logo
psicho T1

Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции

Ермолаев В.В. (г. Воронеж)

Различия организационной культуры и имиджа организации в широком смысле сводятся к среде формирования: внутренней по отношению к организации (организационная культура) или внешней (имидж). Среду формирования социальных представлений пред­ставляет группа людей, которая осуществляет непосредственное или опосредованное взаимодействие с организацией. Основным элементом внутренней среды являются работники организации, внешней - клиенты (потребители услуг, продукта), при этом и те и другие являются носителями социальных представлений об организационной культуре. Рассматривая данные феномены на примере милиции, мы исследовали социальные представления сотрудников милиции и студентов воронежских вузов, которые, как и все граждане России, являются потребителями услуг милиции (имидж милиции).

Организационная культура и имидж организации были опера-ционализированы нами как социальные представления сотрудников милиции и потребителей её услуг (студентов). В структуре социаль­ных представлений мы выделили когнитивный («информация», знания об объекте), эмоциональный («поле» смыслов, симпатии или антипатии) и поведенческий («установка», особенности поведения в отношении объекта установки) компоненты.

В ходе эмпирического исследования связи особенностей организационной культуры органов внутренних дел и имиджа организации было установлено, что:

359

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Исследование доминантности методом центр оценки (технология LASPI)

Ерофеев А.К., Соломаха И.А. (г. Севастополь)

Термин «доминантность» в наших исследованиях употре­бляется для обозначения степени превосходства испытуемого, определяемой при помощи метода центра оценки (технология ACL - Assessment-center LASPI). Технология центра оценки предпо­лагает индивидуальную работу с теста ми интеллектуальных (когни­тивных) способностей и выполнение различных стандартизованных ситуационно-поведенческих тестов (СПТ), предполагающих работу в группе (управляемые и неуправляемые групповые дискуссии, «кейсы», деловые игры и т.п.). При проведении оценки общих способностей доминантность проявляется как «стремление к до­стижению», «коммуникативная компетентность», «самообладание», «интернальность» (локус контроля) и «нормативность» (склон­ность соблюдать корпоративные нормы). В СПТ эти компетенции оцениваются экспертами (оценщиками) при помощи специальной системы правил.

В лаборатории социально-психологических исследований Черноморского филиала Московского Государственного Универ­ситета (ЛАСПИ) разработан специальный опросник LPQ (Laspi Personality Questionnaire), позволяющий психометрически корректно оценит степень выраженности данных характеристик при помощи стандартизированного самоописания. Результаты теста-опросника сопоставляются с результатами согласованных экспертных оценок и, в случае существенного расхождения показателей, проводится дополнительное тестирование. На основе полученных данных фор­мируется план «интервью по компетенциям», которое проводится после биографического интервью.

Анализ данных 668 результатов реальных консультационных проектов консалтинговой компании ACL и трех исследовательских проектов лаборатории ЛАСПИ позволяют утверждать:

В настоящий момент ведется работа по стандартизации метода и выяснения ограничений в содержательной валидности метода оценки доминантности.

Развитие методов диагностики

ценностных ориентации в профессиональном отборе

Ерофеев А.К., ЧувилоА.Е. (г. Севастополь)

Лабораторией социально-психологических исследований Черноморского филиала МГУ ЛАСПИ разработан метод оценки ценностных ориентации при помощи ситуационно поведенческих тестов (СПТ). Доказана принципиальная возможность моделирова­ния четырёх типов ситуаций, в которых проявляются и оцениваются ценности, связанные с целями совместной деятельности, и цен­ности, связанные с нормами и стандартами поведения в условиях совместной деятельности.

Анализ материалов консультационных проектов позволяет утверждать, что для проведения диагностики ценностных ориен­тации при профессиональном отборе необходимо оценивать, по крайней мере, два фактора: «нормативность» и «ценность цели».

Нормативность понимается нами как самоценность соблюдения принятых правил и норм поведения, влияющих на достижение цели. Нормативность в нашем подходе определяет способы достижения цели в условиях совместной групповой работы: «так действовать можно (нельзя)», «у нас принято (не принято).. .»и т.п. Принятые в группе нормы и стандарты поведения могут различаться по общ­ности. Некоторые нормы являются принципами, которым человек следует всегда. Такие нормы мы называем «конституциональными». Нормы, соответствующие деятельности в отдельных организациях (институциях) мы называем «институциональными» - соответ­ствующими разным организационным культурам.

Ценности, связанныесо смыслом общих, внеситуативных целей задают полюс «ценности-цели». Ситуационно заданные изменяю­щие цели характеризуются «ценностями-валентностями».

Таким образом, показано, что номотетический и идеографи­ческий подход можно реализовать при разработке методов диа­гностики ценностных ориентации.

В настоящий момент разработаны методы диагностики цен­ностных ориентации, отвечающих «ценностям - валентностям» как для конституциональных, так и для институциональных норм. Методы реализованы в исследовательских проектах на студентах физического факультета, членах международной студенческой организации, подготавливающей будущих менеджеров, и моря­ках дальнего плавания. Обоснована содержательная валидность метода. Проведён сравнительный анализ разработанного метода и традиционных известных методик оценки ценностных ориентации (методики Кабаченко, Петровского, Рокича). Показано, что разрабо­танные нами методики менее подвержены искажениям, связанным с фактором социальной желательности, чем традиционные методы диагностики ценностных ориентации.

360

А-Ж

Развитие проективных методов оценки мотивации достижений

Ерофеев А.К., Метнвва СБ. (г. Севастополь)

В наших исследованиях, проведенных на базе лаборатории социально-психологических исследований факультета психоло­гии МГУ (Черноморский филиал, г. Севастополь) разработана и опробована комплексная методика оценки мотивации достиже­ний, включающая пиктографическое письмо в самопрезентации, ситуационно-поведенческое тестирование, биографическое интер­вью и интервью на основе компетенций.

Объектом исследования выступили конструктивные осо­бенности проективных методов оценки мотивации достижений. Предметом - категории контент-анализа мотивации достижений. Методы исследования: ТАТ Г. Мюррея, ТАТ X. Хекхаузена, техника пиктографии, метод интервью по типу жизнеописания с элемен­тами интервью по компетенциям, личностный опросник LPQ (Laspi personality questionnaire) и метод экспертных оценок. Для анализа вербальной (текста самопрезентации и интервью) и графической (рисунков-пиктограмм) продукции использовалась система катего­рий мотивации достижений Д. Мак-Клелланда. При оценке расска­зов по картинам ТАТ применялись категории мотивации стремления к успеху и мотивации избегания неудач X. Хекхаузена.

Исследование проведено в рамках отбора кадрового резерва членов международной студенческой организации, подготавливаю-

щей менеджеров среднего и высшего звена (12 чел), а также при реальном отборе менеджеров на предприятия ОМЗ (Объединенные Машиностроительные Заводы) (227 чел). Опробование методики пиктографии проведено на студентах-физиках МИЭМ г. Москва (6 чел).

ТАТ выявил респондентов с выраженной мотивацией до­стижения успеха и мотивацией избегания неудач. Модифициро­ванная методика пиктограмма выявила признаки повышенной напряженности и тревожности у респондентов с выраженной мотивацией избегания неудач, проявляющиеся в графологических характеристиках рисунков. В целях повышения информативности пиктографии в методику было введено письменное объяснение выбора рисуночного образа на заданное понятие. Результаты данного варианта пиктографии свидетельствуют о наличии зави­симости количества образов достижения в рисунках и количества упоминаемых категорий мотивации достижения в письменных объяснениях (г=0,67). При использовании техники пиктографии в самопрезентации обнаружено, что уровень мотивации достижения, диагностируемый в самопрезентации и в интервью согласуется с количеством образов достижения в рисунках-пиктограммах (г = 0,6 (р<0,05)). Уровень мотивации достижения, выявленный в само­презентации и в интервью с высокой статистической значимостью коррелирует с экспертными оценками выраженности мотивации достижения по поведенческим индикаторам входе центра оценки (г=0,9(р<0,01)).

Разработанный нами метод может быть использован в центрах оценки, ориентированных на отбор.

361

Научные школы отечественной психологии в историческом освещении

Ждан А. Н. (г. Москва)

Наследие отечественной психологии отличает разнообразие научных школ. Они возникли и развивались в конкретных истори­ческих условиях России и в контексте мировой науки. Их лидерами были крупные ученые и выдающиеся личности: Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, ГГ. Шпет, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе. Созданные ими научные школы определяютлицо отечественной психологиче­ской науки, ее оригинальность.

Анализ школ является плодотворным путем изучения и осмыс­ления исторического опыта. Поскольку центральным вопросом предметно-логического содержания школы является ее научная (исследовательская) программа, которая служит сплочению школы в особую целостность и содержит в себе теорию и объяснительные принципы, определяющие методологию научных исследований, изучение научных школ позволяет раскрыть объективную логику развития отечественной науки, выявить ее оригинальные черты и особенности научных традиций.

Назовем исследовательские программы важнейших научных школ. Школа Г.И. Челпанова развивалась в русле классической эмпирической психологии сознания, ее экспериментального направления; опиралась на классический тип научной рациональ­ности. Школа В.М. Бехтерева развивалась в русле поиска альтер­натив субъективной психологии сознания на путях объективного естественно-научного анализа поведения человека. Вместе со ставшей ее преемницей школой Б.Г Ананьева, она дала начало Пе­тербургской научной школе. Междисциплинарная школа ГГ. Шпета была направлена на комплексный междисциплинарный подход к изучению психологии человека в контексте культуры и искусства. Программа научной школы Л.С. Выготского, известной как школа культурно-исторической психологии, была направлена на иссле­дование фундаментальной роли изобретаемых в истории культуры

знаках (в первую очередь, языка) как средствах («психологических орудиях») овладения поведением человека, формирования у него сознания, развития высших психических функций. Опиралась на методологию неклассического типа научной рациональности. В научной школе, созданной соратником и последователем Л.С. Вы­готского А.Р. Лурией, были разработаны несколько программ в раз­личных областях психологии - нейропсихологии, нейролингвистики, афазиологии, каждая из которых базировалась на теории культурно-исторического происхождения и развития высших психических функций и общепсихологической теории системной динамической мозговой организации психических процессов. Школа С.Л. Рубин­штейна сосредоточилась на разработке научно-исследовательской программы, охватывающей философско-методологические про­блемы природы и места психических явлений во всеобщей связи материального мира, принципов психологического познания, на основе которых С.Л. Рубинштейн создал субъектно-деятельностный подход, применив его в исследованиях мышления, личности, созна­ния. Школа С.Л. Рубинштейна развивает его идеи применительно к проблемам истории психологии, психологии личности, творчества и одаренности и др. Научная программа школы А.Н. Леонтьева посвящена разработке деятельности как предмета психологиче­ского исследования и объяснительного принципа психологии в исследовании проблем возникновения и развития психики в фило-, онто- и антропогенезе, а также проблем сознания, личности. Школа А.Н. Леонтьева развивается в контексте неклассичнского типа на­учной рациональности в области психологии сознания (и психики в целом). Научная программа школы П.Я. Гальперина направлена на разработку центральных теоретических вопросов психологии - ее предмета и методов. Базируясь на позициях культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, ПД Гальперин развивает оригинальное понимание психики как ориентировочной деятельности; дает новое понимание предмета психологии как науки о психических функциях как конкретных фор­мах ориентировочной психической деятельности, развивает учение о планомерном поэтапном формировании умственных действий и понятий как методе психологического познания. Школа П.Я. Галь­перина реализует неклассический тип научной рациональности в

362

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

высокой ответственности психолога за результат консультации. Успешность деятельности консультанта во многом определяется его умением максимально использовать всю доступную информацию для построения адекватного образа собеседника.

Изучению содержания и структуры аудиального образа клиента в деятельности консультанта телефона доверия было посвящено наше исследование. Входеэксперимента, моделирующегоситуацию консультирования, испытуемые (консультанты телефонов доверия) прослушивали отрывки аудиозаписи монологов условных клиентов (мужчины и женщины), после чего описывали психологический портрет абонентов и оценивали их голоса по шкалам семантиче­ского дифференциала. В качестве контрольной группы выступили психологи, занимающиеся очным консультированием.

В результате контент-анализа текстов психологических пор­третов были выделены следующие типы характеристик клиента: биофизические, внешности, речевые, индивидуально-личностные, социально-типологические, формулировка проблем, механизмы возникновения проблем, предположения о жизненной ситуации клиента, предположения о поведении и переживаниях клиента в других ситуациях, повторение содержания монолога с обобщением, проявление понимания и сочувствия, описание актуального эмо­ционального состояния клиента, положительная оценка, негативные критические оценки, «шаблоны и стереотипы», предположения о мотивах обращения, предположения о дальнейшей работе, про­явления «рабочего интереса».

Сравнение психологических портретов, представленных теле­фонными консультантами и очно консультирующими психологами, позволило выявить ряд особенностей как по структуре образов (ранговые места), так и по частоте встречаемости характеристик в описаниях. В частности, консультанты телефона доверия чаще отмечают речевые особенности абонентов, в том числе проявляют чувствительность к рассогласованиям постановочных монологов, незаметным для большинства очно работающих психологов.

Оценка голосов по шкалам семантического дифференциала не показала значимых различий между экспериментальной и контрольной группами, что, на наш взгляд,объясняется близостью целей и задач профессиональной деятельности консультантов обеих групп.

Проблема готовности и подготовки к браку и семейной жизни

Жолудева С. В. (г. Ростов-на-Дону)

Понятие готовности к семейной жизни очень долго рассма­тривалось как результат подготовки молодежи к браку и семейной жизни. Каждая область человеческой жизни имеет свою специфику. Поэтому в отечественной литературе, по мнению Гребенникова И.В., подготовка к семейной жизни рассматривается, с одной стороны,

как часть общего процесса формирования всесторонне развитой личности, с другой, как опирающаяся на этот фундамент специ­альная работа по вооружению юношества знаниями и умениями, необходимыми для счастливого брака. Проблема подготовки молодежи к семейной жизни имеет глубокие корни.

В психологической литературе понятия готовность и подготов­ленность не одно и то же. Различные показатели подготовленности могут входить в общую структуру готовности лишь как ее отдельные компоненты. Готовность молодежи к браку и семейной жизни, как результат подготовки, является сложным, динамическим, много­гранным по содержанию и формам проявления образованием.

К настоящему времени создан общетеоретический фонд по проблеме изучения готовности к браку и семейной жизни, посвя­щенные различным аспектам:

Несмотря на то, что понятие готовности к браку получает все более широкую распространенность в современной психологиче­ской литературе, нет общепризнанной точки зрения по вопросу, о том какие характеристики личности могут рассматриваться как готовность к браку и семейной жизни.

366

А-Ж

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4