logo
psicho T1

Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза

Жалагина ТА. (г. Тверь)

Современный подход к психологическому анализу профессио­нальной деятельности преподавателя высшей школы предполагает многообразие сценариев процесса формирования-становления и развития субъекта учебно-образовательной деятельности, что обусловлено сложностью системы влияний и условий формиро­вания личности, а также возможностей ее профессионального развития.

Построение психологической модели специалиста (препода­вателя вуза) означает «наложение» психологического, дидактико-методического и профессионально-специфического взглядов на его профессиональную деятельность. Единственный способ комплексно­го решения данного круга научных проблем-деятельностный под­ход к развитию профессии, опирающийся на осознание социальной сущности человека и формирующего воздействия конкретных форм деятельности. В основе понимания профессионально-личностного развития преподавателя вуза находится совокупность следующих принципов профессиональной деятельности субъектов труда: целостности, динамичности, иерархичности, амбивалентности, открытости. Учитываются также такие функции как: гносеологиче­ская, прогностическая, учебно-образовательной, управленческая, репрезентативная.

Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы включает подсистемы учебно-образовательной и социокультурной деятельности. Успешность учебно-образовательной деятельности определяется качествами, способностями, знаниями, умениями, потребностями, целями, установками и возможностями личности. Результат социокультурной деятельности зависит от уровня овла­дения преподавателем историческим и теоретическим наследием, от его способности и активности в овладении новыми методами и средствами профессиональной деятельности, а также от его цен­ностных ориентиров и установок, способности построения системы неформальных отношений и следования нормам коммуникации. Профессиональные и личностные характеристики индивида взаи­мообусловлены и взаимосвязаны в его деятельности как на этапе формирования-становления, так и на этапе профессионального развития преподавателя вуза.

Различные модели профессиональной компетентности пре­подавателя вуза основываются на понимании теснейшей взаи­мосвязи мотивации и способностей, т.е. речь идет как о создании благоприятных внутренних и внешних условий деятельности, так и о воспитании профессионала как личности. Структурная модель профессиональной компетентности должна отражать принципы и функции профессиональной деятельности, ее подсистемы, а также содержание различных этапов профессионально-личностного раз­вития субъекта образовательной деятельности. Модель включает когнитивные, аффективные и волевые компоненты профессиональ­ной деятельности в соотнесении с такими значимыми ее аспектами, как достижение, сотрудничество и влияние.

Особое значение в формировании содержания и структуры компетентности преподавателя высшей школы имеет феномен про­фессиональной деформации его личности - изменения сложившей-

367

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4