К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
Добрянская Р. Г., Кузьмина Ю. В. (г. Томск)
Особенности демографической ситуации в России актуализируют целесообразность научно-методических разработок с целью повышения эффективности организации перинатальной помощи, в том числе поиск и использование клинически оправданных методов по изменению стиля жизни беременной женщины в интересах будущего ребенка. Цель данного исследования - выявление индивидуально-типологических предпочтений копинг-стратегий беременными женщинами и обоснование возможности оптимизации психологической подготовки к родам с помощью разработанной нами комплексной программы индивидуальной и групповой работы. Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе были изучены стратегии копинг поведения 1675 женщин, наблюдавшихся в женской консультации по поводу беременности. На основе предпочитаемых стратегий, относящихся к эмоциональной сфере «Опросника для изучения копинг поведения» (Heim,1988), были выделены «оптимисты» (женщины, сохраняющие уверенность, что есть выход из трудной ситуации) и «пессимисты» (женщины, не отдавшие предпочтение первым выбором конструктивной стратегии «оптимизм»). Также был
проведен анализ особенностей анамнеза жизни, течения беременности, родов и послеродового периода, а также состояния новорожденных на основании карт наблюдения за беременной, заполненной акушером-гинекологом. В группе «оптимистов», которых в общей выборке оказалось 55,4%, преобладали замужние (р=0,02) работающие (р=0,03) женщины, с высшим образованием (р=0,006), выросшие в полной родительской семье (р=0,003). Среди беременныхженщин «пессимистов» распространено курение (р=0,04), течение беременности в этой группе чаще осложняется самопроизвольным выкидышем (р=0,006), гестозом (р=0,002), преждевременными родами (р=0,006), в родах развивается резистентная к медикаментозной терапии дискоординация родовой деятельности (р=0,003), требующая оперативного родо-разрешения. Перинатальная смертность в группе «пессимистов» (12,5%) оказалась выше (р<0,01), чем в группе «оптимистов» (3,1 %). Результаты полученных данных позволили выделить беременныхженщин,отнесенных по результатам психологического тестирования к «пессимистам», как группу риска.
На втором этапе исследования, на основе анализа результатов первого этапа исследования, была разработана и апробирована на группе «пессимистов» (88 беременных женщин) программа дородовой подготовки с учетом намеченных «мишеней изменения» и включающая следующие компоненты:
создание положительного эмоционального фона в последнемтриместре посредством насыщения когнитивной сферы адекватной информацией, уменьшающей страхи перед родами ибудущими материнскими функциями (технологии когнитивнойпсихотерапии «обременяющих мыслей», развитие оптимизмакак «прививки» против стресса), что увеличивает порог болевой чувствительности;
переформирование понятия «роды» в понятие «день рождениямоего ребенка» (прием «позитивного истолкования» неприятного, изготовление развивающих игрушек для будущегоребенка);
двухчасовые телесно-ориентированные тренинги с частотойдва раза в неделю, в течение трех месяцев (гимнастика вмедленном релаксирующем темпе для достижения плавностидвижений и расслабления, в которую включены движения иустановки, формирующие привязанность к будущему ребенку);
телесно-ориентированные тренинги для супружеских пар,планирующих партнерские роды (изучение ресурсных возможностей партнера, проведение коррекции, при необходимостипсихологическое сопровождение пары в родах);
осознание особенностей мироощущения, переживаний беременной женщиной своего образа «Я» с помощью рисуночноготеста «Автопортрет» (при индивидуальной психотерапии предлагалось рассказать, кто изображен на рисунке, что чувствуеткаждый из персонажей, где сама женщина на этом рисунке, чтоможно изменить для улучшения самочувствия);
обучение навыкам осознанного самоконтроля над ситуацией напримере обучения навыкам рационального питания с учетомтриместра беременности (групповая сюжетно-ролевая игра,ведение дневника наблюдения за динамикой массы тела в зависимости отхарактера питания, составление индивидуальногорациона).
В результате применения предложенной программы дородовой подготовки в коррекционной группе («пессимисты») достоверно
301
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
реже (р<0,05) произошли преждевременные роды (1,1 % против 8,3 % в контрольной группе). Все дети от матерей «пессимистов», прошедших психологическую коррекцию родились живыми, а в группе контроля (п=162) перинатальная смертность составила 12,4 %. Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности эффективной психокоррекционной работы при подготовке к родам при использовании специальной комплексной программы.
ювенальной юстиции также и обвиняемых и подсудимых, можно считать приоритетной задачей. Подобная психологическая разработка проблем ювенальной юридической психологии будет способствовать развитию и гуманизации юридической практики по отношению к несовершеннолетним.
О ювенальной юридической психологии
Дозорцева Е. Г. (г. Москва)
Традиционные разделы юридической психологии - правовая, криминальная, судебная, пенитенциарная психология- обращены преимущественно к проблемам взрослых людей. Однако каждая из названных дисциплин имеет и важную сферу, непосредственно относящуюся к детям и подросткам. Все эти сферы обладают общей спецификой содержания, обусловленной возрастными особенностями своего предмета. Их общность позволяетобъединить сферы подобного рода в единый комплекс и обозначить его - по аналогии с общепринятым термином «ювенальная юстиция» - категорией «ювенальная юридическая психология». Дальнейшая разработка этой категории показывает, что образующие ее предметные содержания представляют собой самостоятельную систему, имеющую связи со «взрослыми» аналогами, но одновременно обладающую единством внутренних содержательных взаимосвязей. Основой для объединения служит предмет ювенальной юридической психологии, который можно определить как психологические особенности и психологические проблемы детей и подростков в юридически значимых ситуациях.
Одна из важнейших задач ювенальной юридической психологии - разработка психологической интерпретации юридического понятия «интересы детей», используемого в международных правовых документах. Соотнесение этой категории с психологическими положениями о полноценном и разностороннем развитии личности ребенка позволит заложить методологическую основу формирования ювенальной юридической психологии как прикладной науки и практики и придать ей ценностный вектор - направленность на обеспечение такого развития, или защиту интересов ребенка. Подобное понимание придает новый смысл традиционным вопросам юридической психологии, касающимся детей и подростков. Так, в области правовой психологии исследование формирования правосознания у детей и подростков, психологическое обоснование возрастных границ правоспособности, дееспособности, ответственности служит оптимальному построению правовых норм и созданию условий для реализации подростками своих прав и обязанностей. Изучение формирования личности подростка-правонарушителя как раздел криминальной психологии может быть тесно связано с задачами превентивной и пенитенциарной психологии, причем именно превенция будет иметь здесь решающее значение. В сфере судебной психологии наиболее тесно с проблемой интересов ребенка связаны вопросы гражданского судопроизводства. Однако и в уголовном процессе соблюдение оптимальных интересов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а в рамках
Связь доверия и понимания: проблемные вопросы
Дорофеев В. А. (г. Ростов-на-Дону)
Эффективность межличностного взаимодействия является одной из ключевых проблем социальной психологии, решающей конкретные практические проблемы. Это касается и образовательного процесса, и процесса управления и многих других процессов, которые связаны с системой «человек-человек». В этом плане, в соответствии сточкой зрения Т.П. Скрипкиной (1999) и В.В. Знакова (1997) проблема межличностного доверия и межличностного понимания является едва лине самой главной.
Но, при этом, в исследованиях данных авторов эти два феномена (доверие и понимание) рассматриваются как независимые друг от друга явления - определяется методология их изучения, проводятся эмпирические исследования, направленные на изучение механизмов, детерминант, и т. д.
Как нам представляется, если рассматривать эти два феномена с точки зрения эффективности взаимодействия, это далеко не всегда так. Мы полагаем, что, во-первых, между этим двумя феноменами существует связь каузальная, понимаемая в рамках причинно-следственных отношений между доверием и пониманием (доверие определяет понимание и наоборот), во-вторых, эти два феномена взаимодействуя между собой, порождают новую реальность, не сводящуюся однозначно к особенностям феноменов, ее породивших - доверию и пониманию.
Что касается эмпирической проверки первой части вышеобо-значенной проблемы, то в рамках этого предположения нами было проведено лонгитюдное исследование в старшем школьном возрасте (всего в исследовании приняло участие 355 школьников). Целью данного исследования было изучение меры детерминации уровнем понимания педагога учеником уровня доверия к нему и, наоборот, детерминация уровнем доверия к педагогу уровня его понимания (замеры проводились на первом занятии, в середине учебной четверти и в конце четверти). В основу исследования был положен метод субъективного шкалирования. На основе полученных эмпирических данных мы рассчитали меру детерминации понимания доверием и наоборот, доверия пониманием на разных стадиях взаимодействия. В результате нами было установлено, что мера детерминации понимания доверием в первом замере оказалась значительно выше (п2=0,51) по сравнению с детерминацией доверия пониманием (п2=0,18), при втором замере соотношение несколько изменилось - мера детерминации понимания доверием снизилась (г|2=0,33), а мера детерминации доверия понимания несколько возросла (г|2=0,29), в третьем замере изменений по сравнению со вторым замером, практически, не произошло.
302
А-Ж
Объяснением этому факту, как мы полагаем, может быть то, что доверие на начальном этапе взаимодействия предшествует пониманию, но скорее не пониманию вообще, а состоянию, которое мы назвали «состоянием готовности к пониманию», которое и порождается межличностным доверием. Доверие, порождается не только сознанием, с которым связано понимание, но и неосознаваемым установочным комплексом (Т.П. Скрипкина, 1999), которые, как мы полагаем, определяются, в частности, социальными стереотипами - профессиональными, этническими т. д., которые и формируют «состояние готовности к пониманию». На более поздних этапах, уже межличностное понимание может детерминировать межличностное доверие.
Далее мы предположили, что доверие к другим людям проявляется в выборе каузальных схем для их познания и, соответственно, как результат познания - понимания другого человека (формы понимания, основанной на ответе на вопрос «Почему человек совершает те или иные действия (А.А. Брудный 2006). В рамках этого, мы провели пилотажное исследование, результаты которого требуют более углубленного исследования, но, тем не менее, под-тверждившие наше предположение - тем, кому мы доверяем при его познании мы атрибутируем причины, связанные с ситуацией, а тем, кому мы не доверяем при его познании мы атрибутируем причины, связанные с особенностями его личности.
Обратимся ко второму вопросу- предположению о том, что эти два феномена, взаимодействуя между собой, порождают новую реальность, не сводящуюся к особенностям феноменов, ее породивших- доверию и пониманию. Решение второго вопроса на эмпирическом уровне гораздо более сложная задача по сравнению с первой. Возможно, решение этой проблемы требует использования принципа дополнительности, о возможностях применения которого в психологии ведутся дискуссии на протяжении длительного времени.
Что касается нашего взгляда на эту проблему, то частичное решение этого вопроса, как нам представляется, может быть связано с понятием «результативное взаимодействие», которое развивается в исследованиях В.А. Горяниной (1996).
Мы полагаем, что отправным пунктом должна служить точка зрения о том, что абсолютное доверие, как и абсолютное понимание, в плане продуктивности взаимодействия в системе «человек-человек» не является оптимальным условием. При абсолютном понимании друг друга не возникает противоречий, ведущих к развитию системы. При абсолютном доверии возникает соблазн манипуляции другим человеком. Мы считаем, что существует оптимум соотношения доверия и понимания, наличие которых и будет порождать самый высокий уровень продуктивности взаимодействия. Это наглядно проявляется при лечении медикаментозными средствами, когда действие одного лекарства усиливается наличием другого лекарства.
Если брать систему «человек-человек», то эта «смесь» доверия и понимания будет определяться теми целями и задачами, которые решает эта система. В частности, если брать образовательную систему, тогда «смесь» доверия и понимания должна быть одна, если брать армейские структуры, тогда «смесь» доверия и понимания должна быть другая.
Рефлексия как механизм развития личности дошкольников
Дорофеева Н. В. (г. Нижневартовск)
Самый длительный и сложный этап раннего онтогенеза - дошкольный возраст. Именно в этот период начинают развиваться сознательные механизмы личностного самоопределения. Одним из существенных механизмов личностного развития, характеризующим динамику и движение, выступает рефлексия, т.е. самонаблюдение, анализ собственных действий, мыслей и переживаний. Способность к рефлексии означает «возможность становиться вне себя» (Э.В. Ильенков), т. е. выходить за пределы самого себя.
Принято считать, что рефлексия как целостное образование складывается в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). Однако способность отделить себя от своей жизнедеятельности начинает проявляться и на этапе дошкольного развития. В этой связи, проблема анализа рефлексии как механизма развития на ранних этапах онтогенеза имеет значение с точки зрения анализа преемственности дошкольной и школьной ступеней развивающего образования, подготовки старших дошкольников к учебной деятельности. Основу такого анализа составляетформированиеуниверсальных психологических предпосылок учебной деятельности, ключевой из которых является развитое продуктивное воображение, ядро креативного потенциала дошкольника, которое генетически связано с теоретическим мышлением младшего школьника. Рефлексия лежит в основе связи воображения и мышления на границах детского возраста. Теоретическое исследование проблемы становления рефлексии дошкольников позволяет выделить как минимум три основных психологических условия, характеризующих такое развитие:
наличие субъективно значимой для ребенка психологическойобщности со взрослым «Я - Значимый Другой», которая одновременно позволяет идентифицироваться ребенку со взрослыми соотносить свои действия с действиями другого человека напредмет их соответствия;
организация сотрудничества ребенка с взрослым и сверстниками по поводу решения творческих задач в рамках различныхдошкольных видов деятельности, в которых активные функцииориентировки, исполнения и контроля действий принадлежатсамому ребенку;
рефлексия в дошкольном возрасте развивается в тесной связии проявляется как составная часть творческого воображения(креативный диалогизм, внутренняя позиционность детскогосознания), которое в свою очередь создает фундаментальнуюпредпосылку для развития рефлексивного мышления в младшем школьном возрасте.
Данный подход к анализу рефлексии как механизма развития личности дошкольника может внести существенный вклад в развитие теории и практики системы развивающего образования, раскрыть психологические условия и механизмы проектирования дошкольных видов деятельности.
303
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.
Yandex.RTB R-A-252273-3- IV всероссийского съезда рпо
- Психологические аспекты невынашивания беременности в современных семьях
- Время как психологическая мера измерения количественно-качественных изменений человека
- Особенности работы социально-психологической службы гимназии личностно-ориентированного образования
- Ордерная технология изменения организационной культуры: принципы проектирования и применения
- Конфигурация медленного потенциала мозга, соответствующего реализации нового поведенческого акта
- О результатах апробации компьютерной модификации методики г. Уиткина «Стержень-Рамка»
- Современных мультфильмов на когнитивный компонент нравственного развития ребенка-дошкольника
- Изучение представления о супружеских конфликтах у сотрудников спецподразделений
- Различительная чувствительность в общем антропологическом пространстве
- Психоаналитический подход в понимании психологического потенциала семейных отношений
- Организационная культура как ресурс развития негосударственной образовательной организации
- Опросник «Мыслей и Поведения» для изучения нарушения пищевого поведения (нпп)
- Психологическое сопровождение детей
- С онкологическими заболеваниями
- И их семей на всех этапах
- Заболевания и лечения
- Саморегуляция учебной деятельности как условие эффективной учебы подростков коррекционных классов
- Карьерные стратегии мужчин и женщин - представителей технономических профессий
- Психологические особенности
- Копинг-поведения сотрудников
- Государственной противопожарной
- Социально-психологическая характеристика нарушений уставных правил взаимоотношений
- Концепция и направления медико-психологического сопровождения спасателей мчс России
- Сравнение влияния аффекта и фрустрации на субъектность обвиняемого
- Принципы и реализация психологического мониторинга образовательных систем
- Психологические аспекты воздействия художественной литературы на формирование личности
- Закон б.М. Теплова и экзистенциальные модели в спецгруппах
- Профессиональное самоопределение: представления о профессии и «образе профессионала»
- Проблема объединения локальной зрительной информации в когнитивные блоки
- Акмеологический аспект мыследеятельностного образования студентов гуманитарных специальностей
- Стадии развития лидера Развитие творческого и инициативного мышления в современных условиях
- Личностные детерминанты субъекта учебной деятельности в контексте первичной профессионализации
- О депривации потребностей ребенка, оставшегося без родительского (семейного) попечения
- Личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации российского образования
- Деформации личностно-смысловой сферы «Топ-менеджера» в зависимости от уровня персональной ответственности
- Влияние особенностей памяти и внимания на формирование установок иллюзий восприятия формы объектов
- Формирование конфликтной
- Компетентности педагогов школы как
- Важное направление психологического
- Обучения в образовании
- Уход в деноминацию как способ решения личностью своих проблем в условиях социальной неопределенности
- Исследование манипулятивных
- Воздействий руководителя на
- Социально-психологический
- Климат группы
- Мотивационные особенности менеджеров с различным стилем мышления
- Особенности стиля мышления
- У представителей различных
- Национальностей Юга России
- (На примере жителей г. Ростова-на-Дону)
- Соотношение технологичности и творчества в исследовательской деятельности учащихся
- Взаимосвязь духовной и психологической безопасности в современных угрозах мира
- Психологическое просвещение участников образовательного процесса: детей,учителей, родителей.
- Содержательные характеристики «я» и потенциал развития человека в профессии
- Соотношение механизмов психологической защиты и совладания у подростков
- Психологическое обеспечение
- Профессиональной безопасности
- Сотрудников правоохранительных
- Органов
- Проектная мыследеятельность субъектов
- Образования как механизм выращивания
- Новых культурно-образовательных
- Практик
- Психологические аспекты профессионально-педагогического образования
- Исследование индивидуальных различий асимметрии ритмических составляющих ээг у близнецов
- Двигательная активность в структуре
- Здоровой жизнедеятельности учащихся
- Как условие развития безопасности
- Личности
- Диагностика регуляторных основ как условия готовности к переходу из средней школы в старшую
- Динамические и статические
- Характеристики в структуре
- Представлений о себе и другом как
- Трудном партнере общения
- Особенности переживания внутриличностных конфликтов у женщин, зависимых от алкоголя
- Влияние степени тяжести
- Перинатального поражения цнс
- И сокращения срока внутриутробного
- Развития на формирование
- Особенности обучения учащихся
- Установлению взаимосвязей
- При изучении математики
- С позиций психологии
- Исследование образа
- Террористического акта
- У респондентов Москвы,
- Чеченской Республики и Забайкалья
- Подходы к исследованию
- Проблема письменной личности в идеологических конструктах XX века (на материале творчества н.К. Крупской)
- Преступного поведения в отношении представителей религиозных групп
- Практика работы психологов таможенных органов: состояние и пути развития
- Тендерные различия в уровне успеваемости немецких школьников в точных и гуманитарных науках
- Роль генетических и средовых факторов в формировании предрасположенности к депрессии у подростков
- Диалог как технология инициации смыслообразования в интерпретации м.М.Бахтина
- Детей и подростков
- С различными формами аутизма
- (С синдромом Asperger,
- Синдромом Kenner)
- Представления студентов
- Групповые динамические процессы семьи как малой группы на разных этапах ее жизненного цикла
- Проблема формирования
- Осознанной саморегуляции
- В аспекте готовности студентов педвуза
- К профессиональной деятельности
- Кросс-культурные и тендерные исследования лидерства в зарубежной и отечественной психологии
- Междисциплинарные
- Особенности включенности
- Социально-одаренных детей
- В совместную деятельность
- Учебной группы
- Особенности профессионального самосознания у госслужащих с высоким и низким адаптационным ресурсом
- Использование методов терапевтической
- Практики в построении образовательной
- Среды для человека с инвалидностью
- (Идеографический подход)
- Психологические аспекты управления
- Учреждением дополнительного
- Образования как субъектом
- Развивающего образования
- Психологические особенности молодых людей, отличающихся высокой целеустремленностью и связностью целей
- Структура доверия к другим
- (По результатам социологического
- Исследования педагогов
- Свердловской области)
- Психологические механизмы формирования внутреннего убеждения коллегии присяжных заседателей
- Принципы управления
- Межгрупповой адаптацией
- На кораблях Военно-морского
- Флота России
- Особенности образа я у юношей и девушек с соматическими заболеваниями
- Отношений и коммуникаций национальной сборной команды (спортивные единоборства)
- Сон: оптимизация системы регуляции ритма сердца с помощью сенсорных притоков
- Основание изучения развития представлений подростков и юношей о себе и о мире
- Организация работы по внедрению личностно ориентированной технологии в школе
- Психологические эффекты как важные ресурсы для просвещения участников образовательного процесса
- Развитие профессионального здоровья как задача психологической подготовки специалиста
- Опыт трансформации восточных оздоровительных традиций: пространство чая
- Курс «Психологические факторы межконфессиональной толерантности» в школах
- Стереотипное восприятие как фактор формирования интолерантного поведения
- Стиль коммуникативной активности и интегральная индивидуальность человека
- Психологические показатели и сон подростков с минимальными мозговыми дисфункциями
- Психологические аспекты профессионального становления следователя прокуратуры
- Особенности адаптации пожилых людей к новой социальной ситуаци в условиях взаимодействия с собаками
- Влияние индивидуальных особенностей родителей на профессиональный выбор старших школьников
- Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения
- Мотивационно-личностные
- Детерминанты профессиональной
- Успешности командиров воинских
- Подразделений
- Психологический анализ врачебных ошибок стоматологов с позиции личностного подхода
- Особенности восприятия внешнего облика другого человека студентами педагогического колледжа
- Перспектив психологического мониторинга развития младших школьников в учебной деятельности
- Проявление феномена «апперцептивной слепоты» в исследовании мотивационной сферы педагогов
- Основные линии разработки проблем стиля деятельности в отечественной психологии
- Характеристики экзистенциальной исполнености личности и их связь с копинг-стратегиями
- Влияние структуры предметов труда
- На психологические свойства
- Коллективного субъекта труда
- (На примере энергетики)
- Представления и отношение школьников и студентов медицинского колледжа к здоровому образу жизни
- Особенности формирования мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе
- Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе изучения предмета «Психология»
- Психолого-экономические аспекты медиаплана рекламной деятельности турфирмы на Байкале
- Психофизиологические корреляты эмоциональной компетентности детей дошкольного возраста
- Актуальные направления
- Исследования условий оптимизации
- Психотерапевтического общения с
- Заикающимися
- Природа индивидуальных различий по экстраверсии и нейротизму
- Специфика психолого-педагогической деятельности практического психолога образования
- К проблеме социально-психологических детерминант жизненной удовлетворенности
- К верификации методов психосемантической диагностики познавательных конструктов личности
- 0 Профессионально-педагогическом самоутверждении личности
- Динамика профессионального самосознания психологов в процессе обучения
- Проблемы реализации
- Социо-ориентированной методологии
- Проектирования крупномасштабных
- Технических объектов
- Взаимосвязь профессионально важных качеств и многоуровневых процессов психической регуляции
- Психологические особенности процесса персонификации компьютера пользователями
- Результаты мониторинга социально-психологических и организационных проблем безопасности
- Личностное развитие в условиях ранней профессионализации:ресурсы и проблемы
- Полипарадигмальная модель профессионального самосознания педагогов доу
- Со страхами ребенка как фактор формирования копинг-стратегий у детей
- Музыка как фактор развития
- Коммуникабельности подростков,
- Воспитывающихся в условиях
- Интернатного типа
- Ценностно-мотивационные основы интеграции этнических мигрантов в российское общество
- Особенности технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном пространстве вуза
- Психологическая структура готовности к риску руководителей высшего звена железноодорожного транспорта
- Психофизиологические детерминанты формирования криминального стереотипа поведения
- Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях
- К вопросу о связи личностной самоэффективности психолога и его профессионально важных качеств
- Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной парадигм в исследовании эмоционального развития
- Эмоциональные компоненты процесса социализации российских и бурятских детей
- Состав и структура ассоциативного пространства «ценности - психические состояния»
- Проблемы психического здоровья учителя в современной образовательной среде и перспективы
- Когнитивные типы дисфункциональных убеждений: особенности проявления в информационном пространстве
- Профиль асимметрии как системный
- Фактор в ходе социализации
- И возможности его коррекции
- На примере старшеклассников
- Феномен предметной избирательности: пролегомены к психологической диагностике способностей
- К вопросу о роли и направлениях деятельности школы в экономической социализации старшеклассников
- Формирование произвольности
- Поведения дошкольников в контексте
- Социального взаимодействия малой
- Проблема сохранения психического здоровья человека в системе высшего образования
- Вовлечение элементов индивидуального опыта разного «возраста» в процессы принятия решения
- Психологическая реабилитация
- Нейрохирургических пациентов,
- Работа с измененными
- Состояниями сознания
- Личностная беспомощность и учебная активность у детей младшего школьного возраста
- Специфика социализации, образовательной среды и жизненных ориентиров подростков
- Исследование генезиса установок и их проявления в реальной жизнедеятельности
- Влияние эмоциональных характеристик личности на процесс группового творчества
- Роль внешних и внутренних условий (факторов) при инициации и реализации сенсомоторного действия
- Психодиагностика личности подростка - этап психологического сопровождения в образовательном учреждении
- Интенсивности ые характеристики профессиональных я-концепций мужчин и женщин
- Психофизиологические и
- Психологические характеристики
- Старшеклассников с различным уровнем
- Одарённости
- Особенности межполушарного
- Взаимодействия при решении творческой
- Задачи у одаренных с разным профилем
- Латеральной организации
- К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин
- Скорость обработки информации как опосредующее звено в связях
- И интеллектом
- Методологические аспекты изучения связей особенностей личности и свойств нервной системы
- Социально-психологические проблемы духовно-нравственного кризиса современной семьи
- Организационные аспекты медико-психологической помощи населению
- Система реализации межпредметной интеграции в образовательном процессе школы
- Пассионарность как фактор психологической готовности военнослужащих
- Соотношение имплицитных и эксплицитных этнических стереотипов у русских и немцев
- Особенности самореализации личности при развитии способности к целеполаганию
- Особенности корреляционных
- В консультативной деятельности психолога по проблемам школьного обучения
- Опыт психической травмы у девочек с агрессивно-насильственными правонарушениями
- Психолого-педагогическое
- Психосемантические особенности представлений об успешности студентов разных курсов
- Эмпатический профиль личности как основа психологической культуры психолога
- Индивидуальный ресурс
- Профессионального развития
- Как условие успешной
- Профессионализации
- Глобализация и организация процесса
- Адаптации работника
- К мультикультурной
- Производственной среде
- Соотнесение субъективных представлений (со) и объективного поведения (социально-психологических
- Проблема повышения квалификации
- Руководящих кадров в условиях
- Инновационного управления в
- Современном образовании
- Мотивационно-ценностная включенность
- Характеристики социальных представлений в период общественной трансформации
- Эволюция
- Отражение в параметрах событийно-связанных потенциалов актуализации мотивации достижения
- Экономическая социализация и проблемы смысла жизни у старших подростков
- Психолого-педагогические основы становления творческих способностей дошкольников
- Интерактивная техника «Форум - театр»
- Обучения в рамках общей психологической подготовки спасателей мчс России
- Препятствия внедрения
- Инновационных технологий
- Психологического сопровождения
- Образовательного процесса
- Признаки и функции конкуренции как социально-психологического феномена и основы рыночной экономики
- Социально-психологические особенности организационной культуры и имиджа милиции
- Субъективная оценка служебных
- И социально-бытовых затруднений
- Как фактор развития стресса жизни
- Офицеров вс рф
- Психологический аспект профессиональной деятельности преподавателя вуза