Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
Ермолаев В.В. (г. Воронеж)
Различия организационной культуры и имиджа организации в широком смысле сводятся к среде формирования: внутренней по отношению к организации (организационная культура) или внешней (имидж). Среду формирования социальных представлений представляет группа людей, которая осуществляет непосредственное или опосредованное взаимодействие с организацией. Основным элементом внутренней среды являются работники организации, внешней - клиенты (потребители услуг, продукта), при этом и те и другие являются носителями социальных представлений об организационной культуре. Рассматривая данные феномены на примере милиции, мы исследовали социальные представления сотрудников милиции и студентов воронежских вузов, которые, как и все граждане России, являются потребителями услуг милиции (имидж милиции).
Организационная культура и имидж организации были опера-ционализированы нами как социальные представления сотрудников милиции и потребителей её услуг (студентов). В структуре социальных представлений мы выделили когнитивный («информация», знания об объекте), эмоциональный («поле» смыслов, симпатии или антипатии) и поведенческий («установка», особенности поведения в отношении объекта установки) компоненты.
В ходе эмпирического исследования связи особенностей организационной культуры органов внутренних дел и имиджа организации было установлено, что:
когнитивный компонент социальных представлений сотрудников милиции связан с когнитивным компонентом социальныхпредставлений потребителей ее услуг;
эмоциональный компонент социальных представлений сотрудников милиции не связан с эмоциональным компонентомсоциальных представлений потребителей ее услуг;
поведенческий компонент социальных представлений сотрудников милиции связан с поведенческим компонентомсоциальных представлений потребителей ее услуг организацииположительно в отношении взаимодействия с организацией впрошлом и отрицательно в отношении готовности к взаимодействию с организацией в будущем;
основу социальных представлений о милиции составляюттакие конструкты, как «люди», «защита, охрана, безопасность»,«государственный орган», каждый из которых связан с определёнными эмоциональными и поведенческими особенностямикак потребителей услуг милиции, так и сотрудников милициипо отношению к органам внутренних дел.
359
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Исследование доминантности методом центр оценки (технология LASPI)
Ерофеев А.К., Соломаха И.А. (г. Севастополь)
Термин «доминантность» в наших исследованиях употребляется для обозначения степени превосходства испытуемого, определяемой при помощи метода центра оценки (технология ACL - Assessment-center LASPI). Технология центра оценки предполагает индивидуальную работу с теста ми интеллектуальных (когнитивных) способностей и выполнение различных стандартизованных ситуационно-поведенческих тестов (СПТ), предполагающих работу в группе (управляемые и неуправляемые групповые дискуссии, «кейсы», деловые игры и т.п.). При проведении оценки общих способностей доминантность проявляется как «стремление к достижению», «коммуникативная компетентность», «самообладание», «интернальность» (локус контроля) и «нормативность» (склонность соблюдать корпоративные нормы). В СПТ эти компетенции оцениваются экспертами (оценщиками) при помощи специальной системы правил.
В лаборатории социально-психологических исследований Черноморского филиала Московского Государственного Университета (ЛАСПИ) разработан специальный опросник LPQ (Laspi Personality Questionnaire), позволяющий психометрически корректно оценит степень выраженности данных характеристик при помощи стандартизированного самоописания. Результаты теста-опросника сопоставляются с результатами согласованных экспертных оценок и, в случае существенного расхождения показателей, проводится дополнительное тестирование. На основе полученных данных формируется план «интервью по компетенциям», которое проводится после биографического интервью.
Анализ данных 668 результатов реальных консультационных проектов консалтинговой компании ACL и трех исследовательских проектов лаборатории ЛАСПИ позволяют утверждать:
предлагаемый комплексный метод оценки компетенций даетболее надежный результат, чем отдельные измерения склонности к доминантности, власти или лидерского потенциала,проведенные традиционными методами;
установлены значимые корреляции зависимости экспертныхоценок доминантности с такими личностными чертами как«коммуникабельность» и «мотивация достижений», определяемых при помощи стандартизированных тестов-опросников;
биографическое интервью в ряде случаев позволяет установитьпричины формирования компетенций, способствующих, либопрепятствующих формированию доминантности.
В настоящий момент ведется работа по стандартизации метода и выяснения ограничений в содержательной валидности метода оценки доминантности.
Развитие методов диагностики
ценностных ориентации в профессиональном отборе
Ерофеев А.К., ЧувилоА.Е. (г. Севастополь)
Лабораторией социально-психологических исследований Черноморского филиала МГУ ЛАСПИ разработан метод оценки ценностных ориентации при помощи ситуационно поведенческих тестов (СПТ). Доказана принципиальная возможность моделирования четырёх типов ситуаций, в которых проявляются и оцениваются ценности, связанные с целями совместной деятельности, и ценности, связанные с нормами и стандартами поведения в условиях совместной деятельности.
Анализ материалов консультационных проектов позволяет утверждать, что для проведения диагностики ценностных ориентации при профессиональном отборе необходимо оценивать, по крайней мере, два фактора: «нормативность» и «ценность цели».
Нормативность понимается нами как самоценность соблюдения принятых правил и норм поведения, влияющих на достижение цели. Нормативность в нашем подходе определяет способы достижения цели в условиях совместной групповой работы: «так действовать можно (нельзя)», «у нас принято (не принято).. .»и т.п. Принятые в группе нормы и стандарты поведения могут различаться по общности. Некоторые нормы являются принципами, которым человек следует всегда. Такие нормы мы называем «конституциональными». Нормы, соответствующие деятельности в отдельных организациях (институциях) мы называем «институциональными» - соответствующими разным организационным культурам.
Ценности, связанныесо смыслом общих, внеситуативных целей задают полюс «ценности-цели». Ситуационно заданные изменяющие цели характеризуются «ценностями-валентностями».
Таким образом, показано, что номотетический и идеографический подход можно реализовать при разработке методов диагностики ценностных ориентации.
В настоящий момент разработаны методы диагностики ценностных ориентации, отвечающих «ценностям - валентностям» как для конституциональных, так и для институциональных норм. Методы реализованы в исследовательских проектах на студентах физического факультета, членах международной студенческой организации, подготавливающей будущих менеджеров, и моряках дальнего плавания. Обоснована содержательная валидность метода. Проведён сравнительный анализ разработанного метода и традиционных известных методик оценки ценностных ориентации (методики Кабаченко, Петровского, Рокича). Показано, что разработанные нами методики менее подвержены искажениям, связанным с фактором социальной желательности, чем традиционные методы диагностики ценностных ориентации.
360
А-Ж
Развитие проективных методов оценки мотивации достижений
Ерофеев А.К., Метнвва СБ. (г. Севастополь)
В наших исследованиях, проведенных на базе лаборатории социально-психологических исследований факультета психологии МГУ (Черноморский филиал, г. Севастополь) разработана и опробована комплексная методика оценки мотивации достижений, включающая пиктографическое письмо в самопрезентации, ситуационно-поведенческое тестирование, биографическое интервью и интервью на основе компетенций.
Объектом исследования выступили конструктивные особенности проективных методов оценки мотивации достижений. Предметом - категории контент-анализа мотивации достижений. Методы исследования: ТАТ Г. Мюррея, ТАТ X. Хекхаузена, техника пиктографии, метод интервью по типу жизнеописания с элементами интервью по компетенциям, личностный опросник LPQ (Laspi personality questionnaire) и метод экспертных оценок. Для анализа вербальной (текста самопрезентации и интервью) и графической (рисунков-пиктограмм) продукции использовалась система категорий мотивации достижений Д. Мак-Клелланда. При оценке рассказов по картинам ТАТ применялись категории мотивации стремления к успеху и мотивации избегания неудач X. Хекхаузена.
Исследование проведено в рамках отбора кадрового резерва членов международной студенческой организации, подготавливаю-
щей менеджеров среднего и высшего звена (12 чел), а также при реальном отборе менеджеров на предприятия ОМЗ (Объединенные Машиностроительные Заводы) (227 чел). Опробование методики пиктографии проведено на студентах-физиках МИЭМ г. Москва (6 чел).
ТАТ выявил респондентов с выраженной мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач. Модифицированная методика пиктограмма выявила признаки повышенной напряженности и тревожности у респондентов с выраженной мотивацией избегания неудач, проявляющиеся в графологических характеристиках рисунков. В целях повышения информативности пиктографии в методику было введено письменное объяснение выбора рисуночного образа на заданное понятие. Результаты данного варианта пиктографии свидетельствуют о наличии зависимости количества образов достижения в рисунках и количества упоминаемых категорий мотивации достижения в письменных объяснениях (г=0,67). При использовании техники пиктографии в самопрезентации обнаружено, что уровень мотивации достижения, диагностируемый в самопрезентации и в интервью согласуется с количеством образов достижения в рисунках-пиктограммах (г = 0,6 (р<0,05)). Уровень мотивации достижения, выявленный в самопрезентации и в интервью с высокой статистической значимостью коррелирует с экспертными оценками выраженности мотивации достижения по поведенческим индикаторам входе центра оценки (г=0,9(р<0,01)).
Разработанный нами метод может быть использован в центрах оценки, ориентированных на отбор.
361
Научные школы отечественной психологии в историческом освещении
Ждан А. Н. (г. Москва)
Наследие отечественной психологии отличает разнообразие научных школ. Они возникли и развивались в конкретных исторических условиях России и в контексте мировой науки. Их лидерами были крупные ученые и выдающиеся личности: Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, ГГ. Шпет, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе. Созданные ими научные школы определяютлицо отечественной психологической науки, ее оригинальность.
Анализ школ является плодотворным путем изучения и осмысления исторического опыта. Поскольку центральным вопросом предметно-логического содержания школы является ее научная (исследовательская) программа, которая служит сплочению школы в особую целостность и содержит в себе теорию и объяснительные принципы, определяющие методологию научных исследований, изучение научных школ позволяет раскрыть объективную логику развития отечественной науки, выявить ее оригинальные черты и особенности научных традиций.
Назовем исследовательские программы важнейших научных школ. Школа Г.И. Челпанова развивалась в русле классической эмпирической психологии сознания, ее экспериментального направления; опиралась на классический тип научной рациональности. Школа В.М. Бехтерева развивалась в русле поиска альтернатив субъективной психологии сознания на путях объективного естественно-научного анализа поведения человека. Вместе со ставшей ее преемницей школой Б.Г Ананьева, она дала начало Петербургской научной школе. Междисциплинарная школа ГГ. Шпета была направлена на комплексный междисциплинарный подход к изучению психологии человека в контексте культуры и искусства. Программа научной школы Л.С. Выготского, известной как школа культурно-исторической психологии, была направлена на исследование фундаментальной роли изобретаемых в истории культуры
знаках (в первую очередь, языка) как средствах («психологических орудиях») овладения поведением человека, формирования у него сознания, развития высших психических функций. Опиралась на методологию неклассического типа научной рациональности. В научной школе, созданной соратником и последователем Л.С. Выготского А.Р. Лурией, были разработаны несколько программ в различных областях психологии - нейропсихологии, нейролингвистики, афазиологии, каждая из которых базировалась на теории культурно-исторического происхождения и развития высших психических функций и общепсихологической теории системной динамической мозговой организации психических процессов. Школа С.Л. Рубинштейна сосредоточилась на разработке научно-исследовательской программы, охватывающей философско-методологические проблемы природы и места психических явлений во всеобщей связи материального мира, принципов психологического познания, на основе которых С.Л. Рубинштейн создал субъектно-деятельностный подход, применив его в исследованиях мышления, личности, сознания. Школа С.Л. Рубинштейна развивает его идеи применительно к проблемам истории психологии, психологии личности, творчества и одаренности и др. Научная программа школы А.Н. Леонтьева посвящена разработке деятельности как предмета психологического исследования и объяснительного принципа психологии в исследовании проблем возникновения и развития психики в фило-, онто- и антропогенезе, а также проблем сознания, личности. Школа А.Н. Леонтьева развивается в контексте неклассичнского типа научной рациональности в области психологии сознания (и психики в целом). Научная программа школы П.Я. Гальперина направлена на разработку центральных теоретических вопросов психологии - ее предмета и методов. Базируясь на позициях культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, ПД Гальперин развивает оригинальное понимание психики как ориентировочной деятельности; дает новое понимание предмета психологии как науки о психических функциях как конкретных формах ориентировочной психической деятельности, развивает учение о планомерном поэтапном формировании умственных действий и понятий как методе психологического познания. Школа П.Я. Гальперина реализует неклассический тип научной рациональности в
362
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
высокой ответственности психолога за результат консультации. Успешность деятельности консультанта во многом определяется его умением максимально использовать всю доступную информацию для построения адекватного образа собеседника.
Изучению содержания и структуры аудиального образа клиента в деятельности консультанта телефона доверия было посвящено наше исследование. Входеэксперимента, моделирующегоситуацию консультирования, испытуемые (консультанты телефонов доверия) прослушивали отрывки аудиозаписи монологов условных клиентов (мужчины и женщины), после чего описывали психологический портрет абонентов и оценивали их голоса по шкалам семантического дифференциала. В качестве контрольной группы выступили психологи, занимающиеся очным консультированием.
В результате контент-анализа текстов психологических портретов были выделены следующие типы характеристик клиента: биофизические, внешности, речевые, индивидуально-личностные, социально-типологические, формулировка проблем, механизмы возникновения проблем, предположения о жизненной ситуации клиента, предположения о поведении и переживаниях клиента в других ситуациях, повторение содержания монолога с обобщением, проявление понимания и сочувствия, описание актуального эмоционального состояния клиента, положительная оценка, негативные критические оценки, «шаблоны и стереотипы», предположения о мотивах обращения, предположения о дальнейшей работе, проявления «рабочего интереса».
Сравнение психологических портретов, представленных телефонными консультантами и очно консультирующими психологами, позволило выявить ряд особенностей как по структуре образов (ранговые места), так и по частоте встречаемости характеристик в описаниях. В частности, консультанты телефона доверия чаще отмечают речевые особенности абонентов, в том числе проявляют чувствительность к рассогласованиям постановочных монологов, незаметным для большинства очно работающих психологов.
Оценка голосов по шкалам семантического дифференциала не показала значимых различий между экспериментальной и контрольной группами, что, на наш взгляд,объясняется близостью целей и задач профессиональной деятельности консультантов обеих групп.
Проблема готовности и подготовки к браку и семейной жизни
Жолудева С. В. (г. Ростов-на-Дону)
Понятие готовности к семейной жизни очень долго рассматривалось как результат подготовки молодежи к браку и семейной жизни. Каждая область человеческой жизни имеет свою специфику. Поэтому в отечественной литературе, по мнению Гребенникова И.В., подготовка к семейной жизни рассматривается, с одной стороны,
как часть общего процесса формирования всесторонне развитой личности, с другой, как опирающаяся на этот фундамент специальная работа по вооружению юношества знаниями и умениями, необходимыми для счастливого брака. Проблема подготовки молодежи к семейной жизни имеет глубокие корни.
В психологической литературе понятия готовность и подготовленность не одно и то же. Различные показатели подготовленности могут входить в общую структуру готовности лишь как ее отдельные компоненты. Готовность молодежи к браку и семейной жизни, как результат подготовки, является сложным, динамическим, многогранным по содержанию и формам проявления образованием.
К настоящему времени создан общетеоретический фонд по проблеме изучения готовности к браку и семейной жизни, посвященные различным аспектам:
в социологическом плане представляют интерес работы СИ. Голода, А.Г. Харчева, Б.Д. Парыгина, В.И. Чекалина, Н.Г. Юркевич,З.А. Янковой и B.C. Языковой, В.Г. Афанасьевой, В.А. Борисовой,А.Г. Вишневского, Э.К. Васильевой, В.Б. Толофаста, П.А. Гурко,М.С. Мацковского, В.А. Рясенцева, Ю.И. Семенова, в которыхраскрываются особенности развития семейно-брачных отношений, значение, ценность семьи, социальная роль супругови родителей;
психологические особенности семьи и психологию семейныхотношений (Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин,Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер и др);
процесс социализации ребенка в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству (В.И. Барский, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн идр.);
особенности представлений молодежи о будущей семейнойжизни (A.M. Прихожан, Т.И. Юферева, П.М. Якобсон и др.);
факторы, оказывающие решающее влияние на формирование готовности к семейной жизни рассмотрены И.А. Арабо-вым, И.В. Гребенниковым, И.В. Дубровиной, СВ. Ковалевым,В.Э. Пахальян, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, A.M. Чудновским,Т.И. Юферёвой и др.;
исследования А.А. Богданович, И.И. Беляева, А.Г. Хрипкова, рассматривают физиологические особенности различных полов,показывают, что осознание своей половой принадлежности иусвоение соответствующей мужской и женской роли являютсянеобходимым для брачно-семейных отношений;
в работах Н.С Лукина, В.А. Крутецкого, В.Н. Колбановского,Э.К. Костяшкина, В.Н. Кругляшова, И.С Кона, Т.Н. Мальковской,И.Ф. Свядковского, П.М. Якобсона и других, анализируютсяособенности психического развития мальчиков и девочек-разницу в их поведении, интересах, рассматривают областьформирования их взаимоотношений, взглядов на дружбуи любовь, намечают некоторые пути воспитания здоровыхвзаимоотношений между полами, т. е. раскрываются общиеаспекты добрачного поведения.
Несмотря на то, что понятие готовности к браку получает все более широкую распространенность в современной психологической литературе, нет общепризнанной точки зрения по вопросу, о том какие характеристики личности могут рассматриваться как готовность к браку и семейной жизни.
366
А-Ж
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза