Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
Гармаева Т.В. (г. Москва)
Проблема социализации в различных этнических группах определяется двумя взаимосвязанными процессами: узнаванием, восприятием эмоций и процессом их выражения или, пользуясь терминами «нейрокультурной теории», декодированием и кодированием их информационно-энергетических единиц. Во втором случае речь идет не только о непосредственном эмоциональном реагировании, но и произвольном трансформированном воспроизведении эмоциональных состояний (П. Экман, У. Фризен). В контексте социализации наибольший научный интерес вызывает произвольное выражение эмоций, т.к. определяется оно не только природной обусловленностью, но и культурными нормами (Д. Эфрон, R Бенедикт, М. Мид, Р. Лазарус, С.Л. Рубинштейн и другие).
Актуальность экспериментального решения проблем эмоционального развития в контексте социализации наиболее выпукло предстает в дошкольном возрасте в связи с интенсивным накоплением опыта взаимодействия, обогащением и систематизацией представлений об эмоциях, нормах и эталонах их выражения, что обеспечивает развитие кодирующих способностей. Появляется не только понимание и предвосхищение эмоциональных реакций других, но и взаимосвязанная с ними способность контролировать свои эмоциональные реакции, обеспечивающая социализацию в разных группах.
Этнокультурная опосредованность и произвольность эмоционального кодирования, отражающегося на характере социализации стали центральной проблемой при проведении сравнительного анализа его особенностей на примере российских и бурятских детей 6-7 лет. Этнокультурная специфика кодирования эмоций у бурят определяется сохранением у них народных традиций воспитания и преимущественно исповедуемой религией буддизма с основными принципами самодисциплины, проявления гуманных чувств и запрета на чувствование, демонстрацию негативных эмоций. Сохранение народных традиций в поведении и проявлении эмоций существенно отличает их от российских детей. Различия связаны и с принадлежность детей к разным культурам - восточная, коллективистская культура, а российские дети - западная, индивидуалистическая. Результаты исследования подтверди возрастную специфику доминирования механизма подавления, причем у мальчиков - эмоции печали и страха, у девочек - гнева, что обусловлено социально заданными нормами эмоционального реагирования, т.е. социализацией эмоций. Этнокультурная специфика эмоционального кодирования нашла отражение в пластичности выражения эмоций, особенно у мальчиков, причем выявлена модальностная дифференциация пластичности. Так у девочек, в частности, буряток ее значения выше при кодировании страха и печали, у бурятских мальчиков - радости; у российских - гнева. Таким образом, была выявлена не только культурная, но и тендерная специфика кодирования эмоций.
Стабильность ментальной модели в ситуации неопределенности
Герасимова А.В. (г. Москва)
Работа выполнена при поддержке РГНФ, номер проекта 06-06-00388а
Ситуация неопределенности традиционно является экспериментальной моделью для изучения динамики ментальных репрезентаций объекта, а также личностной толерантности (проявляющейся в тревожности, фрустрированности, лабильности поведенческих стратегий и мн.др.).
В традиционных исследованиях ситуация неопределенности моделируется посредством проблематизации декларативного знания. Мы исходим из того, что декларативное знание имплицирует способы взаимодействия с объектом, проблемной ситуацией, «Другим». Замысел нашего исследования состоит в том, что ситуация неопределенности моделируется посредством процедурного знания: декларативная ментальная модель объекта остается интактной, но способы ее процедурной актуализации являются непрогнозируемыми. Мы полагаем, что экспериментальная схема процедурной непрогнозируемое™ является экологически валидной моделью социального взаимодействия, например, в тех ситуаций, при которых «известный» человек ведет себя «странно».
Вводится понятие центрального и периферического признака декларативного знания (Hadjichristidis, С, Sloman, St., Stevenson, R., 2004). Центральным признаком называется такой признак ментальной модели, который каузально обусловливает периферические признаки.
Проверяется гипотеза, согласно которой нарушение центрального признака приводит к большей деформации ментальной модели по сравнению с нарушением периферического признака, т.к. центральный признак влечет за собою изменение всей модели, тогда как периферический - непосредственно характеристики, связанные с ним.
Стимульным материалом служил рисунок неизвестного животного. Процедурное знание задается имплицитно, посредством изображения отдельных частей животного (лапы, крылья, хобот, когти и пр.), сопряженных с различными исполнительными функциями. В двух сериях пилотажных экспериментов (185 человек) были выявлены типичные (прогнозируемые) способы передвижения и преодоления разного рода препятствий, а также выявлены семантические связи между перцептивными частями животного и способами функционирования.
Была разработана компьютерная программа, построенная по типу квеста. Перед каждым препятствием испытуемому предъявляются варианты рисунков, на которых изображены разные способы (3-4) преодоления препятствий. Программа квеста разработана таким образом, что для успешного выполнения на одних этапах достаточно реализовать типичные слоты, а на других - атипичные. Оценивается влияние индивидуальных особенностей в способе преодоления ситуации непрогнозируемое™ (когнитивные стили, копинг-стратегии, мотивация достижения).
265
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Мотивация учения в контексте деятельностного подхода
Герасимова А.С. (г. Белгород)
В данной статье формулируется авторская позиция по вопросу диагностики учебной мотивации. Важность его решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов.
Рассмотрим первоначально, что жетакоеучебная мотивация? «Хорошее» научное определение - это операциональное определение, содержащее отличительные признаки явления и позволяющее его выделять среди других. Этому требованию удовлетворяет, на наш взгляд, дефиниция, данная А.К.Марковой: «Мотив-это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней». Следовательно, изучить учебную мотивацию - это значитоценить направленность деятельности личности (ее представления о предмете потребности), а также характер личностного смысла, придаваемого этой направленности (знаемый мотив или намерение; действующий мотив или реальный побудитель; смыслообразующий мотив, выполняющий функцию упорядочивания системы личных ценностей).
Какие виды учебных мотивов (мотивации) можно выделить на основании указанных выше критериев? Надо заметить, что единой и общепринятой классификации мотивов в педагогической психологии не существует. Мы предлагаем типологию учебной мотивации с точки зрения ее влияния на эффективность учебной деятельности (продуктивность и удовлетворенность учащихся), а значит имеющую не только научный, но и практический интерес. Мы выделяем три уровня сформированное™ мотивационного компонента (высокий, средний и низкий). В основу выделения уровней положены два основных критерия - характер направленности спектра ведущих мотивов (только на достижение желаемой оценки или одновременно и на саморазвитие) и меру их действенности (выполняютли они роль только знаемых или также и действующих мотивов). Как показало наше исследование, выделение двух этих критериев достаточно для дифференциации уровней учебной мотивации. Высокий уровень сформированное™ учебной мотивации характеризуется наличием действующих мотивов, ориентированных и на оценку, и на саморазвитие. Средним уровнем сформированное™ мотивационного компонента обладают учащиеся с узким типом направленности - только на достижение желаемой оценки. Низкий уровень сформированное™ мотивационного компонента учебной деятельности характеризуется наличием широкой или узкой направленности спектра ведущих мотивов, выполняющих функцию знаемых. Наличие того или иного уровня сформированное™ учебной мотивации диагностируется по характеру связи
между типом спектра ведущих мотивов и способом поведения учащихся. Если содержание мотивов согласуется с содержанием поступка, и они социально одобряемы (являются целью учебно-воспитательной работы), то это рассматривается как проявление высшего уровня развития учебной мотивации. Если мотивы также согласуются с содержанием поступков, однако ограничиваются рамками потребности в оценке, это указывает на средний уровень. Если мотивы выбора поведения не согласуются с поступками учащихся, это свидетельствует о низком уровне.
Как видно из предложенной классификации, при изучении мотивационного компонента деятельности учения целесообразно различать не отдельные учебные мотивы, а их объединения в виде спектра ведущих мотивов, в структуре которого многочисленные мотивационныеспектры приобретаютединонаправленность. Сэтой точки зрения, с развиваемых позиций можно выделить две группы мотивов и соответственно два типа спектров ведущих мотивов. Одна группа мотивов направлена только «во вне», на результат (получениежелаемой оценки, одобрение, самоутверждение, статус в группе), тогда как другая группа мотивов наряду с достижением нужного результата направлена также «во внутрь» личности (на познавательный интерес, способы добывания знаний, самопознание, саморазвитие). Первую группу мотивов, концентрированную на одной ориентации - результат (достижение желаемой оценки) -назовем условно узким типом спектра ведущих мотивов. Вторую группу мотивов, концентрированную на двух ориентациях (не только на достижении результата, но также саморазвитии) - ши-рокимтипомспектра ведущих мотивов. В первом случае структура учебной мотивации содержит один ведущий мотив (как продукт взаимодействия отдельных мотивов), а во втором случае - два ведущих мотива. Тип направленности спектра ведущих мотивов (узкая или широкая) и выражает направленность мотивационного компонента учебной деятельности в целом.
Предлагаемые в литературе диагностические методики изучения мотивации учения (опросники, беседа, наблюдение) несодержат всех необходимых и достаточных условий для разведения мотивов на мотивы знаемые и мотивы действующие. Выявить уровень развития учебной мотивации удается путем ценностно-нормативного подхода к психодиагностике (Залесский Г.Е.). Применительно к теме нашего исследования важным преимуществом этого метода является разработанная технология построения конкретных ценностно-нормативных методик. Этимтерминомони названы потому, что положенная в их основу система диагностических заданий позволяет выявить не только направленность поступков, предпочитаемых испытуемыми, но также определить содержание тех ценностей (норм, принципов), которыми они при этом руководствуются и собственное отношение испытуемых к этим ценностям (выступают ли они на уровне ценностных представлений, выполняющих исключительно когнитивную функцию, или на уровне действующих мотивов - регуляторов внешнего поведения, или к тому же на уровне смыслообразующих мотивов, убеждений, выполняющих внутреннюю функцию отбора мотивов, целей, поступков).
266
А-Ж
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза