития, утверждающий постоянное изменение и развитие психики предлагает наиболее адекватный способ ее изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Психика не только изменяется вместе со средой, но и помогает успешному развитию организма. При этом важнейшим фактором, влияющим на развитие в рамках категории общения, является его социальный контекст. Сложное и многоуровневое строениедеятельности с необходимостью требует и междисциплинарного подхода к ее исследованию, включение как естественнонаучных, психофизических оснований, так и социальных, культурно обусловленных эталонов, помогающих осознанию целей деятельности и ее произвольной регуляции. В особенности это от­носится к деятельности общения.

Социальный контекст развития произвольности чётко просле­живается в нашем экспериментальном исследовании. Сверстники на протяжении дошкольного возраста способствуют становлению произвольного поведения, усиливая мотивацию к деятельности и осознанность своего поведения. Сфера общения со сверстником является тем пространством, где ребёнок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения. Присутствие других детей облегчает осознание своих действий; через внешний контроль правильности их действий, ребёнок закрепляет образец способа действия, регулирующий его собственное поведение. При построении диагностики сформированное™ произвольной сферы дошкольника необходимо учитывать не только закономерности, полученные экспериментальным путём, но и сосредоточить своё внимание на уникальности рассматриваемого явления, радиус которого включает непосредственно социальное взаимодействие с окружающей действительностью, а также вариативность способов построения контактов, основанную на психодинамике, также как и психифизиологические основания становления волевой регуляции. Таким образом, результаты исследования показывают продуктив­ность соединения естественнонаучной и гуманитарной парадигм в изучении психического развития детей.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4