Заболевания и лечения
Аралова М. П. (г. Ростов-на-Дону)
В работе представлены основные практические аспекты психологического сопровождения детей с онкологическими заболеваниями на всех этапах заболевания и лечения. Материал структурируется по двум направлениям: описываются важнейшие характеристики проживания и психологические трудности пациентов на разных этапах онкологического заболевания, с одной стороны, и с другой -направления психологического сопровождения ребёнка и его семьи на каждом этапе.
/. Этап восприятия диагноза.
Психологические характеристики проживания этапа: сильный эмоциональный шок, поиск дальнейшей информации, гнев и непринятие медицинского диагноза, самообвинение и перекладывание вины на другого со стороны родителей, в случае отсутствия открытой коммуникации о диагнозе - двойственность общения с ребёнком, пассивное поведение, возникающее чувство подавленности и изолированности.
Направления психологической поддержки ребёнка и его семьи на данном этапе: обучение семьи модели открытой коммуникации, сбор психодиагностических данных, оценка слабых и сильных сторон семьи и, соответственно, пациента, переориентировка со смерти на борьбу за жизнь, поиск реалистичной точки зрения и необходимость внесения изменений в будни, помощь в организации решения практических вопросов семьям с болеющими детьми.
2. Этап лечения.
Психологические характеристики проживания этапа: пребывание и психологическая адаптация к жизни в стационаре в отрыве от дома, поиск дальнейшей информации и путей лечения, возрастание стремления к контролю над протеканием лечения со стороны родителей, большие сложности в решении практических проблем, интеграция лечения в «нормальную жизнь», недостаточ-
43
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
ное сотрудничество между всеми участниками ситуации, страх у ребёнка диагностических и терапевтических процедур, тошнота и рвота у ребёнка.
Направления психологической поддержки ребёнка и его семьи на этапе лечения: стратегия построения открытых доверительных отношений, помощь в принятии информации о лечении, втом числе понимании ребёнком влияния лечебных процедур, психологические методы уменьшения рвоты и тошноты, психологическая подготовка к операции, помощь в мобилизации эмоциональных ресурсов и социальных резервов, мотивация родителей и пациента для активного сотрудничества, выявление и объяснение фантазий, связанных с заболеванием, формирование у семьи готовности к диалогу внутри семьи и семьи с врачами, обучение родителей, сестер и братьев навыкам поддержки больного ребёнка и друг друга.
3 Jinan ремиссии.
Психологические характеристики проживания этапа ремиссии: освоение ребёнком «особой роли», принятие факта долговременного лечения, реакция на физические перемены (например, ампутацию), поведение уклонения (фобии и т. д.), повторное начало учебы в школе, организация дальнейшего образования.
Направления психологической поддержки ребёнка и его семьи на этапе ремиссии: поиск возможных эмоциональных ресурсов, избавление от чувства вины, появление и укрепление личной ответственности пациента, долгосрочное планирование и поддержка, организация помощи в решении практических проблем, поиск путей их решения.
4 Jinan рецидива.
Психологические характеристики проживания этапа рецидива: сильнейший эмоциональный шок, жизнь с приоритетом удовлетворения своих желаний, пессимизм в отношении течения болезни.
Направления психологической поддержки ребёнка и его семьи на этапе рецидива: концентрация всех сил на жизнь и постановка соответствующей временной перспективы, ослабление чувства вины у родителей, проверка, как были выдержаны предыдущие фазы, преодоление продолжительной экстремальной скорби, помощь в организации решения практических проблем.
5. Финальная стадия и смерть ребенка.Психологические характеристики проживания финальной
стадии: пассивное поведение (оцепенение в скорби), неспособность справиться с горем и гневом, упреки родителей в адрес друг друга и медперсонала, отчаяние и нежелание жить дальше.
Направления психологической поддержки ребёнка и его семьи на финальной стадии: ослабление чувства вины, формирование сиюминутных целей и ценностей у пациента, ретроспективный анализ лечения и особое выделение имеющихся сильных сторон, помощь в формировании предвосхищенной скорби, диалоги на финальной стадии.
6. В случае благоприятного течения лечения - этап выздоровления.
Психологические характеристики проживания этапа выздоровления: страх столкнуться с болезненными воспоминаниями, взаимное нежелание родителей и детей обременять печалью друг друга, опасения и страхи по поводу жизненной перспективы, столкновение с физическими последствиями болезни и лечения, желание ребёнка быть «как все», разное отношение отца и матери к болезни.
Направления психологической поддержки ребёнка и его семьи на этапе выздоровления: поддержка ребёнка и всех членов семьи в
выражении чувств, беседы о понимании заболевания по мере роста и взросления ребёнка и его братьев и сестёр, интеграция периода болезни в картину мира, стимулирование в ребёнке поиска самостоятельных решений, придание ребёнку уверенности по поводу его способностей.
Глубоко нарушенные пациенты и техники работы с ними
Аргунова Н. В. (г. Самара)
Психоанализ как каузальная терапия опирается на открытие Фрейда, что психопатология коренится в конфликте между ли-бидинальными импульсами на эдипальном уровне развития. Но существует большое количество пациентов, имеющие проблемы, связанные отнюдь не с эдипальным конфликтом, а относящиеся к более ранним этапам развития. То есть, мы имеем дело с глубоко бессознательными явлениями, которые возникли тогда, когда преобладали первичные психические процессы.
Доэдипальный период развития разработан и описан такими авторами, как Маргарет Малер, Мелани Кляйн, Дональд Винникот, Хайнц Кохут, Отто Кернберг.
Согласно взглядам 0. Кернберга, для такого рода пациентов свойственны низкая степень интеграции идентичности, примитивные защитные механизмы, в частности механизмы расщепления, слабое тестирование реальности, размытые границы «Я», низкая способность переносить тревогу и контролировать свои импульсы.
При оказании помощи пациентам с доэдипальными расстройствами очень важно ответить на вопрос, кто перед нами: больной человек или личность, страдающая от своего несовершенства, от непонимания того, что с ним происходит. От ответа на вопрос зависит выбор модели оказания помощи,тактика и стратегия, техники, которые выбирает терапевт.
Грань между болезнью и отклонением от нормы описана Хайнцем Кохутом. Терапевт должен обладать интуицией, чутьём, устойчивостью, чтобы лавировать и поддерживать пациента, удерживать от регрессии. И, конечно, уметь объяснять природу возникновения расстройств пациента.
С точки зрения теории личности, существуют основные элементы, при помощи которых можно объяснить возникновение патологии, прогноз и техники оказания помощи. Это:
структура - базовые элементы или строительные блоки личности;
процесс - динамические аспекты личности, включая мотивы;
рост и развитие;
психопатология - природа и причины нарушения в нормальном функционировании личности;
изменения - как люди меняются и почему они иногда сопротивляются изменениям или вообще неспособны к изменениям.
Понимание этих элементов позволяют нам выбрать релевантные способы оказания помощи.
Понятия, характеризующие структуру, указывают на более стабильные и устойчивые аспекты личности. В случаях пациентов
44
А-Ж
с доэдипальными расстройствами мы имеем дело либо с дефи-цитарностью этих блоков, либо с мощными негативными эмоциональными зарядами, являющимися продуктом неблагоприятных факторов при созревании индивида, связанных с доэдипальным развитием. То есть, мы не можем опираться на поведенческие аспекты пациента, так как они соответствуют инфантильному уровню развития. Функционирование таких пациентов мотивируется бессознательными влияниями.
Представление о взаимодействии между выражением сексуальных инстинктов и их торможением образует фундамент динамических разделов психоаналитической теории. Ключевым здесь является понятие тревоги. С позиции психоаналитической теории, тревога - это болезненное эмоциональное переживание, сигнализирующее об опасности или угрозе для личности.
В состоянии «свободно плавающей тревоги», что свойственно глубоко нарушенным пациентам в большей мере, чем пациентам нормально невротического уровня функционирования, человек не способен связать свое состояние напряжения с каким-либо внешним объектом.
С точки зрения М. Кляйн - агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, а любовь её интегрирует. Кляйн М. постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс - интеграция, которая способствует формированию целостности и любви.
У пациентов с доэдипальными расстройствами нарушено тестирование реальности, что затрудняет определение локализации тревоги. Основными эмоциональными зарядами являются, согласно взглядам М. Кляйн,жестокие,злобные,деструктивныефантазии по отношению к людям, в которых они нуждаются и даже любят.
При ранней депривации со стороны значимого объекта любовь не разворачивается вовне, а проявление агрессии блокируется. Таким образом, мы видим блокировку развития психики и накапливание большого количества агрессивной и либидинозной энергии, которая затапливает психику, ещё больше затрудняя тестирование реальности.
Любые попытки пациента разрядить свои агрессивные импульсы наполняют его страхом уничтожить объект, который так необходим в жизни.
Таким образом, мы можем понять, каким образом личность функционирует, какиестрахи наполняют его психику, что препятствует разрядке импульсов и изменениям в структуре психики.
При оказании помощи пациентамсдоэдипальными расстройствами одной изосновныхтехник оказания помощи является присутствие терапевта. Согласно взглядам Д. Винникотта, «способность быть» начинается с отношения младенца к матери. Если голодное дитя постоянно встречает заботу, проявленную втерпимой манере, то ребенок начнет ощущать продолжение собственного бытия. Терапевт принимает на себя роль «достаточно хорошей матери», подавая знаки, что «пациент есть, что он хороший, что его не отвергнут». Такая позиция терапевта оказывает стабилизирующее воздействие на психику пациента.
Следующим шагом является создание среды, в которой пациент окажется способным проявлять и проживать свои негативно заряженные импульсы без опасения разрушить постоянный объект. Со временем пациент сможет при поддержке терапевта развить истинное, аутентичное самоощущение.
Тендерные особенности детерминации
критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста
Архиреева Т. В. (г. Великий Новгород)
Исследование выполнено
при финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-06-004090
Под критическим понимается такое отношение к себе, которое основывается на расхождении представлений о Я-реальном и Я-идеальном. Наши предыдущие исследования показали, что такое отношение к себе является новообразованием младшего школьного возраста.
Многочисленные исследования подтверждают наличие разнообразных факторов, сказывающихся на становлении Я-концепции человека, при этом становится очевиднымтотфакт, что в различные возрастные периоды значимость различных факторов будет неодинаковой. Скорее всего, в различные возрастные периоды различные факторы будут создавать своеобразную систему, причем какие-то факторы будут более значимыми, а другие менее, одни будут ведущими, другие - подчиненными.
Единство факторов, влияющих на развитие личности в тот или иной возрастной период, Л.С. Выготский (1984) определил как социальную ситуацию развития. По его мнению социальная ситуация развития является специфичной для каждого возраста. Видимо, эта специфичность определяется иерархической системой факторов и условий, в разной мере влияющих на развитие личности ребенка в тот или иной возрастной период.
В свою очередь Д. Б. Эльконин (1989), анализируя периодичность развития ребенка, говорит о том, что можно выделить два типа возрастных периодов. Первую группу возрастных периодов со-ставляютте, на которых господствуют деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Такие деятельности Д. Б. Эльконин отнес к группе деятельностей в системе «ребенок-общественный взрослый».
Вторую группу возрастных периодов, согласно Д. Б. Эльконину, составляют те, где господствуют деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Эти деятельности он относит к группе деятельностей в системе «ребенок - общественный предмет».
Таким образом, можно предположить, что социальная ситуация в различные возрастные периоды будет отличаться взависимости от того, какой тип деятельности господствует в тот или иной возрастной период. 0. А. Карабанова (2003), обобщая существующие подходы к пониманию социальной ситуации развития, утверждает, что основу социальной ситуации развития составляет многообразие имеющихся контекстов (ребенок - близкий взрослый, ребенок - социальный взрослый, ребенок - сверстники). Причем роль социальных контекстов изменяется на различных возрастных стадиях в соответствии со спецификой задач развития. Происходит изменений значимости компонентов социальной ситуации развития, как источников развития, на протяжения детства. Кроме этого, роль плана отношений ребенок - взрослый и отношений ребенок - сверстники существенно различаются по своей психологической функции.
При всей обоснованности подобного подхода, на наш взгляд О.А. Карабанова проигнорировала еще один важный аспект соци-
45
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
альной ситуации развития - аспект успешности ведущей деятельности в те периоды, когда для ребенка главной является система отношений «ребенок - общественный предмет».
Мы полагаем вслед за М. И. Лисиной (1986), что Я-концепция ребенка формируется как под влиянием двух основных факторов -общения с другими людьми и опыта собственной практической деятельности.
Структура социальной ситуации в младшем школьном возрасте, на наш взгляд такова. Ведущей деятельностью ребенка является учебная, а ведущим типом отношений становятся отношения в контексте «ребенок - социальный взрослый (учитель)». Помимо этого, по-прежнему важны, но в меньшей мере, отношения с родителями. Общение с одноклассниками также имеет значение для детей. Этот круг факторов и будет определять развитие критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста, причем ведущим, видимо будет фактор деятельности, а именно ее успешность.
Перечисленные факторы составляют систему детерминант развития как отдельных эго-идентичностей младших школьников, так и общего критического отношения к себе, основанного на расхождении Я-реального и Я-идеального. При этомхочется заметить, что все же можно говорить о том, что развитие Я-концепции мальчиков и девочек младшего школьного возраста имеет свою специфику.
И.С. Клецина (1998) утверждает существование ассиметрии тендерной социализации в детском возрасте. Она говорит о том, что существуют тендерные стереотипы, которые оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.
Нами было проведено исследование, определяющее тендерные особенности детерминации критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста. Первоначально мы попытались определить различия в социальной ситуации развития мальчиков и девочек. Выявлено, что мальчики в большей мере, чем девочки удовлетворены отношениями со сверстниками, но при этом их эмоциональное отношение к учителю хуже, чем у девочек.
Выявлено также, что общее критическое отношение к себе у мальчиков складывается под действием таких показателей как школьная успеваемость и отношение ребенка с учителем. Возможность становления ребенка как школьника обусловлена удовлетворенностью его отношениями с одноклассниками и его школьной успеваемостью.
Критическое отношение к себе у девочек детерминируется только ее отношениями с матерью. Причем даже возможность ее осознания себя как школьницы связана с тем, как складываются ее отношения с матерью, насколько дочь принимает мать, хотя также на это влияет школьная успеваемость девочки.
Таким образом, действительно можно говорить о тендерных отличиях в детерминации критического самоотношения у детей.
Виртуальный конфликт в образовании
Асадуллина С. X. (г. Стерлитамак)
Необычная иррациональная живучесть традиционного обучения в России имеет глубокие корни в ее культуре и в ее истории. Традиционное обучение, недостатки которого уже ясны всем педагогам, продолжает оставаться главенствующим в образовании в России, в высшей и средней школе. Инновационные процессы во многом остаются на уровне экспериментов, и не становятся достоянием всех школ России. Мы предполагаем, что это - одно из проявлений виртуального конфликта, который существует и непрерывно воспроизводится во всех институтах социализации России: в семье, в школе, в вузе, в трудовом коллективе и т. д.
Само понятие «виртуальный конфликт» введено основателем виртуалистики Н.А. Носовым. Он писал, что виртуальный конфликт- это такой конфликт, источник которого находится не в той реальности, в которой протекает сам конфликт, и он не может быть разрешен за счет средств, принадлежащих той реальности, в которой он протекает (Н.А. Носов, 2002). Виртуальный конфликт в высшем образовании в России есть только одно из проявлений исторического процесса: развитие полиреальности человека в филогенезе, начавшееся еще в эпоху первобытности, продолжается и в настоящее время. В истории было время, в котором все реальности людей были слиты в роду и в племени, в семье. Виртуальный конфликт возникает тогда, когда для полноценной жизни отдельного человека необходимо развитие всех реальностей человека (телесности, сознания, личности, воли, внутреннего человека), отсутствие слияния их с реальностями любой группы или другого человека. В этом процессе отделения реальностей каждого человека от реальностей семьи, рода, социума, и появляются условия для возникновения виртуальных конфликтов. Социум, род, родовая трехпо-коленная семья в России, учителя и преподаватели, родители - все, кто узурпирует реальности отдельного человека, добровольно их не отдадут Корни виртуального конфликта находятся в типичной трехпоколенной семье в России, Формирование полноценной совокупности реальности каждого человека есть гибель рода, родовой трехпоколенной семьи в России, традиционного обучения в высшей и средней школах. Необычная, иррациональная живучесть традиционного обучения в школах и вузах России, преподаватели и учителя которой очень хорошо знают о существовании куда более передовых технологий обучения, имеет те же корни: узурпацию и препятствие для формирования реальностей отдельного ученика или студента. Виртуальный подход позволяет увидеть одно из главных противоречий в России нашего времени: противоречие между стремлением к автономности современного молодого человека, которому необходимо полноценное развитие всех реальностей: и стремлением трехпоколенной семьи и других институтов социализации, узурпировать его реальности, особенно реальность воли, и составляет основную драму и содержание кризиса современной трехпоколенной семьи и школы в России.
46
А-Ж
Формирование направленности
подростка в условиях реформации общества
АскоченскаяЛ.И. (г. Железногорск)
Феномен поискового движения в России, существующий не один десяток лет зачастую остается вне поля зрения как педагогических, так и психологических наук. В условиях экономической модели общества и нравственно-смыслового вакуума исторически сложившееся поисковое движение стало пересекаться с явлением «черных копателей» - т. е. деятельностью особой категории лиц, где личная нажива на «трофеях войны» не соотносятся с такими нравственными категориями, как «долг перед погибшими за Родину». Переход общества от приоритета общественной социально-значимой деятельности кличной материальной выгодеобуславливаетактуальностьизучения особенностей поискового движения и форм ее организации.
Специфика исследования заключается в том, что, во-первых, исследование проводилось во взаимосвязи с педагогической практикой, где целью являлась выработка методологических и методических основ подготовки подростков к поисковой работе и ее организации. Во-вторых, исследование проводилось в рамках формирующего эксперимента с целью оценки эффективности воздействия выработанных методических основ. Интегрирующим моментом, в данном случае, является возможность педагогического воздействия на создание благоприятной социальной среды («социального оазиса»- школа Уманского и его последователей), способствующей формированиюустойчивыхличностных смысловых структур подростка и его позитивной социализации.
В качестве объекта исследования была определенна экспериментальная группа подростков (возраст 14-16 лет) - поисковый отряд «Рубеж».
В качестве контрольной группы: военно-патриотический клуб «Вымпел» Железногорского горно-металлургического колледжа, военно-спортивный клуб «Рейнджер» МУ «Центр молодежи».
В свою очередь, предметом изучения стали уровень развития социально-психологической зрелости групп и личностные параметры подростков, включенных в данные группы.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в условиях деятельности поисковых групп подростки занимают позицию субъекта, что содействует «социальному обновлению» личности.
В ходе эксперимента получен большой массив данных.
Контроль переменных и итоги формирующего эксперимента показали, следующее.
1. На групповом уровне. В условиях эксперимента произошли выраженные изменения качества групп, которые до введения экспериментального импульса характеризовались как «диффузные». По итогам контрольного обследования: - контрольные группы перешли в разряд «группа - кооперация»;
экспериментальная группа приблизилась к своему высшемусостоянию - коллективу. Функционирование в условиях развивающей среды, заданной на основе заложенных ранее традиций,вызвало заметную динамику групповых интегративных свойстви успешность совместной деятельности. Так, первоначальнаямотивация прихода в отряд, в большинстве случаев, быласвязана с «любопытством» к проведению раскопочных работ инаходкам. Первые сутки пребывания в экспедиции вызываюттенденции к быстрому переходу мотивов пребывания в гуманистический разряд - «сделать все зависящее, чтобы найти...».Таким образом, личностные интересы достаточно быстро гармонизируются с групповыми и общественными, основываясьна формальной и неформальной структуре целостной системыгруппы, что характеризует формирование деятельности подростка по принципу «сдвига мотива на цель»;
в экспериментальной группе отмечены тенденции ростаудельного веса таких качеств, как «направленность» и «организованность», которые «поднялись» на первое ранговоеместо и заметно сказались на оптимизации жизнедеятельностигруппы. Повысилась самостоятельность и творческий характерсовместной деятельности, способность выбора наиболее благоприятной для себя социальной ситуации, а такжеобнаружилисьумения проектировать социальную среду;
в отличие от контрольных групп, заметные изменения произошли и в структурах социальных чувств переживаемых подростками экспериментальной группы, связанные с отношениемк нормам и правилам поведения, заданным в поисковомотряде. По итогам работы в ходе эксперимента подросткаминайдено и перезахоронено на военные мемориалы 117 погибших воинов, из них установлено 5 имен, найдены родственники7 погибших.
2. На личностном уровне. Анализ эффективности социального обучения в личностном развитии показал, что тенденция к позитивным изменениям в системе социальных установок в экспериментальной группе оказалась выше результатов контрольных групп.В частности:
появились изменения в структуре ценностных ориентацииподростков экспериментальной группы;
наметившаяся тенденция к повышению значимости такихсоциально значимых ценностей, как «активное включение вжизнь и актуализация своего потенциала», у подростков экспериментальной группы более динамична и устойчива, чем вконтрольных группах;
отмечены позитивные изменения на поведенческом уровне,при этом подростки экспериментальной группы быстреевключаются в организацию совместной деятельности по достижению необходимой цели группы.
Можем ли мы сегодня предложить нашей молодежи другую область человеческих отношений, где проблемы восприятия «другого» были бы так остры и рельефны, как в поисковой работе? Поскольку речь идет об отношении к людям, погибшим в боях за Родину, кроме того, об отношении к товарищам по работе и, в целом, к людям.
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Социальные представления об идеальном учителе школьников
Асмаковец Е. С. (г. Омск)
В каждой профессии существует «идеальный образ специалиста», включающий в себя способности и качества личности, необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
В своем исследовании мы выявляли особенности социальных представлений школьников об идеальном учителе. Нами использовалась анкета открытого типа (учащихся одной из Омских школ мы просили описать идеального учителя). Выборку составили 942 учащихся, среди которых нами были выделены следующие группы: учащиеся начальных классов (с 1 по 4 класс), учащиеся средних классов (с 5 по 8 класс) и старшеклассники (с 9 по 11 класс). В результате опроса школьников было получено 311 дескрипторов, составляющих представления об идеальном учителе.
Интересной особенностью, на наш взгляд, является то, что образ идеального учителя учащихся начальных, средних и старших классов схожи.
Можно отметить, что учащиеся начальных классов называли такие качества: «добрый» (76,94%), «умный» (28,1 %), «хороший» (24,1 %), «красивый» (23,4 %), «справедливый» (14,9 %), «веселый» (13,2%), «доступно, интересно проводит уроки» (10,89%). Учащиеся средних классов: «добрый» (72,09 %), «вежливый» (17,28 %), «умный» (16,2%), «веселый» (14,58%), «спокойный» (11,88%), «справедливый» (10,8%), «понимающий» (9,18%), «интересный» (8,91 %), «понятно, доступно объясняющий» (8,64%), «красивый» (8,37%). Учащиеся старших классов: «добрый» (37,4%), «понимающий» (27%), «справедливый» (19,8%), «с чувством юмора» (19,44 %), «объективный» (16,2 %), «умный» (14,04 %), «вежливый» (11,88 %), «веселый» (10,8 %), «спокойный» (7,92 %).
Применение <р* критерия (угловое преобразование Фишера) показало, что, несмотря на то, что добрым хотят видеть учителя все школьники, но для учащихся начальных и средних классов, это более значимо. Также для учеников этих двух групп более значимо присутствие у педагога таких качеств как «веселый», «умный», «красивый». В тоже время, для старшеклассников более значимыми являются такие качества: «понимающий», «объективный», «спокойный», «с чувством юмора».
Таким образом, сравнение обобщенных характеристик идеального учителя в сознании школьников разных классов показало, что, несмотря на достоверные различия, они состоят практически из одинаковых качеств. Школьники хотят, чтобы учителя были добрыми, умными, веселыми, красивыми, с чувством юмора, вежливыми и справедливыми.
Компьютеризация интегративной системы Роршаха
Ассанович М.А.
(г. Гродно)
Червинская К.Р.
(г. Санкт-Петербург)
Современный этап развития психодиагностики характеризуется широким распространением информационных технологий. В последние годы компьютерные психодиагностические методики становятся важным инструментом работы практических психологов. Это обусловлено не только быстротой обработки результатов тестирования, но и возможностью получения компьютерной интерпретации в виде связного, непротиворечивого и валидного психологического заключения.
Конструирование компьютерной методики, реализующей интегративную систему Роршаха, является очевидно актуальной задачей. Ярким и впечатляющим примером, иллюстрирующим возможности создания адекватного компьютерного инструментария, служит разработанная американскими учеными John E. Ехпег и Irving В. Weiner компьютерная версия теста Роршаха под названием Rorschach® Interpretation Assistance Program: (RIAP4TM) Version 4 for Windows®, осуществляющая ввод закодированного протокола, подсчет диагностических показателей, а также получение интерпретации результатовтестирования путем генерации соответствующего отчета (interpretive report).
Начавшиеся в конце прошлого века исследования, посвященные адаптации интегративной системы Роршаха в России, положили начало работам по компьютеризации методики, созданию русскоязычного программного продукта. Учитывая опытамериканских коллег, мы сформулировали несколько принципов, которым должна удовлетворять такая компьютерная система.
Во-первых, русскоязычная версия должна содержать международные стандартные обозначения диагностических параметров, принятых во всем мире. Во-вторых, компьютерная методика, реализующая интегративную систему Роршаха, должна разрабатываться как экспертная психодиагностическая система в соответствии с технологией инженерии знаний, предполагающей извлечение и структурирование знаний опытных специалистов (экспертов) с целью создания базы психодиагностических знаний. И, наконец, в-третьих, учитывая сложность интерпретации результатов тестирования, а тем более сложность ее компьютерной реализации, база знаний, содержащая формализованные знания и опыт эксперта-психолога по интерпретации результатов тестирования, должна быть прозрачна, открыта, доступна и независима от самой программной реализации.
В рамках когнитивно-ориентированного подхода Дж. Экс-нером с коллегами экспериментально показано, что проведение исследования методом Роршаха можно рассматривать как создание сложного проблемного поля, запускающего у испытуемого процессы восприятия и структурирования информации, распознавания, отбора и принятия решения. Основными особенностями метода Роршаха на основе Интегративной Системы, отличающими его от других методик, являются тщательная психометрическая проработка всех показателей методики, строгая стандартизация процедуры исследования и обработки данных, теоретическая обоснованность в рамках концепции проблемно-решающего поведения, а также
48
А-Ж
многомерный характер диагностических данных с охватом всех основных психологических сфер.
Нами разработана компьютерная психодиагностическая методика «Интегративная система психодиагностики методом Роршаха» (ИСИПМЕР), в основе которой лежит адаптированный вариант (М.А. Ассанович, 2003) Экснеровского подхода к использованию методики Роршаха.
Данная экспертная психодиагностическая система содержит следующие функциональные возможности: администрирование, ввод закодированного протокола, обработку, визуализацию и интерпретацию результатов тестирования. Функция администрирования подразумевает автоматическое ведение и хранение протоколов исследования испытуемых. Ввод закодированного протокола характеризуется предъявлением экранной формы протокола, которая должна заполняться психологом на каждый ответ испытуемого. Кодирование протокола осуществляется психологом вручную и представляет собой трудно формализуемый творческий процесс. Обработка и визуализация результатов тестирования предполагает получение структурной психограммы, в которую входят исходные данные, подсчитанные коэффициенты, проценты и производные, а также комплексные индексы. Функция интерпретации результатов тестирования предназначена для получения психодиагностического заключения об испытуемом.
Для создания базы психодиагностических знаний, предназначенной для конструирования психодиагностического заключения, были проведены работы по извлечению и структурированию знаний эксперта (автора адаптации). В процессе извлечения знаний использовались такие методы как полуструктурированное интервью, а также анализ текстов переписки по электронной почте. В процессе извлечения и структурирования знаний были сформированы основные интерпретационные рубрики (например, восприятие, распознавание, структурирование и пр.), а также иерархически организованные продукционные правила, которые и легли в основу базу знаний.
Компьютерные психодиагностические заключения, получаемые на конкретных испытуемых, представляют собой комплексную характеристикуличности испытуемого и включают описание таких основных сфер психологического функционирования как организация и структурирование информации, распознавание и восприятие, мышление и смыслообразование, самовосприятие, самоотношение, эмоциональное функционирование, межличностные отношения и социальное взаимодействие, стилевые особенности проблемно-решающего поведения, уровень контроля над поведением и толерантность к стрессу.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза