logo
psicho T1

На примере старшеклассников

Гольдшмидт Е.С., Окунцова Т.Н. (г. Кемерово)

Функциональная асимметрия мозга человека является одним из важнейших факторов обеспечения когнитивной деятельности, она связана с речевыми, координационными, умственными способностями и определяет возможности адаптации человека к различным условиям и формам деятельности. Наибольшее значе­ние имеют локальные показатели, составляющие индивидуальный профиль асимметрии (чаще это моторная и сенсорная асимметрии) (Брагина, Доброхотова, 1988).

Исследования, проведенные на кафедре физиологии человека Кемеровского университета, показывают, что развитие функцио­нальной асимметрии у человека в современных условиях наиболее явно выражено с 6 до 15 лет и идете нарастанием величины общей асимметрии мозга до 25 лет (Гольдшмидт, 2005). Происходит выраженное увеличение числа четко проявленных локальных асимметрий (моторной - примерно от 10 % до 50 %, сенсорной - от 10 % до 40 %). У мальчиков 6 лет доля неопределенных локальных асимметрий составляет 20 % из всех исследованных признаков, а к 18 годам она падает до 10 %. У девочек - от 25 % падает до 15 %, соответственно. Рост величины асимметрии мозга по срокам совпадает с наиболее интенсивной когнитивной деятельностью - с учебой в школе и в вузе. У людей с различными отклонениями от оптимального уровня асимметрии хуже адаптация к учебной деятельности и хуже социализация (Москвин, 2005).

Одним из основных направлений адаптации (индивидуализа­ции) в современном информационном обществе является выбор своего когнитивного стиля, который в существенной степени связан с асимметрией мозга (Холодная, 2004). Исследования функциональ­ных систем в связи с особенностями когнитивной деятельности и асимметрии мозга указывают на значительные отличия силы и числа корреляций параметров ЭЭГ при доминировании полушарий: левое усиливает дифференцированность и силу связей внутри полушарий, а правое - усиливает диффузность этих связей и межполушарные взаимодействия (Павлова, Романенко, 1988). Исследователями установлено, что для нормальной работы головного мозга необхо­дим оптимальный уровень межполушарнои асимметрии, которому соответствует оптимальный уровень корреляций параметров ЭЭГ, отражающих структуру функциональных связей (Кураев, 1982).

Среди методов, воздействующих на асимметрию мозга с целью улучшения когнитивной деятельности, выделяются методы образовательной кинезиологии (гимнастика мозга), которые по­зволяют активизировать и оптимизировать возможности мозга (Кузнецова, Кудрявцева, 2001). Целью серии исследований было изучение особенностей профиля асимметрии и его взаимосвязи со структурой функциональных систем в ходе развития школьников, особенности этих показателей у девиантных детей и возможности их коррекции. Для этого был исследован профиль асимметрия у различных групп школьников и девиантных подростков с помощью батареи из 30 тестов (Литвинова, Иванов, Березина, Гольдшмидт, 2001). Кроме этого оценивался их психофизиологический статус с помощью теста Люшера и некоторые когнитивные показатели. Избранным группам предлагалось выполнение базового набора кинезиологических упражнений в течении 3 месяцев, после чего они повторно обследовались.

Результаты исследования школьников начальных классов, обу­чающихся по различным программам и с различной успешностью, показали, что в классах с успешным обучением по традиционным и развивающим программам преобладают дети с выраженным моторным правшеством (20 - 25%) и сенсорным левшеством (-10 - -15%), кроме этого у них наблюдается низкий уровень неопределенных асимметрий (17 - 20%). При этом у всех вы­явлены оптимальные когнитивные показатели, уровень стресса, устойчивость, вегетативный и личностный баланс.Удетей из классов коррекции соответствующие значения были: 13 -18%, 0% и 25 -30% при неблагоприятных психофизиологических показателях.

Дальнейшее развитие в подростковом возрасте (старшие классы) сопровождается значительным усилением выраженности

271

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

асимметрии и сдвигом ее сенсорной компоненты вправо. Средняя скорость изменения асимметрии составляет в этом возрасте около 10 % в год. Школьники традиционных классов имеют соотношение моторной и сенсорной асимметрий 25 % и 15 %, гуманитарных классов 45 % и 45 %, а естественнонаучных - 55 % и 55 %. В группах девиантных подростков асимметрия существенно отличалась: у наркоманов 30 % и 10 %, у воров 20 % и 25 %, у грабителей и убийц 35 - 45 % и 20 %. Исследование психофизиологических показателей выявило их улучшение параллельно усилению степени асимме­трии. Растет количество корреляций показателей, особенно число вертикальных связей (иерархических, межблочных) - в 1,5-2 раза и их фрактальная размерность (в 1,5 раза). В девиантных группах наблюдается ухудшение и диссоциация этих показателей.

Поскольку асимметрия прямо связана с успешностью (через психо-физиологические и когнитивные механизмы), то с же­лающими улучшить успеваемость в профильных старших классах и в детском доме проводили трехмесячный цикл упражнений (по системе образовательной кинезиологии). В итоге вектор про­филя асимметрии детей, улучшивших свои учебные показатели (на 1 балл в среднем) переместился в зону 40-80 % моторной и 20-70% сенсорной асимметрии (в среднем на 20-30%), тогда как у неуспешных их вектора «расползлись» по квадрантам со сменой знака у некоторых из них. Дети из детского дома показали еще более хаотичное поведение в зоне, близкой к нулевой асимметрии. При этом они не улучшили своих учебных показателей. Необходимо особо отметить, что наблюдается существенная индивидуализация направленности векторов, что существенно затрудняет статисти­ческую обработку. На основании этого можно сформулировать понятие «условно-оптимальной» зоны - 40-60 % для моторной и сенсорной асимметрий. При попадании в нее когнитивная сфера функционирует оптимально.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4