Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
Белых С. Л. (г. Ижевск)
Исследовательская деятельность учащихся - эффективная образовательная технология, которая в последнее время приобретает широкий масштаб и превращается в один из самых востребованных методов наряду с методом проектов.
Ценность этого метода - в активизации познавательных потребностей учащихся, в развитии самостоятельности мышления и познавательной инициативы, в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают научную рефлексию и творческое мышление (понимаемое нами в традициях Новосибирской психологической школы и взглядов Я.А. Пономарева).
Однако по мере увеличения популярности и востребованности этого метода снижается степень его активного потенциала за счет технологизации многих, если не большинства, этапов деятельности, называемой научно-исследовательской. Это неизбежный процесс, повторяющийся во многих сферах жизни. В нашем случае он заключается в том, что сначала стихийно накапливается проблематика научных исследований - цели, задачи, направления, затем находятся люди (например, К. Поппер или Т. Кун), которые рефлексируют весь процесс, систематизируют эти задачи и выдают теоретико-методический продукт, позволяющий сформулировать относительно ценную для науки проблему любому индивидууму со средним уровнем интеллекта и некоторой начитанностью в исследуемой сфере.
Далее накапливаются разнообразные приемы и формы, изобретаемые в частном порядке наиболее творческими людьми для реализации сугубо специализированных задач, и находятся люди, которые систематизируют эти приемы и формы, технологизируя тем самым этап подбора средств (например, Г. Альтшуллер с его системой ТРИЗ).
Затем систематизируются и превращаются в стандарт, очень удобный для чтения и оценки, способы и алгоритмы изложения исследовательского материала в тексте научных статей и диссертаций,
материала как теоретического, так и эмпирического. Параллельно формируются схемы сбора этого материала.
Польза в этой технологизации несомненная, как и влюбой другой сфере - высвобождается огромное количество сил и времени, которые можно потратить на собственно «открытие».
Когда школьный учитель применяет технологию исследовательской деятельности школьника, он стремится найти наиболее эффективные рекомендации, изложенные в методических пособиях, и принимает эту технологизированную часть как само собой разумеющееся. Однако необходимо заметить, что с каждым этапом технологизации и стандартизации уменьшается количество инициативных шагов, которые делает исследователь (не только школьник, но и аспирант, и даже соискатель докторской степени). Следовательно, данный метод снижает степень своей эвристичности, способности формировать глубокие мыслительные структуры творческого плана.
Тот же ТРИЗ позволяет изобрести очень многое, почти все, за исключением принципиально новых открытий, поскольку создан на основе систематизации уже известных способов, однако если ребенок очень рано начинает и продолжительно функционирует в системе ТРИЗ, то у него формируется восприятие и мышление «первооткрывателя», поэтому так важно соотнести между собой технологичность современных приемов научных работ и оставшиеся еще в методе исследований инициативу и творчество, понять место того и другого в образовательном процессе. Метод по своему определению призван развивать творчество, критичность мышления, научную рефлексию, и только в последнюю очередь готовить к возможной научной карьере, то есть формировать какие-то навыки ведения деятельности, обслуживающей науку. То есть, с одной стороны, если он в исполнении учителя превратится в шаблонизированный набор приемов и шагов, он перестанет выполнять свои функции, а с другой стороны, если лишить учителя технологичности отдельных этапов, он просто не справится самостоятельно с задачей управления исследовательской деятельностью ученика. Сложившаяся технологическая схема нужна, как минимум, для того, чтобы учитель мог представить себе в целом всю систему исследовательской деятельности, чтобы управлять ею.
Г. К Селевко определяет педагогическую технологию как науку, исследующую наиболее рациональные пути обучения, и как систему способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Нами делается попытка сформулировать какие-то регулятивы (метарегулятивы) для управления данным направлением, данной технологией в образовательной системе в целом.
Проблема контекстуальности понимания знания
Белякова Е. Г. (г. Тюмень)
Контекстуальность смыслообразования является одной из признанных фундаментальных характеристик данного процесса. Смысл воспринимаемого и понимаемого содержания всегда связан с контекстом, в рамках которого факт, текст, событие приобретают свою значительность или незначительность для человека. В образовательном процессе знание, для того чтобы стать осмысленным, должно быть
98
А-Ж
«погружено» в индивидуально-личностный контекст, во внутреннее мировосприятие и мироощущение человека. Человек в этом случае проявляет себя не только как мыслящий, но и как «пристрастный» субъект, который проецирует на безличный, по сути, факт свое индивидуальное видение мира, выбирает способы его интерпретации, основываясь на собственной системе убеждений и ценностей. Изначально внешнее, чуждое по отношение к нему знание обучающийся осваивает в конкретной ситуации своей жизнедеятельности, которая смысловым контекстом обрамляет процесс учения и создает предпосылки для избирательно-ценностного отношения к знанию.
Педагогическое взаимодействие может быть отнесено к особой разновидности ценностно-смыслового контекста. Характеристики педагогического взаимодействия во многом определяются такими факторами, как ценностно-целевая сторона педагогического процесса, его принципы, содержание, специфика используемых форм и методов обучения и воспитания. Вместе с тем педагогическая ситуация, в которой обучающийся осознает важность знания для себя и воспринимает его как личностную ценность, имеет определенные психологические свойства, учитывая которые, можно выстраивать процесс понимания содержания образования как взаимосвязанную систему интерпретаций знания в системе внутри личностных контекстов, актуализирующих смысловые процессы личности.
Восприятие и понимание содержания образования его субъектами может осуществляться внескольких «контекстах понимания», функционирующих в педагогическом взаимодействии. Основываясь на онтологии смысла (Д.А. Леонтьев), можно выделить несколько типов индивидуально-личностных интерпретативных контекстов, актуализирующих разные типы смысловых образований, различающихся структурно и функционально. Основными контекстуальными рамками понимания на уровне обучающегося сознания, на наш взгляд, выступают рефлексивная, деятельностная и бытийная проекции смыслоактуализации. Одновременно можно говорить о существовании феноменологического и коммуникативного (обращенного к другому) контекстов. Каждому из выделяемых контекстов понимания соответствуют свои формы смыслоактуализации, свой «язык» смыслов- характерных текстов, вступающих во взаимодействие друг с другом. Различные формы смыслоактуализации представляют собой превращенную форму жизненных отношений личности (М.К. Мамардашвили, Д.А. Леонтьев), из чего следует приоритетность бытийного контекста, обеспечивающего условия для интериоризации и жтериоризации смыслов в системе отношений и деятельности личности.
Феноменологический и рефлексивный контексты соотносятся с внутренней картиной мира человека, с пространством сознания, где личность через осмысление культурных ценностей-значений превращает их в индивидуальные смыслы, осваивает культурную интерпретативную систему, упорядочивающую субъективную картину мира. В рефлексивном слое сознания представлена только одна из «проекций» содержательной стороны понимания (осмысленное знание), которая в наибольшей степени доступна осознаванию и выражению в понятийной форме. Понимание в рефлексивном контексте- это выработка тезауруса, позволяющего осмыслить содержание знания, и работа предметно-специфического мышления. Феноменологический контекст соответствует внутреннему пространству смыслообразований субъекта понимания, содержание которых не всегда актуально осознается и разворачивается только во взаимодействии с текстом. В феноменологическом контексте
текст «нагружается» индивидуально-смысловыми акцентами, ассоциациями, переживаниями, вступает во взаимодействие с «предпониманием»- имплицитными представлениями о предмете понимания.
Коммуникативный контекст строится при минимально двух версиях интерпретации текста, то есть в ситуации диалога как минимум двух сознаний. Актуализация смыслов участников педагогической коммуникации позволяет выявить различные версии понимания и соотнести их между собой. Потенциально данный контекст задает внутренний диалог и рефлексивную активность. Свойства данного контекста могут обеспечивать фасилитацию процесса понимания.
На наш взгляд, правомерно выделить также деятельност-ную проекцию понимания (осмысленная деятельность), которая реализуется в форме понимания смысла цели и осуществляемых действий, и бытийную проекцию (осмысленная жизнедеятельность), представленную всистеме «жизненных отношений» (Д.А.Леонтьев). Со стороны педагогического взаимодействия деятельностный контекст понимания задается через структурные характеристики деятельности, сам способ организации которой может быть «прочитан» кактекст.Вэтомслучаенаправленность смыслоактуализации соответствует ответу на вопрос- «ради чего» эта деятельность осуществляется.
В бытийном (жизненном) контексте результаты понимания выражаются в форме жизненных смыслов и личностных ценностей, которые структурируют жизненную позицию человека. Бытийный контекст- он жесо-бытийный. Онтологически первичный, бытийный контекст позволяет актуализировать смысловые личностные образования, соотносящиеся с системой жизненных отношений человека. Бытийная сторона понимания выступает как основа для разворачивания потребности в осмыслении мира и процессов личностного и жизненного самоопределения, является одновременно порождающим и интегративным началом понимания, поскольку выстраиваемый личностью смысл возвращается в культуру через творческую культуросообразную жизнедеятельность.
Факторы, определяющие специфику молодежного лидерства
Беспалов Д. В. (г. Курск)
Одним из перспективных направлений разработки проблемы молодежного лидерства является рассмотрение данного феномена в зависимости от уровня организованности группы, социальной ситуации жизнедеятельности группы, а такжес учетом возраста членов группы, в которой находится лидер. Необходимо подчеркнуть, что мы разделяем мнение Т.В. Бендас, считающей продуктивной идею создания не концепций лидерства «вообще», а применительно к конкретному его виду.
Согласно взглядам Л.И. Анцыферовой, в современной России отмечается выраженная неоднородность социальных сред: от демократических до «институтов рабства». В связи с этим особую актуальность представляет изучение лидерства в различных социальных средах (А.С. Чернышев, 2006).
99
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Изучались подростки и юноши г. Курска и Курской области в пяти детских учебно-оздоровительных центрах- «Магистр», «Гайдаровец», «Комсорг», «Лагерь мира», «Вертикаль»; сводные отряды 10-ти школ г. Курска, принимавшие участие в военной игре «Зарница», а также старшеклассники школ № 48 и № 50 г. Курска.
Установлено, что социальная среда определяет специфические характеристики лидерства: в школе преобладают лидеры-девушки, в детских спортивных организациях- лидеры-юноши, в центрах отдыха и развития наблюдается равное их соотношение; лидеры в детских центрах отличаются большей «отзывчивостью». Включение учащихся в профильные центры (социально обогащенную среду) способствует актуализации и становлению эффективного лидерства. Изучение особенностей отрицательного лидерства показало, что в школе больше лидеров-дезорганизаторов, чем в детских центрах, что можно объяснить, исходя из установленного нами механизма появления в группе лидеров-дезорганизаторов. В школе ученику сложно выразить потребность вести за собой других для достижения положительных целей в рамках официальных структур, поэтому он становится лидером-дезорганизатором, выражая,такимобразом, свою нереализованную активность. В детских центрах создаются оптимальные условия для реализации лидерского потенциала, вследствие чего здесь меньше лидеров-дезорганизаторов.
В профильных детских центрах ведущую роль в актуализации лидерства, а также в его количественном и качественном позитивном преобразовании играет социальное, духовное и предметное обогащение деятельности, интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной деятельности, повышение организованности групп, демократическое внедрение организационного порядка, общая пространственная организация коллективных действий, создание атмосферы поддержки и товарищества и др.
Изучение влияния организованности группы на лидерство позволило установить, что в детских центрах организованность групп выше, чем в школе. Организованность группы влияет на точность восприятия статусной структуры членами группы и определение эффективных лидеров. В отличие от групп средней и особенно низкой организованности, в группах высокой организованности складывается адекватное организационное самоопределение индивидов, повышающее успешность совместной деятельности, а лидеры осуществляют функции интегрирования индивидуальных и групповых мотивов, расширения включенности индивидов в совместную деятельность на всех этапах ее реализации, создания в группе положительного психологического настроя, за счет чего повышается эффективность совместной деятельности.
В напряженных ситуациях совместной деятельности в высокоорганизованных группах происходит качественное обогащение лидерства, наблюдается оптимальное соотношение тактического и стратегического лидерства. В группах средней организованности данное соотношение принимает различные формы. В низкоорганизованных группах имеется достаточное количество стратегических лидеров, но тактическое лидерство развито недостаточно, во многом, поэтому совместная деятельность неэффективна. Группы высокой организованности отличаются болыиимлидерским«резер-вом». Втаких группах при создании дополнительной напряженности за счет исключения лидера из деятельности успешность совместной деятельности снижается незначительно.
Логитюдное исследование лидерства в школе позволило установить, что структура лидерства обладает устойчивостью и
мало изменяется от первого к седьмому классу. Лидеры могут приспособиться к требованиям возраста и сохранить свой статус.
Изучение стиля и структуры межличностных отношений с помощью теста-опросника Т. Лири, позволило выявить ряд возрастных особенностей лидеров: фактор «доминирования» повышается от 3-го к 11 классу, а уровень «покорности» снижается с 3-го по 11 класс, достигая в юношеском возрасте самого низкого значения. Полученные данные согласуются с деятельностным подходом и принципом единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), т. е. лидерские качества, проявившиеся в начальной школе, в дальнейшем проявляются и закрепляются в деятельности, превращаясь в черты личности.
Определены причины выдвижения лидеров. В начальной школе ученик занимает лидерский статус из-за хорошей успеваемости и положительного отношения к ученику со стороны учителя (которые во многом обусловлены успеваемостью). В подростковом возрасте лидерский статус связан с благоприятными отношениями со сверстниками, а не с учителями. Для семиклассников важно, чтобы лидер был надежнымтоварищем. Фактор учебы продолжает играть важную роль и в данном возрасте, но он также обусловлен «кодексом товарищества», например, для подростков важно, чтобы лидер не просто хорошо учился, но и обязательно давал списывать. В11 классе фактор учебы окончательно уходит на второй план, его практически не называют. В силе остаются требования к лидеру как к надежному товарищу и человеку, способному организовывать деятельность группы. В этом возрасте у многих юношей появляются собственные деньги, поэтому важную роль начинает играть «денежный» фактор. Лидером часто называют ученика, у которого много денег.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза