Органов
Бойко Д. С. (г. Ставрополь)
В юридической психологии целенаправленному исследованию подвергается проблема профессиональной безопасности сотрудников органов правопорядка. Выполнение служебных обязанностей работниками правоохранительной сферы в существенной мере связано и с угрозами сохранению их психической целостности. Специфика правоохранительной деятельности нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости у него зачастую наблюдается возникновение профессиональной деформации, негативно влияющей на взаимодействие работника с объектами деятельности (правонарушителями) и другими гражданами, сотрудниками, руководством, отражаясь на эффективности его служебной деятельности в целом. (Сафронов АД, 1994, Борисова С.Е., 1998).
Таким образом, проблема психологической безопасности специалиста является актуальной для различных отраслей профессиональной деятельности. Для любой сферы трудовой деятельности личная безопасность основывается на достаточном уровне профессиональной подготовленности работников, предполагающем также владение безопасными методами труда, сформированной личностной установкой на выживание, психологическими качествами, позволяющими адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладания в опасных ситуациях (Столяренко A.M., 2001).
Особое внимание вопросам сохранения личной безопасности уделяется в так называемых «опасных профессиях» - профессиях, связанных с постоянным риском собственной жизни и жизни других людей. Особенностью опасных профессий является то, что они особо рельефно высвечивают то, что в других профессиях лишь слегка обозначено.
Для повышения безопасности сотрудников ОВД необходимо формировать у них психологическую устойчивость к трудностям, развивать профессиональную наблюдательность, профессиональную память, профессиональное мышление, способность принимать самостоятельные решения в экстремальных ситуациях, когда нет возможности получить готовое решение от руководства. Очень важно постоянно вооружать сотрудников психологическими знаниями, необходимыми им в профессиональной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, безопасность сотрудников правоохранительных органов- это внутреннее (психологическое) состояние субъекта, включающее в себя способность к предвидению опасности, умение анализировать характер опасности, способность к быстрой адаптации в измененных условиях и противодействию опасности или уходу от нее.
109
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Кросс-культурные проявления уверенности личности
Бойко 3. В. (г. Москва)
Анализ работ, посвященных исследованию уверенности, показал, что межэтнический аспект этой характеристики личности не исследовался. Уверенность, как структурное образование, была рассмотрена рядом авторов, каждый из которых предлагал свой подход к исследованию. Наше исследование строилось в рамках концепции системно-функциональной организации чертличности, разработанной А.И. Крупновым. В исследовании приняли участие 155 человек - студентов РУДН в возрасте 20-29 лет: 55 российских студентов 50 студентов из Африки (из Анголы и Гвинеи-Бисау) и 50 - из Китая. Для диагностики уверенности нами использовалась методика А.И. Крупнова «Бланковый тест». Значимые отличия между группами были обнаружены в мотивационном, когнитивном, продуктивном, динамическом, эмоциональном и регуляторном компонентах уверенности.
Анализ полученных результатов показал, что китайцы в проявлении уверенности характеризуются желанием получить социальное одобрение, утвердиться в группе. Они отмечают, что берутся за работу только тогда, когда полностью убеждены в способности её выполнить, часто признаются в неспособности выполнить что-либо, так как считают себя некомпетентными, чувствуют себя более уверенно, если находят поддержку. Если им приходится делать выбор, они предусматривают запасные варианты, часто теряются в различных ситуациях и чувствуют себя неуверенными в новых, необычных условиях.
В основе уверенного поведения африканцев лежат эгоцентрические мотивы: желание проявить себя и свои способности, самоопределиться и реализовать себя, развивать волевые качества, стремление быть самостоятельным и независимым. Они также считают, что уверенность поможет им в карьерном росте, в достижении общественного признания, приобретении большего жизненного опыта, расширении социальных контактов.
Российские студенты понимают уверенность как активное состояние человека. Они в большей мере склонны идти на риск, браться за дело, зная, что не всегда полностью владеют им в деталях, считать себя правыми в различных спорах и дискуссиях, придерживаясь при этом собственного мнения. Они также редко уступают другим и считают, что не существует безвыходных ситуаций. Русские испытывают удовлетворение при выигрыше в споре, чувство гордости за свои поступки и действия, приятные переживания при совершении рискованных поступков и чувство оптимизма при выполнении различных начинаний.
Таким образом, сравнение психологической структуры уверенности российских, китайских и африканских студентов выявило определенные различия в данном свойстве и показало, что существует этнопсихологическая специфика в выраженности компонентов уверенности у российских и китайских студентов.
Управление временем как компонент коммуникативной компетентности
Болотова А. К. (г. Москва)
Развитие коммуникативных умений, в частности, умений, составляющих временную компетентность, связано как с совершенствованием традиционных методов, так и с выявлением новых форм и методов обучения, или, как принято в социальной психологии, коммуникативного тренинга.
Сегодня концепции или тренинговые технологии развития и совершенствования коммуникативной компетентности, можно рассматривать как попытки нового прочтения и применения социокультурной теории Л.С. Выготского, деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, зарубежных теорий социального научения А. Бандуры и коммуникативных действий Ю. Хабермаса, а также теорий гештальтпсихологии, включая психодраму. Как отмечает Ю.М. Жуков, как будто наступило время складывания из отдельных идей и изолированных наработок «суммы технологий». Современные технологии организации обучения переориентированы с индивида на группу, где процесс приобретения коммуникативного опыта основан на внутригрупповом и межгрупповом взаимодействии. Сосуществуют и две модели наращивания компетентности в результате тренинга.
Согласно первой модели тренинг - это приобретение и совершенствование знаний, умений и установок. Согласно другой модели тренинг - это более совершенные способы работы со своим опытом. Поиск теоретических оснований существующих и развивающих обучающих технологий продолжается, вызывая определенную дискуссию в академических кругах, однако на практике на вооружение взяты два процедурно-технологических подхода: они носятназвание компетенциарного (фокусированного на компетенциях) обучения и экспериентального (основанного на опыте) обучения.
Описание и содержание всех компетенций программы подробно представлено в книге Ю.М. Жукова «Коммуникативный тренинг» (М., 2004). Особый интерес представляет эта программа для нас, поскольку здесь впервые к межличностным компетенциям было отнесено управление временем, как необходимым компонентом коммуникативной компетентности.
В нашем опыте были намечены некоторые пути развития компетентности во времени и оптимизации социально-психологического воздействия, нацеленного на различные произвольные и непроизвольные способы организации времени, его эффективного планирования и рационального использования в условиях социальных взаимодействий, ограниченных определенными временными рамками (переговорные процессы, оперативные совещания, аудиенции и т. д.) или в условиях острого дефицита времени. Поскольку временная компетентность, или компетентность во времени, предполагает, как мы определили, наличие некоторых компетенций - коммуникативных умений, -в частности, адекватное «чувство времени» (как своего, так и чужого - не пренебрегать чужим временем), конструирование временных лимитов и границ общения, сужение и расширение временного пространства общения в зависимости от ситуации межличностного взаимодействия и эмоционального состояния партнера и т. д., развитие этих умений мы реализовали на платформе компетенциарного подхода.
110
А-Ж
Такой подход диктовал и определенную последовательность в выполнении и создании программы обучения, которая должна включать несколько этапов.
Первый из них- работа по определению потребностей в тренинге и развитию необходимых компетенций. На этом этапе, как отмечает Ю.М. Жуков, выявляется тот круг компетенций и тот круг лиц, для которых имеющийся уровень признается недостаточным. На втором этапе подбираются или разрабатываются курсы тренинга, предназначенные для ликвидации обнаруженных дефицитов знаний и умений. Третий этап - проведение собственно коммуникативного тренинга. Завершает цикл оценка результативности тренинга с помощью методик, использовавшихся на первом этапе.
Ряд исследователей отмечает привлекательность этого подхода в его рациональности и рентабельности, поскольку содержательный состав компонентов компетентности для предварительной и окончательной оценки совпадаетссодержаниемтренинговых программ, и это во многом облегчает выполнение задач планирования и контроля всего целостного процесса (Ю.М. Жуков, 2004).
Разработанная нами Программа тренингов коммуникативной компетентности построена на основе компетенциарныхтехнологий и также включает несколько этапов, отличных от представленных выше, но по содержанию и последовательности решаемых задач обучения несколько шире аналогичных тренинговым программ. Она включает несколько этапов.
Диагностический этап предполагает инвентаризацию необходимых компонентов временной компетентности (такие компетенции как способность адекватного восприятия и оценки времени, готовность к прогнозированию временных перспектив, знание стратегий планирования и организации времени жизни, особенности личностной организации времени и др.)
Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий,а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом (Л.А. Петровская, 1983).
Следующий этап предполагает диффференцированное формирование групп тренинга с учетом типологии регуляции индивидуальных временных режимов деятельности.
В соответствии со своей темпераментальной природой человек сам устанавливает темпы и ритмы осуществления деятельности, согласовывая субъективные и объективные скорости в пространственно-временном континууме деятельности.
Содержание этого этапа включает освоения языка социально-перцептивной сферы, включение новых каналов коммуникации в соответствии с темпо-ритми чески ми характеристиками субъекта, с учетом субъективного временного эталона и характера временных восприятий (скорость, темп, длительность). Такая форма организации тренинга, общей групповой работы, обозначается термином «дебрифинг», т. е. структурированное обсуждение, комментирование действий и проблем отдельных членов группы.
Третий этап включает индивидуально-ориентированные программы развития временной компетентности. Важным этапом в построении развивающих программ является создание условий, моделирование ситуаций для реального конструирования поведения во времени, мысленного проигрывания своего поведения в различных ситуациях (дефициты времени, временной избыточности, нерегламентированных во времени заданий).
Планирование последовательности своих действий, составление прогноза их целесообразности в каждый данный момент или отсроченных последствий собственных действий во времени «в уме», в форме предваряющего образа действия является составной частью нормально протекающего коммуникативного действия. Развитие способности к опережающему отражению, готовности предварять действия «в уме» может целенаправленно использоваться для обеспечения своевременности «контролируемой спонтанности», являющейся важной характеристикой временной компетентности. Компетентное коммуникативное поведение предполагает развитие умений рационального перераспределения действий во времени, способности к целеполаганию, разведению во временном плане целей реальных и целей идеальных (Зейгарник Б. В., 1980).
На формирование таких умений и нацелен наш тренинг временной компетентности.
Таким образом, основой тренинга временных компетенций является организация совместной групповой деятельности и выбор индивидуальных стратегий активного преобразования, прогнозирования своих действий, событий во времени.
Оценка стрессогенности критических жизненных событий
Большакова М. Б., Васанов А. Ю. (г. Москва)
Данная работа основана на подходе к анализу критических жизненных событий с точки зрения «объективных» признаков значимых событий, заложенных в самой ситуации.
Предыдущее исследование, на основе использования модифицированного варианта Шкалы оценки социальной адаптации Холмса и Рэя (Holmes & Rahe, 1967), выявило существенные различия в субъективной значимости критических жизненных событий в американской и российской выборках испытуемых. Цель данного исследования - попытка классификации критических стрессовых жизненных событий по степени их субъективной значимости и характеру адаптации.
В отечественной выборке испытуемыми являлись 395 человек: 273 женщины и 122 мужчины, возраст 18-57 лет. Выборка репрезентативная.
Анализировались следующие признаки: степень адаптируемости к различным событиям, оцениваемая испытуемыми, что является эквивалентом степени их значимости и характер распределения показателя адаптируемости в выборке, что отражает специфику приспособления к данной группе событий.
В результате статистической обработки (средних значений оценки событий, стандартных отклонений, эмпирической частоты) были выделены шесть групп событий, отличающихся по степени адаптируемости или значимости, а та кжехарактеру ее распределения.
События перечислены по степени убывающей интенсивности, значимости. 1. «Психологическая травма», имеющая надындивидуальный
характер: смерть близкого родственника; смерть супруга;
тюремное заключение; появление нового члена семьи; смерть
близкого друга.
111
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Данные события связаны преимущественно с темой смерти и жизни, однако, не являются, строго говоря, личными (кроме «тюремное заключение»). Характер распределения, имеющий резкий пик в области максимальных значений, свидетельствуете затруднениях в адаптации к данным событиям для подавляющего большинства респондентов. Это - ситуации потери, вызывающие психологическую травму и дезадаптацию. Непредвиденная потеря объекта особой привязанности или значимого другого является частой причиной посттравматического стрессового расстройства, которое выделяется в качестве отдельной таксономической единицы.
2. «Критические, изменяющие жизнь события личного характера»:вступление в брак; собственная болезнь или травма; развод;беременность.
Характер распределения - нормальное «правоассиметричное» свидетельствует о сложности адаптации к данным событиям для большинства респондентов. Сами события можно оценить как угрозу либо вызов и требуют высоких навыков приспособления. Сложность адаптации состоит в том, что эти события могут иметь место в жизни человека однократно.
3. «События, изменяющие жизнь (индивидуально) в рамкахнормы адаптации»: разрыв семейных отношений (без оформления развода); выдающееся личное достижение; сын или дочьпокидают дом; усиление конфликтности отношений с супругом;увольнение с работы; окончание срока выплаты ссуды илизайма.
Распределение носит характер нормального с небольшим сдвигом в область повышенных значений, то есть приспособление к данным разнообразным событиям вписывается в понятие норма адаптации для большинства респондентов.
4. «Стрессоры амбивалентного характера»: начало или окончаниеучебы в учебном заведении; перемена места жительства;Рождество, встреча Нового года; отпуск (каникулы); выход напенсию.
Распределение носит характер прямоугольного с равной разрешающей способностью во всех точках шкалы. В данном случае можно говорить о строго индивидуальном характере адаптации к данным событиям, что усиливается их амбивалентностью.
5. «Стрессоры в рамках нормы адаптации»: изменение финансового положения; сексуальные проблемы; изменение в состоянииздоровья члена семьи; примирение с супругом; изменения вусловиях жизни; супруг(а) начинает или перестает работать; перемена места работы; изменение профессиональнойориентации; ссуда или заем на крупную покупку; изменениедолжности, служебной ответственности.Распределение носит характер нормального,™ есть приспособление к данным разнообразным событиям вписывается в понятиенорма адаптации для большинства респондентов.
6. «Микрострессоры»: проблемы с родственниками мужа (жены);проблемы с начальством; изменение числа живущих вместечленов семьи; изменение в режиме сна и бодрствования;пересмотр личных привычек и т. д.
Распределение носитхарактер нормального «левоассиметрич-ного»,то есть приспособление к данным разнообразным событиям не отличается сложностью для большинства респондентов.
Итак, проведенное исследование позволяет выделить следующие основные разновидности жизненных событий: Во-первых, психологическая травма (1 и 2 группа событий). Во-вторых, значи-
мые события, изменяющие жизнь вследствие смены социального ролевого статуса (2,3,4 группы). В-третьих, стрессоры, вызывающие изменения, ведущие к адаптации, в рамках существующего социального статуса (4,5,6 группы событий).
Проблема развития индивидуальности в дошкольном детстве
Большунова Н. Я. (г. Новосибирск)
В современной психологии, очень мало работ, посвященных развитию детской индивидуальности. Это связано, на наш взгляд, с тем, что психология развития занималась поиском общих закономерностей, рассматривая проблему индивидуальности ребенка главным образом с точки зрения вариативности возрастных характеристик, тогда как настало время исследовать становление индивидуальности, ее воспитание как особой целостности и ценности.
Индивидуальность понимается нами как самобытность человека, реализуемая в выборе и осуществлении своего жизненного пути. Индивидуальность имеет сложную организацию (Э. А. Голубева, 1993,2005). В ней можно выделить биологический, психологический, социальный (личностный), а также, с нашей точки зрения, социокультурный уровни. Причем, с одной стороны, разные уровни индивидуальности, выступают не как низшие или высшие, а именно как разные, но системно и структурно связанные; и с другой - связи эти характеризуются тем, что каждый последующий уровень включает в себя предыдущий и одновременно снимает ограничения предыдущего уровня. Причем, у человека развиваются собственно психологические способы и пути преодоления этих ограничений, как конструктивные, так и неконструктивные. К конструктивным мы относим выбор субъектного пути развития человека (С.Л. Рубинштейн 1946,1976; К. А. Абульханова, 1973,1977, 2005; А. В. Брушлинский, 1991,1997,2003; и др.). Субъект, как мы полагаем, представляет собой единство ответчивости самому себе, социокультурным основаниям человеческой жизни и рефлексии с точки зрения этих оснований, что и дает возможность человеку осуществлять особую работу по отношению к самому себе (делать выбор, «выделывать» свой жизненный путь) по поиску своей подлинности и целостности.
В качестве механизма структурирования единства индивидуальности (механизма преодоления противоречий, ограничений) выступает переживание. Если условием и средством приобретения нового жизненного опыта (изменения) является деятельность и сопровождающие ее коммуникативные процессы, то условием и средством отбора и превращения этого опыта в устойчивый инвариант индивидуальности является переживание, которое, вслед за С.Л. Рубинштейном, мы понимаем как душевное и духовное событие в жизни человека, укорененное в его индивидуальной истории. Система переживаний в контексте базовых человеческих ценностей определяет внутренний локус индивидуальности, ее рисунок, контуры, топологию, обнаруживаемую на пересечении духовного, душевного и соматического измерений человека, она «собирает» человека, придавая определенность ощущению
112
А-Ж
собственного Я. Система, композиция этих ценностей определяется нами как социокультурные образцы, свойственные определенному типу культуры, которые выступают как мера, с которой человек соизмеряет свои мысли, намерения, переживания, в соответствии с которой человек делает выбор и осуществляет поступок. Причем, такую меру мы рассматриваем как особую детерминанту психики и деятельности, наряду с каузальной и телеологической причинностью. Категория меры понимается нами в гегелевском смысле как единство качественной и количественной определенности. Другая мера (социокультурные образцы, горизонт ценностей) изменяет самого человека, позволяя ему в контексте этой меры (мировоззрения) иначе обнаруживать и разрешать противоречия.
Поскольку мы полагаем, что социокультурное становление человека представляет собой становление его субъектное™, а субъектность (субъект) есть квинтэссенция индивидуальности, то развитие индивидуальности как особой целостности и определенности обусловлено тем, как складывается его субъектность, выраженная в стремлении человека к достижению адекватной себе формы духовности, своей человеческой подлинности.
Мы полагаем, что во все периоды своего развития человек индивидно,личностно, психологически определен и субъектен, что обуславливает возможность его целостного развития на каждом этапе онтогенеза. Особое значение в развитии и интегрировании индивидуальности принадлежит, во-первых, ответчивости как активного, избирательного действия, личного отклика человека на призыв к социокультурному развитию и на требования собственной «самости» (задатки, темперамент, потребности, призвание и т. д.). С другой стороны, интегрирование индивидуальности основано также на рефлексии с точки зрения социокультурных образцов. Индивидуальность обретает возможность целостности, когда человек (ребенок) развивается как субъект, актуализируя в этом развитии адекватную себе форму духовности. Это означает, что подлинное развитие индивидуальности ребенка возможно лишь в условиях актуализации его социокультурного становления.
Отсюда следуюттребования к образованию, ориентированному на развитие индивидуальности. Содержаниемтакой педагогической деятельности является не столько организация собственно процесса усвоения, сколько создание условий, при которых актуализируются значимые для ребенка деятельность и общение, при этомосвоение, усвоение становится событием, переживаемым в контексте действительных потребностей ребенка. Осуществляя значимую для себя и неотчужденную от себя деятельность, ребенок ориентируется нетолько на требования и стандарты, выдвигаемые взрослыми, но и получает возможность откликаться на «требования» собственной индивидуальности. Это позволяет ребенку обнаружить и выстроить индивидуальные средства и способы осуществления деятельности и общения. Речь здесь идет об организации образования в формах детской субкультуры, которая включает в себя систему деятельно-стей, свойственную детям определенного возраста; виды и формы общения, преобладающие в системе коммуникаций; специфику картины мира и мышления; специфику системы ценностей (образ человека), на которую ориентируется ребенок. Соответствующий эксперимент по организации образования дошкольников в формах детской субкультуры осуществлялся нами в течение двадцати лет. Целью эксперимента являлось развитие детей (их индивидуальности, субъектное™, мышления, знаний и т. д.) организованное в формах игры средствами сказки. Как известно, ведущей деятельностью для дошкольника является сюжетно- ролевая игра. Игра
вследствие своей двухуровневой топологии и в силу того, что она является свободно организованной деятельностью, открывает для ребенка возможность поиска, апробирования своих ресурсов, актуализации своих предпочтений в самых разных сферах жизни, развития своей самобытности, индивидуальности. Специфическим же средством организации образования дошкольников является сказка как особый текст (культурологический феномен) и средство детского мышления, средство конструирования детской картины мира.
Сравнительные и лонгитюдные исследования, осуществляемые на базе ряда детских садов г. Новосибирска, показали, что организация развития детей в формах детской субкультуры имеет амплифицирующее значение, в частности, мы фиксируем более выраженное по разным параметрам становление индивидуальности и субъектное™ дошкольника.
Таким образом, развитие индивидуальности предполагает создание условий, при которых ребенок, оказываясь в пространстве культуры, опираясь на средства соответствующей возрасту субкультуры, обретает возможность актуализировать свою субъектность, как возможность выбора собственного пути развития, соизмеряемого как со спецификой своих индивидуальных особенностей,так и системой ценностей, свойственной определенному типу культуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза