logo
psicho T1

Психолого-педагогическое

сопровождение системы

«учитель-ученик-родитель»

в предпрофильном и профильном

учебном процессе современной школы

Дониченко О.Г. (г. Москва)

Концепция модернизации российского образования предпо­лагает проведение широкомасштабного федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образова­ния. В этой связи важнейшей практической задачей является пере­ход школы к системе предпрофильного и профильного обучения.

Однако внедрение профильного обучения зачастую проводится без диагностики способностей и профессиональных предпочтений учащихся, а оценка эффективности обучения осуществляется без серьезного анализа психологических последствий ранней про-филизации.

Для сохранения психологического и физического здоровья учащихся при усложняющемся содержании образования целесоо­бразно введение в образовательный процесс элементов «Школы здоровья». Ктаким элементам относятся: система мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, интеграция вопросов здоровья в преподавание отдельных предметов, проектная деятельность по вопросам восстановления, поддержания и укрепления здоровья, создание здоровьесберегающей образовательной среды и приме­нение здоровьесберегающих образовательных технологий.

Также требуется изменение содержания психолого-проф-ориентационной работы в школе. Психологическое сопровождение должно быть направлено на развитие у учащихся таких качеств как успешность, конкурентоспособность, способность к осознанному и

325

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

самостоятельному планированию своей индивидуальной образо­вательной траектории, а затем и карьеры.

Одной из ведущих целей современного образования становится воспитание нравственной, конкурентоспособной, успешной лично­сти, способной к профессиональному и личностному развитию.

Невозможно говорить о полноценном личностном развитии учащегося без привлечения к этому процессу значимых взрослых-учителей, родителей.

Развивающее образование предъявляет особые требования к личности и деятельности педагога. Учитель сталкивается с про­блемами, связанными с противоречием между необходимостью мыслить и действовать по-новому и недостаточной сформиро­ванное™ определенных личностных структур (направленность, компетентность, гибкость).

Именно поэтому мы пришли к необходимости строить работу по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильного, профильного обучения в системе «ученик-учитель-родитель».

В основу работы школы положена концепция профессиональ­ного развития личности Л.М. Митиной о двух моделях профессио­нального труда и становления человека как профессионала: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития (Митина Л.М., 1998,2004). Мы проводим работу в русле стратегии развития в соответствии с технологией конструктивного изменения поведения (Митина Л.М.).

Работа с педагогами.

На начальном этапе проводится анкетирование педагогов с целью выявления отношения к модернизации образовательного процесса, степени включенности в инновационные формы обучения. По результатам исследования организуется систематическая работа, направленная на развитие профессиональной гибкости педагогов, коммуникативной компетентности.

Также проводится обязательная диагностика педколлектива с целью выявления уровня мотивации к экспериментальной, иннова­ционной деятельности, выявления творческого потенциала.

Как один из эффективных способов организации аутентичного оценивания деятельности учителя предлагается метод портфолио: портфолио внешних достижений учителя, портфолио личностного развития учителя.

За два года работы с педагогическим коллективом наблюдается положительная динамика. После успешного прохождения стадии подготовки коллектива к экспериментальной работе повышаются показатели мотивационной готовности.

Работа с родителями.

На стадии подготовки родители обязательно участвуют в выборе образовательной траектории для своих детей. В школе проводятся регулярные опросы, анкетирования родителей по вы­бору профиля, курсов дополнительного образования, пожеланий относительно образовательных поездок, запросов к администрации, педагогам, психологической службе школы. Кроме этого, функцию подготовки и создания мотивации к личностному развитию вы­полняет также родительский лекторий. Данное направление носит преимущественно информационный, просветительский характер, его содержание напрямую связано с переходом к профильному обучению.

Стадия осознания и переоценки реализуется, в первую очередь, в консультативном направлении. Помимо традиционных индиви­дуальных консультаций, особенно эффективны т.н. «родительские группы», где собираются родители, объединенные схожими про-

блемами в обучении и воспитании детей. Встречи проводятся с участием педагогов, психологов. Результат - выработка общей стратегии поведения родителей, столкнувшихся стой или иной проблемой.

Стадия действия. После успешного прохождения предыдущих стадий родители становятся реальными участниками образователь­ного процесса и реализуют образовательно-досуговое направление (образовательные поездки; родители как представители различных профессий в рамках профориентационных встреч, как ведущие часов дополнительного образования).

После системы информационно-развивающих мероприятий с родителями представления о целях и возможностях психологиче­ского сопровождения процесса профессионального самоопределе­ния их детей стали более четкими и структурированными.