Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
Губарева Л. И., Буханцова Е. В. (г. Ставрополь)
Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных психологических, биологических и криминологических проблем является вопрос о личности преступника. По сводкам МВД России в январе-мае 2006 года органами внутренних дел возбуждено 1324,2 тыс. уголовных дел, что на 23,0% превышает аналогичный период прошлого года. Постоянное возрастание преступлений заставляет нас все чаще задумываться над причинами совершения преступных деяний.
В условиях естественного эксперимента нами были изучены психонейроэндокринныеособенности мужчин 20-35 лет, заключенных тюрьмы, осужденных по статье 105 и 158 УК РФ. Контрольную группу составили студенты Ставропольского государственного университета. Уровень гормонов (кортизол, тестостерон, эстрадиол, тироксин) в слюне определяли высокочувствительным иммуно-ферментным методом. О функциональном состоянии центральной нервной системы (ЦНС) судили по показателям хронорефлексо-метрии. Уровень тревожности, невротизации, психопатизации и агрессии определяли с помощью методов психологического тестирования. Результаты исследования подвергались статистической обработке.
Нами установлено, что у заключенных, осужденных по статье 105 УК РФ, с высоким уровнем кортизола, по сравнению с контрольной группой, наблюдалось повышение уровня тестостерона и тироксина, что имеет огромное значение для работы центральной нервной системы. Заключенные со средним и низким уровнем кортизола, осужденные за убийство, имели и более низкие показатели уровня андрогенов и тироксина по сравнению с контрольной группой. Мужчины, осужденные к лишению свободы по статье 158 УК РФ (кража), имели достоверно более низкие показатели как глюкокортикоидов, так и андрогенов, по сравнению с контрольной группой и по сравнению с осужденными по статье 105 УК РФ.
У заключенных, осужденных по статье 105 и 158 УК РФ, при гиперкортицизме отмечался повышенный уровень тревоги, который сочетался с изменением личностных качеств мужчин, ухудшающих их социальную адаптацию.
У мужчин, осужденных к лишению свободы, обнаруживается большая заостренность черт, так как практически у всех обследуемых мужчин отмечается высокий уровень невротизации. Невротическая палитра отличалась тревожностью и усилением беспокойства за собственное здоровье, за участь близких и родных; усиливалась чувство неуверенности при общении с окружающими; у большинства мужчин проявлялась нетерпеливость. У многих мужчин основной группы наблюдались фрагментарные навязчивости, которые эпизодически возникали в виде неприятных воспоминаний, сомнений, опасений, аморфного чувства страха и тревоги.
В отличие от контрольной группы, у осужденных выявлен высокий уровень психопатизации, что указывает на наличие у них патологических (генетически или социально обусловленных) черт личности.
Анализ результатов тестирования по Басса-Дарки выявил достоверно более высокий уровень агрессии и враждебности у
254
А-Ж
мужчин, осужденных по статье 105 и 158 УК РФ, по сравнению с мужчинами контрольной группы. Это предопределяет деструктивные тенденции во взаимоотношениях с окружающими, а также негативную оценку людей и событий. Осужденные за убийство мужчины имели высокие оценки по шкалам физической и вербальной агрессии, раздражения, чувства вины. Такие мужчины более агрессивны и особо жестоки, чаще применяют физическую силу против другого лица, что подтверждается совершенными ими деяниями. Заключенные, осужденные за кражу, также проявляют ярость и агрессию, но без физической направленности, чаще имеющую форму оппозиционной направленности.
В целом высокие показатели уровня андрогенов, невротическая палитра и высокие показатели по шкале агрессии и враждебности указывают на то, что мужчины, склонные к совершению преступных деяний, находятся в постоянной готовности к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. У осужденных к лишению свободы мужчин постоянно происходит накапливание ненависти и зависти к окружающим за действительные и вымышленные действия. В этом случае индивид реализует свое враждебное субъективное отношение в противоправных действиях агрессивно-насильственного характера, направленных на причинение вреда или ущерба жизни или здоровью субъекта.
Результаты настоящего исследования подтверждают значимую роль стероидных гормонов - кортизола, тестостерона на формирование конституционально-биологических основ личности, возникновение предрасположенности к тем условиям среды, которые обуславливают становление преступной личности. Полученные данныеслужатоснованиемдля проведения расширенных научных исследований в данной области.
Психофизиологический статус подростков при микроэлементозах
Губарева Л. И., Ермоленко Г. В.,
Попова С. П., Посохина В. В.
(г. Ставрополь)
Проживание на химически загрязненной территории,характе-ризующейся определенным уровнем содержания микроэлементов (МЭ) в объектах окружающей среды, обусловливаетопределенный микроэлементный состав биосред организма. Химический гомео-стаз является необходимым компонентом сохранения здоровья. Особенно актуальна проблема гипо- и гипермикроэлементозов детского организма, отличающегося от взрослого незавершенностью процессов биологического и психического развития (Студе-никин М.Я., Ефимова А.А., 1998; Безруких М.М., Фарбер Д.А., 2000; Губарева Л.И., 2001).
Вусловиях естественного эксперимента изучено влияние химического загрязнения окружающей среды на организм подростков. Проведено исследование 284 подростков 13 лет, проживающих в химически загрязненном (опытная группа) и экологически благополучном (контрольная группа) районах. Уровень микроэлементов (Cd, Pb, Fe, Zn, Си) в волосах и ногтях определяли методом атомно-абсорбционнойспектрофотометрии. Функциональное состояние ЦНС
оценивали методомхронорефлексометрии по показателям простой и сложной зрительно-моторной реакции. Для характеристики психоэмоционального статуса использовали метод анкетирования.
Загрязнение окружающей среды подпороговыми дозами Cd и РЬ приводит к достоверному повышению уровня тяжелых металлов в волосах и менее выраженному в ногтях у подростков, проживающих в данной среде. Избыточное накопление Cd и РЬ в организме подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, привело к снижению концентрации эссенциальных МЭ по сравнению с контролем: Fe- в 3,4 раза, Zn - в 2,6 раза (Р<0,001). У детей, проживающих на химически загрязненной территории, уровень невротизации выше, чем у детей из экоблагополучного района. У мальчиков опытной группы в 3,0 раза выше, чем у мальчиков контрольной группы, уровень психопатизации. При этом в условиях экологического неблагополучия, процент девочек-подростков с высоким уровнем суицидальных наклонностей значительно выше, чем в контрольной группе (23,9% и 2,9% соответственно). Среди мальчиков опытной группы встречаются подростки с низким чувством долга, волевых качеств.
Факторный корреляционный анализ выявил высокую негативную значимость повышенного содержания РЬ и Cd для лабильности ЦНС, уровня психопатизации, тревожности, произвольного внимания. От уровня эссенциальных элементов - Zn, Fe и Си - позитивно значимо зависят уровень тревожности, степень развития дифференцировочного торможения, развитие перцептивных способностей и точность сенсомоторных актов. Дефицит Zn и Си в значительной мере определяет формирование психопатических черт личности.
В целом, по результатам корреляционного и факторного анализа можно заключить, что концентрация металлов в волосах может выступать в качестве раннего маркера психофизиологических нарушений. В свою очередь, раннее выявление нарушений будет способствовать их своевременной коррекции.
Мыслительные особенности личности, восприимчивой к инновациям
Гугуева 3. С. (г. Ростов-на-Дону)
Современные быстроразвивающиеся условия предъявляют требования и к изменению самого человека. Но, к сожалению, не все готовы к быстрому восприятию нового, одни воспримут нововведение довольно быстро, другие-спустя время, одни будут инициаторами нововведений, а другие будут лишь постепенно адаптироваться к новому, либо отвергать принятие этого нового. И очевидно, что время и степень восприятия инноваций зависит от характеристик самой личности.
Многие отечественные и зарубежные исследователи (Э. М. Роджерс, Ю. Л. Неймер, Ю. Д. Красовский, А. Л. Журавлев, А. Н. Лебедев) выделили различные классификации по степени восприимчивости личности к инновациям. Но практически все ученые, занимающиеся этой областью исследования, озабочены описанием личностных
255
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
характеристик, тогда как, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется особенностям мыслительных и познавательных процессов. А ведь можно говорить о том, что восприятие инновации - это и есть мыслительный процесс, начинающийся с оценки инновации и заканчивающийся принятием решения.
Важным в принятии или отвержении нововведения является его оценка, которая в первую очередь зависит от осмысленности возможностей использования нововведения. Даже если личность примет инновацию, не поняв его сути, то едва ли сможет выгодно ее использовать. То есть для принятия инноваций личность должна обладать достаточными знаниями, информированностью, высоким интеллектом.
Титов А. Б. пишет, что люди оценивают нововведения, используя для этого систему представлений, которая составляет определенные рамки, в которые человек должен поместить нововведение, прежде чем станет обдумывать возможность его принятия. Эти рамки - какая-то определенная классификация и прежде, чем принять нововведениеличность должна рассмотреть его по целому ряду характеристик. Поэтому автор говорит, что люди, способные к простой оценки, имеющие подвижную когнитивную систему могут быстрее принять нововведение. Значимым также является сбор и обработка полученной информации, для этого личность, воспринимающая инновацию, должна быть способной воспринимать и обрабатывать огромное количество информации о внешней и внутренней среде.
Также мы считаем, что у инновативной личности скорее будет преобладать, используя классификацию А. К. Белоусовой, инициативный стиль мышления. Инициативный стиль мышления характеризуется направленным поиском противоречий, обнаружением проблем и проявляется в способности выдвигать различные предположения, гипотезы. Что будет обуславливать прогностические качества личности, от наличия которых будет зависеть успех внедрения инноваций. Поскольку личности просто необходимо предвидеть возможный результат внедрения нового, преимущества и недостатки нововведения, продумать наилучшие методы внедрения.
Подтверждением того, что стиль мышления влияет на степень и время принятия инновации, является то, что проведенное нами ранее исследование показало, что у людей с различным преобладающим стилем мышления существуют различия в моти-вационной и личностной сфере. Так для людей, с преобладающим инициативным стилем мышлением, что, по нашему предположению, обуславливает высокую степень принятия инновации, характерно направленность на задачу, потребность в достижении, преобладание потребности в достижении успеха над потребностью избегания неудачи. В основе инициативного стиля мышления также лежитличностное качество - инициативность, являющейся формой выражения потребности человека в актуализации.
Итак, личность способная к быстрому восприятию инноваций, имеет отличительные мыслительные особенности. Такая личность должна обладать достаточными знаниями, информированностью, высоким интеллектом, способностью находить, воспринимать и обрабатывать огромное количество информации о внешней и внутренней среде. Эта личность со способностью к простой оценки, с подвижной когнитивной системой, с преобладанием инициативного стиля мышления.
Проблема психологической поддержки образовательных практик школы XXI века
Гуружапов В. А. (г. Москва)
Образовательная среда школы нового века характеризуется широким диапазоном возможных вариаций, связанных с разнообразием содержания и методов современных образовательных практик. В значительной мере эти практики носят развивающий характер, по-сколькувихосновележатпоисково-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Можно даже говорить о появлении целого семейства психодидактических систем развивающего образования. И в каждой системе складывается свой вариант психического развития учеников. В одной школе могут мирно соседствовать разные дидактические системы. А ученики в процессе обучения вынуждены переходить из одной образовательной ситуации в другую. В этой связи остро стоит вопрос о содержании психологической службы в школе будущего, прежде всего, о работе школьного психолога с индивидуальными особенностями психического развития учащихся в условиях вариативных образовательных траекторий.
Проблема состоит в том, что в настоящее время среди массы школьных психологов бытует представление о существовании некоторой идеальной траектории психического развития детей, в то время как этот процесс развития детей в инновационной образовательной среде становится принципиально вариативным. В значительной мере этот стереотип скрыто поддерживается всей практикой работы школьного психолога, особенно, через использование диагностических методик, которые основаны на однозначной норме психического развития. Поэтому психолог школы будущего должен не только понять развитие детей как принципиально вариативное, но получить соответствующий инструментарий адекватной оценки этого развития. Фактически, мы стоим перед необходимостью создания новой парадигмы профессиональной деятельности психолога образования.
В этой связи возникают следующие задачи.
Преодоление стереотипов профессионального мышленияшкольных психологов относительно возможностей адаптациидетей в современной инновационной образовательной среде.
Разработка вариативных типов психологического портретаучащегося, развивающего в условиях инновационного образовательного процесса в школе.
Проведение работы по отбору и верификации современныхметодик для оперативной диагностики психического развитияшкольников в условиях вариативной инновационной образовательной среды.
Разработка методов психологического сопровождения индивидуального психического развития школьников.
Создание программы повышения квалификации школьныхпсихологов по методам работы в условиях инновационногообразовательного процесса в школе.
6. Наконец, создание общей теории психологической поддержкисовременных дидактических систем развивающего типа.Такая работа уже начата в Московском городском психолого-педагогическом университете на факультете «Психология образования». Общие подходы к решению этих задач уже сложились вотечественной психологической науке. Прежде всего, мы имеемввиду весь пласт наработок в научной школе В.
256
А-Ж
последователей. Вместе с тем, необходимо ассимилировать богатейшие традиции мировой психологии в плане освоения культуры феноменологического анализа различных ситуаций взаимодействия участников образовательного процесса, в частности ситуаций риска, принятия решений, оценки возможных последствий решений, коррекции неудачных действий. Мы понимаем, что решение поставленных задач возможно только при условии консолидации усилий всего сообщества психологов образования РФ.
Возрастная динамика профессиональной направленности школьников
Гурьянова О. А. (г. Казань)
Переход на профильное обучение в 2010 году ставит перед школой задачи по раннему определению и всестороннему развитию профессиональной направленности школьников. Профессиональная направленность проявляется в отношении к профессиям, сложившегося на основе определенного объема знаний о них положительного отношения или отрицательного восприятия всего, что связано с профессией в учете личностью своих физических, психических и материальных возможностей.
Вопросам определения понятия и структуры профессиональной направленности посвящено сравнительно небольшое количество работ. Втоже время, направленность - это стержневое образование личности, на основе которого формируются жизненные и профессиональные планы человека.
Анализ литературных источников позволил определить основные компоненты профессиональной направленности, которые могут быть изучены с помощью тестирования: ценности, мотивы выбора профессии, профессиональные интересы и склонности.
В исследовании приняли участие 267 школьников 8-11 классов г. Казани.
При проведении исследования были использованы следующие методики: дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда, опросник терминальных ценностей И Г. Сенина, методика «Мотивы выбора профессии».
При изучении сферы интересов у школьников 8-10 классов было выявлено, что данная сфера достаточно стабильна, но может значительно измениться к одиннадцатому классу. Интерес к профессиям техническим, естественно-научным снижен, и эта тенденция остается на протяжении от8 до 11 класса. Втоже время в одиннадцатом классе повышается интерес к профессиям конвенциональным, связанным со сферой «человек - знаковая система».
Мотивационная сфера в значительной мере различается и имеет особенности характерные для определенного возраста.
В восьмом классе доминируют внутренние мотивы. При этом наиболее важными признаются социально значимые мотивы выбора профессии, а затем уже индивидуальные. Внешние положительные мотивы также играют определенную роль при выборе профессии.
В девятом классе структура мотивов изменяется на первое место выходят внутренние индивидуально-значимые мотивы, затем внешние положительные мотивы и только затем следуют внутренние социально значимые мотивы.
В десятом классе мотивационная сфера также претерпевает изменения. На первое место выходят внешние положительные мотивы, затем внутренние индивидуально-значимые и затем следуют социально-значимые мотивы.
В одиннадцатом классе структура мотивов аналогична структуре мотивов девятиклассников.
Внешние отрицательные мотивы не оказывают существенной роли на выбор профессии.
Для восьмиклассников наиболее значимой жизненной сферой является семья, затем следует сфера обучения и образования, сфера профессиональной жизни, а также сфера увлечений. Сфера общественной жизни для восьмиклассников является наименее значимой по сравнению со всеми остальными.
У девятиклассников доминирует сфера профессиональной жизни, затем следует сфера семейной жизни и образование. Также как и у восьмиклассников, сфера общественной жизни не является важной для девятиклассников. На наш взгляд, это связано с тем, что часть девятиклассников не ориентированны на получение высшего образования, а заинтересованы в получении рабочей специальности, поэтому сфера профессиональной деятельности доминирует над всеми остальными. Втоже время часть школьников ориентированны на продолжение обучения в школе, поэтому второй по значимости является именно сфера обучения и образования.
У десятиклассников и одиннадцатиклассников доминирует сфера увлечений и сфера образования. Для десятиклассников важна также сфера общественной жизни, а вот сферы профессиональной и семейной жизни не являются важными. Такое распределениежиз-ненных сфер говорит о важности сферы образования, не случайно подавляющее большинство школьников 10-11 классов ориентированно на получение высшего образования, а время обучения в вузе рассматривается как резервное.
Корреляционный анализ позволил выявить особенности взаимосвязи мотивации выбора профессии, профессиональных интересов и ценностных ориентации в структуре профессиональной направленности. В 8-9 классах выявлены взаимосвязи между отдельными структурными элементами. В10-11 классе характер взаимосвязей меняется качественно и количественно, существенно усложняется, что говорит о сформированное™ профессиональной направленности.
Таким образом, входе исследования была выявлена возрастная динамика в формировании профессиональной направленности школьников 8-11 классов, как в отношении отдельных структурных элементов, так и в отношении профессиональной направленности в целом.
257
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
К столетию научно-педагогической деятельности Челпанова Г.И. в Московском университете
Гусева Е. П., Серова О. Е. (г. Москва)
В 1907 г. к чтению лекций в Московском университете приступил Г.И. Челпанов, избранный решением Совета ординарным профессором на кафедру философии и психологии. Это событие ознаменовало собой фактобретения психологией самостоятельного научного статуса в качестве академической дисциплины. Для психологии, существующей вто время в виде области знания, содержание которого интерпретировались через другие науки, а понятия использовались как комментарии к проблемам философии, медицины или достижениям физиологии, профессор Г.И. Челпанов разработал определение предмета, методов исследования, иерархическую систему специальных дисциплин и указал ее место среди других наук. Творческое наследие Челпанова содержит образец исследования не потерявших свою актуальность теоретико-методологических вопросов. Психология понималась им, прежде всего, как гуманитарная наука, обладающая широким спектром применения своих результатов. Она мыслилась основанием дисциплин гуманитарного цикла и важнейшим вспомогательным средством для разработки проблем всех отраслей научного знания. Конкретизация проблемы «места психологии» в системе научных дисциплин требовала, прежде всего, рассмотрения отношения между психическими и физическими явлениями. Задача психологии - изучение законов душевных явлений. Но законы изучают и естественные науки. Г. И. Челпанов подчеркивал существующее различие между законами физического и психического: первые обладаютуниверсальным характером, вторые не имеют характера всеобщности - они «общие» для живых существ, «общие для всех видов душевной жизни». Эти законы изучает общая психология, или психология, исследующая «душевную жизнь взрослого, нормального индивидуума». По мнению Челпанова, «общее» для психологии - это всегда план исключений, только действие законов физического мира не допускает «никаких исключений». По мере возрастания степени исключительности появляется материал для изучения специальными психологическими дисциплинами. Они открывают законы душевной жизни, актуальные для некоторых живых существ или присущие им при определенных условиях (педагогическая, возрастная психология, зоопсихология и т. д.). Вопрос о предмете психологии сложен, поскольку реальность, которая его составляет, не реальна для нашего зрения, слуха, осязания и т. д. Это «мир внутренний», «мир психический», мир наших чувств, желаний, волевых решений,- «душевных переживаний»- всего «того, что мы не можем воспринимать при помощи внешнихорганов чувств». Для его познания адекватен субъективный метод самонаблюдения, или внутренний опыт. Сложные явления психической жизни не поддаются искусственному воспроизведению. В силу этого, по выводам Челпанова, экспериментальная психология часто неправомерно понимается как самостоятельная научная дисциплина. Для разрешения некоторых психологических проблем показано использование экспериментальных методов, но далеко не ко всем душевным явлениям применимо изучение при помощи эксперимента. В контексте воззрений Челпанова, можно утверждать: есть экспериментальный метод (специальный прием исследования), но нет отдельной науки
экспериментальной психологии. Объективный метод существует только для изучения явлений физического мира. Однако мысль Челпанова не стоит упрощать, ведь сами «явления душевной жизни» выступают у него как многомерные и сложные, психическое же всегда переплетено с физическим. И требуется высочайшая культура психологического мышления, чтобы разграничить эти области в теоретическом или практическом исследовании. Г.И. Челпанову это удалось. Он воспитал целую плеяду учеников, которые внесли свой вклад в психологию, продолжив разработку научного осмысления психологических явлений. Каждый из учеников Г.И. Челпанова имел право на свое мировоззрение и социальную позицию. Следует подчеркнуть, что именно в стенах Психологического института его ученики обрели «магистральный сюжет» всей своей последующей научной деятельности. При этом рождались новые научные школы и новые направления отечественной психологии, которых, при всем разнообразии спектра исследований, тем не менее, отличало единство психологического мировоззрения и методологических установок в понимании предмета психологии - основания, сформированного Г.И. Челпановым. Именно это позволяет говорить о Челпанове как о создателе оригинальной научной школы отечественной психологии. Школа Г.И. Челпанова являлась чисто научной, свободной от идеологических привнесений. Заслугой школы Г.И. Челпанова явилась разработка широкого круга проблем: психофизиологии (СВ. Кравков, Н.И. Жинкин, Н.Н. Ладыгина-Коте, Б.М. Теплов), педагогической и детской психологии (В. В. Зеньковский, Н.А. Рыбников, А.А. Смирнов, В.Е. Смирнов, В.М. Экземплярский), психологии искусства (С.Н. Беляева-Экземплярская, Н.Н. Волков, Н.И. Жинкин, Б.М. Теплов), философской интерпретации психологии (ГГ. Шпет, А.Ф.Лосев, В.П.Зубов) и др.
Психологические проблемы, к которым обращался Челпанов, и сегодня могут быть определены какфундаментальныедля научной психологии, способ их разрешения с позиции «научной школы», реализованный Челпановым как руководителем, может быть отнесен к достижениям в области эффективной организации науки. Однако теоретические и научно-практические идеи Челпанова в полной мере содержательно не проанализированы, и его вклад в развитие отечественной науки до сих пор не оценен по достоинству. Потому объективная реконструкция творческого опыта научной школы Г.И. Челпанова является одним из перспективных направлений будущих историко-психологических исследований.
Постнеклассическая рациональность: новый взгляд на развитие
Гусельцева М. С. (г. Москва)
Характерным признаком динамики науки является изменение эпистемологической парадигмы. В современном познании наблюдается ряд процессов, свидетельствующих об изменении методологических установок: системная логика исследования дополняется сетевой, позитивизм уступает место герменевтике, а классический и неклассический тип рациональности оказываются встроенными в сеть постнеклассического знания.
258
А-Ж
Принципиальные отличия постнеклассической рациональности от неклассической проявляют себя и в новом взгляде на развитие.
Если представление о развитии в неклассической рациональности было связано, прежде всего, с эволюционными идеями и поиском универсальных законов, тов постнеклассической рациональности развитие мыслится в категориях «взрыва», «бифуркации» и «сензитивных периодов» и особое внимание уделяется расшифровке внутренней логики развития (отражением которой выступает феноменология судьбы и призвания). Феномены индивидуализации становятся здесь не отклонением от нормы, а особым предметом исследования.
Если лейтмотивом неклассической психологии является овладение человека своим поведением, то постнеклассическая психология (следуя находкам постструктурализма) сосредоточивается на средствах защиты человека от экспансии власти и идеологии. Вместо основного принципа неклассической психологии - «вмешательства в реальность», постнеклассическая психология берет на вооружение принцип «благоговения перед развитием».
Если классической рациональности был свойствен механический и биологический детерминизм, а неклассическая рациональность имела дело преимущественно с социодетерминизмом, то постнеклассическая рациональность связана с ситуативным детерминизмом, на передний план здесь выходят проблемы свободы воли и свободы выбора. Процессы социализации и индивидуализации в развитии личности рассматриваются как взаимосвязанные и дополняющие друг друга.
В методологическом аспекте постнеклассическая рациональность предполагает открытость знания новому опыту, междисциплинарный дискурс, толерантность, вызванную «парадигмальными прививками» (B.C. Стёпин). Если неклассическая рациональность, учитывая субъективность исследователя, тем не менее, придерживалась веры в объективность мира, то постнеклассическая психология развивает идеи о социальном конструировании реальности и особой креативности субъективного опыта.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза