Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
БрижакЗ.И. (г. Ростов-на-Дону)
Значение суда присяжных выходит далеко за рамки судебной реформы, поскольку данный правовой институт решает проблему открытости судопроизводства для общества и формируется при включенности представителей общества в сам судебный процесс.
Учреждение и укоренение суда присяжных в структуре организации судебной системы сопряжено с рядом психологических ограничений.
В этом контексте проблема суда присяжных перестает быть сугубо правовой: эффективность этой формы судопроизводства связана с его психологической и социологической составляющей, что находит свое отражение прежде всего в достигнутом в обществе
156
А-Ж
единстве ценностей, а также в уровне развития правового сознания граждан, основывающимся на признании «закона» и «права» как социальных ценностей.
Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанныес психической деятельностью всехлиц, участвующих в рассмотрении дела.
В то же время надо отметить, что в современной юридической психологии уделяется мало внимания изучению психологических особенностей судебной деятельности вообще и суда присяжных в частности. Обнаруживается отчетливый дефицит работ, посвященных данной проблематике.
В судебной системе Ростовской области, накоплен богатый тринадцатилетний опыт функционирования этого института, который представляет большой интерес в целом для страны и, особенно, для Юга России.
Анализ материалов разбирательств дел в российских судах присяжных показал, что ценностный раскол современного российского общества, а также индивидуально-психологические особенности присяжных заседателей, определяют смещение центра внимания присяжных с объективного разбирательства дела на субъективную его оценку.
Многие проблемы и претензии к суду присяжных связаны с недостаточным вниманием к психологическим закономерностям функционирования этого правового института. Между тем, именно здесь лежат основные причины вынесения неправосудных решений присяжными.
Все вышеизложенное заставило нас обратиться к анализу тех психологических закономерностей, которые лежат в основе выносимых коллегией присяжных заседателей вердиктов, и в частности к изучению психологических механизмов формирования внутреннего убеждения присяжных.
Внутреннее убеждение коллегии присяжных заседателей в первую очередь складывается системой отношений присяжных к судебному разбирательству, среди них выделяются отношение к подсудимому, отношение к председательствующему судье, отношение к государственному обвинению, отношение к защите и отношение потерпевшему.
Проведенный нами анализ позволил нам выделить следующие факторы, определяющие формирование внутреннего убеждения присяжных заседателей: уровень развития правосознания, доминирующие ценностные ориентации присяжных заседателей и, наконец, характерные для них особенности характера возложения ответственности.
В результате проведенного эмпирического исследования формирования внутреннего убеждения присяжных заседателей, нами были выделены четыре основных типа внутреннего убеждения, каждый из которых взаимосвязан с совокупностью определенных личностных характеристик присяжных заседателей:
наиболее распространенный, тип внутреннего убежденияприсяжных заседателей, обнаруживающийся как противопоставление высокой оценки личности подсудимого и сторонызащиты низким оценкам председательствующего судьи игосударственного обвинения, связан с «квазисоциальным»правосознанием, ориентацией на индивидуалистические исемейно-бытовые ценности, а также экстернальным характером возложения ответственности;
тип внутреннего убеждения, проявляющийся в выраженопозитивном отношении присяжных заседателей к председа-
тельствующему судье и стороне обвинения на фоне низких оценокличности подсудимого и стороны защиты,опосредован просоциальным правосознанием, ориентацией на конформистские ценности и склонностью приписывать ответственность за преступление исключительно особенностям личности подсудимого;
- тип внутреннего убеждения, включающий беспристрастноеотношение ко всем участникам уголовного процесса, определяется высоким уровнем правосознания, ориентацией на гуманистические ценности и средним уровнем интернальности-экстернальности;
- тип внутреннего убеждения присяжных, характеризующийсявысокой оценкой личности подсудимого на фоне низких оценоквсех остальных участников судебного разбирательства, связанс преобладанием «прокриминального» правосознания, ориентацией на индивидуалистические ценности и склонностью приписывать ответственность за преступления обстоятельствам,ситуации события, а не личности подсудимого.Целесообразно отметить, что изученные в настоящем исследовании личностные особенности присяжных заседателей неисчерпывают всего многообразия системы внутренней детерминации формирования их внутреннего убеждения. Самостоятельногонаучного анализа требует, проблема социально-психологическихмеханизмов вынесения вердикта коллегией присяжных.
Принцип антропокосмизма в трудах Н.Н. Страхова, В.М. Бехтерева и Н.Н. Ланге
БрусенцевА.Е. (г. Железногорск)
Нарастание глобальных проблем делает катастрофу современной цивилизации вполне реальной. Надежды на использование чисто технических возможностей иллюзорны без радикальной переоценки ценностей. Лишь недавно экологический кризис стал рассматриваться, прежде всего, как мировоззренческий. Системообразующим принципом нового мировоззрения, способного дать основание адекватной стратегии выживания и развития человечества, может стать антропокосмизм.
Как мировоззренческая позиция антропокосмизм, впервые сформулированный Н.Г. Холодным (1944), утверждал необходимость сознательного участия деятельного разума человека, проявления его свободной воли в развертывании эволюционного процесса космического масштаба и значения. Антропокосмизм, по замыслу Н.Г. Холодного, предполагал кардинальное изменение места человека в космосе: благодаря успехам науки и техники человек становится космическим фактором, преобразующим природу в том участке Вселенной, где он обитает. Такое понимание космоса противостоит индивидуалистической идее оторванности человека от макросистем природы, характерной для западного типа мышления.
По мнению В.Н. Сагатовского (2004), принцип антропокосмизма служит основой ноосферного мировоззрения: отрицает не только подчинение мира человеку (антропоцентризм), но и человека миру (космоцентризм и теоцентризм), ориентирует на диалог и сотворче-
157
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
ство тех сил человеческого и мирового бытия, которые направлены на преобладание единства и гармонии над борьбой и раздором. Это должно привести к следующей системе представлений о мире: высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы; развитие человека и природы мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. В.Н. Сагатовский, разработавший удивительную философскую систему развивающейся гармонии, углубил вслед за Н.Г. Холодным учение В.И. Вернадского о том, что биосфера должна перейти в сферу разума - ноосферу.
Кризисные отношения человека и природы, человека и общества потребовали смены техногенной парадигмы цивилизации на антропокосмическую, которая стала разрабатываться в рамках русского космизма. Идеи этого философского направления освоены современниками пока еще фрагментарно. Например, непосредственно к философии русского космизма, на наш взгляд, может быть отнесено творческое наследие Н.Н. Страхова, В.М. Бехтерева и Н.Н.Ланге. К сожалению, философская грань их творчества, которая была идейно ведущей во всей их многогранной деятельности, остается малоизученной в отличие от их собственно психологических исследований и теоретического анализа философских концепций других космистов. Одна из причин существования лакун в изучении русского космизма заключается в том, что открытый, многоуровневый характер человеческой природы в философии космизма требует для теоретического описания новых методологических идей, в частности, синергетических.
Так, для Н.Н. Страхова «мир есть стройное целое, или, как говорят, гармоническое, органическое целое, т. е. части и явления мира не просто связаны, а соподчинены, представляют правильную лестницу, пирамиду, всего лучше сказать, иерархию существ и явлений». При этом человек является центром и мерой вселенной во всем ее прошлом, настоящем и будущем. Как справедливо за-мечаютОД Куракина (1993) и Н.В. Поддубный (2003), Н.Н. Страхов предвосхитил идеи синергетики, утверждая, что лишь на основе представления о самоорганизующей природе материи, формируемого с помощью «органических категорий», можно будет рассматривать мир как единое целое.
Концепция мира как интегрального целого, содержащего высшие организующие принципы, разрабатывалась В.М. Бехтеревым в науке будущего, названной им космономией, которая «должна представлять собою общие данные, касающиеся учения об энергии и о происхождении вещества, основные данные о строении мира и о развитии мирового процесса и, наконец, как обобщение всех наук, изучающих отдельные явления, открываемые на земле и во вселенной, учение об общемировых или универсальных законах».
Продолжая традиции сферного учения русского космизма, Н.Н. Ланге предложил понятие психосферы, обозначающее «психический мир» - огромное целое, простирающееся по планете - «от едва брезжущей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека».
Сравнительный анализ концепций Н.Н. Страхова, В.М. Бехтерева и Н.Н. Ланге выявляет характерные черты русского космизма: убежденность в особом космическом предназначении человека, представление о мире как едином, развивающемся организме, тревога за судьбы природы, общества и мира, активные поиски путей гуманистического развития цивилизации. Их забытые идеи позволят не только реконструировать психику человека как космического существа, но и обозначить целостное постижение мира и человека в космической перспективе. Труды этих ученых, внесших
огромный вклад в становление отечественной психологии, находятся в центральном русле развития русской культуры и полностью вписываются в современную научную картину мира. Антропокос-мизм становится одним из фундаментальных блоков мировоззрения постновой эры, который подчеркивает своеобразное место человека в космосе, их неразрывную связь, существующие между ними взаимодействия и взаимовлияния.
Психологический мониторинг разных образовательных сред
Будрина Е.Г. (г. Ижевск)
Исследование выполняется при финансовой поддержке
Совета по грантам при Президенте РФ
(грант МК-8245.2006.6).
Создание системы образовательной статистики, равно как и разработка модели мониторинга качества образования - задачи весьма актуальные. От их решения во многом за висит успех программы модернизации российской школы. Система государственной статистики в области образования слабо соответствует современным требованиям, как в содержательном, так и в технологическом аспектах: потеряна насыщенность и оперативность; ослаблено организационное построение; практически не проводятся комплексные аналитические разработки. На федеральном уровне не выработаны необходимые по комплексности и полноте потоки государственной унифицированной информации, соответствующей международным стандартам по статистике образования. Существующая многоступенчатая система сбора и обработки информации не имеет единых методологических принципов, не обеспечивает адекватного представления данных, их интерпретацию и использование широким кругом пользователей.
В настоящее время делаются попытки разработать критерии эффективности и диагностическую базу образовательной среды школы (В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова, И.В. Ермакова, И.М. Уланов-ская, О.В. Яркина). Разработка количественных и качественных показателей оценки эффективности образовательной среды, адекватность их использования на практике актуальны сейчас как никогда. Проблема оценки образовательной среды школы стала одной из центральных в современной педагогической психологии.
Постепенно складывается понимание того, что различные модели обучения, программы развития образовательных учреждений, новые технологии и методики, авторские программы и педагогические эксперименты значимы лишь в той мере, в какой они реально обеспечивают интеллектуальное и личностное развитие детей, создают условия для успешного обучения учащихся с учетом индивидуального своеобразия ресурсов каждого ученика.
Построение образовательной среды как многомерного пространства, адекватного задаче формирования социально зрелой личности (В.И. Панов, В.И. Слободчиков, B.C. Собкин) невозможно без изучения реально существующих образовательных систем, программ обучения с точки зрения их развивающего потенциала.
Понятие образовательной среды (и производные от него) разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых.
158
А-Ж
Рассмотрению философских аспектов понятия «образовательная среда», поиску приемов и технологий ее проектирования посвящены работы В.И. Слободчикова, В.А. Петровского, Н.Б. Крыловой, М.М. Князевой и др. Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрены в работах О.С. Газмана, М.В. Кларина, В.И. Панова, В.В. Рубцова, И.Д. Фрумина, В.А. Ясвина и др.
Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, «имеющая интенцию на образование». При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого (Г.И. Шатан).
Опираясь на позиции экопсихологии развития, функционально образовательную среду можно рассмотреть с нескольких точек зрения: как совокупность возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов; как средство обучения и развития; как предмет проектирования и моделирования; как объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которых диктуется постоянной динамикой образовательной среды.
Рассмотрение образовательной среды как фактора социализации приводит к необходимости разработки комплексного подхода к изучению ее развивающего влияния на всю психическую сферу ученика: интеллект, личностные качества, самосознание, систему ценностей, стратегии общения и т.д.
В этой связи представляется актуальным проведение многомерного анализа влияния образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие учащихся. Комплексный подход, объединяющий идеи деятельностного, субъектного, ресурсного подходов, позволитнетолько оценить вклад образовательной среды в становление интеллектуальной и личностной сферы учащихся, но и зафиксировать влияние образовательных программ на интеграцию их интеллектуального и личностного развития.
Таким образом, перед российской школой сейчас стоит задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа, в которой должна произойти смена приоритетов: с дидактических компонентов на психологические в рамках психодидактического подхода. Для реализации этих целей необходимо осуществлять постоянный мониторинг интеллектуального и личностного роста учащихся и, в зависимости от его результатов, вносить изменения в учебный процесс. Обогащение образовательной среды должно сочетаться сличностно-ориентированным подходом, реализуемым и в обучении, и во внеучебной работе (в частности, в рамках психологической поддержки образовательной среды) через внедрение системы инновационных образовательных программ.
Роль ценностных ориентации в межличностном взаимодействии с подростками-правонарушителями
Бузина Т.С., Калягин Ю.С., Козлов АЛ. (г. Москва)
Эффективность работы сотрудников правоохранительных органов во многом зависит от знания психологических особенностей контингентов правонарушителей, с которыми они имеют дело.
Особую сложность в межличностном взаимодействии представляет такой контингент как подростки. В последние годы, к сожалению, приходится констатировать рост несовершеннолетних преступников, и в настоящее время на территории России находится 164 воспитательные колонии и 185 изоляторов временного содержания для несовершеннолетних. В то же время именно для этого контингента правонарушителей особо остро встает проблема возвращения в социум, что требует большой психопрофилактической, а также коррекционной работы.
От специалистов, работающих с этим контингентом, требуется особый подход в межличностных отношениях с подростками, т.к. подростки в силу особенностей переходного возраста склонны к критическому отношению и оценке взрослых, что приводит к повышенной конфликтности и недоверию с их стороны.
Одним из наиболее важных моментов межличностного взаимодействия с подростками является первоначальное установление доверительных отношений и продуктивного контакта. Облегчить эту задачу может знание ведущих жизненных целей и мотивов подростков, что на когнитивно-операциональном уровне проявляется в ценностных ориентациях.
Для изучения ценностных ориентации подростков, совершивших правонарушения, был проведен опрос 139 воспитанников воспитательной колонии Липецкой области с помощью методики Рокича. В результате исследования была получена иерархическая структура из 18-ти терминальных ценностей.
Анализ полученных данных показал, что на первом и втором местах в иерархии находятся ценности свободы и здоровья, что, видимо, определяется наличной ситуацией содержания изучаемых подростков. На третьем, четвертом и пятом местах находятся ценности: счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность и любовь. Далее располагаются жизненная мудрость, наличие друзей, интересная работа и уверенность в себе.
Обращает на себя то, что ценность счастья других находится лишь на пятнадцатом месте в иерархии ценностей изучаемых подростков, малозначимыми также являются ценности познания, развития, творчества и активной деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что ведущими ценностями у подростков-правонарушителей являются ценности межличностного взаимодействия (семья, любовь, дружба) наряду с ценностью материальной обеспеченности. Вто же время ценности, которые могли бы способствовать эффективной социализации, а именно, активная деятельность, познание, развитие, счастье других, творчество. Это свидетельствует о преобладании эгоистической и гедонистической жизненных установок в сочетании с пассивным отношением к жизни.
Явная эгоистическая ориентированность в жизни может свидетельствовать о трудностях межличностного взаимодействия у данного контингента. При установлении продуктивного контакта
159
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
с данным контингентом надо учитывать тот факт, что они с трудом могут становиться на позицию другой стороны, преследуя, прежде всего, собственные индивидуальные интересы.
Необходимо также отметить, что выявленная ценностная иерархия подростков, находящихся в воспитательной колонии, является дисгармоничной и требует коррекционной работы в направлении развития и осознания гуманистических ценностей, формирования способности принимать точку зрения и ценностей других людей, а также необходимость собственной активности для преодоления жизненных проблем.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза