logo
psicho T1

(Идеографический подход)

Бобров А.Н., Позывайлова М.Л., Ткаченко А.В.

(г. Ставрополь)

Современное общество декларирует равные права в получении образования для всех людей, в том числе и для тех, кому поставлены диагнозы «задержка психического развития» и «умственная от­сталость». Для таких людей затруднено не только усвоение знаний, но и само вхождение в трудовую деятельность. Как показывает практика, мышление человека с подобным диагнозом затруднено в

151

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

вербальном плане и особенно развито в невербальном. Рассмотрим в рамках декларируемого идеографического подхода следующий клинический случай: Девушка, 30 лет, не получала ранее образования в связи с постановкой диагноза «умственная отсталость», обрати­лась в Многопрофильный сервисный центр социальной помощи и социально-реабилитационных услуг с запросом: обучение компью­терной грамотности. Для достижения наилучшего эффекта обучения были поставлены две цели: педагогическая и психотерапевтическая. Образовательная среда, для достижения педагогической цели, была построена следующим образом: упор делался на формирование практических навыков при работестекстовым редактором MS WORD, задания были сконструированы таким образом, что ученица сама вы­бирала форму выполнения задания, регулировала темп усложнения, проявляла инициативу. Психотерапевтическая цель, поставленная в начале обучения - ускорение сепарационного процесса, достига­лась следующим образом: перед каждым занятием предлагалось пройти психологическую диагностику с помощью восьми цветового теста М. Люшера. По итогам диагностики отслеживалась динамика сепарационных процессов. Сам сепарационный процесс направлялся путем привития большей самостоятельности в выполнении заданий и поиске решений текущих проблем. Помощь в выполнении заданий со стороны педагога постоянно уменьшалась, пока не свелась к минимуму. Затем ученице были предложены творческие задания, которые, однако, не были выполнены. Это можно объяснить не­достаточной развитостью словесно-логического мышления. Для закрепления получаемого входе занятий терапевтического эффекта была проведена серия бесед с семьей, которая позволила выяснить, что в семейной жизни также наблюдается большая, по сравнению с предыдущим периодом, развитость самостоятельности в постановке и решении текущих задач бытового характера. По итогам занятий с ученицей также была проведена беседа, в которой выяснилось, что она собирается учиться дальше, трудоустраиваться, а в последствии выйти замуж. Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: образовательный процесс при внесении в него методов из терапевтической практики может оказывать значительный терапев­тический эффект, который распространяется нетолько на обучающую среду, но и на всю жизнь человека.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4