logo
psicho T1

К родам с учетом некоторых социально-психологических особенностей беременных женщин

Добрянская Р. Г., Кузьмина Ю. В. (г. Томск)

Особенности демографической ситуации в России актуализи­руют целесообразность научно-методических разработок с целью повышения эффективности организации перинатальной помощи, в том числе поиск и использование клинически оправданных методов по изменению стиля жизни беременной женщины в интересах будущего ребенка. Цель данного исследования - вы­явление индивидуально-типологических предпочтений копинг-стратегий беременными женщинами и обоснование возможности оптимизации психологической подготовки к родам с помощью разработанной нами комплексной программы индивидуальной и групповой работы. Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе были изучены стратегии копинг поведения 1675 женщин, наблюдавшихся в женской консультации по поводу беременности. На основе предпочитаемых стратегий, относящихся к эмоциональной сфере «Опросника для изучения копинг по­ведения» (Heim,1988), были выделены «оптимисты» (женщины, сохраняющие уверенность, что есть выход из трудной ситуации) и «пессимисты» (женщины, не отдавшие предпочтение первым выбором конструктивной стратегии «оптимизм»). Также был

проведен анализ особенностей анамнеза жизни, течения бере­менности, родов и послеродового периода, а также состояния новорожденных на основании карт наблюдения за беременной, заполненной акушером-гинекологом. В группе «оптимистов», которых в общей выборке оказалось 55,4%, преобладали за­мужние (р=0,02) работающие (р=0,03) женщины, с высшим образованием (р=0,006), выросшие в полной родительской семье (р=0,003). Среди беременныхженщин «пессимистов» распростра­нено курение (р=0,04), течение беременности в этой группе чаще осложняется самопроизвольным выкидышем (р=0,006), гестозом (р=0,002), преждевременными родами (р=0,006), в родах разви­вается резистентная к медикаментозной терапии дискоординация родовой деятельности (р=0,003), требующая оперативного родо-разрешения. Перинатальная смертность в группе «пессимистов» (12,5%) оказалась выше (р<0,01), чем в группе «оптимистов» (3,1 %). Результаты полученных данных позволили выделить беременныхженщин,отнесенных по результатам психологического тестирования к «пессимистам», как группу риска.

На втором этапе исследования, на основе анализа результатов первого этапа исследования, была разработана и апробирована на группе «пессимистов» (88 беременных женщин) программа до­родовой подготовки с учетом намеченных «мишеней изменения» и включающая следующие компоненты:

В результате применения предложенной программы дородо­вой подготовки в коррекционной группе («пессимисты») достоверно

301

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

реже (р<0,05) произошли преждевременные роды (1,1 % против 8,3 % в контрольной группе). Все дети от матерей «пессимистов», прошедших психологическую коррекцию родились живыми, а в группе контроля (п=162) перинатальная смертность составила 12,4 %. Полученные результаты позволяют сделать вывод о возмож­ности эффективной психокоррекционной работы при подготовке к родам при использовании специальной комплексной программы.

ювенальной юстиции также и обвиняемых и подсудимых, можно считать приоритетной задачей. Подобная психологическая раз­работка проблем ювенальной юридической психологии будет способствовать развитию и гуманизации юридической практики по отношению к несовершеннолетним.

О ювенальной юридической психологии

Дозорцева Е. Г. (г. Москва)

Традиционные разделы юридической психологии - правовая, криминальная, судебная, пенитенциарная психология- обращены преимущественно к проблемам взрослых людей. Однако каждая из названных дисциплин имеет и важную сферу, непосредственно относящуюся к детям и подросткам. Все эти сферы обладают общей спецификой содержания, обусловленной возрастными особенностями своего предмета. Их общность позволяетобъединить сферы подобного рода в единый комплекс и обозначить его - по аналогии с общепри­нятым термином «ювенальная юстиция» - категорией «ювенальная юридическая психология». Дальнейшая разработка этой категории по­казывает, что образующие ее предметные содержания представляют собой самостоятельную систему, имеющую связи со «взрослыми» аналогами, но одновременно обладающую единством внутренних содержательных взаимосвязей. Основой для объединения служит предмет ювенальной юридической психологии, который можно определить как психологические особенности и психологические про­блемы детей и подростков в юридически значимых ситуациях.

Одна из важнейших задач ювенальной юридической психоло­гии - разработка психологической интерпретации юридического понятия «интересы детей», используемого в международных пра­вовых документах. Соотнесение этой категории с психологическими положениями о полноценном и разностороннем развитии личности ребенка позволит заложить методологическую основу формирова­ния ювенальной юридической психологии как прикладной науки и практики и придать ей ценностный вектор - направленность на обеспечение такого развития, или защиту интересов ребенка. По­добное понимание придает новый смысл традиционным вопросам юридической психологии, касающимся детей и подростков. Так, в области правовой психологии исследование формирования право­сознания у детей и подростков, психологическое обоснование воз­растных границ правоспособности, дееспособности, ответственно­сти служит оптимальному построению правовых норм и созданию условий для реализации подростками своих прав и обязанностей. Изучение формирования личности подростка-правонарушителя как раздел криминальной психологии может быть тесно связано с задачами превентивной и пенитенциарной психологии, причем именно превенция будет иметь здесь решающее значение. В сфере судебной психологии наиболее тесно с проблемой интересов ребенка связаны вопросы гражданского судопроизводства. Однако и в уголовном процессе соблюдение оптимальных интересов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а в рамках

Связь доверия и понимания: проблемные вопросы

Дорофеев В. А. (г. Ростов-на-Дону)

Эффективность межличностного взаимодействия является одной из ключевых проблем социальной психологии, решающей конкретные практические проблемы. Это касается и образователь­ного процесса, и процесса управления и многих других процессов, которые связаны с системой «человек-человек». В этом плане, в соответствии сточкой зрения Т.П. Скрипкиной (1999) и В.В. Знакова (1997) проблема межличностного доверия и межличностного по­нимания является едва лине самой главной.

Но, при этом, в исследованиях данных авторов эти два фено­мена (доверие и понимание) рассматриваются как независимые друг от друга явления - определяется методология их изучения, проводятся эмпирические исследования, направленные на изучение механизмов, детерминант, и т. д.

Как нам представляется, если рассматривать эти два феномена с точки зрения эффективности взаимодействия, это далеко не всегда так. Мы полагаем, что, во-первых, между этим двумя феноменами существует связь каузальная, понимаемая в рамках причинно-следственных отношений между доверием и пониманием (доверие определяет понимание и наоборот), во-вторых, эти два феномена взаимодействуя между собой, порождают новую реальность, не сводящуюся однозначно к особенностям феноменов, ее породив­ших - доверию и пониманию.

Что касается эмпирической проверки первой части вышеобо-значенной проблемы, то в рамках этого предположения нами было проведено лонгитюдное исследование в старшем школьном возрасте (всего в исследовании приняло участие 355 школьников). Целью данного исследования было изучение меры детерминации уровнем понимания педагога учеником уровня доверия к нему и, наоборот, детерминация уровнем доверия к педагогу уровня его понимания (замеры проводились на первом занятии, в середине учебной четверти и в конце четверти). В основу исследования был положен метод субъективного шкалирования. На основе полу­ченных эмпирических данных мы рассчитали меру детерминации понимания доверием и наоборот, доверия пониманием на разных стадиях взаимодействия. В результате нами было установлено, что мера детерминации понимания доверием в первом замере оказа­лась значительно выше (п2=0,51) по сравнению с детерминацией доверия пониманием (п2=0,18), при втором замере соотношение несколько изменилось - мера детерминации понимания доверием снизилась (г|2=0,33), а мера детерминации доверия понимания несколько возросла (г|2=0,29), в третьем замере изменений по сравнению со вторым замером, практически, не произошло.

302

А-Ж

Объяснением этому факту, как мы полагаем, может быть то, что доверие на начальном этапе взаимодействия предшествует пониманию, но скорее не пониманию вообще, а состоянию, которое мы назвали «состоянием готовности к пониманию», которое и порождается межличностным доверием. Доверие, порождается не только сознанием, с которым связано понимание, но и неосо­знаваемым установочным комплексом (Т.П. Скрипкина, 1999), которые, как мы полагаем, определяются, в частности, социальными стереотипами - профессиональными, этническими т. д., которые и формируют «состояние готовности к пониманию». На более поздних этапах, уже межличностное понимание может детерминировать межличностное доверие.

Далее мы предположили, что доверие к другим людям прояв­ляется в выборе каузальных схем для их познания и, соответственно, как результат познания - понимания другого человека (формы понимания, основанной на ответе на вопрос «Почему человек совершает те или иные действия (А.А. Брудный 2006). В рамках этого, мы провели пилотажное исследование, результаты которого требуют более углубленного исследования, но, тем не менее, под-тверждившие наше предположение - тем, кому мы доверяем при его познании мы атрибутируем причины, связанные с ситуацией, а тем, кому мы не доверяем при его познании мы атрибутируем причины, связанные с особенностями его личности.

Обратимся ко второму вопросу- предположению о том, что эти два феномена, взаимодействуя между собой, порождают новую реальность, не сводящуюся к особенностям феноменов, ее породивших- доверию и пониманию. Решение второго во­проса на эмпирическом уровне гораздо более сложная задача по сравнению с первой. Возможно, решение этой проблемы требует использования принципа дополнительности, о возможностях при­менения которого в психологии ведутся дискуссии на протяжении длительного времени.

Что касается нашего взгляда на эту проблему, то частичное ре­шение этого вопроса, как нам представляется, может быть связано с понятием «результативное взаимодействие», которое развивается в исследованиях В.А. Горяниной (1996).

Мы полагаем, что отправным пунктом должна служить точка зрения о том, что абсолютное доверие, как и абсолютное понимание, в плане продуктивности взаимодействия в системе «человек-человек» не является оптимальным условием. При абсолютном понимании друг друга не возникает противоречий, ведущих к развитию системы. При абсолютном доверии возникает соблазн манипуляции другим человеком. Мы считаем, что существует опти­мум соотношения доверия и понимания, наличие которых и будет порождать самый высокий уровень продуктивности взаимодей­ствия. Это наглядно проявляется при лечении медикаментозными средствами, когда действие одного лекарства усиливается наличием другого лекарства.

Если брать систему «человек-человек», то эта «смесь» доверия и понимания будет определяться теми целями и задачами, которые решает эта система. В частности, если брать образовательную си­стему, тогда «смесь» доверия и понимания должна быть одна, если брать армейские структуры, тогда «смесь» доверия и понимания должна быть другая.

Рефлексия как механизм развития личности дошкольников

Дорофеева Н. В. (г. Нижневартовск)

Самый длительный и сложный этап раннего онтогенеза - до­школьный возраст. Именно в этот период начинают развиваться сознательные механизмы личностного самоопределения. Одним из существенных механизмов личностного развития, характери­зующим динамику и движение, выступает рефлексия, т.е. самона­блюдение, анализ собственных действий, мыслей и переживаний. Способность к рефлексии означает «возможность становиться вне себя» (Э.В. Ильенков), т. е. выходить за пределы самого себя.

Принято считать, что рефлексия как целостное образование складывается в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). Однако способность отделить себя от своей жизнедеятельности начинает проявляться и на этапе дошкольного развития. В этой связи, проблема анализа рефлек­сии как механизма развития на ранних этапах онтогенеза имеет значение с точки зрения анализа преемственности дошкольной и школьной ступеней развивающего образования, подготовки старших дошкольников к учебной деятельности. Основу такого анализа составляетформированиеуниверсальных психологических предпосылок учебной деятельности, ключевой из которых является развитое продуктивное воображение, ядро креативного потен­циала дошкольника, которое генетически связано с теоретическим мышлением младшего школьника. Рефлексия лежит в основе связи воображения и мышления на границах детского возраста. Теоретическое исследование проблемы становления рефлексии дошкольников позволяет выделить как минимум три основных психологических условия, характеризующих такое развитие:

Данный подход к анализу рефлексии как механизма развития личности дошкольника может внести существенный вклад в раз­витие теории и практики системы развивающего образования, раскрыть психологические условия и механизмы проектирования дошкольных видов деятельности.

303

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том I.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4